130-тонные самосвалы БелАЗ в карьерах России

И.Ф.Бондарев, заместитель директора РПСУП «БелАЗ-сервис»


Новое поколение карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 130 тонн серии 7513 уверенно пришло на смену выпускаемым с 1994 г. самосвалам грузоподъемностью 120 тонн (серия 7512). В машине нового поколения применена электрическая трансмиссия переменно-постоянного тока с пуско-регулирующей аппаратурой на базе микроэлектроники, установлен более мощный, надежный и экономичный двигатель КТА-50С фирмы Cummins, установлены объединенная гидросистема, дисковые тормоза с гидроприводом, кабина с элементами системы ROPS. Значительно повышена эффективность системы электродинамического торможения, которая позволяет замедлить движение самосвала вплоть до полной остановки. В электроприводе БелАЗ-75131 внедрены электронные блоки, упрощающие обнаружение неисправности электропривода и их устранение. Вынос наружу рабочих тормозных механизмов обеспечил удобство замены и обслуживания деталей тормозных систем, как рабочей, так и стояночной. С применением системы автоматической смазки Lincoln  значительно повышена надежность ходовой части и рулевого управления. Необходимо отметить значительное улучшение условий труда водителя в новом самосвале: значительно снижен уровень вибрации и шума в кабине, все машины снабжены кондиционерами, надежно работают отопители. Более высокая производительность и низкий удельный расход топлива в сочетании с высокой надежностью выгодно отличают их от ранее выпускавшихся БелАЗов.

В зависимости от комплектации 130-тонные самосвалы в настоящее время выпускаются двух модификаций – 75131 и 75132, хотя их модельный ряд предусматривает до десятка исполнений.

По требованию заказчика самосвалы могут выпускаться для различных климатических условий, комплектоваться кузовами для перевозки пород различной плотности, оснащаться системой компьютерной диагностики. Предусматриваемое оснащение отвечает требованиям диспетчеризации карьеров, разработки по которым ведутся как отечественными, так и зарубежными компаниями.

Все модели самосвалов серии 7513 комплектуются системами централизованной смазки и контроля загрузки.

В конце 2002 года объединение отгрузило заказчику сотый номер шасси БелАЗ-75131. География поставок этих машин весьма обширна – от Мурманска (шасси №1) до Хабаровска (шасси №100). В таблице приведены предприятия России, эксплуатирующие БелАЗ-75131 и 75132, а также данные по региональным предприятиям «БелАЗ-сервис», осуществляющим техническое сервисное обслуживание машин. Системой сервисной поддержки техники региональными предприятиями «БелАЗ-сервис» во всех районах поставки обеспечивается коэффициент технической готовности (КТГ) машин на уровне 0.9. Спектр сервисных услуг, определяемый системой менеджмента качества, включает в себя:

  •     консультации покупателей перед приобретением ими техники;
  •     подготовка персонала предприятия к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
  •     приведение техники в рабочее состояние на месте ее эксплуатации (руководство сборочными и монтажными работами, наладка систем, испытания и демонстрация её покупателю в действии);
  •     сбор и систематизация информации об эксплуатации техники, в том числе зарубежных аналогов, (условия, продолжительность, «плюсы и минусы» конструкции, отказы в работе, КТГ, себестоимость перевозок, квалификация персонала и т.д.) и какие при этом высказываются замечания, жалобы, предложения и доведение до соответствующих служб объединения собранной информации;
  •     обеспечение полной технической готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;
  •     планирование производства и оперативная поставка запасных частей и содержание для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей и смежниками;
  •     разработка и реализация схем оптимального размещения технических центров, опорных пунктов и представительств, а также зон их обслуживания;
  •     организация рассмотрения рекламаций и претензий потребителей к качеству продукции в гарантийный период;
  •     организация обучения и повышения квалификации работников службы технического сервиса и персонала эксплуатирующих предприятий;
  •     сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса они предлагают клиентам.

Ниже приводятся отзывы руководителей некоторых региональных предприятий «БелАЗ-сервис» о карьерных самосвалах грузоподъемностью 130 тонн серии 7513, экплуатирующихся в подведомственных им регионах.

Геннадий Черванёв, директор ООО «Кольский Белавтосервис»

На Ковдорском ГОКе в течение почти трех лет эксплуатируется БелАЗ-75131 с номером шасси 15. Машина не потерялась на фоне одного из лучших зарубежных аналогов (самосвал САТ-785С грузоподъёмностью 136 тонн), которые также эксплуатируются на комбинате, и показатели производительности на тонну грузоподъёмности у них были практически равными.

Приведем некоторые годовые технико-экономические показатели работы самосвала БелАЗ-75131 №15:

  •     грузооборот – 5772.7 тыс.ткм;
  •     коэффициент технической готовности – 0.9;
  •     коэффициенты использования:
  •     парка – 0.87;
  •     пробега – 0.472;
  •     грузоподъёмности – 0.976;
  •     плечо перевозки – 4.13 км;
  •     сменность работы – 2.7;
  •     среднесуточное время в наряде – 21.7 ч;
  •     уд. расход топлива – 95.4 г/ткм;
  •     годовой пробег – 96.5 тыс.км;
  •     средняя эксплуатационная скорость – 14.0 км/ч;
  •     среднесуточная производительность – 181.46 тыс.ткм.

Следует отметить, что среднесуточная производительность аналога САТ-785 С при грузоподъёмности 136 т и плече перевозки 4.19 км выше только на 7%, а показатель фактической себестоимости 1 ткм у БелАЗ-75131 лучше на 6.2%.

Анализируя в целом показатели, характеризующие эффективность использования самосвалов, можно сделать вывод: эксплуатация БелАЗ-75131 обеспечивает качественно высокие технико-экономические показатели. В условиях Ковдорского ГОКа с практической высотой подъёма груза около 450 метров, самосвал САТ-785С не имеет какого-нибудь значительного преимущества перед 130-тонником, производимым ПО «БелАЗ».

В настоящее время на предприятие поставлены еще две машины БелАЗ серии 7513. При этом практически все замечания и предложения специалистов комбината и нашей сервисной службы учтены в конструкции вновь поставленных машин. Модернизация коснулась таких основных узлов как рама, корпус редуктора электро-мотор колеса, рулевого управления. Сборка, наладка и запуск самосвалов проведены под руководством специалистов ПО «БелАЗ».

Вот как отозвался о новой машине старший экипажа Иван Сабуров: «Машина в целом неплохая. Двигатель надёжный – 16-цилиндровый дизель Cummins английской сборки. Сделан двигатель с большим запасом мощности, достаточной и для машины, способной перевозить за одну ходку до 150 тонн груза. Конструкторы большинство замечаний и предложений эксплуатационников учли, и на новых машинах раму значительно усилили, внесли в конструкцию машины и другие изменения по нашим просьбам. Гидравлика, к примеру, стала надёжнее. Все машины этой серии оборудованы электронными весами и внешней световой сигнализацией, предупреждающей экскаваторщиков о перегрузе. Словом, техника на вполне приличном уровне».

Евгений Морозов, директор ЗАО «Кузбасс-БелАЗ-сервис»

Анализируя результаты работы 130-тонников в регионе Кузбасса, хотелось бы на основе отчётных данных ХК «Кузбассразрезуголь» отметить, что благодаря внедрению в технологию добычи угля в 2001–2002 гг. новой, современной карьерной техники производства ПО «БелАЗ», существенно повысились показатели работы компании. Новые самосвалы выгодно отличаются от ранее поставленных производительностью и экономичностью. В целом по парку за девять месяцев объём перевозок одним среднесписочным самосвалом составил 1.613 млн.т, удельный расход топлива – 92.38 г/ткм, коэффициенты использования: парка – 0.87, грузоподъёмности – 0.81, средняя эксплуатационная скорость – 12.1 км/ч, коэффициент технической готовности – 0.91–0.93. Простои самосвалов по техническим причинам составляют менее 10% от общих внутрисменных простоев. По мнению водителя БелАЗ-75131 (шасси №39) ОАО «Разрез Кедровский» Александра Наумова, самосвал в сравнении со 120-тонником БелАЗ-7512, на котором он отработал более шести лет, более надёжен в работе. Особенно это касается дизель-генераторной установки и гидравлических систем.

