БЕЛАЗ-2015. Развитие в реальном времени

23–24 апреля 2015 г. Белорусский автомобильный завод в очередной раз встречал своих партнеров – потребителей продукции, дилеров, поставщиков – на научно-практической конференции «БЕЛАЗ-2015. Развитие в реальном времени». На мероприятие съехались представители более чем 20 стран: как СНГ, так и стран дальнего зарубежья (США, Перу, Монголия, Аргентина и т.д.), которых связывают с БЕЛАЗом давние деловые отношения.

Приветствуя гостей Петр Пархомчик, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» особо отметил, что нынешняя конференция проводится в дни 55-летнего юбилея управления главного конструктора – поистине мозгового центра предприятия, где работают креативные, грамотные специалисты, где рождаются все новые идеи, позволяющие БЕЛАЗу стоять в одном ряду с ведущими производителями карьерной техники и удивлять мир своими машинами.

098 1

Рассказав об итогах 2014 г., который был непростым для горнодобывающей отрасли во всем мире, когда «в минус» сработали все ведущие производители карьерной техники, и, по самым осторожным прогнозам аналитиков, улучшения ситуации на рынках можно ожидать не раньше третьего квартала 2015 г., директор подчеркнул, что «в нынешних условиях мы должны выстраивать отношения на основе сложившихся реалий». Несмотря на все трудности, предприятие 2015 г. поставит продукцию в 38 стран мира, что свидетельствует – завод устойчиво работает и смело противостоит всем вызовам, которые бросает ему нынешнее время.

В первый день на пленарном заседании конференции были заслушаны доклады представителей БЕЛАЗа и многочисленных гостей. Слово было предоставлено ученым машиностроительной отрасли Беларуси и России, потребителям техники, чьи замечания и пожелания служат ценным источником информации для жодинских конструкторов и производственников, реальным и потенциальным поставщикам комплектующих изделий, – от двигателей, приводов до электронных и сенсорных датчиков.

098 2

В числе текущих и перспективных разработок БЕЛАЗа докладчики выделили несколько ключевых: БЕЛАЗ-75710 (грузоподъемностью 450 т); БЕЛАЗ-75581 (грузоподъемностью 90 т) с электромеханической трансмиссией; роботизированный самосвал БЕЛАЗ-75131; дизель-троллейвозы. Главные направления создания, модернизации и налаживание промышленного выпуска этих и некоторых других машин обсуждали участники конференции.

450-тонный БЕЛАЗ-75710 (шасси №00001) – с декабря 2014 г. стабильно эксплуатируется в разрезе «Черниговец» (АО ХК «СДС-Уголь»). О первых промежуточных результатах работы машины рассказал Павел Духнов, начальник департамента автотранспорта компании: «450-тонник перевез уже более 1 млн м3 горной массы. Некоторые цифры по работе машины: 160 м3 – вместимость кузова; время загрузки экскаватором с ковшом 33 м3 – порядка 3,5 минут. Потенциал его пока не полностью использован, но будем выходить на 12 тыс. м3 породы в сутки. Вопросов хватает, но мы поддерживаем тесные контакты с представителями завода, которые сразу откликаются на возникающие проблемы и оперативно их решают».

098 3

90-тонный БЕЛАЗ-75581 с электромеханической трансмиссией – машина с новаторской для данного класса электромеханической трансмиссией – эксплуатируется в том числе и в Нюрбинском ГОКе АК «АЛРОСА», в суровых климатических условиях Республики Саха (Якутия). По словам Льва Головизина, начальника транспортного отдела Нюрбинского ГОКа, эта машина – пока единственный белазовский 90-тонник в автопарке ГОКа. Поэтому на месте его эксплуатации постоянно находится представитель завода, который контролирует работу и техническое обслуживание машины.

«Предварительные результаты нас устраивают, – говорит Лев Головизин. – Расход топлива на 10–15% ниже, чем у машин других производителей, техобслуживание занимает меньше времени, чем самосвала с гидромеханической трансмиссией. Отмечу плавный ход машины: она не уступает в скорости самосвалам других фирм. Конечно, есть нюансы, особенно учитывая тот факт, в каком климате приходится работать БЕЛАЗу, но они устранимы. Думаю, что мы постепенно будем наращивать у себя количество машин производства ОАО “БЕЛАЗ”».

098 4

Если раньше машины с дистанционным управлением были в диковинку, сегодня роботизированный самосвал уже – не новость. Другое дело, что нет предела совершенствованию в части наделения управляющего робота новыми «способностями». По словам Дмитрия Владимирова, генерального директора ОАО «ВИСТ Групп», роботизированный БЕЛАЗ – это базис инновационных технологий в горнодобывающей промышленности, так как отсутствие человека в зоне потенциальной опасности повышает общую безопасность производства. Если первая опытная модель БЕЛАЗ управлялась дистанционно водителем-диспетчером, то в новейшем варианте все заложено в математическую модель, и компьютеризированный робот уже может сам принимать некоторые решения. Дмитрий Владимиров особо подчеркнул ценность постоянной совместной с конструкторами завода работы в направлении дальнейшей роботизации самосвалов БЕЛАЗ.

Дизель-троллейвоз для конструкторов техники, в том числе БЕЛАЗ, совсем не новость, потому что первые разработки подобных машин завод начинал еще в советское время.

098 5

Распад СССР привёл к свертыванию программы их разработки и выпуска. Сегодня актуальность использования в карьерах дизель-троллейвозов вновь возросла, в связи с чем интересен опыт компании Siemens в части разработки определенных систем для дизель-троллейвозов.

«Современные преимущества этих машин – большая на 25% скорость, экономичность, обусловленная существенной разницей стоимости электроэнергии и дизтоплива; возврат дополнительных инвестиций в течение чуть более одного года. При этом отсутствие в некоторых регионах необходимой инфраструктуры для эксплуатации дизель-троллейвозов – становится определенным тормозом в расширении масштабов их применения. В настоящее время проекты с такими машинами реализованы в ЮАР, Замбии, Намибии», – отметил Альбрехт Бродкорб, представитель компании Siemens.

Конструкторы ОАО «БЕЛАЗ» не намерены оставаться в стороне от разработок современных дизель-троллейвозов, так как имеют собственные наработки в этой сфере. К тому же, существуют горные предприятия, в транспортных хозяйствах которых уже возникает потребность в такой технике.

098 6

Парад стальных гигантов

Любая модель карьерной техники на фоне обычных машин выглядит гигантом, и даже если не сильно выделяется своими размерами, то грузоподъемностью – уж точно. Самый мощный в мире карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 поражает и тем, и другим. Конечно же, на заводском полигоне 450-тонник возвышался над всеми. Однако не только он в ряду представленной на обозрение участников научно-технической конференции техники заслуживал звание «самого большого».

В своём классе шарнирно-сочленённых машин 50-тонный МоАЗ-75035 относится к самым высокогрузоподъёмным на планете самосвалом – новая разработка конструкторов Могилевского автомобильного завода им. С.М. Кирова (филиала ОАО «БЕЛАЗ»).

098 7

Второй день для большинства участников конференции стартовал в музее трудовой славы Белорусского автозавода, откуда несколькими потоками они направились знакомиться с предприятием поближе. Гости побывали в МСЦ-1, ТГЦ, ЦГК, ЦСИАТе, ПСТМе и, в заключении экскурсии, вместе собрались на заводском полигоне. Там уже в традиционную шеренгу были выстроены образцы выпускаемой техники, подготовленные к торжественному прохождению перед собравшимися гостями БЕЛАЗа.

Парад открыл густым рёвом мотора 360тонный карьерный самосвал, долгое время (вплоть до появления 450-тонника) остававшийся флагманом в линейке продукции завода. Вслед за БЕЛАЗ-75602 двинулись другие карьерные самосвалы, строго по убыванию в грузоподъемности. Машины не спеша «прошествовали» мимо моментально оживившихся зрителей. Чуть в отдалении стояли и наблюдали за происходящим генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Пётр Пархомчик, его предшественник, а ныне директор НТЦ «Карьерная техника» ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» Павел Мариев и Александр Егоров, генеральный конструктор – начальник НТЦ ОАО «БЕЛАЗ». Со стороны это выглядело так, будто втроем они принимают парад.

Лишь 450-тонник оставался на своём месте: он ждал своего «звездного часа», по наступлению которого супергигант БЕЛАЗ-75710 показал технические элементы, на которые не способен ни один карьерный самосвал в мире. Например, благодаря двум независимым приводам самосвал может перемещаться боком (т.н. «крабовым ходом»), а особая конструкция поворотного устройства обеспечивает сравнительно небольшой для столь впечатляющих габаритов радиус поворота, соответствующий 360-тоннику. В общем, в показе машина наглядно продемонстрировала свою высокую манёвренность.

098 8

Не меньший интерес зрителей вызвала демонстрация работы роботизированного 130-тонного самосвала БЕЛАЗ-75131 в комплексе с уникальным фронтальным погрузчиком БЕЛАЗ-78250, оснащённым электромеханической трансмиссией. Робот-самосвал, действующий согласно программе, заложенной в систему управления, подъехал к месту загрузки.

Сюда же к навалу горной породы, с опущенным ковшом, объёмом 11,5 м3 подкатил погрузчик. Заполнив горной массой ковш, поднял его и приблизился к самосвалу, где мягко выгрузил содержимое ковша в кузов самосвала-робота. По заданной в программе траектории робот-самосвал прибыл к месту разгрузки и выгрузил кузов. Таким образом, 130-тонник в автоматическом режиме выполнил полный погрузочноразгрузочный цикл.

Демонстрация возможностей технологической пары «роботизированный самосвал – нероботизированный погрузчик» стала завершающим этапом парада гигантов. Представители компании «ВИСТ Групп» предложили сделать роботизированным и погрузчик.

По окончании парада и демонстрации техники в работе все участвовавшие машины выстроились на демонстрационной площадке у ПСТМ в колонну, которую возглавил 450тонник БЕЛАЗ-75710.

098 9

И здесь гости Белорусского автозавода получили возможность сделать собственные фотосессии, после которых они отправились на заключительное пленарное заседание, где и были подведены итоги научнотехнической конференции «БЕЛАЗ-2015. Развитие в реальном времени».

Подводя итоги работы научно-практической конференции «БЕЛАЗ-2015.

Развитие в реальном времени», Александр Егоров подчеркнул важность подобных мероприятий «как отличную возможность для нахождения оптимальных решений по продаже техники, ее модернизации и совершенствованию. Отрадно, что участники конференции сошлись во мнении, что качество наших машин поднялось за последнее время на новый уровень, повысилась их привлекательность для покупателя. Значит, мы на правильном пути».

Ключевые слова: БЕЛАЗ, юбилей, карьерные самосвалы

Журнал "Горная Промышленность" №2 (120) 2015, стр.96