Межрегиональная специализированная выставка "Горное дело: Технологии. Оборудование. Спецтехника"

С 17 по 19 ноября 2010 г. в Екатеринбурге на площадке Государственного регионального выставочного центра (ГРВЦ) Свердловской области "ИнЭкспо" прошла специализированная выставка с международным участием "Горное дело: Технологии. Оборудование. Спецтехника". Организаторы выставки ñ Министерство промышленности и науки Свердловской области, Институт горного дела УрО РАН, Уральский государственный горный университет, Выставочные компании "Региональный выставочный центр" и ГРВЦ "ИнЭкспо". Поддержку проведения выставочного проекта оказали Правительство Свердловской области, Уральское отделение Российской академии наук, НП ´Горнопромышленная ассоциация Уралаª, Уральское управление Ростехнадзора.

Выставка стала крупным событием, объединившим научнотехнические конференции, тематические «круглые столы», научно-технические семинары, презентации, деловые встречи и переговоры. Целями их проведения были выработка основных направлений развития горнопромышленного комплекса Уральского федерального округа, демонстрация отечественных и зарубежных прогрессивных научно-технических разработок и изделий, содействие техническому переоснащению предприятий современным оборудованием и технологиями.

В церемонии официального открытия выставки, состоявшейся 17 ноября 2010 г., приняли участие А.В. Рыбаков – начальник Управления международных связей Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области; П.А. Воротков – заместитель председателя комитета по международному сотрудничеству Свердловского Союза промышленников и предпринимателей, депутат Законодательного Собрания Свердловской области; И.В. Савохин – ведущий специалист отдела горно-металлургического комплекса Министерства промышленности и науки Свердловской области; С.В. Корнилков – вице-президент НП «Горнопромышленники России» по Уральскому ФО, Директор ИГД УрО РАН; В.Л. Яковлев – председатель Уральского отделения Академии горных наук, член-корр. РАН, член Президиума УрО РАН; Н.П. Косарев – ректор Уральского государственного горного университета; В.Б. Пыхтеев – заместитель начальника отдела по горному надзору Уральского управления Ростехнадзора; г-н Се Цзиинь – генеральный консул Генерального Консульства Китая в Екатеринбурге; г-н Лю Хунюе – консул по торгово-экономическим вопросам; г-н Ван Инун – заместитель начальника Управления коммерции Народного правительства г. Харбин.

070 2

Более 100 экспонентов участвовали в выставке в зале и на открытой площадке ГРВЦ. Здесь были представлены буровое, сортировочное, обогатительное оборудование; карьерная техника; геодезическое оборудование; средства безопасности и защиты; горно-шахтное оборудование. Кроме участников из Свердловской области были представлены компании из Москвы, Таганрога, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кемерово, Оренбурга, Перми, Калуги, Иркутска, Нижнего Новгорода, Томска, Новокузнецка, Терека, Миллерово, а также из Канады, Германии, Швейцарии, Италии, Китая, Украины, Беларуси и Казахстана.

В рамках деловой программы состоялись: Международная конференция «Дезинтех-2010»; Конференция «Геодезия и кадастры в горнопромышленном комплексе»; Семинары «Механика горных пород», «Безопасность взрывных работ на карьерах и рудниках Урала», «Экономика и экология в горном деле. Проблемы экобезопасности»; Научно-технические семинары «Современное состояние выемочно-погрузочной техники на карьерах и перспективы применения карьерных экскаваторов нового поколения ОМЗ (Группа Уралмаш-Ижора)», «Современное состояние буровых работ на карьерах и создание нового бурового станка СБШ-250 ДГ (ИЗ-КАРТЭКС)», Круглые столы «Применение данных дистанционного зондирования Земли (ДДЗЗ) в геологии», «Современные методы магнитной сепарации рудных и нерудных материалов. Переработка шлаков»; Презентация торгово-экономических проектов г. Харбин; Презентации «Шиберно-ножевые задвижки Delta для наиболее сложных условий эксплуатации», «Технологии и достижения Knelson в области гравитационного обогащения и интенсивного цианирования», «Износостойкие футеровки и мелющие тела из сталей и сплавов ME Elecmetal».

По данным маркетинговой службы, экспозицию посетили более 3000 человек, из которых 95% – специалисты отрасли из городов Российской Федерации, стран СНГ, Румынии, Казахстана, Италии.

По итогам выставки в соответствии с решением Конкурсной комиссии за большую работу, проведенную для развития горного дела в России, а также за активное участие в выставочных мероприятиях, участники форума и экспоненты выставки были награждены специальными наградами и дипломами.