Константин Мирошник, директор ООО«БелАЗ-сервис-Айхал»

АК «АЛРОСА» в 1999 и 2001 году были приобретены два самосвала БелАЗ-75131 шасси №11 и №35, которые в настоящее время эксплуатируются автобазой технологического транспорта Айхальского ГОКа в карьере трубки «Юбилейная». Климатические условия этого региона характеризуются продолжительным периодом с низкими температурами окружающего воздуха, достигающими –65°С. Снежный покров сохраняется на протяжении 8–9 месяцев в году. В летнее время температура может достигать 30–35°С.

Парк автобазы составляют 58 карьерных самосвалов грузоподъемностью 120–136 тонн. Объем грузоперевозок в 2001 году достиг 38.6 млн. тонн, грузооборот 157.9 млн.ткм. Глубина карьера в настоящее время составляет 250 м.

Необходимо отметить, что ПО «БелАЗ» поставляет карьерные самосвалы для АК «АЛРОСА» по согласованным техническим требованиям, в разработке которых принимают участие специалисты обеих сторон.

На эксплуатируемых АГОКом самосвалах БелАЗ-75131 установлен дизельный двигатель КТА-50С фирмы Cummins, мощностью 1500 л.с., который оборудован гидромуфтой привода вентилятора с автоматическим включением и более мощным генератором зарядки аккумуляторных батарей. Внешние системы двигателя оснащены предпусковым подогревателем и топливным фильтром с подогревом от системы охлаждения, установлено боковое и нижнее капотирование двигателя.

На шасси №35 применен тяговый электродвигатель ТЭД-6 мощностью 520 кВт производства АО «Электросила» вместо японского TDK 8940A, установленного на шасси №11. В гидросистеме рулевого управления установлен насос-дозатор фирмы Danfoss, более надежный, по сравнению с применяемым ранее. По опыту эксплуатации шасси №11 с целью повышения долговечности была значительно изменена конструкция рамы и усилена грузовая платформа, внедрен целый ряд мероприятий по улучшению качества и повышению надежности узлов ходовой части и тягового электропривода. Самосвалы были укомплектованы централизованной системой смазки

Lincoln, обеспечивающей снижение трудоемкости технического обслуживания, системой пожаротушения СКП и хорошо зарекомендовавшими себя шинами 33.00-51 фирмы Bridgestone.

Самосвал, который был введен в эксплуатацию в августе 2001 года, отработал с достаточно высокими показателями.

За прошедший год эксплуатации, имея пробег 94.5 тыс.км, самосвал заслужил положительную оценку водителей и обслуживающего персонала. Ими особенно отмечаются высокая плавность хода, превышающая не только зарубежные аналоги, но и характеристики БелАЗ-75125, а также высокие тягово-динамические качества.

В ходе эксплуатации самосвала выявилась недостаточная надежность установки вентилируемых тормозных резисторов и элементов пускорегулирующей аппаратуры. Отмечены случаи заклинивания насосов цилиндров передней подвески, что объясняется некачественным изготовлением деталей. В условиях низких температур оказалась недостаточной термоизоляция кабины и эффективность отопителя. С руководством Айхальского ГОКа имеется договоренность о замене поворотных рычагов и тормозных механизмов на усовершенствованные, будут проведены работы с целью улучшения температурного режима на рабочем месте водителя. Эти меры будут реализованы силами ПО «БелАЗ».

