Концерн LIEBHERR на карте мира

Компания Liebherr была основана в 1949 году Хансом Либхерром как семейное предприятие по производству строительной техники. Не смотря на то, что за истекшее время компания выросла в международный концерн с годовым оборотом 6 млрд. Евро, объединяющий 100 предприятий Liebherr по всему миру с 26 тыс. сотрудников, занятых в производстве, Liebherr как и прежде остается семейным предприятием и на 100% принадлежит членам семьи Liebherr. Сегодня концерном руководит уже второе поколение - Вилли и Изольда Либхерр - сын и дочь основателя фирмы.

Концерн Liebherr имеет децентрализованную структуру и состоит из отдельных хозяйственно самостоятельных подразделений, которые прямо или косвенно принадлежат головной холдинговой компании Liebherr-International AG (Бюлль, Швейцария).

В настоящее время международный концерн Liebherr является крупнейшим европейским производителем оборудования и техники для строительной отрасли и горнодобывающей промышленности: производителем экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, автокранов, башенных кранов, бе-тоносмесительных установок, драглайнов, сваебойно-буро-вых установок, оффшорных и портовых кранов, металлообрабатывающих станков, холодильников и морозильного оборудования, комплектующих для самолетов и для спецтехники. Во всем мире имя Liebherr ассоциируется с новаторскими техническими решениями и высокой надежностью.

LIEBHERR в горной промышленности

Концерн Liebherr - одна из ведущих фирм в мире по производству карьерной техники. В производственную программу оборудования Liebherr для горной промышленности входят: гидравлические экскаваторы весом от 50 до 700 т, карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности от 180 до 360 т, гусеничные бульдозеры с тяговым усилием от 28 до 60 т, колесные погрузчики с емкостью ковша от 3 до 6 м3.
Компания Liebherr имеет давние связи с Россией. В 1966 году представители компании начали сотрудничество с СССР, а в 1972 году постоянное представительство холдинга Liebherr получило аккредитацию в Москве. В 1976 году компания получила первый крупный заказ от Мингазпрома и Миннефтегазстроя СССР на поставку 333 мобильных кранов для полярных регионов Сибири.

С тех пор около 3000 строительных и горнодобывающих машин Liebherr, поставленных за 40 лет на приполярные предприятия нефте-газового комплекса, на химические и металлургические заводы, а также на дорожно-строительные и горнодобывающие предприятия России, подтверждают своей работой мировую известность техники Liebherr, а также авторитет концерна как поставщика широкого спектра оборудования и как надежного партнера по сервису.

ООО «Либхерр-Русланд». Секреты успехов

Для того чтобы не только оставаться производителем качественной техники, но и быть надежным партнером для потребителей, обеспечивать им качественный сервис на месте эксплуатации, Liebherr во многих странах создает свои 100% дочерние компании, которые отвечают за сбыт и сервис техники Liebherr в этих странах. В 2000 году концерн Liebherr основал в России свою 100% дочернюю компанию - ООО «Либхерр-Русланд». Компания продолжает расширять свое присутствие на территории России.

С 2000 по 2007 год консолидированный объем заказов компании ООО «Либхерр-Русланд» вырос более чем в 3 раза. И сегодня в России работает около 3000 единиц машин компании Liebherr, представляющих собой весь спектр строительной и горнодобывающей техники.

С июля 2002 года ООО « Либхерр-Руссланд» в России возглавляет господин Николай Романович фон Зеела.

Это уже второй этап пребывания в России Николая Романовича. Первый его опыт познания российско-советского менталитета продолжался более 10 лет с 1985 по 1996 год, когда Николай фон Зеела возглавлял представительство компании Liebherr в СССР.

Господин фон Зеела - личность неординарная: родился в Эфиопии, имеет российские корни, прекрасно владеет русским языком, имеет богатый опыт работы в России до и после перестройки.