Награды и Дипломы выставки за подписью Первого заместителя министра промышленности и науки Свердловской области Ю.П. Зибарева получили 36 участников:

Медалью и Дипломом лауреата отмечены: ООО «НПП «Возрождение» (Пермь), Институт горного дела УрО РАН, ООО «РеалПластик и К» (Кемерово), ООО ПО «Химсталькомплект» (Озерск), ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» (Екатеринбург), ООО «Востокуглемаш» (Донецк), ОАО «Белорусский автомобильный завод», ООО «МГМ-Групп» (Екатеринбург) Диплом I степени награждены: ОАО «Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт горного и обогатительного машиностроения» (Екатеринбург) ООО НПП «Уником-Сервис» (Первоуральск), ООО «Технология 2000» (Екатеринбург), «Институт химии твердого тела УрО РАН» (Екатеринбург), «Институт металлургии УрО РАН» (Екатеринбург), ООО «ЕРТ-Групп» (Екатеринбург), ОАО «Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова», ООО «ЭКОС-С» (Новокузнецк), ООО «Уральские технологические интеллектуальные системы» (Екатеринбург) ООО «ВИСТ Групп» (Москва), ОАО «Уральский завод резиновых технических изделий» (Екатеринбург), ООО «ГорТех» (Москва), ОАО «ПромТяжМаш» (Таганрог), ЗАО «Красноуральский авторемонтный завод», ООО «Меттом» (Томск), ООО «ТД «ГАРО БелАЗ» (Кемерово), ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение», ЗАО «ВВС-Инжиниринг» (Екатеринбург), ОАО «Артемовский машиностроительный завод «ВЕНТПРОМ», «Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН» (Екатеринбург), ООО «ГорГеоИнструмент» (Екатеринбург), ООО «Нельсон» (Иркутск).

Диплом II степени получили: ТОО «НПП «Интеррин» (Казахстан), ООО «Инжиниринг Комплект» (Москва).

Диплом III степени получили Екатеринбургские предприятия ООО «Геотрейд», ООО «Интер-Гео, Филиал ООО «Балтийский лизинг». Дипломом выставки отмечена Екатеринбургская компания ООО «Объединенные координаты Урал».

Все предприятия-участники награждены Дипломами Выставочной компании «ИнЭкспо».

Очень насыщенная программа конференций, семинаров, «круглых столов» и презентаций отдельных фирм не оставляли никакой возможности охватить всё личным участием и присутствием. И в этой ситуации оставалось только одно решение – сделать правильный выбор мероприятий, «втиснув» их в два рабочих дня, не забыв при этом о работе на собственном стенде, на котором мы презентовали и распространяли среди посетителей и участников выставки привезённый тираж журналов.

И как показали эти два дня, мы не ошиблись в выборе конференций и семинаров, благодаря которому познакомились с реальным состоянием новейших отечественных и зарубежных разработок в области горной и обогатительной техники и технологии, которые могут способствовать кардинальному технологическому переоснащению этих процессов на отечественных предприятиях. На семинаре «Современное состояние выемочнопогрузочной техники на карьерах и перспективы применения карьерных экс каваторов нового поколения ОМЗ (Группа УралмашИжора)» три доклада были посвящены продукции ОМЗ. Объединяющий эти доклады мотив можно сформулировать так: в кратчайший период освоить промышленный выпуск современных моделей карьерного горного оборудования, дефицит которого остро ощущается отечественными предприятиями и удовлетворяется пока за счёт импортных закупок.

В частности, в докладе Н.И. Паладеевой, посвящённом анализу опыта эксплуатации буровых станков СБШ-270ИЗ, представлена информация об общем количестве выпущенных 100% дочерней компанией – ООО «ИЗ-КАРТЭКС» – станков по заказам карьеров (на 01 января 2010 г. – 20 единиц) и одном модифицированном, по заявке рудника в Иране. Показаны наработки станков и достигнутые производительности по бурению технологических скважин в самых различных горно-геологических и технологических условиях. Компания ИЗ-КАРТЭКС создала серию специальных модификаций шарошечных буровых станков для бурения скважин на рудниках железных, полиметаллических руд и цветных металлов. В конструкциях этих станков наиболее точно учтена специфика геологического строения месторождений и горно-технических условий их разработки. В докладе отмечены недостатки станков, выявившиеся в ходе эксплуатации в конкретных производственных условиях. С учётом анализа опыта их эксплуатации намечены меры и пути коренной модернизации станков с целью повышения их конкурентоспособности на отечественном и зарубежных рынках бурового оборудования.

Теме создания новой модели станка за счёт модернизации СБШ-270ИЗ, поставленного в Иран, был посвящён отдельный доклад, который сделал гл. конструктор С.О. Суздальский. Докладчик перечислил ряд недостатков, выявившихся при эксплуатации этого станка. На основе их анализа, а также с учётом накопленных материалов о работе станков СБШ-270ИЗ на других предприятиях страны и за рубежом, специалистами КБ «ИЗ-КАРТЭКС» сформулирована концепция модернизации его конструкции. В новом станке предусмотрен расширенный набор опций: по высоте стрел, позволяющих бурить скважины глубиной 10 м или 19–20 м; по системам смазки узлов и агрегатов – от полностью автоматической до комбинированной; по режимам управления бурением – от ручного до полностью автоматического; по системам обеспечения безопасности и комфортности труда оператора, и другое. Докладчик отметил, что конструкторам нового станка при разработке узлов и агрегатов приходится одновременно решать две задачи: обеспечивать модернизацию с достижением заданных технических и эксплуатационных характеристик, не уступающих лучшим мировым аналогам, и, при этом, «вписаться» в жёсткие ценовые рамки, установившиеся для такого класса машин на мировых рынках.

Динамичное переоснащение за последние 10–15 лет карьерных автопарков на современные самосвалы грузоподъёмностью от 100 т до 320 т и выше при практически неизменном выемочнопогрузочном оборудовании, представленном по большей части отечественными экскаваторами-мехлопатами с ковшами 5–10 м3 привело к росту технологической диспропорции между ёмкостями кузова самосвала и ковша экскаватора. Сохранение и дальнейшее нарастание диспропорции снижало эффективность применения карьерного автотранспорта особо большой грузоподъёмности и приводило к неоправданно высоким затратам на добычу полезных ископаемых.

Зарождение и даже некоторое укоренение этой проблемы усугублялось полным отсутствием налаженного отечественного производства современных моделей карьерных мехлопат с ковшами вместимостью от 15–18 до 35–50 м3 и более. Сложившаяся ситуация предложила горному бизнесу страны выбор: смириться «до лучших времён» с отсутствием необходимого типа экскаваторов, продолжая эксплуатировать имеющиеся мехлопаты недостаточной вместимостью ковша, или, для модернизации производства и устранения технологической диспропорции, прибегнуть к закупкам экскаваторов у американских, японских, немецких и других фирм. Однако, как в начале периода, так и в настоящее время закупки импортной горной техники доступны крупным предприятиям и среднемасштабным, но добывающим высоколиквидное минеральное сырьё. Многим же остаётся довольствоваться тем оборудованием, которое досталось по наследству от советского периода и, на крайний случай, приобретать то, что предлагают отечественные машиностроительные гиганты. Правда ещё и в другом: за 20 лет дележа, слияния – разъединения, укрупнения – поглощения и прочих экспериментов, вплоть до экзотических, с легко доставшимися бывшими госпредприятиями горного и тяжёлого машиностроения – от некоторых гигантов живой осталась лишь слава, например, «завода – заводов», а былое могущество – утрачено в ходе приватизации. С утратой могущества, безвозвратно потеряно и время, столь драгоценное и необходимое для модернизации технологии машиностроения и освоения новых видов продукции.

Именно в этот 20-летний период в РФ, да и странах СНГ, сложились невиданно благоприятные условия для лёгкого вхождения и быстрой экспансии зарубежной техники. Зарубежные фирмы незамедлительно воспользовались распахнутыми в экономике воротами, и устремился в Россию пока тонкий, но непрерывный ручеёк зарубежной техники. И не только нового, «с иголочки», заводских конвейеров, но и бывшего в употреблении.

Во всём процессе технической и технологической модернизации за счёт закупок импортного оборудования, кроме известных преимуществ, получаемых горняками, кроется весьма существенная для российских машиностроителей неприятность – в виде потери доли рынка. Чтобы её оценить и понять возможный масштаб потерь, уместно вспомнить, что в правилах, например, фирмы Caterpillar действует принцип: изготовил и поставил потребителю машину, пусть даже в единственном экземпляре, должен гарантированно обеспечивать её запчастями в течение всего срока её использования, максимально до 30 лет. Становится понятно, что на несколько десятилетий фирма-изготовитель будет обеспечена заказами от российских горняков, а российские горняки – будут зависимыми от импорта запчастей, а значит, и от колебаний курса валют. Видимо, предвидя надвигающуюся угрозу существенной потери собственной ниши в традиционном сегменте поставок горной техники для отечественных карьеров, два крупнейших завода, Ижорские заводы и Уралмаш, вновь объединившись в Машиностроительную корпорацию ОМЗ – при финансовой поддержке «Газпромбанка» – разработали программу коренной модернизации типоразмерного ряда экскаваторов и буровых станков с 2010 года приступили к её воплощению.

