Экономические преобразования Республики Казахстан в горнодобывающей промышленности

Республика Казахстан занимает выгодное геополитическое положение между Западом и Востоком, преимущества которого в перспективе будут возрастать в связи с перемещением центра мирового экономического развития в азиатскую часть планеты.

По масштабам стратегической значимости и разнообразию запасов полезных ископаемых Казахстан входит в число ведущих стран мира, что открывает перед нею возможности для широкого маневра, причем с меньшими издержками, чем у других стран. При неполной геологической разведанности и разработанности своей территории, Казахстан сегодня по запасам вольфрама, хромитов, фосфоритов, меди, цинка, молибдена, свинца, железа, угля занимает одно из ведущих мест в мире. В частности, республика занимает первое место в мире по запасам цинка (15.5%), вольфрама (49%), второе место по запасам свинца (15.1%), хрома, серебра, третье место по запасам марганца (5%), фосфоритов, четвертое место по запасам меди, молибдена, седьмое — по запасам бора и т.д. (рис.1).

Ведущие позиции занимает республика в мире и по добыче минерального сырья, в том числе хрома, фосфоритов, свинца, алюминия, меди, железа, золота и т.д. Разработку месторождений полезных ископаемых и переработку сырья осуществляют более 70 предприятий горно-металлургического комплекса. Большинство из предприятий являются акционерными обществами с определенной долей пакета акций, принадлежащих государству и государственное управление которыми осуществляет Министерство промышленности и торговли.

На сегодняшнем этапе удельный вес продукции минерально-сырьевого комплекса в общем объеме выпускаемой в республике продукции составляет более 50% (рис.2).

Несмотря на важную роль в экономике республики, происходит спад в развитии сырьевой базы. Это происходит, прежде всего, из-за истощения запасов разрабатываемых месторождений, несвоевременного ввода в разработку новых месторождений, износа горного оборудования и т.п.

Для преодоления создавшегося положения в горнодобывающей отрасли республики требуются значительные инвестиции. Общий объем инвестиций, необходимых для развития горнодобывающего комплекса, оценивается в сумме 3.43 млрд. долларов США. Правительством Казахстана в период с 1995 по 2000 годы предусматривается реализовать более 20 проектов. Главным из них является ввод в действие новых мощностей по добыче медной руды в Центральном и Южном Казахстане, реконструкция и модернизация существующих обогатительных фабрик. Предусматривается ускорение развития сырьевой базы Качарского ГОКа в Северном Казахстане, строительство обогатительной фабрики на Атауйском месторождении (Центральный Казахстан), ввод в эксплуатацию подземных рудников по добыче хромовой руды, строительство фабрик по брикетированию и окомкованию мелкой хромитовой руды в Актюбинской области.

Предполагается создание собственной титановой промышленности, производство олова и технических алмазов в Северном Казахстане. С целью создания титановой промышленности предусматривается строительство рудников с комплексом обогатительных фабрик по добыче и переработке рутил-ильменит-цирконовых руд на месторождениях Восточного Казахстана и организация производства титано-цирконовых концентратов на АО «Лисаковский ГОК».

Другим направлением в горнодобывающей отрасли республики является реализация программы «Золото Казахстана», предусматривающей увеличение добычи золота в стране. Планируется развитие Бакырчкского, Васильковского и Акбакайского месторождений. Для реализации этих проектов в республике Казахстан изыскиваются пути привлечения ресурсов международных организаций и ряда стран как в виде официальной финансовой и технической помощи, так и в виде экспортных кредитов на двухсторонней основе.

С момента получения политического суверенитета и перехода экономики Казахстана к рыночным отношениям интерес иностранных компаний к республике постоянно растет. В настоящее время в рамках официальной помощи развитию Казахстан получает целый ряд кредитов от международных финансовых организаций, таких как Международный Валютный Фонд, Международный Банк Реконструкции и Развития, а также ряда стран на общую сумму 1.3 млрд. долларов США. Внешние ресурсы поступают в республику и в виде экспортных кредитов. В рамках открытых кредитных линий подписано соглашений на общую сумму 1.5 млрд. долларов США.

В то же время перед Казахстаном встает проблема погашения платежей по кредитам. Поэтому правительством был принят целый ряд организационных мер, позволяющих откорректировать ошибки, допущенные в прошлом и исключить их повторение в будущем.

Наиболее предпочтительным видом использования внешних ресурсов являются прямые инвестиции, как один из наиболее перспективных и эффективных способов включения национальной экономики в мировую экономическую систему. Самыми распространенными формами прямых иностранных инвестиций являются совместные предприятия. Процесс создания СП в Казахстане осуществляется довольно активными темпами. Уже созданы и действуют ряд совместных предприятий по разведке и добыче медных и золоторудных месторождений. На сентябрь месяц 1995 года получено 777 заявок от иностранных инвесторов, выдано 293 лицензии. Другой формой участия иностранного капитала в развитии горнодобывающей промышленности является передача предприятий в иностранное управление. Уже давно более десятка крупнейших промышленных предприятий, в частности, Карагандинский МК (90% акций передано UNITED STEEL MANAGEMENT GROUP сроком на 10 лет), Павлодарский алюминиевый завод, (90% акций передано фирме WHITES LTD на 5 лет), «Лениногорский ПК» (57% передано «Руддер-инвест») и др. С целью привлечения иностранных инвесторов правительством Казахстана разработано около 30 законодательных и подзаконных актов, призванных совершенствовать инвестиционный климат в республике (одним из главных является закон «Об иностранных инвестициях»). Новой формой привлечения внешних ресурсов для страны является лизинг, для него интенсивно создается законодательная, правовая база. В частности, законом утверждены положения, согласно которым иностранные инвестиции не могут быть национализированы и экспроприированы — иностранные инвесторы гарантированы от изменения законодательства в течение 10 лет с момента осуществления инвестиций, и государство при любых обстоятельствах, в том числе и в случаях войны, смены правительства или государственного строя, полностью сохраняет свои имущественные обязательства перед ними. Инвесторы вправе по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, для реинвестиций на территории Казахстана, для приобретения товаров и для других целей, не запрещенных законодательством республики. 

Журнал "Горная Промышленность" №2 1996, стр.46