Высшее образование, производство и ИТ: этапы и направления долгосрочного сотрудничества (опыт ГК «ЦИФРА»)
А.Ф. Клебанов, канд. техн. наук, директор по науке и работе с образовательными учреждениями, ГК «ЦИФРА»
М.Е. Коваленко, руководитель отдела разработки и поставки решений, ГК «ЦИФРА»
П.А. Габусу, канд. техн. наук, руководитель направления по взаимодействию с вузами, ГК «ЦИФРА»
Горная Промышленность №1 / 2025 p. 18-22
Аннотация: В статье на основе опыта ГК «ЦИФРА» рассмотрены основные этапы и стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества ИТ-компании с высшими учебными заведениями. Предложены критерии выбора Университетов – партнеров и конкретные шаги (мероприятия) по организации долгосрочного эффективного взаимодействия с высшими учебными заведениями: открытие цифровой лаборатории; запуск образовательного процесса; совместное проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ; привлечение вузовских кадров к участию в проектах компании. Обосновывается необходимость участия индустриальных партнеров и заказчиков ИТ-компании в работе цифровой лаборатории для повышения качества подготовки инженерных кадров и организации процесса обучения с использованием реальных данных и практик промышленных предприятий. Показано, что стратегическое партнерство с Университетами способствует укреплению авторитета ИТ-компании в отраслевом сообществе и расширению клиентской базы компании, а также формированию кадрового резерва и росту бизнеса. Сформулированные в статье общие подходы к организации взаимодействия ГК «ЦИФРА» с Университетами, могут служить методическими рекомендациями для выстраивания партнерских отношений между крупными ИТ-компаниями и научно-образовательным сообществом.
Ключевые слова: ИТ-компания, высшие учебные заведения, университеты, сотрудничество, взаимодействие, промышленное предприятие, производство, горнопромышленные регионы, бизнес, цифровая лаборатория, подготовка кадров, образовательные программы, инновации, методические рекомендации
Введение
Стремительное развитие интеллектуальных систем управления и цифровая трансформация во всех сферах производства и общественной жизни на современном этапе вступают в противоречие с инертностью и консерватизмом системы высшего образования. Особенно это противоречие ощущается в промышленности, где в последнее время все чаще применяются автономные системы и роботизированные комплексы; методы искусственного интеллекта (ИИ) и анализа больших данных для оптимизации производственных процессов; цифровые двойники и цифровые советчики. Также в связи с международной обстановкой возрастают требования к переходу значительной части критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественные решения. Для этого требуется многократно нарастить в ближайшие три года выпуск инженеров по автоматизации производства, дефицит которых по оценкам Министерства цифрового развития составляет около 1 млн человек [1, 2].
Университетам, по мнению ректора Национального исследовательского университета ИТМО В.Н. Васильева, сложно самостоятельно разработать программы в области искусственного интеллекта и другим технологиям цифровой трансформации, поэтому сотрудничество с ИТ-компаниями крайне важно для повышения качества образования и разработки новых образовательных программ [2]. Смысл реформы высшего образования и пилотного проекта, запущенного правительством с мая 2023 г. (успешно реализуется в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II – СПГУ), состоит в ликвидации кадрового дефицита и отрыва образования от практики [3]. Решить эту проблему можно максимальной интеграцией ИТ-отрасли в образовательный процесс в образовательный процесс. Это позволит также обеспечить достижение кадрового и технологического суверенитета, и Правительство РФ планирует привлекать производственные и ИТ-компании к участию в обучении по междисциплинарным направлениям в университетах за счет предоставления льгот и налоговых преференций [1, 2]. Однако опыт ГК «ЦИФРА» по взаимодействию с университетами за последние 5 лет свидетельствует о том, что такое сотрудничество является взаимовыгодным, даже без учета предоставления льгот со стороны правительства.
Остановимся подробнее, исходя из нашего опыта, на основных методологических подходах к организации эффективной работы ИТ-компании с университетами.
