Итоги первого национального горнопромышленного форума

27 ноября 2014 года в Москве, в Центре Международной торговли состоялся Первый национальный горнопромышленный форум

1. Участники форума привлекли внимание к проблемам минерально-сырьевого комплекса страны и решению задач, поставленных государством, что подтверждается участием в форуме первых лиц профильных министерств, представителей зарубежных стран государственного уровня и крупного бизнеса.

№1 (119) 2015

В рамках Форума прошли пленарные сессии по следующим направлениям:

• «Повышение конкурентоспособности и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса России»;

• «Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока»;

• «Российское горное машиностроение: пути развития и рыночный потенциал».

006 2

В адрес участников форума поступили приветствия: от Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко; Председателя Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкина; Заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича; Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова.

Форум открыли: Председатель Высшего горного совета Ю.К. Шафраник; Министр природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донской; член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике С.В. Шатиров. В Пленарных сессиях с докладами выступили: президент НП «Горнопромышленники России», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.А. Язев; почётный председатель Высшего горного совета, депутат Государственной Думы С.М. Миронов; заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ В.А. Пак; академик РАН В.А. Чантурия; председатель Совета директоров ООО «Ростовгипрошахт» В.П. Гурин; помощник Министра РФ по развитию Дальнего Востока Е.Е. Горчакова; директор Департамента добычи и транспортировки нефти Министерства энергетики РФ А.А. Гладков; директор Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета В.А Макаров; профессор Московского горного института НИТУ МИСиС Р.Ю. Подэрни; президент ГП «ЗУМК» А.А. Поздеев.

006 5

В обсуждении приняли участие: член Совета Федерации, полномочный представитель Совета Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики В.А. Штыров; директор Института горного дела Уральского отделения РАН, президент НП «Горнопромышленная ассоциация Урала» С.В. Корнилков; председатель Совета Союза старателей России В.И. Таракановский; вице-президент НП «Горнопромышленники России» по Дальневосточному федеральному округу Ю.И. Бакулин; заместитель генерального директора ОК «РУСАЛ» О.А. Вайтман; исполнительный директор ОАО «Ковдорский ГОК» И.В. Мелик-Гайказов; директор Института угля СО РАН В.И. Клишин; заместитель генерального директора ОАО «Росгеология» А.Н. Мецнер; первый заместитель директора государственного института горно-химического сырья В.Н. Лыгач; генеральный директор ООО «ИЗКАРТЕКС» А.Р. Ганин; председатель Совета директоров ООО «Геотехнология» А.В. Соколовский; генеральный директор ООО «Ресурс» П.В. Маляров; заведующий кафедрой Тульского государственного университета Н.М. Качурин.

В президиум форума поступили предложения: вице-президента РАЕН Е.А. Козловского; председателя Союза золотопромышленников С.Г. Кашубы; президента ассоциации «Промышленные материалы» В.И. Лукашова; президента НПЦ «Экоресурсы» В.Н. Анисимова; заместителя генерального директора НПО «РИВС» Б.А. Кутлина; заместителя директора ОАО «Союзцветметавтоматика» А.В. Колбецкого.

2. Участниками форума было отмечено, что горнопромышленный комплекс России является одним из основных индикаторов состояния экономики России.

В течение 2003–2013 гг. сырьевые отрасли восстановили объёмы производства, преодолев последствия его спада в 1990-е годы и трудности мирового финансового кризиса 2008–2009 гг., а по ряду производственных показателей достигли исторического максимума. Это позволило увеличить валовой внутренний продукт в 5 раз, обеспечить решение социальных проблем, укрепить финансовую систему, направить инвестиции в инфраструктуру и оборону.

Заметно выросли объемы добычи нефти и газа, улучшилась система переработки и транспортировки углеводородов. Объем добычи нефти в России в 2013 г. был рекордным с 1990-х годов и составил 523,2 млн т, а объем добычи газа достиг 668 млрд м3. Был осуществлен ряд новых крупных проектов, в том числе инфраструктурных, обеспечивших выход на Восток и увеличение в 2 раза экспорта нефти по сравнению с советским периодом.

Успешно развивалась угольная промышленность. В 2012 г. отрасль достигла максимума, добыв 354 млн т, поставила на экспорт более 140 млн т (3-е место в мире по экспорту угля). За последние 5 лет производительность труда в угольной промышленности увеличилась почти на 30% и составила 1880 тонн добытого угля на одного работающего.

В России сложилась мощная, конкурентная в мировом масштабе металлургическая промышленность. В 2013 г. объем производства стали составил 68,5 млн т. Доля чёрной металлургии в объёме промышленного производства России составляет около 10%. По производству стали Россия занимает 5-е место в мире, по объему экспорта – 4-е место в мире. По производству алюминия Россия занимает 2-е место в мире (после Китая), его экспорту – 1-е место. Ведущие позиции сохраняются и по другим цветным металлам (медь, никель, титан).

Россия в 2013 г. опередила США в мировом рейтинге и заняла 3-е место (после Китая и Австралии) по добыче золота – 237,8 тонны.

Россия также занимает лидирующие позиции в мире по объему добычи и экспорта алмазов. В 2013 г. добыча алмазов в России составила 37,9 млн карат, из них 36,9 млн карат произвела ЗАО АК «АЛРОСА». Добыча природного урана в России в 2013 г. увеличилась в 3 раза по сравнению с предыдущими годами и составила 8,4 тыс. т.

Сегодня российский экспорт на 85% представлен топливно-энергетическими товарами, металлами и драгоценными камнями. При такой структуре экономики России темпы ее роста синхронизируются с динамикой мирового потребления минерально-сырьевых ресурсов и ценами на них.

В 2013 г. добыча основных видов полезных ископаемых (нефти, газа, угля, руд) имела положительную динамику.

Однако в течение 10 месяцев 2014 года эта динамика стала меняться, произошло сокращение добычи газа и угля, падение цен на энергоносители, снижаются цены на ряд твердых полезных ископаемых. Текущая стоимость железных руд снизилась практически на 40%, угля – на 30%, серебра – на 15%, платины – на 12%, не менее чем на 10% снизилась стоимость меди и свинца. Экономическая ситуация в мире и в России нестабильная. Горная промышленность испытывает на себе влияние совершенно особых макроэкономических и геополитических факторов, сложившихся за последнее время. Экономические санкции в отношении России при этом являются дополнительным вызовом. Имеющийся потенциал горной промышленности является хорошей базой для повышения конкурентоспособности российской экономики и устойчивого развития отрасли в сложившихся условиях.

Вместе с этим имеет место ряд сдерживающих факторов.

Среди них – неэффективное регулирование отраслями, недостатки в налоговом законодательстве и инвестиционной политике. Законодательно не проработаны многие вопросы. Сохраняется несогласованность земельного, лесного и горного законодательств, отсутствуют законодательно оформленные определения прогнозных ресурсов и порядка их утверждения.

Не получают развития комплексное использование минерального сырья, институт сервисных и юниорных компаний, механизмы их финансирования.

Развитие горнопромышленного комплекса сдерживается отсталыми технологиями поисков, разведки, добычи и обогащения минерального сырья, сокращением геологоразведочных работ. В настоящее время за счёт государственного бюджета подготавливаются не более 100 перспективных участков в год, тогда как только для поисков нефти требуется вводить в поисковый процесс не менее 300 участков. Выделение новых участков по рудным полезным ископаемым на основе рудопроявлений и точек минерализации возможно лишь в результате больших объёмов региональных работ, включая научно-исследовательские, тематические, геофизические и другие виды работ. В современных непростых экономических условиях трудно рассчитывать, что государство значительно увеличит расходы на изучение недр. В то же время добывающие компании не имеют мотивации на расширение геологоразведочных работ.

Серьезным ограничением конкурентоспособности продукции российского горнопромышленного комплекса остается рост цен и тарифов на электрическую энергию (мощность) и транспортные грузовые перевозки.

В 2012 г. Минэнерго России отмечало, что экспорт угля становится убыточным. И главной причиной убыточности назывались тарифы на железнодорожные перевозки, которые в период 2000–2013 гг. выросли в 6 раз. Утрачена значительная доля европейского рынка энергетических углей.

Направляясь на рынки Азии, отечественные угольщики сталкиваются с проблемой иного рода – пропускной способностью БАМа и Транссиба. При этом сокращено использование угля в электрогенерации внутри страны в пользу природного газа. Еще одна сложность – закредитованность угольной отрасли (так, компания «Мечел» находится на грани выживания).

