Л.С. Плакиткина, к.т.н., член-корр. РАЕН Руководитель Центра исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН

Ю.А. Плакиткин, проф., д.э.н., академик РАЕН, Заместитель директора по науке ИНЭИ РАН

Объем импортируемого угля в целом в мире в 2015 г. составил около 1,3 млрд т, что в 2,1 раза больше, чем в 2000 г. Однако это на 6,1 % меньше, чем в 2014 г. [1–5].

Страны Азии с Океанией в 2015 г. импортировали 929,7 млн т угля (в 2,9 раза больше, чем в 2000 г., но на 8,2 % меньше, чем в 2014 г.), Европы с Евразией – 312,8 млн т (в 1,3 раза больше, чем в 2000 г., но на 1,5 % меньше, чем в 2014 г.), Северной Америки – 61,5 млн т (в 1,1 раза больше, чем в 2000 г., и на 1 % больше, чем в 2014 г.), Африки – около 17 млн т (в 1,8 раза больше, чем в 2000 г., и на 17,7 % больше, чем в 2014 г.).

Доля импорта угля странами Азии с Океанией в общем объеме импортируемого угля в период с 2000 по 2015 г. увеличилась с 51,0 до 70,4 %, большая часть его прироста обеспечена ростом закупок угля Китаем и Индией.

Доля импорта угля странами Европы и Евразии в общем объеме импортируемого угля в период с 2000 по 2015 г. сократилась с 38,4 до 23,6 %.

Доля импорта угля Северной Америки в общем объеме импортируемого угля в период с 2000 по 2015 г. упала почти в 2 раза – с 9,1 до 4,7 %.

Доля импорта угля Африки в общем объеме импортируемого угля в период с 2000 по 2015 г. сократилась с 1,5 до 1,3 %. Основные страны-импортеры угля по итогам 2015 г.: Индия (доля в общемировом объеме импортируемого угля – 16,8 %), Китай (15,5 %), Япония (14,5 %), Южная Корея (7,4 %), Тайвань (5,0 %), Германия (4,2 %) (рис. 1).Импорт коксующегося угля основными странами мира в период с 2000 по 2015 г.

Импорт угля КНР

Цены на поставленный уголь в Китай – основной импортер угля – многие годы снижались вслед за ценами на нефть, и начиная с 2012 г. и до середины 2016 г., диапазон падения достигал 14 %, в результате чего на угольных предприятиях произошло резкое снижение прибыли, и многие угольные компании понесли значительные убытки. С целью изменения сложившейся ситуации Правительство КНР в сентябре 2013 г. ввело пошлины на поставки импортного угля.

Принятые меры привели к уменьшению объема импортируемого угля: в 2014 г. в КНР было поставлено 291,6 млн т угля, что значительно больше, чем в 2000 г. (2,2 млн т), но на 10,9 % меньше, чем в 2013 г.

В 2015 г. Китай продолжил снижать объем импорта угля – до 204,1 млн т, что на 30 % меньше уровня 2014 г. К изменению угольного рынка в Китае в основном привели такие факторы, как замедление экономического роста в стране, наращивание угледобывающих мощностей внутри страны, переход на альтернативные виды топлива.

Россия в 2015 г. поставила в Китай 10,6 млн т угля. В 2016 г. импорт российского угля в КНР возрос на 29 % по сравнению с уровнем 2015 г., до 13,7 млн т.

В период с 2011 по 2015 г. в развитие угольной промышленности КНР было инвестировано более 2 трлн юаней, поэтому мощности по добыче угля достигли 5 млрд т/год, превысив текущий спрос на 880 млн т.

Чтобы улучшить экологическую ситуацию и создать приоритет отечественным производителям, в КНР 15 октября 2014 г. было принято решение о запрещении поставок импортного низкокачественного угля – с содержанием серы выше 3 %, с зольностью более 30 %, с удельной теплотой сгорания – ниже 3941 ккал/кг. Под запрет попал и бурый уголь с зольностью более 30 % и сернистостью выше 1,5 %. Кроме того, Китай ввел пошлины на антрацитовые и коксующиеся угли – 3 %, на каменный уголь – 6 %, а для всех остальных углей – 5 %. Ранее пошлины были введены и на импорт бурого угля – 3 %.

Ввод пошлин в КНР позволил:

− поддержать внутренних производителей (Правительство Китая дало неофициальное распоряжение местным предприятиям не брать иностранный уголь для того, чтобы поддержать национальных производителей);

− снизить уровень экологического загрязнения. С этой целью в КНР около 10 % угля в энергопотреблении страны планируется заменить более экологически чистыми источниками энергии – природным газом и возобновляемыми источниками энергии. К 2020 г. доля неископаемых источников энергии в Китае может вырасти с 9,2 до 15 %.