Наша встреча состоялась в период интенсивной подготовки компании Liebherr к международной выставке BAUMA' 2007 в Мюнхене. Николай Романович любезно согласился дать интервью нашему изданию об опыте работы компании в России.

- Николай Романович, где и когда впервые в горнодобывающей промышленности России появилась техника компании Liebherr?

- Первый выход на российский рынок техники Liebherr для горнодобывающей промышленности состоялся в 2000 году, когда первые два гидравлических экскаватора Liebherr R 992 массой 146 т и с ковшом 8 м3 в арктическом исполнении были поставлены в Норильск на Кайерканский разрез РАО «Норильский Никель». В это же время на предприятиях Норильской ГМК начали работать восемь бульдозеров PR 751 Mining в исполнении - 50°С.

В 2003 году был осуществлен крупный проект с компанией «Се-вералмаз» по поставке гидравлических экскаваторов R 974 (массой 85 т), погрузчиков и бульдозеров для разработки месторождения алмазов им. Ломоносова в Архангельской области.

Сейчас мы динамично расширяем свое присутствие в Кузбассе. В этом угольном бассейне мы имеем значительный парк техники.

Горнодобывающая, газовая и нефтяная российские отрасли охотно отдают предпочтение кранам и экскаваторам Liebherr. Специалисты этих отраслей убедились в высокой работоспособности и безотказности наших кранов и экскаваторов в суровых климатических условиях районов осваиваемых месторождений.

Этим примером я хочу показать, что у нас очень большой опыт эксплуатации техники в труднодоступных и отдаленных районах России с суровыми климатическими условиями. В целом в России сегодня находится в эксплуатации около 3000 единиц техники.

- Исторические перемены, произошедшие на просторах бывшего СССР в конце ХХ столетия, не могли не отразиться на деятельности фирмы и не наложить свой отпечаток на ее результаты сегодня. Пожалуйста, подробнее расскажите об этом этапе развития фирмы.

- В рамках новых условий в 2000 г. было принято решение о создании стопроцентной дочерней компании холдинга в лице ООО «Либхерр-Русланд».

Горнодобывающая промышленность является одним из важнейших направлений работы концерна Liebherr в России. Сегодня в проектах, ориентированных на горнодобывающую промышленность, Liebherr может предложить полную гамму гидравлических экскаваторов карьерного типа с ковшом вместимостью до 35 м3, гусеничных бульдозеров тяговых классов от 28 т до 50 т, карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности до 360 т и одноковшовых колесных погрузчиков грузоподъемностью до 25 тонн.

- Вы здесь с 2002 года, объем продаж фирмы в России за этот период возрос почти в 3 раза. Полагаем, здесь скрыты определен' ные секреты успеха деятельности. Поделитесь ими?

- Мы объясняем свои успехи на российском рынке высокой надежностью и качеством оборудования, а также особое значение для нас
имеют все сферы, связанные с сервисным обучением, гарантийным обслуживанием и проведением послегарантийных работ.

Только в прошлом году текущие инвестиции в развитие сервиса Liebherr в Кузбассе (в обучение сервисного персонала, в его оснащение ремонтным оборудованием, инструментом и спецтранспортом, в расширение складского запаса запчастей) составили около 5 млн. евро. И это только начало: в конце мая в Кузбассе состоится от" крытие нового склада запчастей, а в дальнейшем начнется строительство нового ремонтно-складского логистического центра.

- Николай Романович, принятая Вашей фирмой политика - не по' ставлять технику без сервисных услуг, сразу лишает, например, малое или среднее золотодобывающее предприятие Ваших высоконадежных экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров. В связи с этим возникает следующий вопрос: насколько далеко в эти горнодобывающие регионы продвинулись ваши сервисные станции?

- Именно для решения этого вопроса «Либхерр-Русланд» в последние годы последовательно и планомерно развивает сеть своих филиалов, которые есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Перми, Новосибирске, Иркутске, Кемерове, Хабаровске, Южно-Сахалинске и Магадане. В текущем году запланировано открытие филиалов в Сочи и Екатеринбурге.

