ООО «АЗОТТЕХ»: Оценка стоимости владения смесительно-зарядной техникой

Российский рынок смесительно-зарядной техники (СЗМ) сравнительно молод – первые отечественные автомобили появились в конце 1950-х годов, и только после 1991 г. российский рынок открылся для импортных поставок СЗМ. С этого момента доля импорта в общем объеме СЗМ, работающих на объектах в России, продолжала расти вплоть до 2014 г. После 2014 г. в связи с политической ситуацией в стране произошло резкое сокращение доли импорта по новой технике, и, соответственно, увеличение доли российского производства.

Стоит отметить, что импортные СЗМ традиционно отличались высоким качеством сборки и существенно превосходили по этому показателю российские машины. Таким образом, с сокращением доли импорта потребность горнодобывающих предприятий в качественных машинах заставила некоторых производителей пересмотреть свой подход к производственному процессу.

Вместе с началом волны импортозамещения произошло формирование рынка и становление основных его игроков.

К сожалению, в этот период на рынке стали появляться и мелкие производители, которые ранее специализировались на работах по металлу и начали изготавливать СЗМ, не зная всей специфики данного направления. Постепенно подобных компаний становится все больше, хотя в среднем они выпускают не так много единиц смесительно-зарядной техники в сравнении с лидерами российского рынка.

Основной «аргумент» таких производителей – это привлекательная цена. Только вот отсутствие опыта эксплуатации, проектирования и сборки, сервиса и наличия складов запчастей выливаются в дальнейшем для покупателя СЗМ в непредвиденные расходы, существенно превосходящие сэкономленную при покупке сумму.

Но цифры, как известно, гораздо объективнее и показательнее любых слов, поэтому для оценки рисков при выборе и покупке СЗМ целесообразно руководствоваться экономическими показателями эффективности: стоимостью владения, коэффициентом технической готовности (КТГ) или общей эффективностью оборудования. Заметим, что качественное и технологичное оборудование априори не может стоить дешево. Однако часто приходится сталкиваться с тем, что заказчик при выборе СЗМ в первую очередь обращает внимание на объем первоначальных инвестиций и обосновывает свое решение исключительно этим фактором, абсолютно не принимая в расчет такие важные показатели, как:

1. Срок службы;

2. Стоимость владения, включающую в себя

– амортизацию/лизинг;

– эксплуатационные издержки;

– аварийные простои оборудования;

– коэффициент технической готовности.

Такой подход к выбору СЗМ, основывающийся сугубо на стремлении к уменьшению объема инвестиций, может привести к весьма существенным финансовым потерям в долгосрочной перспективе, ведь в погоне за мнимой дешевизной заказчик совершенно не задумывается о затратах, с которым придется столкнуться уже после первых наработок.

Специалисты компании «АЗОТТЕХ», полагаясь на многолетний опыт работы с СЗМ различных производителей не только из России, но и из Украины, США, Австралии, разных ценовых категорий и сроков эксплуатации, разделили оборудование на два типа на примере ANFO, 10 тонн, с целью сравнить экономические показатели и наглядно продемонстрировать различия между двумя типами в цифрах.

Разделение машин на два типа было совершено по следующим признакам:

Разделение машин на два типа

Также важно было учитывать корреляцию экономических показателей владения и наличия, либо отсутствия сервисного контракта, отраженную в подсчетах и наглядно демонстрирующую целесообразность выбора сервисного контракта при приобретении смесительно-зарядного оборудования.

Таким образом, после анализа сроков службы оборудования типа 1 и типа 2 становится ясно, что в среднем он составляет 15 и 7 лет соответственно. Подобное значительное увеличение срока службы в 2–2,5 раза снижает реальную стоимость оборудования.

В свою очередь, срок службы СЗМ влияет на показатель амортизации/лизинга, который рассчитывается по формуле:

срок службы СЗМ влияет на показатель амортизации/лизинга, который рассчитывается по формуле

Из схемы видно, что владение машиной второго типа по факту получается дороже в 2,5 раза.

Следующий немаловажный показатель – эксплуатационные расходы: постоянные и переменные затраты, которые связаны с эксплуатацией и ремонтом СЗМ. При стандартном списке издержек между типом 1 с сервисным контрактом на навеску и типом 2 без сервисного контракта на навеску получается довольно существенная разница в 450 000 руб. Однако разница заметна и в 1 типе между СЗМ с отсутствием и наличием сервисного контракта – она составляет 250 000 руб.