Цели и задачи
Целью сотрудничества ИТ-компании с университетами является подготовка профессиональных кадров в области цифровой трансформации промышленности и общества и обеспечение развития экономики, промышленного производства, науки, а также социальной и культурной сферы общественной жизни.
Для достижения этой цели и развития бизнеса на основе взаимовыгодных партнерских отношений с университетами ГК «ЦИФРА» ставит перед собой следующие задачи:
• популяризация и повышение уровня знаний о цифровизации;
• формирование кадрового резерва;
• поддержка авторитета в отраслевом и в ИТ-сообществе;
• разработка учебных программ;
• разработка новых продуктов и программно-аппаратных комплексов;
• расширение клиентской базы.
Выбор университета-партнера
В структуре Группы компаний «ЦИФРА» (ГК «ЦИФРА») – 6 дивизионов (направлений бизнеса): Горная промышленность; Автономная техника; Машиностроение и металлообработка; Нефть и газ; Непрерывное производство;
Цифровая индустриальная платформа. При выборе университетов-партнеров мы руководствовались следующими принципами:
• Университет должен занимать лидирующие позиции в области подготовки кадров и законодательных инициатив по направлениям ГК «ЦИФРА»;
• Индустриальные партнеры университета являются потенциальными или действующими заказчиками компании;
• Университет является центром науки и образования в промышленном регионе России;
• Университет является лидером в разработке инновационных решений в области ИИ и цифровой трансформации промышленных предприятий.
На основании предложенных критериев был составлен список наиболее перспективных университетов с точки зрения развития бизнеса и подготовки кадров в интересах ГК «ЦИФРА» (рис. 1).
Рис. 1 Партнерские вузы ГК «ЦИФРА»
С указанными университетами заключены соответствующие договоры о сотрудничестве и подписаны соглашения о неразглашении – NDA (рис. 2–5).
Рис. 2 Подписание Соглашения о сотрудничестве с НИУ ИТМО
Рис. 3 Подписание Соглашения о сотрудничестве с МИСИС
Рис. 4 Обсуждение планов совместных работ с МФТИ
Рис. 5 Подписание Соглашения о сотрудничестве с КузГТУ
Мероприятия дорожной карты
Мероприятия дорожной карты можно условно разбить на четыре основные группы (рис. 6):
• организационные мероприятия;
• образовательный процесс;
• исследования и разработки;
• привлечение университетских кадров к операционной деятельности компании.
Рис. 6 Типовая дорожная карта проектов взаимодействия с вузами
Планируемые этапы (шаги) дорожной карты зависят от бизнес-целесообразности, наличия необходимых ресурсов и взаимной заинтересованности в реализации мероприятий.
Сотрудничество с некоторыми университетами может оказаться наиболее продуктивным с точки зрения развития продуктовой линейки ГК «ЦИФРА» (МФТИ, МАИ, МВТУ им. Баумана); сотрудничество с региональными университетами (УГГУ,УРФУ, КузГТУ, ИрНИТУ) усиливает присутствие и авторитет компании в горнопромышленных регионах с высокой концентрацией компаний-заказчиков; взаимодействие с флагманами подготовки кадров для горной и металлургической промышленности, нефтегазового сектора экономики и ИТ-индустрии (МИСИС, СПГУ, ИТМО) позволит в перспективе разрабатывать решения и отраслевые стандарты, а также определять нормативную базу в области программного обеспечения для топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов (ТЭК и МСК) России.
Лаборатории ГК «ЦИФРА»
Остановимся кратко на ключевых этапах дорожной карты.
Важнейшим мероприятием является организация точки присутствия ГК «ЦИФРА» на территории университета. Для сотрудничества с университетами горного профиля (СПГУ, УГГУ, КузГТУ, ИрНИТУ) определен состав типовой лаборатории «Интеллектуальное горное предприятие». В лаборатории разворачивается программно-аппаратная инфраструктура для обучения студентов методам оперативного управления горными работами: сервер автоматизированной системы управления горнотранспортными комплексами «КАРЬЕР» [4] (АСУ ГТК) и цифровой платформы ZIIoT – флагманских продуктов ГК «ЦИФРА»; рабочее место оператора автономной и дистанционно-управляемой техники (РМО) (рис. 7); автоматизированные рабочие места диспетчеров (АРМ) и видеостена центра управления; стенд-эмулятор программно-аппаратных комплексов (ПАК) цифрового автосамосвала (рис. 8). Такая конфигурация программноаппаратных средств лаборатории может стать прообразом удаленного аналитического центра поддержки принятия решений для оптимизации работы горных предприятий [5].