На горнорудных предприятиях продолжается тенденция постоянного ухудшения геологических и горнотехнических условий разработки месторождений. Эти обстоятельства требуют кардинальной реконструкции технологии горных работ с большими инвестициями.

Коэффициент обновления основных фондов в настоящее время не превышает 2,5% в черной и 3,0% в цветной металлургической промышленности, что явно сдерживает развитие производства, глубокую переработку добываемого сырья, тормозит развитие предприятий – поставщиков продукции в горнопромышленный комплекс.

Горные машины и оборудование ряда российских заводов пользуются ограниченным спросом даже на внутреннем рынке, в силу низкой конкурентоспособности по сравнению с современными образцами такой техники, выпускаемой передовыми зарубежными фирмами. Число иностранных поставщиков (в основном немецких, китайских, японских, американских и польских) имеет тенденцию к росту. Российские горняки вынуждены использовать импортную технику и тратить большие средства на ее сервисное обслуживание.

Большинство проблем развития сырьевой базы производства минеральных удобрений, и в первую очередь фосфорных, связано с необходимостью наращивания запасов. Это должно происходить со значительным опережением, обеспечивающим запросы и научно-технический уровень грядущих десятилетий на фоне необходимости продовольственного обеспечения стремительного роста населения планеты.

Состояние дел в горной науке оставляет желать лучшего.

На государственном уровне не созданы механизм, обеспечивающий весь цикл ПИР и НИОКР, и мотивы горнодобывающих компаний участвовать во внедрении новых технологий и производстве новых образцов горной техники. Созданные венчурные фонды и институты развития масштабно в этом процессе не участвуют.

Отечественная школа подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса отстает от мирового уровня. Имеет место критический дефицит кадров требуемых квалификаций и профиля практически по всем отраслям горной промышленности.

3. Учитывая вышеизложенное, участники Форума считают:

3.1. Основной целью государственного регулирования отношений в минерально-сырьевом комплексе является укрепление системы геологических исследований и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.

3.2. Необходимо создать стройную систему государственного стратегического и операционного планирования с участием Высшего горного совета, ведущих горнодобывающих предприятий и крупнейших потребителей минерально-сырьевой продукции в стране. На современном кризисном этапе отрасли важным является не только планирование технико-экономических показателей эффективности управления ресурсами, но и разработка критериев и параметров многогранной экономической безопасности.

3.3. Для устойчивости минерально-сырьевой базы важно диверсифицировать добычу полезных ископаемых, развивать месторождения в различных регионах страны и, в первую очередь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого важно создание особых экономических зон, использование механизмов государственно-частного партнерства, внедрение особой тарифной системы естественных монополий, использование возможностей территорий опережающего развития для освоения уникальных и труднодоступных месторождений. Принимаемый в конце текущего года федеральный закон, определяющий правовой режим территорий опережающего развития, крайне актуален для разработки месторождений в особо отдаленных частях Дальнего Востока.

3.4. Развитие отечественного горного машиностроения является стратегически важным не только для горнопромышленного комплекса, но и для устойчивости всей экономики страны. Подлежат совершенствованию технологии ведения горных работ на основе мирового опыта с использованием оборудования большой единичной мощности, строительства новых и развития действующих линий циклично-поточной технологии с применением специализированного для горных условий оборудования.

3.5. Действующая система налогообложения не стимулирует регионы к эффективному использованию природных ресурсов, в том числе разработку небольших месторождений полезных ископаемых, переработку отходов горного производства и внедрение новейших технологий.

4. В ходе обсуждения тем пленарных дискуссий для достижения целей, приведенных в п. 3, участники Форума рекомендуют Правительству РФ с привлечением соответствующих министерств и ведомств, представителей горной промышленности:

4.1. Пересмотреть профильные государственные программы на основе базовых документов государственного стратегического прогнозирования, программирования и планирования, обеспечивающие их достаточное финансирование из средств федерального бюджета, создав общефедеральный орган индикативного макроэкономического планирования и разработки макроэкономических балансов ресурсов и объемов производства продукции, основанных на научных прогнозах спроса и предложения.

4.2. Разграничить полномочия федеральной, региональной, и местной власти, государства и бизнеса, геологоразведки и горнодобывающего сектора, в частности, законодательно закрепить «принцип двух ключей», когда решение по управлению недрами принимается федеральным центром и регионом совместно.

4.3. Законодательно обеспечить экономические и правовые стимулы проведения геологоразведочных работ на условиях риска, морального и материального стимулирования геологических открытий, обращение результатов геологоразведочных работ в рыночный товар.

4.4. Внести изменения в налоговое законодательство, обеспечивающие стимулирование повышения комплексности использования минерального сырья. Рассмотреть в качестве стимулирующей меры перевод хвостохранилищ из категории отходов в категорию техногенных месторождений для вовлечения их в хозяйственный оборот.

4.5. Принять закон о дифференцированном НДПИ. Реализовать, в частности, дифференциацию условий налогообложения добычи руд биржевых цветных металлов, заменив действующую ставку НДПИ на плавающую ставку – в зависимости от мировых цен.

4.6. Освободить горнодобывающие предприятия от НДПИ на период строительства, реконструкции и ввода новых мощностей.

4.7. Снизить налогооблагаемую базу для компаний, реализующих инновационные технологии и использующих передовое оборудование на горно-металлургических предприятиях.

4.8. Для развития горной промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока:

- разработать комплексный подход, законодательно обеспечивающий особые режимы хозяйствования и организации социальной жизни, с учетом региональной специфики, проектного подхода, специальных льготных налоговых режимов, особого порядка решения организационных вопросов (получение разрешительной документации, лицензий, квот), постановки четких целей и показателей эффективности;

- осуществить пилотную апробацию создания многофункциональных энерго-горноперерабатывающих комплексов при освоении труднодоступных месторождений на базе высокозащищенных от природных и техногенных угроз автономных подземных источников энергии и, в первую очередь, подземных атомных теплоэлектростанций повышенной безопасности.

4.9. Разработать комплексную программу импортозамещения, учитывающую необходимость:

- создания схемы государственной поддержки всей цепочки: «предприятие горного машиностроения» – «горнодобывающее предприятие», обеспечивающей формирование многолетних контрактов с обязательным сервисным обслуживанием, в которых у машиностроительных производств заказчиком выступает добывающая компания;

- использования механизмов государственного стимулирования – льготного налогообложения, субсидирования уплаты процентов за пользование кредитом, субсидирования НИОКР, дотаций на подготовку и повышение квалификации кадров и т.д.;

- опоры на крупные отечественные машиностроительные корпорации, объединяющие в рамках одной компании производство всего комплекта нефтегазового, рудничного (шахтного), карьерного и обогатительного оборудования (широкие линейки буровых станков, экскаваторов, грузовых подвесных канатных дорог, ленточных конвейеров большой протяженности и другой техники);

- привлечения специализированных отечественных компаний и организаций к созданию и активному внедрению конкурентных и энергоэффективных технологий, оборудования и высокоавтоматизированных технологических комплексов горнотехнологического производства.

4.10. Ограничить темпы роста тарифов субъектов естественных монополий в электроэнергетике и на транспорте величиной в 75% темпа инфляции на соответствующий плановый период.

4.11. Обеспечить комплексное решение вопросов поддержки затухающих градообразующих предприятий с целью их перепрофилирования и создания дополнительной полезной нагрузки.

4.12. Снять ограничение в статье 6 ФЗ «О недрах», требующее полного геологического изучения месторождений федерального значения до получения разрешения на их разработку, что позволит компаниям начать добычу сразу после принятия решения об экономической эффективности разработки месторождения.

4.13. Осуществлять дальнейшее развитие системы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов для горнопромышленных производств, используя пропаганду профильных направлений и специальностей подготовки, обоснованное увеличение выделяемых государством бюджетных мест для всех уровней профессионального образования, учитывающее потребности горной промышленности, в том числе необходимость кадрового обеспечения проектов по освоению новых месторождений.

4.14. Проводить глубокую научную экспертизу программ развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечивать потребности территорий в кадрах на основе научного и образовательного потенциалов Сибирского федерального университета, Дальневосточного федерального университета и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России».

Ключевые слова: форум, участие, решение задач, профильных ,крупного бизнеса, итоги, отчет

Журнал "Горная Промышленность" №1 (119) 2015, стр.6