При выборе модели карьерного самосвала, для замены парка устаревших машин у специалистов имелись сомнения в работоспособности БелАЗ-75131 при увеличении глубины карьера до 500 м и более. Поэтому было принято решение о проведении оценочных испытаний в условиях карьера «Удачный» с участием специалистов ПО «БелАЗ» и ОАО «Электросила».

Карьер характеризуется большими уклонами в нижней части, имеет глубину более 500 м и находится примерно в 100 км от карьера «Юбилейный». Испытания были проведены в июне 2002 г. в течение 4-х смен работы самосвала БелАЗ-75131 на линии. Загрузка производилась на нижней отметке карьера. При контрольных взвешиваниях дважды на весах Удачнинского ГОКа масса перевозимого груза составила 129.1 и 135.3 тонны. Один рейс был выполнен для определения предельных возможностей самосвала с загрузкой 160 тонн.

Разгрузка производилась на рудном складе, при въезде на который имелся небольшой по протяженности участок с уклоном более 15% (движение самосвала в течение 25 секунд осуществлялось на предельных значениях токов тяговых электродвигателей).

Самосвал эксплуатировался в одном потоке с самосвалами CAT 785C грузоподъемностью 136 т и имел более высокую скорость во время движения с грузом вверх. Проведенные замеры температур узлов тяговых электродвигателей показали наличие запаса по нагреву обмоток возбуждения 45–50°C и по коллектору 70°С.

Результаты проведенных испытаний показали, что самосвал БелАЗ-75131 по тягово-динамическим характеристикам превосходит CAT 785 C, и подтвердили, что он может эффективно эксплуатироваться в карьерах, имеющих глубину более 500 м.

Опыт эксплуатации машин и проведенные оценочные испытания шасси №35 позволили специалистам Айхальского ГОКа с уверенностью заявить о целесообразности ежегодного приобретения новых партий таких самосвалов.

Владимир Черных, директор ООО «КМА-БелАЗ-сервис»

На территории Белгородской и Курской областей находятся три крупнейших горнорудных предприятия – ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Михайловский ГОК». Это огромные производственные комплексы, в технологической цепочке которых (от добычи кварцитов до производства железорудного сырья – окатышей) существенную роль играют карьерные самосвалы. На их долю приходится до 80% всех перевозок на карьерах, включая перевозку горной массы, специальные и вспомогательные работы.

В настоящее время на трех комбинатах парк БелАЗ-75131 насчитывает 11 самосвалов выпуска 1999–2002 гг. В результате опыта, который приобрели на сегодняшний день предприятия при эксплуатации БелАЗ-75131, можно отметить высокий уровень конструктивной разработки, позволяющий успешно конкурировать этому самосвалу с зарубежными аналогами.

По предложениям специалистов транспортных служб ГОКов заводчанами постоянно проводятся совершенствование конструкции самосвала и улучшение его эксплуатационных характеристик, а именно:

  •   установлен, зарекомендовавший себя с лучшей стороны, электродвигатель ТЭД-6 производства АО «Электросила» (Санкт-Петербург);
  •   доработан шкворневой узел передней оси;
  •  увеличена ходимость тормозных накладок тормозной системы;
  • осуществлен более тщательный технический контроль сборки узлов гидросистемы и редуктора мотор-колеса;
  • выполнена доработка контролирующих датчиков системы взвешивания перевозимого груза, давления в гидросистеме рулевого управления, уровня масла в гидробаке;
  • производится установка системы учета и контроля уровня топлива в баке.

Все это выводит наш 130-тонный «богатырь» на самый высокий мировой уровень, обеспечивая постоянное увеличение наработки на отказ по узлам агрегатам и повышение надежности в целом.

* * *

Сегодня можно сказать, что БелАЗ-75131 является современным самосвалом с выразительной внешностью и индивидуальным характером, воплотившим в себя прогрессивные технические решения.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002