Принятые решения, несомненно, внесли коррективы относительно поставок в КНР российского угля, либо прочих производителей угля из других стран. Только в период с 15.10.2014 – 15.10.2015 гг. – время действия пошлин в КНР: поставки российского угля в КНР в денежном выражении сократились в 2 раза – до $ 1,1 млрд, в физическом выражении – снизились на 36 % – до 16,5 млн т. При этом цены на коксующийся и энергетический уголь в среднем упали на 20 %.

Переизбыток угля на рынке, низкие цены на уголь и борьба за сокращение выбросов – все эти факторы перечеркивают любые попытки изменить ситуацию. При этом спрос на уголь в Китае в 2015 г. резко упал, а отсюда и объемы добычи и импорта угля, что обусловлено также замедлением роста экономического развития, оттоком инвестиций и приостановкой строительства.

По мнению «China National Energy Bureau», объем импортных поставок угля в Китай в ближайшей перспективе может снизиться до 150 млн т, а цены на энергетический уголь на китайском рынке, по мнению китайских экспертов, могут упасть еще на 10–15 %, а на коксующийся уголь – на 25–35 %.

Значительного увеличения спроса на уголь, в частности на коксующийся, в ближайшее время в Китае ожидать не приходится, что обусловливается как замедлением роста китайской экономики, так и кризисом в его сталелитейной промышленности.

Импорт угля прочими странами

В Индии, втором в мире импортере угля, в связи с падением мировых цен на уголь, сложной экономической обстановкой в стране и обесцениванием рупии поставки угля на внутреннем рынке страны сократились. При этом Индия импортировала в 2015 г. значительное количество угля – 221,8 млн т (в 10,6 раз больше, чем в 2000 г., но на 30 % меньше, чем в 2014 г.). Это позволило удовлетворить растущий спрос на топливо со стороны энергетического сектора. Самыми крупными поставщиками угля в Индию являются: Индонезия, Австралия и Южная Африка.

Поставки российского угля в Индию в 2015 г. не осуществлялись. Однако в начале 2016 г. в Индию был направлен энергетический уголь с Эльгинского месторождения и антрацит, добытый в Кузбассе.

Ввод таможенных пошлин в Индии на импорт энергетического угля (в размере от 2 до 2,5 %) способствовал сокращению в 2015 г. объема поставляемого угля в Индию на 6,7 % по сравнению с предыдущим годом.

В ближайшие годы Индия может существенно сократить объем импортируемого угля на фоне наращивания собственной добычи угля. В частности, ведущая угледобывающая компания «Coal India» планирует увеличить производство угля в 2 раза и довести его к 2019 г. до 1 млрд т. Это приведет к росту предложения каменного угля и к усилению конкуренции между поставщиками угля на других региональных рынках (в частности, на европейском), что напрямую затрагивает интересы российских экспортеров угля.

К 2016–2017 г. внутренний дефицит угля, по оценке Правительства Индии, может составить 185–265 млн т. Поэтому в ближайшие годы Индия останется наиболее перспективным потребителем угля на азиатском направлении.

Япония в период 2013–2015 гг., по предварительным данным, ввела в эксплуатацию 12 новых газовых и 2 новые угольные электростанции (общей мощностью 1,6 ГВт), что позволило ей отказаться от дорогих нефти-сырца и мазута.

В ближайшее время в Японии будет ликвидировано производство электроэнергии из мазута и значительно сокращена генерация из природного газа. В качестве источников топлива для новых электростанций в Японии в ближайшие три года будет использоваться импортный сжиженный природный газ (СПГ) и энергетический уголь, который станет крупнейшим источником топлива для генерации электроэнергии, обогнав природный газ и стареющие атомные мощности.

Переход на данные виды топлива связан с остановкой в Токио всех ядерных реакторов. В настоящее время ни одна из 48 действующих АЭС в Японии не эксплуатируется, и все они находятся в режиме ожидания. Ядерная энергетика, доля которой до аварии на Фукусиме составляла почти 29 % от общего объема производства электроэнергии в Японии, по прогнозам, к 2023 г. сократится до 3,6 %, а к 2040 г. не превысит 1,2 %. Строительство новых газовых и угольных электростанций, по расчетам, будет стоить около $ 7 млрд, в том числе угольных – не менее $ 2,4 млрд. Солнечные батареи и домашние генераторы составляют пока очень небольшой процент вырабатываемой в Японии электроэнергии, а импорт природного газа слишком дорог. Поэтому японские компании импортируют относительно дешевый уголь – в 2015 г. в количестве 191,6 млн т, что на 27 % больше, чем в 2000 г. В 2015 г. импорт угля в Японии возрос еще на 2 % по сравнению с уровнем 2014 г.