 эксплуатационные расходы

Перейдем к стоимости аварийного простоя оборудования.

Это недополученная выручка, которая рассчитывается по формуле:

недополученная выручка

По этому пункту разница между 2 и 1 типом СЗМ с учетом наличия сервисного контракта может достигать 5 000 000 руб.

Еще один значимый фактор, влияющий на выбор смесительнозарядного оборудования, – коэффициент технической готовности. Он показывает процент времени технически готового к эксплуатации оборудования в определенный период времени, то есть общую полезную производительность СЗМ, и выражается в процентах.

Рассчитать его можно по формуле:

коэффициент технической готовности

Рассмотрев коэффициенты технической готовности по каждому типу СЗМ, легко понять, что при корреляции 1% к стоимости в 193 565 руб. получается разница не только в процентах, но и в реальных деньгах почти в 6 000 000 руб.

Все вышеперечисленные показатели являются составляющими главного – стоимости владения.

Она рассчитывается по следующей формуле для машин с сервисным контрактом:

СВ (с СК*) = (эксплуатационные расходы - стоимость ремонта+амортизация) / коэффициент КТГ + стоимость простоя из-за аварийных отказов.

А для машин без сервисного контракта она равна:

СВ (без СК*) = (эксплуатационные расходы +амортизация) / коэффициент КТГ + стоимость аварийного ремонта.

Таким образом, рассчитав все составляющие, можно вывести самый впечатляющий показатель и прийти к выводу, что только за год разница в стоимости владения межу 1 и 2 типом достигает 9 000 000 руб, а за весь период владения в сравнении типа 1 с сервисным контрактом и типа 2 без сервисного контракта она доходит до 70 000 000!

Эти цифры очень показательны и говорят лучше любых слов, но хочется еще раз подчеркнуть важность грамотного и тщательного подхода к выбору СЗМ с учетом не только цены, но и целесообразности приобретения сервисного контракта, который окупается уже в первый год работы СЗМ.

Разумеется, каждое предприятие горнодобывающей отрасли обладает своей спецификой, своими потребностями и возможностями, а значит, приобретаемая ими техника должна отвечать разным запросам. Для малых и крупных горнодобывающих предприятий первоначальные инвестиции имеют различную приоритетность, поэтому столь важный момент учитывался при разработке новых линеек смесительнозарядных машин «АЗОТТЕХ» наряду с техническими характеристиками.

Линейка БАЗА

Базовая СЗМ предназначена для изготовления, доставки и дальнейшей зарядки в скважины простейших гранулированных ВВ по рецептуре ANFO (Ammonium Nitrate Fuel Oil).

В составе машины используется стандартное навесное оборудование и базовое транспортное средство КАМАЗ с максимальной грузоподъемностью по компонентам 10 т. Навесная установка включает в себя бункер аммиачной селитры, емкость дизельного топлива, шнековую систему, гидравлическую систему, крано-манипуляторную установку, пульт управления и другое. Конструкция полностью адаптирована как для ручного управления, так и для использования в автоматическом режиме. Автомобильное шасси проходит подготовку по MEMU согласно ДОПОГ и является серийным оборудованием на производстве.

Данная модель отвечает всем базовым требованиям малого горнодобывающего бизнеса, в том числе в отношении размера необходимых инвестиций.

Линейка БАЗА

Линейка ТЕХНО

Это смесительно-зарядные машины, изготавливающие взрывчатые вещества по различным технологиям и рецептурам (как гранулированные, так и эмульсионные). В отличие от базовой модели смесительно-зарядные машины ТЕХНО могут работать с любым составом взрывчатого вещества на основе порошковой аммиачной селитры, эмульсионной матрицы «Березит», дизельного топлива, газогенерирующих или иных добавок по выбору заказчика.

Прототип конструктора функционала СЗМ:

Линейка ТЕХНО

Таким образом, вариативность функционала позволяет подобрать наиболее подходящую для конкретных условий работы и задач технику, а специалисты компании «АЗОТТЕХ» всегда готовы помочь с выбором оптимальных решений.

 

Ключевые слова: АЗОТТЕХ, смесительно-зарядная техника, СЗМ, оценка, эксплуатация

Журнал "Горная Промышленность"№5 (147) 2019, стр.82