Так как при эксплуатации горных машин не технику привозят в сервисный центр, а сервисные специалисты приезжают с ремонтным оборудованием на место ее эксплуатации, то для обеспечения качественного сервиса напрямую от изготовителя фирма Liebherr максимально близко к местам эксплуатации организует свои сервисные опорные пункты.

Сервисные опорные пункты Liebherr - это склады запчастей и прошедший на заводах Liebherr квалифицированный сервисный персонал, дислоцированный максимально близко к местам эксплуатации и оснащенный спецавтотранспортом и специнструментом, для быстрого выезда и проведения всех ремонтно-сервисных работ на местах эксплуатации техники.

Такие сервисные опорные пункты фирма Liebherr имеет в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске, Ухте, Сургуте, Новосибирске, Кемерове, Норильске, Североенисейске, Хабаровске, Магадане.

- Эти центры и персонал комплектуются российскими специалистами или специалистами - гражданами Германии?

- В настоящее время в «Либхерр-Русланд» работает 210 сотрудников, из которых лишь 6 человек (технические специалисты и менеджеры) являются гражданами Германии и Австрии, остальные специалисты - граждане России.

- Николай Романович, политика технической экспансии продукции фирмы Liebherr на территории России ограничивается продажей техники и строительством сервисных станций для предоставления полноценного сервиса. Чтобы обеспечить качественный сервис такого парка техники вам требуется довольно большой объем запчастей, расходных материалов, и, не дай бог, при аварийной поломке, и своевременную кратчайшую по времени поставку узла, агрегата и т.п. И все это - вы везете от заводов в Европе, преодолевая таможни, границы, да и огромные расстояния по России, на что требуется опять же время... - Кроме сооружения сервисных станций в районах эксплуатации нашей техники, Liebherr два года назад приобрел в г. Одинцово, Московской обл., земельный участок площадью 8.8 га. Сегод" ч ня активно ведутся работы по строительсту мощного ремонтно-складского центра для импортной техники. Мы ожидаем завершение строительства к середине 2008 года. - Какие шаги предпринимает Liebherr по улучшению сервисного обслуживания?
- Поддержка региональной сервисной сети и конечных по" требителей техники Liebherr будет охватывать следующие аспекты:

- сокращение сроков поставки запчастей за счет увеличения номенклатуры и количества запчастей Liebherr непосредственно в России;

- снижение стоимости запчастей за счет планового упреждающего пополнения централизованного складского запаса запчастей в России;

- увеличение объемов, скорости и качества капитального ремонта сложных агрегатов и узлов (дизельных двигателей, гидронасосов, гидромоторов, гидроцилиндров, редукторов и т.д.) при одновременном снижении стоимости благодаря консолидации специалистов в одном месте и отсутствию транспортных издержек по доставке агрегатов в ремонтные цеха европейских заводов-изготовителей;

- снижение стоимости восстановительного ремонта техники, бывшей в употреблении (а не только ее агрегатов), с заменой металлоконструкций, в том числе с элементами модернизаций.

- наличие центрального учебного пункта для подготовки российских сервисных специалистов Liebherr и для повышения их квалификации, а также специалистов заказчиков.

Это целый спектр вопросов по улучшению сервиса техники Liebherr для всей России.

- Во многих регионах России, включая Москву, Урал, Поволжье, Сибирь наблюдается строительный бум: динамично развиваются
дорожно-строительные проекты, а также растут объемы и масштабы гражданского и промышленного строительства. Все они подхлестнули лавинный спрос на природные строительные материалы, что в свою очередь привело к интенсивному техническому переоснащению предприятий промышленности стройматериалов, карьеров по добыче сырья. В связи с этим, не могли бы Вы отметить роль и долю оборудования фирмы Liebherr на предприятиях по добыче песка, гравия и других видов строительных материалов? -Благодаря конструктивным особенностям (гидростатическому приводу) техника Либ" херр отличается экономичным расходом топлива. Так как в последние годы стой" мость дизтоплива резко возросла, то мно" гие наши заказчики по достоинству оценили положительный экономический эффект при эксплуатации машин Liebherr. Поэтому все большее количество карьеров по добыче природных стройматериалов в России все чаще отдает предпочтение нашим бульдозерам, погрузчикам и экскаваторам среднего класса при переоснащении своих производств.

