О нормировании бульдозерных работ на примере Лучегорского угольного разреза

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-5-32-36

Читать на русскоя языкеВ.Ю. Натейкин1, А.С. Довженок2, 3, Р.В. Моисеенко1, Т.К. Евдокимчик1, Е.А. Можаев1
1 АО «Лучегорский угольный разрез», пгт. Лучегорск, Российская Федерация
2 Челябинский филиал Института горного дела Уральского отделения Российской академии наук, г. Челябинск, Российская Федерация
3 Научно-исследовательский институт эффективности и безопасности горного производства, г. Челябинск, Российская Федерация

Russian Mining Industry №5/ 2025 p. 32-36

Резюме: На угледобывающих предприятиях бульдозерные работы относятся к вспомогательным видам, однако ненадлежащая организация работы этого вида техники обусловливает до 25% потерь производительности основного горнотранспортного оборудования. Основная цель исследования – определение норм бульдозерных работ на примере машины SHANTUI SD60-S5. Исследование проводилось в Приморском крае Российской Федерации на Лучегорском угольном разрезе. Объектом исследования являлись технологические параметры бульдозера в части объемов выполняемых работ и его перемещений, предметом – влияние параметров перемещения бульдозера на его производительность. Показана специфика функционирования бульдозера на отвале, заключающаяся в большом количестве циклов его перемещений, характерной для конкретных условий работы. Представлена количественная оценка результатов использования данной техники и затрат основных видов ресурсов – времени и топлива. На Лучегорском угольном разрезе в качестве пилотных норм для бульдозера SHANTUI SD60-S5 были приняты следующие значения: норма производительного времени в смене – 8 ч для машиниста средней квалификации; объем работ в производительном часе – 1451 м3, удельный расход дизельного топлива – 57,4 л/тыс.м3 горной массы при нормальных погодных условиях. Этот методологический подход к нормированию бульдозерных работ на отвале может быть применен и для других видов вспомогательных работ тракторно-бульдозерной техники и использован руководителями различных уровней управления при планировании, организации, учете и контроле труда машинистов вспомогательной техники.

Ключевые слова: угольный разрез, вспомогательная техника, бульдозер, цикличность работ, нормы бульдозерных работ, объем работ за производительный час, количество производительных часов в смене, удельный расход топлива

Для цитирования: Натейкин В.Ю., Довженок А.С., Моисеенко Р.В., Евдокимчик Т.К., Можаев Е.А. О нормировании бульдозерных работ на примере Лучегорского угольного разреза. Горная промышленность. 2025;(5):32–36. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-5-32-36


Информация о статье

Поступила в редакцию: 09.06.2025

Поступила после рецензирования: 10.07.2025

Принята к публикации: 21.07.2025


Информация об авторах

Натейкин Вячеслав Юрьевич – генеральный директор, АО «Лучегорский угольный разрез», пгт. Лучегорский, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Довженок Александр Сергеевич – доктор технических наук, главный научный сотрудник, