Непрерывные улучшения ЕВРАЗ КГОК

Т.Н. Халенко Руководитель проектной группы

В.А. Загирный Старший менеджер по развитию бизнес-системы ЕВРАЗа. Проектная группа

Д.В. Краснопевцев Руководитель направления по ЕКГОК. Старший риск-менеджер

А.А. Емельянов Риск-менеджер службы управления рисками. Проектная группа

В.А. Лимонов Заместитель директора по информационным технологиям

БСЕ впоследствии стала платформой для развития амбициозных проектов, программ и трансформаций, направленных на:

• снижение воздействия опасных и вредных факторов на сотрудников, повышение безопасности;

• совершенствование процессов и развитие технологий;

• вовлечение каждого сотрудника в процесс непрерывных улучшений и развитие культуры производства;

• развитие навыков и компетенций сотрудников;

• развитие современных цифровых технологий;

• улучшение условий труда и повышение привлекательности профессии.

Бизнес-система ЕВРАЗа (БСЕ) – это подход к работе, применяемый сотрудниками для достижения амбициозных целей через постоянное совершенствование. БСЕ основана на пяти ключевых элементах, они приведены на рис.1.

Рис. 1 Пять элементов бизнес-системы ЕВРАЗа

Вторая трансформация, цифровая, стала логическим продолжением трансформации БСЕ.

Цифровая трансформация – это трансформация бизнеса путем разработки, реализации и внедрения цифровых продуктов, объединенных признаками:

• сбор данных с процесса и аналитика, на основании которой принимаются решения оператором или машиной;

• основа проектного решения – программный продукт (программный код, прогнозная модель и т.п.).

Стандарт цифровизации производства в ЕВРАЗе

В рамках цифровой трансформации (ЦТ) были сформированы уникальный подход и методология работы продуктовых команд и разработчиков. Подход базируется на принципах «Agile» и «Scrum», адаптированных к корпоративным реалиям. Разработана система обучения, проведено обучение более 100 человек, членов продуктовых команд.

Внедрение проектов происходит «волнами» – пакетами из нескольких приоритетных проектов. Охвачены все подразделения КГОК. Разработана система мониторинга приживаемости цифровых продуктов. Все реализуемые в рамках ЦТ продукты будут внесены в систему мониторинга приживаемости для отслеживания технических и пользовательских метрик.

В начале развития цифровизации, в 2018, 2019 годах, рассматривались цифровые технологии, которые могут принести наибольший прямой экономический эффект для предприятия. Это позволило извлечь уроки и научиться достаточно быстро выполнять новые цифровые проекты.

В конце 2020 г. мы приступили к расширению программы цифровой трансформации. Были сформулированы цели на 2021 г.: получить экономический эффект от цифровых проектов, развить компетенции технологического персонала, улучшить состояние ОТиПБ за счет цифровых проектов, снизить бюрократию в операционных процессах.

В 2022 г. в работе было 47 цифровых проектов. Такую программу цифровой трансформации невозможно реализовать только за счет ИТ. Важный фактор – тесное партнерство между ИТ и производственными подразделениями, где создается наибольший экономический эффект от цифровых проектов. Один из ключевых партнеров в цифровой трансформации – служба развития Бизнес-системы ЕВРАЗ. Менеджеры помогают улучшать процесс управления изменениями на проектах ЦТ, формируют оптимальный портфель проектов ЦТ в дивизионах для достижения целевого экономического эффекта.

Цели цифровизации требовали существенного ускорения в реализации проектов, начиная от совершенствования технологического стека для разработчиков, заканчивая методологической поддержкой процессов запуска и реализации проектов ЦТ. Разработанный подход реализации для проектных команд и руководителей проектов от ИТ помогает исключить практически любые пробуксовки на старте и реализации проектов, особенно это актуально для новых сотрудников. А их пришло в компанию достаточно много, т.к. требовался существенно больший ресурс для реализации такой амбициозной программы.

Третья, трансформация рабочих мест (ТРМ) – следующий этап развития цифровизации и повышения производительности труда.

ТРМ стартовала в 2022 г. и стала логичным продолжением цифровой трансформации.

Задачи ТРМ:

• исключение и снижение влияния негативных и опасных факторов;

• повышение привлекательности рабочих профессий;

• исключение процессов и действий, не приносящих ценности;

• повышение производительности.

Проекты ТРМ предусматривают передачу ручного труда системам автоматизации. В таком случае работникам, чьи текущие обязанности возьмет на себя система, будут предложены вакансии с сохранением либо ростом заработной платы и компенсацией льгот за условия труда.

Сейчас промышленные предприятия испытывают трудности с кадрами. Задача трансформации – сохранить всех сотрудников и обеспечить комбинат квалифицированными кадрами. Для тех, кому потребуется переквалификация, будет организовано обучение за счет компании. Таким образом, трансформация рабочих мест для работников – еще и способ повысить заработную плату, освоить новую, более привлекательную и интересную профессию.

Третья, трансформация рабочих мест (ТРМ)Третья, трансформация рабочих мест (ТРМ)Третья, трансформация рабочих мест (ТРМ)Третья, трансформация рабочих мест (ТРМ)

Сейчас на Качканарском комбинате реализуется или уже реализовано 4 проекта ТРМ, еще 6 – в стадии предварительной проработки и оценки.

Отдельно остановимся на проектах направления «Уберизация»*. Проекты по уберизации объединились в целое направление. Старт дал проект по уберизации вспомогательного транспорта (аналог Яндекс.Go), запущенный в работу в январе 2023 г., сейчас система функционирует и совершенствуется. В системе реализована форма обратной связи, любой пользователь может дать предложение по совершенствованию программы.

Ведется разработка проекта Уберизации ТЭМ, по сути это тиражирование системы, разработанной ранее, на еще один тип оборудования – тепловозы.

Как следующий шаг сейчас рассматривается тиражирование проекта по Уберизации и на дорожную технику (спецтехнику, грейдеры и пр.)

*Уберизация (юберизация) – замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами. Термин произошёл от названия компании Uber. «Убер» отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционными подходами.

«Убер» обеспечивает:

• максимально эффективную диспетчеризацию – стыковку «потребность-возможность»;

• автоматизацию бизнес-процесса;

• исключение человека из процесса.

Четвертая, трансформация системы управления охраной труда.

В 2019 г. в компании ЕВРАЗ стартовал проект РискУправление, направленный на формирование «проактивного» мышления у работников компании.

Основные задачи проекта:

• научить людей видеть риски, правильно их оценивать и принимать меры по их минимизации;

• научить видеть риски не только на территории, но и во время выполняемых работ в подразделении, принимать их во внимание и действовать таким образом, чтобы не дать риску реализоваться при выполнении работ;

• сформировать лидерские качества у руководителей в области ОТиПБ;

• создать открытый канал коммуникации по вопросам ОТиПБ между всеми уровнями управления, начиная от специалистов рабочих профессий до президента компании.

Фокус внимания – на изменение культурной составляющей поведения человека. Любые поведенческие изменения требуют длительного времени, а мир вокруг меняется с невероятно большой скоростью, поэтому любые инновации требуют постоянного усовершенствования, не является исключением и проект риск-управления.

В 2021 г., когда стало понятно, что у людей уже сформировалась надежная основа для проактивного поведения, было принято решение внедрить рискориентированный подход во многих процессах Системы Управления Охраной Труда. Так в 2022 г. стартовал проект трансформации СУОТ.

Этот проект продолжил внедрение и развитие культуры безопасности на производстве. А также затронул и другие аспекты:

• организация и планирование работ;

• проведение инструктажей;

• нарядно-допускная система;

• производственный контроль;

• обучение;

• внедрение новых и развитие существующих цифровых инструментов (Тепловая карта, платформа для обучения LMS, чат-бот, электронный наряд-допуск, электронный СВС-помощник).

На данный момент трансформацией охвачено 8 структурных подразделений, 2,5 тысячи сотрудников ЕВРАЗ КГОК. Работники других подразделений будут включены в процесс до 2025 г. С 2023 г. в периметр трансформации включили 10 подрядных организаций.

 СВС-помощник

Охрана труда тоже не отстает и идет в ногу с IT-решениями. Разработаны и применяются такие IT-инструменты, как:

1. СВС-помощник;

2. Тепловая карта;

3. Электронные наряд-допуски;

4. Обучение и инструктажи через чат-боты;

помощник

Трансформация бизнеса в компании ЕВРАЗ – это программа системных преобразований, цель которых – сделать все процессы эффективнее, конкурентоспособнее и безопаснее.

Журнал "Горная Промышленность" №3 / 2023, стр.23-26