Поставки российского угля в Японию в 2015 г. составили 31,5 млн т, и по объему экспорта угля в Японию Россия занимает третье место после Австралии и Индонезии. В 2016 г. РФ увеличила поставки угля в Японию на 4,6 %, до 32,9 млн т. Возможно дальнейшее расширение сотрудничества в области электроэнергетики между Россией и Японией.

В ближайшие годы Япония будет и дальше использовать уголь для удовлетворения своего спроса в энергоресурсах. Предпочтение, скорее всего, будет отдано американскому «чистому углю», сжигание которого, по мнению японских экспертов, выбрасывает меньше углекислого газа.

К 2030 г. доля угля в энергетике Японии, по прогнозам МЭА, может повыситься до 30 % по сравнению с 22 % в 2010 г. Южная Корея, которая, как и Япония, также сокращает свой ядерный сегмент в секторе генерации электроэнергии, в 2015 г. закупила 98,1 млн т угля (в 2,2 раза больше, чем в 2000 г., и на 0,2 млн т больше, чем в 2014 г.).

Следует отметить, что в декабре 2014 г. в Южную Корею была поставлена опытная партия (40,5 тыс. т) угля из Приморья через КНДР, по новой логистической схеме «Раджин– Хасан». Реализация этого пилотного проекта может стать частью «Евразийской инициативы» Президента Южной Кореи, предусматривающей расширение связей евразийских стран путем соединения дорог для создания «Шелкового экспресса». В 2005 г. Россия поставила в Южную Корею 9,6 млн т угля. В 2016 г. поставки российского угля в Южную Корею возросли на 27,8 %, до 12,3 млн т. В Тайвань в 2015 г. было поставлено 65,8 млн т угля, что на 44,9 % больше, чем в 2000 г. В 2015 г. объем поставок импортного угля в Тайвань практически не изменился. Поставки российского угля в Тайвань в 2015 г. составили 747 тыс. т, а в 2016 г. они снизились в 4,5 раза. Поставки угля в Германию в 2015 г. увеличились в 2 раза по сравнению с уровнем 2000 г., до 55,5 млн т. В 2015 г. импортные поставки угля в Германию увеличились на 3,2 % по сравнению с уровнем 2014 г.

Доля российского угля в общем объеме импорта угля Германии в 2014 г., несмотря на действующие санкции, выросла на 6,6 % по сравнению 2013 г. Поставки российского уг-ля в 2014 г. составили 12,5 млн т. Однако в 2015 г. поставки российского угля, по данным ЦДУ ТЭК, упали до 188 тыс. т, а в 2016 г. составили 205,6 тыс. т.

Возрастают поставки угля и в Тайланд: только в период с января по сентябрь 2015 г. они увеличились на 5,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., до 17 млн т. США, несмотря на то что сами добывают около 800 млн т угля в год, чтобы застраховать себя от проблем с доставкой угля и других рисков, намерены сохранить импортные поставки угля, увеличив при этом импорт угля из Колумбии, России и Индонезии. И это тревожная тенденция для производителей угля в Центральных Аппалачах, так как оказалось, что импортный уголь дешевле местного. В 2015 г. США импортировали 8,6 млн т угля (на 11,4 % меньше, чем в 2000 г., и на 1,7 % меньше, чем в 2000 г.).

В ближайшие годы в США на угольных электростанциях будет использоваться в большей степени местный уголь, а импорт угля, по прогнозам, будет и дальше падать.

Объем импорта угля в РФ в период с 2000 по 2015 г., по данным ЦДУ ТЭК, сократился несущественно – на 3,2 %, до 22,9 млн т в конце периода. По сравнению с уровнем 2014 г. Россия продолжила снижать импорт угля, что составило 2,1 %. Из всего объема импортируемого угля в РФ в 2015 г. 99,3 % было поставлено из Казахстана, 0,4 % – из Украины и 0,3 % из прочих стран дальнего зарубежья.

В 2016 г. РФ импортировала, по данным ЦДУ ТЭК, 20,1 млн т угля (на 12,3 % меньше, чем в 2015 г.), из которых 99,3 % было поставлено из Казахстана, 0,1 % – из Украины и 0,6 % из прочих стран дальнего зарубежья.

В 2016 г. РФ импортировала, по данным ЦДУ ТЭК, 20,1 млн т угля (на 12,3 % меньше, чем в 2015 г.), из которых 99,3 % было поставлено из Казахстана, 0,1 % – из Украины и 0,6 % из прочих стран дальнего зарубежья.

В настоящее время российские производители угля в состоянии полностью обеспечить потребности предприятий энергетики в твердом топливе. С августа 2014 г. «Газпром энергохолдинг» почти перестал закупать украинский уголь и заместил его ростовским углем. В 2016 г. поставки украинского угля в РФ составили 78,4 тыс. т.