Сегодня уже довольно значительное количество машин Liebherr эксплуатируется в карьерах Ленинградской области. Начинают вплотную интересоваться нашими машинами карьеры Юга и Дальнего Востока России. Так как карьеры по добыче строительных материалов, обычно, входят в состав холдинговых компаний, занимающихся дорожным или гражданским строительством, то мы видим в этом сегменте большой потенциал для развития партнерства, так как кроме землеройных машин Liebherr, может предложить широкую гамму другой техники (мобильные и башенные краны, буровое и сваебойное оборудование, заводы по производству бетона). К примеру, крупнейшая в этой отрасли на Северо-Западе группа компаний ЛСР высоко оценила как башенные краны, так и колесные погрузчики, бульдозеры и экскаваторы Liebherr.

- Насколько сегмент рынка б/у горной техники заполнен машинами Liebherr, каков уровень спроса российских и мировых покупателей на такую технику и торгует ли такими машинами фирма Liebherr?

- Не смотря на то, что по мере амортизации рыночная стоимость б/у техники Liebherr очень мало снижается, она пользуется большим устойчивым спросом. Мы охотно расширяли бы в России наши объемы продаж б/у техники Liebherr, но проблема заключается в дефиците б/у техники Liebherr на мировом рынке.

- Правильно ли мы понимаем, что подавляющее большинство однажды купивших вашу технику потребителей - не расстается с ней, эксплуатируя ее до полной амортизации?

- В том числе и по этой причине мало предложений на продажу б/у техники Liebherr, реально интересных для российского потребителя. Часто на мировом вторичном рынке предлагаются лишь полностью самортизированные и изношенные машины Liebherr с очень большой наработкой. Мы уважаем своих российских заказчиков и понимаем, что технику б/у они приобретают, чтобы за счет ее эффективной и безотказной эксплуатации зарабатывать деньги. С учетом этих обстоятельств Liebherr осуществляет строгий предварительный отбор по техническому состоянию б/у машин Liebherr, предлагаемых в Россию. Мы поставляем российским заказчикам б/у технику, обязательно прошедшую техническую инспекцию персоналом Liebherr, а в случае необходимости, прошедшую предпродажную подготовку (после необходимых ремонтов) и с предоставлением нашей фирменной гарантии (в течение 6 месяцев). И это условие также относится к ряду главных, и неукоснительно соблюдаемых, принципов работы нашей компании на российском рынке.

- Для обеспечения российских потребителей, эксплуатирующих технику вашей фирмы, постоянно требуются запасные части и расходные материалы. Где налажено производство запчастей - в России или за ее пределами?

- Liebherr поставляет только оригинальные запчасти, т.е. именно те, которые используются на сборочных конвейерах Liebherr. Многие машины Liebherr до 80% состоят из комплектующих собственного производства, т.е. изготавливаются на заводах Liebherr. К таким комплектующим относятся наиболее ответственные узлы: дизельные двигатели, гидроцилиндры, гидронасосы, гидромоторы, редукторы поворота, поворотные круги, редукторы хода, компоненты электроники и другие. Нередко используются комплектующие от внешних поставщиков нестандартной конструкции, специально разработанной по заказу Liebherr. Например, для увеличения моторесурса на некоторых экскаваторах Liebherr используются гидрофильтры со степенью фильтрации 5 микрон, в то время, как все изготовители экскаваторов используют гидрофильтры 20 микрон.

