Развитие направления «Геометаллургия»

С.В. Лянгазов Заместитель исполнительного директора ЕВРАЗ КГОК (по геометаллургическому комплексу)

В.А. Загирный Старший менеджер по развитию бизнес-системы ЕВРАЗа. Проектная группа

Содержание полезного компонента в рудах ЕВРАЗ Качканарского ГОКа (ЕВРАЗ КГОК) колеблется на уровне 15–16%. При таком содержании повышение извлечения даже на несколько сотых долей процента — важная оптимизационная задача. Для её решения на ЕВРАЗ КГОК развивается направление «Геометаллургия».

Под определением «Геометаллургия» мы понимаем оптимизацию шихтования путем сквозного управления технологической цепочкой (Рудоуправление – Авто и ЖД перевозки – Обогатительная фабрика) для получения экономических эффектов. Они достигаются за счет снижения потерь в хвостах ММС и повышения производительности секций цеха обогащения.

Проекты направления «Геометаллургия»Проекты направления «Геометаллургия»

Ключевые показатели эффективности «Геометаллургии»:

• увеличение объема произведенного концентрата;

• повышение качества концентрата;

• снижение содержания Fe в хвостах;

• снижение финансовых затрат.

Задачи развития «Геометаллургии»:

• Разработать инструменты управления поставляемым потоком руды на фабрику: обеспечить прослеживаемость руды от забоя до фабрики.

• Обеспечить возможность определения качественных показателей руды на фабрике.

• Разработать инструменты оперативного контроля и реагирования на изменение качества (промпродукта) внутри фабрики.

Центр управления производствомЦентр управления производством

В рамках развития геометаллургии реализуется комплекс из пяти проектов, направленных на стабилизацию качественных показателей по всей производственной цепочке ЕВРАЗ КГОК. Остановимся на каждом подробнее.

Организация «Центра управления производством» по сквозному управлению циклом

Реализация проекта позволила организовать единое рабочее пространство для диспетчерского персонала с целью оперативного обмена информацией и повышения качества принятых решений. Проведены необходимые изменения в организационной структуре производственного отдела комбината. Проработан ряд дашбордов для телепанелей с трансляцией оперативной информации по всей производственной цепочке.

Визуализация графического редактора системы планирования НСГВизуализация графического редактора системы планирования НСГ

Оперативное управление парком автосамосвалов с помощью модуля оперативного управления (МОУ)

Проект реализован на ЕВРАЗ КГОК.

Система работает так:

• 3-мерная блочная модель импортируется в АСУ ГТК Карьер, а также в систему;

• геологический наряд визуализируется на панели машиниста экскаватора в 2D;

• высокоточное позиционирование экскаватора позволяет определить качество породы в ковше и, соответственно (путем усреднения), в кузове самосвала;

• движок оптимизации распределяет самосвалы и таким образом обеспечивает минимальное отклонение качества на складах от целевого;

• высокоточное позиционирование самосвала позволяет определить координаты разгрузки и построить блочную модель перегрузочного склада.

Позиционирование экскаватора в забоеПозиционирование экскаватора в забое

Позиционирование локомотивосоставовПозиционирование локомотивосоставов

Таким образом, происходит усреднение качественных показателей руды на перегрузочных пунктах внутри карьеров. Также в системе формируется информация о качестве остатков.

Автоматизация системы планирования НСГ горных работ

При реализации геометаллургии возникла необходимость разработки современного инструмента оперативного планирования горных работ. Этот проект реализуется силами команды ИТ-специалистов ЕВРАЗа.

Задачи горняков и команды разработки масштабны:

• создание и автоматизация алгоритма расстановки горнотранспортного оборудования с учетом всех ограничивающих факторов, а также последовательности отработки;

• формирование оптимального НСГ для максимизации производительности и получения целевого качества (шихтовки);

• интеграция с системой тактического планирования, обеспечение скользящего планирования;

• автоматическая передача сформированного наряда в АСД Карьер и остальные электронные производственные системы КГОК.

Диспетчеризация и система оперативного управления парком ТА

Ключевые задачи проекта:

• оснащение локомотивов системой точного позиционирования;

• построение прогнозного графика движения, оптимизированного с фокусом на усреднение качественных показателей руды;

• прослеживание качественных и количественных параметров партий руды (пакетов) от погрузки на перегрузочном пункте до разгрузки на ДОФ.

Ожидаемый результат: прогноз качества руды, поступающей на фабрику, назначение целевых маршрутов на погрузку для локомотивосостава с учетом требуемого состава шихты в бункере фабрики путем усреднения руды с разных секторов ПП.

MES (Manufacturing Execution System) ЕВРАЗ КГОК – система управления производственными процессами MES система – связующее звено между горнотранспортным переделом и фабричным комплексом.

Ключевые задачи ПО:

• создание единого цифрового пространства фабричного комплекса ЕВРАЗ КГОК;

• сквозное управление качеством продукции на переделах;

• прослеживание качественных и количественных параметров партий сырья (пакетов) вдоль всей цепочки цехов дробления и обогащения;

• визуализация параметров партий и формирование рекомендаций оптимального режима работы на основе параметров сырья и информации по техрегламентам.

Таким образом, в периметр проекта попадают процессы и точки принятия решений по всей производственной цепочке КГОК, начиная с оперативного планирования горных работ и усреднения качественных показателей руды автосамосвалами на перегрузочных пунктах внутри карьеров. Далее прогноз и усреднение качественных показателей в процессе транспортировки руды локомотивосоставами на ДОФ. И управление качеством непосредственно на самой ДОФ.

Журнал "Горная Промышленность" №3 / 2023, стр.12-14