По прогнозам российских генерирующих компаний, импорт энергетических углей из Казахстана может снизиться с нынешних 20–25 млн т в год до 19 млн т и меньше к 2020 г. Полное замещение казахских энергетических углей возможно только в случае модернизации оборудования угольных блоков российских электростанций (преимущественно Урала) в расчете на сжигание кузнецких углей. В прогнозе «Социально-экономического развития РФ на 2017–2019 гг.», разработанном Минэкономразвития России, предусматривается дальнейшее снижение объема импортируемого угля к 2019 г.

Импорт коксующегося угля

Объем импортируемого коксующегося угля в мире в период с 2000 по 2015 г. вырос в 1,5 раза – с 180,8 млн т до 276,4 млн т. Однако по сравнению с уровнем 2014 г. он снизился на 5,3 %.

Основным регионом-импортером коксующихся углей в мире является Азия с Океанией, куда в 2015 г. было поставлено 71,0 % от всего объема импортируемого угля в мире, или 196,3 млн т (на 6,5 % больше, чем в 2000 г., но на 5,6 % меньше, чем в 2014 г.).

Значительный объем импорта коксующихся углей в 2015 г. пришелся на Европейский континент совместно с Евразией – 59 млн т, что эквивалентно 21,3 % от общемирового импорта коксующихся углей. Тем не менее по сравнению с уровнем 2000 г. объем импорта коксующихся углей европейскими странами в абсолютном выражении в 2015 г. снизился на 5,9 %, а доля импорта в общемировом объеме сократилась на 13,4 %. В Северной Америке объем импортируемого коксующегося угля в период с 2000 по 2015 г. возрос на 2,3 % – до 19,2 млн т, что, однако, составляет всего 6,9 % от общемирового импорта коксующихся углей. Объем поставленного коксующегося угля в Африку в период с 2000 по 2015 г. снизился на 59 %, до 1,7 млн т.

Основные страны-импортеры коксующегося угля по итогам 2015 г.: Индия – 51,1 млн т (18,5 % от общемирового импорта угля), Япония – 50,3 млн т (18,2 %), Китай – 48 млн т (17,4 %), Южная Корея – 37 млн т (13,4 %), Германия – 10,8 млн т (3,9 %), Тайвань – 6,6 млн т (2,4 %), Великобритания – 4,8 млн т (1,7 %) (рис. 2).Импорт коксующегося угля основными странами мира в период с 2000 по 2015 г.

Импорт коксующегося угля Индией

Еще в 2011–2012 финансовом году за счет высоких темпов роста национальной экономики внутренний спрос на сталь в Индии вырос на 12 %, что позволило стране занять ведущие позиции в сталелитейной промышленности.

В 2015 г. Индия импортировала 51,1 млн т коксующегося угля (в 4,6 раза больше, чем в 2000 г.) и по этому показателю оказалась на первом месте в мире. Однако по сравнению с уровнем 2014 г. поставки импортного коксующегося угля в 2015 г. снизились на 0,6 млн т. В перспективном периоде этот показатель, скорее всего, станет расти вследствие роста объемов выплавки стали в этой стране.

Сталелитейная промышленность Индии использует главным образом импортный коксующийся уголь, и продолжительное падение мировых цен на него положительно сказалось на их результатах уже в первом квартале 2014–2015 финансового года. Однако Правительство Индии в 2014 г. решило ввести пошлины на импорт коксующегося угля (в размере 2,5 %). Но в отличие от китайских заводов, которые могут рассчитывать на альтернативные поставки местного угля, индийские сталелитейные компании практически полностью зависят от импорта коксующегося угля, и образовавшиеся дополнительные затраты в связи с принятием этого решения им пришлось взять на себя. По предварительным данным, введение пошлины на коксующийся уголь способствовало росту затрат на производство стали в среднем на 200 рупий за 1 т. Аналогичный эффект дал и отзыв лицензий на добычу угля в Индии, выданных еще в 1993–2009 гг. Тем не менее руководство Индии считает, что зависимость от импорта коксующегося угля можно ослабить путем внедрения в производство стали новых водородных технологий.

Спрос на сталь в Индии в течение 12-й пятилетки (с апреля 2012 г. по март 2017 г.) прогнозируется в объеме около 200–250 млн т, а для производства 1 т стали, как известно, требуется 770 кг коксующегося угля и 1400 кг высокосортной железной руды. Использование низкосортной железной руды будет означать рост закупок у традиционных поставщиков, таких как Австралия, Южная Африка и США. Австралия является крупнейшим поставщиком коксующихся углей в Индию (свыше 80 %). Незначительные поставки коксующегося угля в Индию осуществляются также из Индонезии и Новой Зеландии. Индийские компании прицениваются и к афганскому углю. Ожидается также подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве в области разработки угольных активов в Афганистане.

