«Колмар»: люди главная ценность компании

История развития компании «Колмар» началась с одной шахты в Нерюнгри. Тогда предприятие называлось АО «Нерюнгриуголь». За 20 лет компания не просто разрослась, а стала одной из крупнейших в России, где уголь не только добывают, но и обогащают.

В состав ГК «Колмар» входят два горно-обогатительных комплекса – «Денисовский» и «Инаглинский», собственная ремонтно-производственная база. Работают 3 шахты, 3 обогатительные фабрики и участок Открытых горных работ. Объем добычи по итогам 2022 г. составил 12,4 млн тонн угля. «Колмар» входит в топ-5 производителей коксующегося угля среди угледобывающих предприятий России.

Из года в год компания ставила перед собой амбициозные задачи по реализации крупных проектов в угольной отрасли. И всё больше людей связывали свою профессиональную судьбу с «Колмаром». Сейчас коллектив насчитывает свыше шести тысяч человек. И именно люди здесь главная ценность. Многие из них трудятся с первых лет основания. Сообща, плечом к плечу, пройден сложный путь, грамотно выстроены рабочие процессы для того, чтобы минимизировать потери и максимально эффективно развивать производство.

Большая команда профессионалов, работающих в компании, – это единомышленники, которые готовы меняться и учиться, держать руку на пульсе угледобычи, осваивать современные технологии, внедряемые и для безопасности, и для повышения результатов труда.

ГК «Колмар»

Профессии, связанные с работой в шахте, остаются одними из самых опасных и тяжёлых, поэтому здесь нет случайных людей. Шахта быстро проверяет на прочность и трудолюбие, на способность работать в сложных условиях. На примере старших выбирают горняцкий труд новые поколения: так формируются трудовые династии шахтёров, которыми искренне дорожат в «Колмаре».

Компания, в свою очередь, делает всё, чтобы нелёгкий труд сделать безопаснее и комфортнее, чтобы каждый работник чувствовал уважение к своему труду и отдыху. Поэтому на предприятии развиты социальные программы, направленные на сохранение здоровья, поддержку семей, организацию комфортного быта.

ГК «Колмар»

Чтобы узнать, почему выбрали работу в компании «Колмар» и что связывает с ней долгие годы, мы побеседовали с тремя сотрудниками.


Все для людей

мастер производственного обучения Юрий Дажин

О своём жизненном и профессиональном пути в компании «Колмар» рассказал мастер производственного обучения Юрий Дажин.

Юрий Николаевич, сколько лет Вы работаете в «Колмаре»?

– В компании работаю с первого дня открытия, стоял у истоков. На тот момент мне было 40 лет.

Почему Вы, имея уже большой опыт работы, решили устроиться на новое предприятие? Вы сменили сферу деятельности?

– Нет, я в шахте с 17 лет. Начало было положено ещё в Донбассе, где я родился и вырос. Окончил Стахановский горный техникум и вышел на работу. После армии уехал в Магадан, где отработал 12 лет. Но после аварии, случившейся там, с семьёй выбрали Южную Якутию, как и многие другие магаданские шахтёры. Поначалу было сложно, потому что здесь шахт не было. Пришлось устраиваться хоть куда-то. А как только начала работать «Денисовская», открытие которой мы долго ждали, вернулся в любимое дело.

Почему Вы свою жизнь связали с такой сложной и небезопасной профессией?

– Наша семья уже 150 лет работает в шахте. Ещё моя прабабушка работала в Донбассе, была шахтёркой с 13 лет. Дедушка, отец и я – все шахтёры. С малолетства я знал, кем стану, у меня не было в мыслях другой профессии. Сейчас мои дети продолжают династию: в компании «Колмар» работают сын и две дочери.

Как сильно изменился «Колмар» за два десятилетия?

– Значительно. Начнём с того, что 20 лет назад это была только одна шахта, а сейчас крупное предприятие, где уголь не только добывают, но и обогащают. Менялись техника, способы добычи, расширялась география нашего сотрудничества. В общем, та шахта, на которую я пришёл тогда, и то предприятие, где работаю сейчас, совершенно разные. Приятно, что я тоже участвовал в этом развитии.

Насколько Вы уверены в безопасности труда в шахтах компании?

– В отличие от шахт Донбасса, Кузбасса или Магадана, в нашей нет газа. Поэтому такой опасности, как резкий выброс метана, нет. В других местах это нередко приводит к трагедиям. К тому же на нашем предприятии внедряются новые технологии, которые значительно снижают и другие риски. Стараемся максимально обезопасить производство.