В связи с необходимостью увеличения объема производства комплектующих Liebherr, обусловленной наращиванием выпуска техники, фирма Liebherr начинает строительство завода по производству своих комплектующих в России, в Нижнем Новгороде.

- Как быстро ваша фирма может поставить узел или деталь для машины в России, если, к несчастью, с ней произошла аварийная поломка?

- Во-первых, во многих наших сервисных пунктах есть склады запчастей, к концу года суммарный запас которых достигнет 10 млн. евро. Особо крупные запасы запчастей в России Liebherr содержит в регионах наибольшей концентрации работающей горнодобывающей техники, так как эта техника, с одной стороны, наиболее требовательна к срокам поставки запчастей, особенно сервисных, расходных материалов и изнашиваемых частей. С другой стороны, многие запчасти для этой техники являются крупногабаритными, которые гораздо рентабельнее держать наготове возле места эксплуатации, чем оплачивать срочные доставки.

Во-вторых, если каких-то деталей не оказалось на наших складах в России, то доставка в Москву стандартной запчасти с центрального склада в Германии занимает 5 дней. В случае аварийной поломки крупного агрегата мы принимаем экстренные меры. Однако, с учетом таможенных процедур и расстояний от Москвы до Сибири, нам потребуется 6-8 дней на доставку тяжелых и крупногабаритных деталей. Это самый короткий возможный срок поставки.

- Николай Романович, нам интересно, как Вы оцениваете усилия российских горно-машиностроительных компаний в создании, например, отечественных гидравлических экскаваторов карьерного типа?

- Российское машиностроение имеет большой опыт производства техники для горной промышленности и хорошую инженерную школу в лице специалистов УЗТМ, Ижорского завода, и других предприятий. Рынок в России очень объемный, и хорошо, когда потребитель будет иметь более широкий выбор среди производителей техники. Кроме того, здоровая конкуренция стимулирует дальнейшее развитие.

Мы от всей души желаем успехов российским производителям гидроэкскаваторов для горнодобывающей промышленности.

- В беседах с представителями многих зарубежных фирм, производящих технику для горной промышленности, все отмечают, что сегодня и в России и во всех без исключения горнодобывающих странах мира наблюдается чуть ли не лавинообразный спрос на горную технику. Как это отразилось на портфеле заказов фирмы Liebherr и насколько фирма оказалась технически и организационно подготовленной к такой ситуации?

- Впервые в истории развития мировой горной промышленности наблюдается такой бурный рост спроса на технику, буквально во всех странах одновременно. Одновременно и динамично растут экономики России, Китая, Латинской, Центральной и Северной Америки, Индии, Средней Азии, Монголии, Африки (ЮАР, Ангола, Гана, Мали). Это привело к необычной ситуации (которую никто в мире не прогнозировал) - спрос на технику значительно превысил производственные возможности всех мировых производителей.

По нашим оценкам этот дефицит в ближайшие 2-3 года может только нарастать. В связи с этим фирма Liebherr строит в Западной Европе новые заводы для увеличения объемов производства горнодобывающей техники Liebherr.

Кроме того, надо отметить, что руководство концерна Liebherr воспринимает Россию как один из ключевых рынков в долгосрочной перспективе. Поэтому для России и российского рынка предоставляются большие преференции в поставках. Благодаря этому у нас всегда имеются машины для поставки в Россию, и мы можем их поставлять в достаточно сжатые сроки любому российскому заказчику.

- Уважаемый Николай Романович, спасибо Вам за подробный рассказ о фирме Liebherr и принципах построения ее отношений с российскими партнерами, а также за столь уважительное отношение к российским потребителям горного оборудования.

Отмечая успешную работу фирмы Liebherr на основе упомянутых Вами принципов, выражаем уверенность в том, что фирма, несомненно, достигнет новых высоких рубежей продаж в России.

М. Котровский, «Горная Промышленность»

Е. Муравьева, журнал Russian Mining

Журнал "Горная Промышленность" №2 2007