Следует отметить, что в последние годы индийская стальная отрасль столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны поставок импортной металлопродукции, главным образом из Китая. Поэтому корректировка импортных пошлин на сырье позволит Индии уменьшить производственные затраты и стоимость продукции, чтобы вновь быть конкурентоспособной на мировом рынке. Правительство Индии, приняв федеральный бюджет на 2015–2016 финансовый год, учитывая просьбы металлургических предприятий страны, решило отменить 2,5 %-ную пошлину на импорт коксующегося угля.

Тем не менее к 2017–2020 гг. Индия, чтобы обеспечить растущие потребности металлургических предприятий внутри страны, согласно прогнозам МЭА, может увеличить объем импортируемого коксующегося угля до 60 млн т.

В самой Индии недостаточно запасов качественного коксующегося угля, а добываемое сырье имеет очень высокую зольность. Собственное производство угля в Индии не успевает за темпами роста экономики страны. Поэтому в 2021– 2022 гг. в этой стране может образоваться дефицит качественного коксующегося угля (в объеме около 269 млн т).

Обусловлено это тем, что к заданному периоду у Индии имеются возможности добывать около 1,1 млрд т коксующегося угля. При этом потребление угля в Индии ожидается в объеме более 1,3 млрд т. Нехватку коксующегося угля Индия планирует обеспечивать за счет его импорта. В ближайшие годы поставки импортного угля в Индию, скорее всего, будут расти, а в связи с тем что на внутреннем рынке имеется острый дефицит высококачественных углей, страна остается очень уязвимой от ценовой политики зарубежных поставщиков, особенно австралийских. Однако в случае если в Индии металлургические компании построят обогатительные предприятия, на которых можно будет обогащать уголь и, соответственно, повышать его качественные характеристики, то местный уголь может заменить импортный коксующийся уголь в объеме до 10 % от всего необходимого объема поставок коксующегося угля. В качестве стимула Министерство угольной промышленности Индии предлагает заключение долгосрочных контрактов на поставку коксующегося угля между компанией «CIL» и крупнейшими мировыми сталелитейными компаниями. Тем не менее, в случае реализации сценария падающих цен на уголь в течение 12-й пятилетки это приведет к снижению валютных расходов и объема импортируемого угля. Для обеспечения поставок импортного угля в инфраструктуру Индии потребуется инвестировать около 1 трлн $ США.

Импорт коксующегося угля Японией

Япония, занимающая второе место в мире по объему поставок импортного коксующегося угля, в 2014 г. закупила 51,1 млн т угля, что эквивалентно 17,5 % от общемирового объема поставляемого коксующегося угля. Однако по сравнению с уровнем 2000 г. импорт коксующегося угля в Японию в 2014 г. сократился на 11,6 %. При этом дешевеющая на мировом рынке железная руда в октябре 2014 г. в иенах выросла в цене впервые за полгода на 0,5 % по сравнению с сентябрем 2014 г. – до 11400 иен/т (CIF, $ 95,6 за т), а уголь для черной металлургии подорожал на 7,4% – до 11600 иен ($ 97,3 за т). В 2015 г. импорт коксующегося угля в Японию снизился до 50,3 млн т, что на 9,8 % меньше, чем в 2014 г. Япония закупает коксующийся уголь в Австралии, Канаде, США и России. Около 63 % всех поставок коксующегося угля в Японию в настоящее время осуществляют австралийские компании.

Импорт коксующегося угля Китаем

В 2015 г. поставки коксующегося угля в Китай продолжили понижательный тренд и сократились до 48 млн т (– 23,1 % по сравнению с уровнем 2014 г.; – 36,4 % по сравнению с уровнем 2013 г.). При этом экспорт металлургического кокса и полуфабрикатов увеличился почти на 85 %. Зарубежные поставки продукции составили 8,5 млн т, что является самым высоким показателем, начиная с 2008 г., когда экспорт кокса составлял 12,2 млн т.

Основными поставщиками коксующегося угля в Китай являются: Австралия, Канада, Россия, США, Индонезия и Монголия. В последние годы Монголия была ключевым поставщиком углей для коксования в КНР, обеспечивая от 30 до 40 % объема его импорта. Однако из-за разногласий по ценам поставки монгольского коксующегося угля из месторождения Таван-Толгой в КНР только в 2013 г. сократились до 15 млн т. Порядка 40 % коксующегося угля в КНР поставила Австралия. Южноафриканская компания «Lonton Coal Ltd» заявила, что готова поставлять в Китай более 18 млн т коксующегося угля в год в течение ближайших трех-пяти лет.

