ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»: Энергосберегающие смазочные материалы. Доказанная полевыми испытаниями экономия топлива

ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»: Энергосберегающие смазочные материалы. Доказанная полевыми испытаниями экономия топлива

Дмитрий Колесниченко, индустриальный менеджер Горнодобывающая и строительная промышленность ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»

Юрий Бачурин, технический специалист ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»

Производители техники и эксплуатирующие организации стремятся достичь экономии топлива. Свое мнение о вкладе энергосберегающих смазочных материалов для тяжелонагруженной дизельной техники высказывают технические специалисты ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» – Дмитрий Колесниченко и Юрий Бачурин.

Если кто-либо скажет Вам, что Вы можете снизить потребление топлива более чем на 3%, просто заменив смазочные материалы, наверняка, Вы заинтересуетесь. Если бы Вы были главным механиком, ответственным за рациональную и эффективную эксплуатацию большого парка техники, Вы, наверняка, захотели бы попробовать. Высокие цены на топливо и регулирование выбросов парниковых газов (CO2), замаячившие на горизонте, заставляют владельцев техники искать возможности экономии топлива.

В общем случае экономия топлива, которую можно достичь применением высокотехнологичных смазочных материалов, может показаться относительно малой, однако на сегодняшнем рынке они очень востребованы потребителем, стремящимся сэкономить каждую каплю топлива. Производители техники уже внесли множество конструктивных изменений, чтобы увеличить экономию топлива, поэтому небольшие поэтапные улучшения рассматриваются как реальный бонус. «Новые законы приведут нас к попыткам сократить потребление энергии, получаемой из углеводородов. Энергосберегающие смазочные материалы являются дешевым, легкодоступным и эффективным решением по сравнению с модификацией двигателя и трансмиссии», – говорит Юрий.

Евро 5/6 предполагает дальнейшее снижение выбросов загрязняющих веществ, производителям может потребоваться найти баланс между достижением данной цели и повышением потребления топлива. «Реальное преимущество этих масел – это возможность получить экономию топлива независимо от выбранной системы доочистки отработавших газов, что означает, что Вы всегда в выигрыше, – объясняет Дмитрий. – Мы были в авангарде разработки и внедрения энергосберегающих смазочных материалов для тяжелонагруженной техники в Европе, – продолжает он. – Мы работали совместно с производителями техники, для получения смягченных вязкостных требований, благодаря чему мы достигли наилучших энергосберегающих свойств».

В отличие от рынка легковых автомобилей, для тяжелонагруженной техники требования и спецификации к энергосберегающим маслам только начинают появляться. «Для тяжелонагруженной техники вязкость несет самый большой вклад в экономию топлива, – констатирует Юрий. – В настоящее время в рамках международных спецификаций существуют ограничения на вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS). Принимая во внимание эти требования, мы создали широкий ассортимент xW730 с вязкостно-температурными характеристиками, оптимизированными для улучшения энергосберегающих свойств любого типа масла. Энергосберегающие свойства достигнуты благодаря специальным присадкам, снижающим коэффициент трения и позволяющим маслу сохранять свои рабочие характеристики в течение всего межсервисного интервала.

Тем не менее мы также разрабатываем композиции, значение HTHS для которых выходит за рамки зафиксированного API или ACEA.

Тех держателей техники, которые настроены немного скептично к экономии топлива, убедить не всегда просто. «Мы считаем, что дистрибьюторы должны говорить о средней экономии топлива, – говорит Дмитрий. – Конечно, можно провести испытания на энергосберегающие свойства, которые показали бы хороший экономический эффект. Но потребитель вряд ли сможет достичь подобной экономии в реальных условиях. К сожалению, владельцы техники находятся в заблуждении касательно энергосберегающих смазочных материалов. Мы даже встречали, что масла SAE 10W740 продавались как энергосберегающие. На самом деле масла с такой вязкостью не способны обеспечить экономию топлива, сравнимую с маслами xW730».

В основном во всех прочих энергосберегающих маслах, представленных сегодня на рынке, в качестве базового масла применяется базовое масло группы III или даже ПАО. «Эти масла позволяют достичь хороших низкотемпературных свойств, характерных для масел классов 0W и 5W, по сравнению с 10W и 15W. В тяжелонагруженных двигателях низкотемпературные свойства не оказывают влияния на экономию топлива, когда речь идет о маслах 0W740 или 5W740, они более дорогостоящие и не имеют реальных преимуществ по сравнению с 10W740 или даже 15W740. Владельцы техники должны быть убеждены, что, используя более дорогостоящие энергосберегающие масла, они покроют затраты и получат гораздо больше выгоды от экономии топлива», – заключает Юрий.