Рис. 7 Рабочее место оператора (РМО) в Цифровой лаборатории СПГУ
Рис. 8 Стенд программно-аппаратных комплексов бортовых систем самосвала в СПГУ
Обсуждается участие горных компаний (ЕВРАЗ, РМК, СДС-уголь и др.) в работе лаборатории «Интеллектуальное горное предприятие» для представления данных (исторических или в реальном режиме времени) работы АСУ ГТК на предприятиях компаний для их всестороннего анализа, построения прогнозных моделей и оптимизации производства. Это позволит решать в стенах лаборатории задачи подготовки высококвалифицированных инженерных кадров с использованием реальных практик автоматизации горных работ, а также выполнять исследования по заказам горных компаний в целях оптимизации их производственной деятельности. Организация лабораторий – удаленных аналитических центров и вовлечение индустриальных партнеров ГК «ЦИФРА» в работу таких лабораторий – стратегическая задача, решение которой позволит максимально приблизить процесс обучения студентов к реальной практике промышленного производства и существенно повысит уровень подготовки кадров.
Для университетов ИТ-профиля (ИТМО, МИСИС, СПбГУТ) специалисты дивизиона «Непрерывное производство» разработали концепцию учебной лаборатории на основе полигона по цифровой платформе ZIIoT в облаке, позволяющей организовать обучение студентов на основе практического опыта применения цифровой платформы на промышленных предприятиях компаний ФОСАГРО, РУСАЛ, Т Плюс и др.
Дивизион «Машиностроение и металлообработка» подготовил к запуску специализированный класс для обучения решениям ПО «Диспетчер», а также демонстрационные площадки технологий цифровизации с решениями ГК «ЦИФРА».
Учебные курсы
Подготовка учебных курсов для включения их в учебные программы университетов и программы дополнительного профессионального образования (ДПО) является также важнейшим этапом дорожной карты.
Дивизион «Горная промышленность» в сотрудничестве с Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II (СПГУ) подготовил курсы по АСУ ГТК «КАРЬЕР» («Цифровое горное производство») на 72 академических часа; дивизион «Автономная техника» прорабатывает в стенах лабораторий ГК «ЦИФРА» в СПГУ симуляторы стенда РМО для управления работой роботизированной погрузочно-доставочной техники и роботизированных буровых станков. Совместно с СПГУ обсуждается и ведется разработка новых специальностей, которые появляются при роботизации подземных и открытых горных работ:
• Оператор дистанционно-управляемой и полуавтономной карьерной техники;
• Оператор управления парком роботизированных карьерных автосамосвалов;
• Диспетчер роботизированного комплекса;
• Сервисный инженер роботизированного комплекса.
Дивизион «Непрерывное горное производство» подготовил и запускает в 2025 г. в учебные программы ИТМО и МИСИС дисциплину «Современные российские технологии решения цифровизации». Курс лекций и сопутствующие вебинары рассчитаны на подготовку бизнес-аналитиков;
руководителей проектов по ЦТ; ИТ-архитекторов, а также инженеров-лидеров изменений. Созданный при поддержке дивизиона Учебный центр ГК «ЦИФРА» регулярно проводит online тренинги; организует обучение и поддерживает сертификацию специалистов ZIIoT; организует обучение по индивидуальной программе. На сегодняшний день обучение прошло более 2500 пользователей и выдано более 200 сертификатов по специальностям «инженер внедрения» (базовый и продвинутый уровень) и «системный инженер».
Дивизион «Машиностроение и металлообработка» в рамках проекта «Цифровая кафедра» в СТАНКИН проводит курс обучения по направлению «Умные технологии в машиностроении» и представители ГК «ЦИФРА» включены в состав Координационного совета Передовой Инженерной Школы «Техническая база машиностроения» МГТУ «СТАНКИН» для участия в разработке нормативной базы отечественного станкостроения.