Средние цены на ввозимый в КНР уголь в 2013 г. составляли $ 168 за 1 т (CFR Jing-tang) по сравнению с $ 180 за 1 т в феврале 2013 г. С падением спроса на железную руду и коксующийся уголь к концу 2014 г. соответственно снизились и закупки коксующегося угля. В январе-феврале 2015 г. тенденция падения поставок импортного коксующегося угля в КНР продолжилась: произошел обвал поставок угля на 45,3 % по сравнению с январем-февралем 2014 г., до 32 млн т.

По прогнозам МЭА, к 2020 г. в Китай в целом может быть поставлено до 110 млн т коксующихся углей. Однако в связи с тем что Правительство КНР еще в 2013 г. ввело пошлины на импортный уголь, поставки импортного угля в Китай в дальнейшем могут существенно снизиться, в том числе из России. К тому же следует иметь в виду, что из-за падения спроса на металл в Китае было принято решение о закрытии 57 металлургических заводов в провинции Хэбей, а также в провинции Шаньси. Несмотря на это решение, объем выплавки стали на заводах КНР в 2014 г. составил 822,7 млн т (на 0,9 % больше, чем в 2013 г.). Серьезная проблема в КНР связана с избытком мощностей в металлургической промышленности, а также с тем, что в стране быстро увеличивается объем складских запасов основных категорий проката. При этом в Китае ежегодный собственный объем добываемого коксующегося угля в последние годы возрастал в среднем на 3–5 % в год (в 2015 г. произошло падение на 1,4 % по сравнению с уровнем 2014 г.).

Импорт коксующегося угля прочими странами

Объем поставок коксующихся углей в Южную Корею в 2015 г. вырос до 37 млн т, что в 1,9 раза больше, чем в 2000 г. Однако по сравнению с уровнем 2014 г. импорт коксующегося угля в 2015 г. снизился на 11,4 %. Крупнейшими поставщиками угля в Южную Корею являются: Австралия, Индонезия, Канада, Южная Африка, Россия, США, Китай и Малайзия.

Объем импортируемого коксующегося угля в Германию в период 2000–2015 гг. возрос в 2,3 раза: с 4,6 млн т в 2000 г. до 10,8 млн т (на 11,3 % больше, чем в 2014 г.). В Тайвань в 2015 г. поставки коксующегося импортного угля возросли до 6,6 млн т (на 27,7 % больше, чем в 2000 г.), но на 0,3 млн т меньше, чем в 2014 г.

Сократились поставки коксующегося угля в 2015 г. в таких европейских странах, как Великобритания и Франция. В Великобритании объем импортируемого коксующегося угля к 2015 г. снизился на 43,9 % по сравнению с уровнем 2000 г., до 4,8 млн т (–23,8 % к уровню 2014 г.). Поставки российского угля в Великобританию в 2015 г. составляли 2,1 млн т, однако в 2016 г. они упали до 9,2 тыс. т. Франция в 2015 г. импортировала 3,6 млн т коксующегося угля (–9,9 % к уровню в 2000 г.; –26,5 % к уровню 2014 г.). Россия поставила во Францию в 2015 г. всего 66 тыс. т коксующегося угля, но в 2016 г. увеличила импортные поставки до 153 тыс. т.

В Бразилии к 2020 г., на фоне повышения объема выплавки стали в стране, импорт коксующегося угля может возрасти с 12–13 млн т до 21 млн т. Основными поставщиками коксующегося угля в Бразилию являются Австралия, США и Колумбия. Только в 2012 г. Бразилия импортировала 16,8 млн т коксующегося угля. Затраты на закупку продукции составили около $ 3 млрд. Средние цены реализации коксующихся углей в 2012 г. достигли $ 179 за тонну (CIF), а к 2015 г. они существенно снизились.

Если в 2012 г. Турция импортировала 28,4 млн т коксующегося угля, то в 2013 г. поставки коксующегося угля в эту страну возросли на 10,7 % по сравнению с уровнем 2012 г. В 2015 г. Турция увеличила импорт коксующегося угля по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. почти вдвое, но сократила экспорт стали на 20 %, до 6,9 млн т. Выручка от экспорта турецкого металла, по данным «Turkish Steel Exports Union», снизилась на 23,7 %, до $ 4,5.

Поставки российского коксующегося угля в Турцию в 2015 г. – незначительные, всего 100,9 тыс. т. Однако в 2016 г. они возросли до 160,6 тыс. т.

В рамках меморандума по сотрудничеству между Турцией и Россией, предусматривается расширение поставок российского угля в Турецкую Республику, включая возмож-ность участия турецких частных компаний в освоении угольных месторождений в РФ.