Дмитрий считает, что с тех пор как снижение вязкости стало основным путем, повышающим энергосберегающие свойства смазочных материалов, пакет присадок, в т.ч. антифрикционные и противоизносные присадки, стал играть важную роль. «Присадки помогают не только придать нужные противоизносные свойства в композициях с малой вязкостью, но и защищают от деградации масла. Если диспергирующие или антиокислительные свойства недостаточно велики, вязкость масла повысится, а энергосберегающие свойства снизятся. Производители хорошо откликнулись на более творческий подход TOTAL Lubrifiants к энергосберегающим смазочным материалам. Наши партнеры энтузиасты, – продолжают они. – Некоторые производители хотят быть уверенными в успехе, но хорошо видно, что все чаще и чаще происходит постепенное переключение на масла с уровнем xW730 на первую заливку».

Всесторонние испытания

Разработка этих энергосберегающих смазочных материалов требует от TOTAL Lubrifiants проведения множества программ исследований и развития, как объясняет Юрий: «Когда вы говорите производителю или владельцу техники о понижении вязкости, первое их возражение – это снижение износостойкости двигателя. Наша программа исследования и развития демонстрирует, что мы можем производить масла с низкой HTHS вязкостью, которые полностью отвечают требованиям по износостойкости спецификаций ACEA, API и иногда превосходят требования производителей».

«Мы провели продолжительные всесторонние испытания энергосберегающих масел в собственном научно-исследовательском центре в г. Солез (Франция), – рассказывает Дмитрий. – Для отбора нужных композиций стендовые испытания проходили на высоконагруженном дизельном двигателе, затем проводились динамометрические испытания шасси в независимой лаборатории на полигоне Миллбрук в Англии – результаты этого независимого теста очень важны для нас».

В каждом случае для различных грузовиков результаты были аналогичны. «Мы обнаружили примерно такой же энергосберегающий эффект при переходе от xW740 к xW730 с HTHS 3.5 mPas и переходе от xW730 HTHS 3.5 к xW730 HTHS 3.0 mPas». «В зависимости от бренда экономия топлива была различной, но существовала в любом случае». Проведенные тесты позволяют говорить TOTAL Lubrifiants о получении экономии в размере 1 литра на каждые 100 км (более 3%) если применяются моторное и трансмиссионное энергосберегающие масла вместе, что означает снижение эмиссии CO2 с каждого грузовика на 3 т в год.

Эксплуатационные испытания на парке транспортных средств проводились для подтверждения стендовых испытаний. «Крайне сложно пройти данные испытания, цель состоит в измерении снижения потребления топлива на 1–3%, но чтобы осуществить это, нужны уникальные средства измерения. В реальных условиях все параметры теста постоянно изменяются: водитель, нагрузка, интенсивность эксплуатации, температура окружающей среды, качество дизельного топлива и т.п. Это требует сложных протоколов, если Вы хотите достоверных результатов, что является серьезным ограничением для эксплуатационных испытаний. Это говорит о том, что если Вы можете управлять такими ограничивающими условиями, Вы сможете исследовать энергосберегающий эффект, даже если никогда не достигните такой же точности, как на стендовом испытании двигателя и на динамометрическом испытании шасси.

Убедительные расчеты

Мы спросили Дмитрия, как TOTAL Lubrifiants внедряет данные энергосберегающие смазочные материалы среди владельцев техники. «Это довольно простой математический расчет. Мы продвигаем их, используя финансовое обоснование, – говорит Дмитрий. – Подсчитайте сами: средний грузовик при пробеге в 150 тыс. км, сжигая 33 л топлива на 100 км пробега, потребляет объем дизельного топлива в год, сравнимый с небольшим плавательным бассейном. Заменой масла на энергосберегающее и достижением экономии топлива в 1% владелец может сэкономить 500 л топлива – это более 2 млн руб. в год для парка техники в 100 единиц. И все это благодаря простой замене масла!».

ООО «ТОТАЛ ВОСТОК», дочернее предприятие нефтехимического концерна TOTAL, поставляющее на российский рынок автомобильные смазочные материалы TOTAL и ELF, широкую гамму индустриальных смазочных материалов, а также продукты специальной химии, присадки к топливам и специальные топлива.

На сегодняшний день офисы «ТОТАЛ ВОСТОК» открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Казани. Это полноценные филиалы со складами готовой продукции и продуманной логистической схемой.

ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»

тел.: +7 (495) 937-37-84

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

www.total-lub.ru

Ключевые слова: экономия топлива, смазочные материалы

Журнал "Горная Промышленность"№5 (135) 2017, стр.40