Этот аспект стал главным в докладе директора по горному оборудованию Корпорации ОАО «ОМЗ» А.В. Самолазова, рассказавшем о новом модельном ряде карьерных экскаваторов, включающем четыре типоразмерные группы. В первую группу включены мехлопаты с ковшами вместимостью от 10 до 16 м3 и канатным типом напорного механизма; во вторую – с ковшами от 16 до 30 м3, при канатном и реечном типах напорного механизма; в третью – с ковшами от 20 до 45 м3, при канатном или реечном типах напорного механизма; в четвёртую – с ковшами вместимостью от 54 до 77 м3 и реечном типе напорного механизма. Вместе с тем, в докладе показан текущий ход проектирования и изготовления головных образцов новых и уже освоенных моделей экскаваторов. Так в январе 2011 г. мехлопата ЭКГ-12К (заводской №2) будет смонтирована в карьере ОАО «Михайловский ГОК». В 2011 году также предстоит изготовить и смонтировать две мехлопаты ЭКГ-18Р для угольных карьеров «УК «Кузбассразрезуголь» («УК «КРУ»), а за 2012–2015 гг. для этой компании будут изготовлены ещё 12 таких же машин. В эти же годы будут изготовлены на ИЗ-КАРТЭКС мехлопаты ЭКГ-32Р по техзаданию «УК «КРУ» и Эльгинского разреза.

За 2012–2015 гг. для «УК «КРУ» будут поставлены ещё 8 экскаваторов. Модификация ЭКГ-30Р будет изготовлена на Уралмаше по заказу ОАО «Мечел». Первые два экскаватора ЭКГ-50Р будут выпущены в 2013–2015 гг. для разрезов «УК «Кузбассразрезуголь». А.В.Самолазов в докладе сообщил и другую, не менее отрадную новость: наконец-то ИЗ-КАРТЭКС набрался решимости прервать паузу, затянувшуюся почти на 10 лет, после создания ЭГ-5 и выпуска четырёх опытных машин. И это важно уже потому, что спрос на гидравлические карьерные экскаваторы в России и других странах СНГ уже сформировался, установились объекты для их эффективного использования, но полностью удовлетворяется за счёт закупок машин по импорту. Специалисты ИЗ-КАРТЭКС, по словам А.В.Самолазова, в ближайшие 2–3 года создадут по одному головному образцу гидравлических экскаваторов с ковшом 6–8 м3 и с ковшом 12–15 м3, и «основательно займутся разработкой типового ряда этих машин». Кроме того, докладчик отметил, что при реализации стратегии производства современных мощных карьерных мехлопат компания ИЗ-КАРТЭКС опирается на лизинговую поддержку «Газпромбанк». Благодаря этому, любая из заказанных машин изготавливается за счёт финансовых средств завода, оплату заказчик осуществляет после её поставки в карьер, проведения полного цикла испытаний и подписания приёмочного акта.

Услышанное на семинаре корпорации ОМЗ наводит на размышления о перспективах технического переоснащения карьеров отечественным оборудованием.

К сожалению, упущенное отечественными машиностроительными предприятиями время на освоение новых видов карьерных экскаваторов и другой техники, уже не вернуть. И за эту потерю предстоит расплачиваться отечественным недропользователям, причём в конвертируемой валюте и на протяжении не одного десятилетия.

Здесь уместно напомнить, что нормативный срок эксплуатации, например, тяжёлых карьерных экскаваторов – не менее 10–15 лет, а срок реального «полезного» использования может достигать 20–30 лет. В свою очередь, «долгожительство» отечественных ЭКГ-4,6, ЭКГ-5, ЭКГ-8 на многих карьерах России, Украины, Казахстана, достигшее 20–30 лет лишь свидетельствует не только о «неубиваемости» и надёжности этих моделей и нехватке у предприятий инвестиционных ресурсов на обновление парка машин, но и об отсутствии на рынке отечественных экскаваторов современных моделей и, особенно, с ковшами большой вметимости.

Если принять во внимание период, в течение которого зарубежные фирмы гарантируют снабжение запчастями и агрегатами для своей техники, то становится понятно, что отечественной новой продукции предстоит пройти нелёгкий путь для возвращения в свою нишу и её расширения на российских (и соседних с нашей страной) горных предприятиях.

В этом отношении доклад А.В.Самолазова бесспорно вселяет надежду на то, что усилиями специалистов Корпорации ОМЗ наконец-то начнётся крупномасштабное промышленное производство отечественных мехлопат с ковшами вместимостью 20–70 м3 и типоряда гидравлических карьерных экскаваторов, которое внесёт мощный вклад в процесс технического переоснащения горнодобывающих предприятий и положит конец безраздельному господству зарубежной продукции в карьерах России и других стран СНГ.

М.Н. Котровский

(Продолжение в следующем номере)

Журнал "Горная Промышленность" №1 (95) 2011, стр.70