Импорт энергетического угля

Всего в мире в 2015 г. было импортировано более 1,0 млрд т энергетических углей, что в 2,4 раза больше, чем в 2000 г. Однако по сравнению с уровнем 2014 г. импорт энергетического угля в целом в мире в 2015 г. снизился на 6,4 %. Главный импортер энергетических углей – Азия с Океанией, куда в 2015 г. поставлено 70,3 % от всего объема импортируемого угля, или 731,4 млн т (в 3,3 раза больше, чем в 2000 г., но на 8,9 % меньше, чем в 2014 г.).

Европа с Евразией в 2015 г. импортировали 253,8 млн т энергетического угля (темп роста к уровню 2000 г. – 144,3 %). Третий по размерам потребитель энергетического угля – Северная Америка. В период с 2000 по 2015 г. ее импорт возрос на 12,1 %, но доля в мировом объеме импортируемого угля снизилась с 8,6 до 4,1 %.

К основным странам-импортерам энергетического угля, по итогам 2015 г., относятся: Китай (156,1 млн т), Индия (170,7 млн т), Япония (141,2 млн т), Южная Корея (98,1 млн т), Тайвань (59,2 млн т), Германия (44,7 млн т), Великобритания (20,7 млн т), Россия (24,1 млн т), Испания (17,3 млн т), США (8,6 млн т), Франция (8,8 млн т) (рис. 3).Импорт энергетического угля основными странами мира в период с 2000 по 2015 г.

Импорт энергетического угля Японией

Япония – один из крупнейших в мире импортеров угля, на долю которого в 2015 г. пришлось 13,6 % мировых поставок энергетического угля, или 141 млн т, что на 52 % больше, чем в 2000 г. Поставки энергетического угля в Японию в 2015 г. по сравнению с уровнем 2014 г. незначительно выросли – на 3,1 %

Японские энергетические компании закупают уголь в основном в Австралии, но из соображений обеспечения экономической безопасности диверсифицируют свои закупки, и в последние годы значительные объемы угля поставляются из Индонезии, Канады, Китая, России и Казахстана. Увеличение поставок угля в Японию стало актуальным после аварии на Фукусиме, в результате чего в стране были выведены из эксплуатации атомные энергоблоки, к тому же высокие цены на сжиженный природный газ привели к росту использования угля в генерации электроэнергии. Поэтому, Япония расконсервировала ТЭЦ, работающую на угле.

Стремясь диверсифицировать свои источники закупок топлива, японская компания «Chubu Electric Power» только в июне 2014 г. купила в Казахстане энергетический уголь, который был перевезен по российской железной дороге и отправлен в Японию из российского порта на Тихоокеанском побережье (цена с дисконтом в $ 1 за т к базовой цене FOB, Ньюкасл, 6300 ккал/кг). Этот сорт австралийского угля продавался в диапазоне 73–77 $ США за т к базовой цене FOB, Ньюкасл в феврале и марте 2014 г., когда партия казахского угля была заказана.

Россия, по состоянию на начало 2015 г., занимает третье место в структуре импорта угля в Японию (около 11 млн т) после Индонезии и Австралии.

Импорт энергетического угля КНР

Импорт энергетического угля в КНР в период с 2000 по 2015 г. стремительно вырос: с 1,8 млн т до 229,1 млн т. Однако в связи с принятием решения о вводе пошлин на поставки импортного угля, в 2015 г. в Китай было завезено только 156,1 млн т энергетического угля (– 31,9 % по сравнению с уровнем 2014 г.). Сокращению импорта угля в Китай в 2014– 2015 гг. способствовало падение цен на энергетический уголь. Следует учитывать, что КНР обладает огромными собственными запасами угля и вполне может обеспечить свой внутренний спрос за счет ввода в эксплуатацию новых угольных предприятий.

В настоящее время Правительство Китая всеми силами старается «уйти» от привязанности к углю из-за плохой экологии вследствие работы угольных электростанций. Поэтому в ближайшие 5 лет Китай планирует разработать порядка 36 новых месторождений газа суммарной мощностью 100 млн мі в год, и построить газовые электростанции мощностью свыше 4 млн кВт. Объем добычи газа в КНР в 2014 г. увеличился на 23,3 % по сравнению с уровнем 2013 г., а к 2020 г. Китай планирует повысить объем добычи природного газа до 40 млрд мі в год. Кроме того, Китай планирует производить синтетический газ, используя технологию газификации угля, а также активно занимается альтернативной энергетикой, масштабы которой позволят снизить потребление импортного угля в энергетическом балансе страны.