У Вас большой опыт работы на других угольных предприятиях. Чем отличается социальная политика компании «Колмар»?

– Являюсь председателем профсоюзного комитета в компании и могу уверенно сказать, что «Колмар» в отношении сотрудников ведёт грамотную работу. Сейчас мы проработали новый коллективный договор. И надо сказать, у нас он, пожалуй, один из лучших в России среди угольных компаний и содержит хороший социальный пакет. Предусмотрены дополнительные условия для улучшения жизни и работы сотрудников. Сейчас главная задача – сделать всё, чтобы от нас не уходили специалисты, и привлечь профессионалов из других регионов. Надо отдать должное, руководство идёт нам навстречу.

Что входит в социальный пакет?

– Оплата проезда к месту отдыха и обратно, путёвки для сотрудников и их детей в санатории, процент оплаты которых зависит от стажа работы в компании. Работникам путёвки предоставляются раз в два года, а детям – ежегодно.

Хорошие условия создаются для сотрудников, которые приезжают к нам из других регионов. Компания сразу выплачивает им все коэффициенты и надбавки, есть компенсация оплаты съёмного жилья. При необходимости предоставляется место в одном из общежитий. У «Колмара» их пять, часть – семейные.

Компания заинтересована в том, чтобы люди задерживались здесь, в Якутии. Раньше в Нерюнгринском районе не было подземной добычи, поэтому ищем сотрудников в разных регионах. И если люди едут к нам на Крайний Север, привозят свои семьи, связывают свою судьбу с этим суровым краем – значит мы всё делаем правильно.

Из каких регионов в основном приезжают работать в «Колмар»?

– Из Донбасса, в последнее время из Кузбасса идёт приток шахтёров. Из местных жителей многие отучились и устроились к нам. Кроме того, есть работники из Киргизии, Казахстана, Узбекистана. У нас многонациональный состав и мы этим гордимся! Этому есть и историческая причина. Сам город ещё в советское время собрал представителей разных республик, задействованных в строительстве БАМа. Нерюнгри был крайней точкой магистрали.


ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ

Буровик Владимир АлтушкинБуровик Владимир Алтушкин поделился с нами своей историей работы в компании «Колмар». Он считает, что главное здесь – ответственное отношение к труду и людям.

Владимир Викторович, расскажите, сколько лет Вы работаете в «Колмаре»?

– Я пришёл в 2006 году, получается, уже 17-й год работаю здесь. Поначалу был электрослесарем. В мои обязанности входило опускать специальные насосы и откачивать воду из шахты, чтобы не затапливало. Это обеспечивает не только комфорт, но и безопасность труда шахтёров. Мы уходили ниже выработки, ставили насосы и откачивали воду. Потом я стал буровиком, то есть уже делал скважины под те самые насосы. И продолжаю заниматься этим по настоящее время.

Где и кем работали до прихода в компанию?

– Долгое время работал в «Якутугле» термистом, а до этого был слесарем-монтажником на Нерюнгринской ГРЭС, когда она ещё только строилась.

Почему пришли в «Колмар»?

– У меня уже был большой опыт работы в других компаниях, а тут узнал, что требуются работники. Много слышал положительных отзывов о надёжности предприятия, о том, что компания заботится о своих сотрудниках. Да и что скрывать, зарплаты очень хорошие. Поэтому принял решение пойти сюда. Ни разу не пожалел о выборе. В «Колмаре» все работают долго. Это показательно. Кто-то с самого основания, кто-то вахтой, но все продолжают здесь трудиться, потому что чувствуют уважение и ответственное отношение к каждому. Есть стабильность, а это, наверное, одна из самых главных составляющих частей жизни людей. Важно знать, что если работаешь на совесть, то и предприятие тебя поддержит.

Планирую ещё поработать, хотя мне уже за 60, хочется помочь встать на ноги внукам, поддержать дочь.

Рекомендуете другим связать свою жизнь и профессию с компанией?

– Да, безусловно. Работа здесь, как уже говорил, даёт уверенность в завтрашнем дне. Молодым ребятам, которые только начинают свой путь, рекомендую начать именно с такой надёжной компании, чтобы не разочароваться в профессии. Также это даст возможность понять, что такое слаженный коллектив и ответственный работодатель.