Образовательные и научно-практические мероприятия
Участие в регулярных тематических международных научно-практических конференциях является важнейшей частью эффективной работы с университетами. Такие конференции ежегодно проводятся в стенах всех партнерских вузов и ГК «ЦИФРА» предоставляется уникальная площадка для демонстрации и презентации своих инновационных решений перед учеными и производственниками – потенциальными потребителями таких решений. Публикация в отраслевых журналах совместных статей с индустриальными партнерами – еще один шаг на пути развития бизнеса компании. Эффективным инструментом в образовательном процессе является также проведение мастер-классов, демо-дней, кейс-игр, хакатонов и олимпиад в университетах-партнерах ГК «ЦИФРА» (рис. 9, 10).
Рис. 9 Демо-день ГК «Цифра» в УГГУ
Рис. 10 Мастер-класс «Стратегическое планирование: польза, этапы, подходы, структура» в НИУ ИТМО
Стажировка и практика
Организация стажировок и практик в ГК «ЦИФРА»: за 2023–2024 гг. стажировку в компании прошли около 200 студентов по направлениям: «инженер-конструктор»; «инженер-схемотехник»; «инженер-проектировщик»; «разработка бэкэнд (C#)»; «DevOps». Из этих студентов партнерских университетов принято на работу в штат ГК «ЦИФРА» более 30 студентов, и доля студентов, продолжающих работать в компании (по договору ГПХ), составляет более 30% от числа принятых на стажировку в 2023 и 2024 гг.
Онлайн-практикум «Цифровое горное производство»
Существенную роль в образовательном процессе занимает разработанный ГК «ЦИФРА» совместно с ведущими горнодобывающими предприятиями и экспертами в области цифровизации Первый бесплатный онлайн-практикум для специалистов и руководителей горной отрасли. В подготовке практикума принимало участие 65 экспертов и 20 программных партнеров ГК «ЦИФРА». На сегодняшний день более 4500 инженеров и руководителей прошли обучение на открытом практикуме «Цифровое горное производство».
Заключение
В заключение отметим, что сотрудничество ИТ-компании с университетами – это сложный комплексный проект: в планомерную работу с университетами вовлечены специалисты практически всех подразделений компании: разработчики, инженеры, службы управления персоналом, проектами и продажами, маркетинг и PR. Более того, системное сотрудничество с университетами формирует партнерскую экосистему производственных, надзорных, проектных, научных, образовательных организаций и ИТ-компаний – разработчиков и интеграторов цифровых технологий (рис. 11).
Рис. 11 Экосистема «ИТ – Бизнес – Образование – Наука»
Такая сбалансированная экосистема способствует подготовке квалифицированных инженерных и научных кадров, а также ускоряет процессы цифровой трансформации промышленных предприятий и высшего образования [5, 6].
Список литературы
Список литературы:
1. В России хотят лишать ИТ-компании льгот за нежелание поддерживать вузы. Развитие ИТ-образования перекладывают с государства на бизнес. biz.cnews.ru 10.06.2024
2. Бизнес обяжут участвовать в подготовке специалистов. It–world.ru 28.08.2024
3. Литвиненко В.С. и др. Оценка роли государства в управлении минеральными ресурсами. Записки горного института. – 2023. – №259. – С. 95-111.
4. Клебанов А.Ф. Автоматизация и роботизация открытых горных работ: опыт цифровой трансформации // Горная промышленность. – 2020. – №1. – С. 8-11.
5. Клебанов А.Ф. и др. Организация удаленных центров управления горным предприятием: стратегические предпосылки и этапы реализации // Горная промышленность. – 2024. – №4. – С.174-183.
6. Бурцев Д.С., Афанасьева Д.И., Коваленко М.Е. Обзор зарубежных и отечественных практик цифровой трансформации бизнес-процессов в вузах // Вестник академии знаний. – 2024. – №3. – С. 92-98.