Несмотря на предоставленный КНР кредит РФ в $ 6 млрд под гарантии будущих поставок российского угля в Китай, эта страна может предпочесть монгольский уголь забай-кальскому или любому другому российскому. В частности, рост поставок монгольского угля в Китай только в 2010 г. увеличился на 170 %. Ожидается, что в ближайшие годы поставки монгольского угля в Китай продолжат расти, чему будут способствовать: во-первых, ввод в эксплуатацию железной дороги, которую строит китайская сторона в автономном районе Внутренняя Монголия, во-вторых, более низкие цены на монгольский уголь, в-третьих, неразвитость железнодорожной инфраструктуры и мощностей портов на Дальнем Востоке, в-четвертых, разработка крупного месторождения Таван-Тонгой. Поэтому надеяться на китайский «бум» значительного роста импорта угля и объема поставок российского угля в перспективном периоде, по нашему мнению, надо с осторожностью.

Импорт энергетического угля прочими странами

Южная Корея, которая так же как и Япония, сократила свой ядерный сегмент в секторе генерации электроэнергии, в 2015 г. закупила 97,9 млн т энергетических углей. Это 2,2 раза больше по сравнению с уровнем 2000 г. В последние годы в Индии наблюдался значительный рост объема импорта энергетического угля. Так, в 2014 г. поставки энергетического угля в эту страну составили 185,9 млн т, что в 18,8 раз больше, чем в 2000 г. Однако в 2015 г. импорт энергетического угля в Индию упал до 170,7 млн т (–8,2 % по сравнению с уровнем в 2014 г.). Тем не менее, являясь в настоящее время одним из самых крупных импортеров энергетического угля в мире, Индия через несколько лет может прекратить закупать уголь. Это произойдет в том случае, если компания «Coal India» увеличит производство угля к 2019 г. до 1 млрд т. В настоящее время данная индийская компания добывает около 80 % от всего объема производимого угля в стране.

Поставки энергетического угля в Тайвань в период с 2000 по 2015 г. возросли на 47,1 % и составили к концу периода 59,2 млн т. В период с 2000 по 2015 г. поставки энергетического угля в Германию увеличились в 1,9 раза, составив к концу периода 44,7 млн т. Ввиду того что к 2018 г. в Германии запланировано закрытие шахт, добывающих каменный уголь, тенденция роста объема поставок импортного энергетического угля в данной стране не изменится. При этом в ближайшие годы могут возрасти поставки российских энергетических углей. В Великобританию в 2014 г. было поставлено 35,4 млн т энергетического угля (в 2,4 раза больше, чем в 2000 г.). Однако в 2015 г. поставки энергетического угля в Великобританию упали на 41,5 % по сравнению с уровнем 2014 г.

В России импортные поставки энергетических углей за последние годы снизились: с 25,6 млн т в 2000 г. до 22,1 млн т в 2015 г. (–13,5 % к уровню 2000 г.), из которых 99,3 % – поставлено из Казахстана, 0,4 % – из Украины, 0,3 % – из прочих стран дальнего зарубежья. В 2016 г. объем импорта энергетического угля в России упал на 11,4 % по сравнению с уровнем 2015 г.

Доли импорта Испании, Франции и Канады в мировом объеме импортируемого энергетического угля по итогам 2015 г. составили соответственно 1,7, 0,8 и 0,4 %. Турция, импортирующая свыше 70 % потребляемых энергоносителей, закупает около 30 млн т угля, большая часть которого поступает из России, Колумбии, США и ЮАР.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. «Цоал Информатион», Интернатионал Енергы Агенцы Статистицс, ОЕЦД/ИЕА, 2016.
2. «Поставка угольной продукции», ЦДУ ТЭК, 2016 г.
3. Плакиткина Л.С. Анализ и перспективы развития угольной промышленности основных стран мира, бывшего СССР и России в период до 2030 г.: Монография. – М.: Горная про-мышленность. – 2013 г. – 416 с.: 340 ил.
4. Плакиткина Л.С. Плакиткин Ю.А., Дьяченко К.И. Угольная промышленность России на мировом рынке угля: тенденции перспективного развития // Уголь. – 2016. – № 7. – С. 12-16.
5. Плакиткина Л.С. Анализ развития добычи, экспорта, импорта коксующегося и энергети-ческого угля, каменного и бурого в странах СНГ в период с 2000 по 2013 гг. и тенденции их дальнейшего развития в каждой из стран // Горная промышленность. – 2014. – № 3 (115). – С. 8-13.
Ключевые слова: импорт угля основными регионами и странами мира в период 2000–2015 (2016) гг., в т.ч. импорт угля в Китай, Индию, Южную Корею, Тайвань, Германию, Россию, Таиланд, США; импорт коксующегося и энергетического угля основными странами мира

Журнал "Горная Промышленность"№3 (133) 2017, стр.74

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Сообщения, содержащие ссылки на другие ресурсы, не связанные с горным делом будут удалены

Защитный код
Обновить

­