Конечно, здесь важно не бояться трудностей, опасностей, физического труда и быть готовым брать на себя ответственность. Но это и воздастся сторицей. Есть много возможностей для карьерного роста: всех, кто желает учиться новому, обязательно поддержат.

Чем Вы занимаетесь вне работы?

– Главная моя забота – это семья. У моей дочери двое детей, с которыми вожусь с младенчества. Сейчас они уже подросли, помогаю их отводить на занятия в секциях. Внучка увлекается спортивной гимнастикой. Внук скоро пойдёт в школу.

А хотели бы, чтобы Ваши внуки сюда устроились?

– Это, конечно, им решать. Если надумают – мешать не буду. Здесь большой выбор профессий, необязательно работать в забое. Сейчас много современных профессий на шахте, а что будет, когда они закончат школу, неизвестно.

ГК «Колмар»


ОСОБЫЙ ДУХ ШАХТЁРОВ

Горный диспетчер шахты «Денисовская» Сергей СапегинГорный диспетчер шахты «Денисовская» Сергей Сапегин, прошедший длинный трудовой путь, считает, что в шахте работают особенные люди.

Сергей Александрович, расскажите о себе и Вашей работе.

– Я живу и работаю в Якутии с 2004 года. Родился в городе Шахты Ростовской области, где и начинал свой профессиональный путь. Сначала был механиком лавы, потом механиком шахты. Но там предприятия угледобычи стали массово закрываться. После увольнения из шахты в Ростовской области я попробовал работать механиком в пекарне, но понял, что это не моё. Смог отработать только три месяца. Что делать дальше? Где работать? Именно тогда увидел объявление, что в Южной Якутии строится шахта «Денисовская» и требуются специалисты.

Первое время работал начальником энергомеханической службы вахтовым методом: приезжал на четыре месяца и возвращался домой. Потом мне предложили переехать сюда с семьёй и предоставили жилье. С тех пор я живу и работаю здесь. В Ростовскую область теперь езжу только в отпуск на два месяца.

Сложно ли было менять свой быт, климат?

– Решение пришло само и ни разу о нём не пожалел. Климат здесь сносный: воздух сухой, поэтому морозы не чувствуются. Но больше всего мне нравится подземная работа.

Чем привлекателен горняцкий труд?

– Шахтёры – совсем другой народ. Сплочённый, все стоят друг за друга, как единый организм. Этого мне и не хватало, когда пробовал себя в новой сфере. Сложно принять другую работу, где нет такой взаимной поддержки.

Как развивалась Ваша карьера в «Колмаре»?

– Начинал начальником энергомеханической службы. Затем работал главным энергетиком и главным механиком. Когда пришло время пенсии, решил, что пора дать дорогу молодым, но оставлять предприятие не захотелось. Поэтому сейчас я работаю диспетчером.

Какие обязанности у Вас сейчас?

– Дежурный диспетчер решает организационные вопросы. Я выдаю наряды горным мастерам на разные участки. В течение 12 часов осуществляю контроль выполнения этого наряда. Если вдруг происходит какой-то сбой, нужно принимать решение его изменить.

Известно, что работа в шахте всегда несёт определённый риск. Как у Вас решаются эти вопросы?

– Ещё при приёме на работу проводятся инструктажи по правилам поведения в шахте, как действовать при аварийных ситуациях. Сейчас, благодаря новым технологиям, вижу передвижение каждого рабочего в шахте, знаю, где он находится. При необходимости могу подать ему сигнал или, наоборот, он мне. Это помогает максимально обезопасить труд шахтёров. Могу не только предупредить рабочих, если что-то случилось, но и быстро вывести их в безопасное место. У нас очень серьёзная система безопасности. К тому же, по всей шахте стали устанавливать камеры наблюдения, что тоже позволяет видеть всё в режиме реального времени.

Нередко в семье, где есть шахтёр, формируются настоящие династии. Вы тоже из такой семьи?

– Нет, в моей семье до меня не было шахтёров: отец и мать работали в колхозе. Когда пришло время выбора профессии, мой отец настоял на том, чтобы я не связывал свой труд с аграрной сферой. Поскольку мы жили в городе Шахты, то и решение пришло: буду шахтёром. Из троих моих детей только средний сын связал свою жизнь с угольным предприятием, но работает он на поверхности.

Журнал "Горная Промышленность" №3 / 2023, стр.34-37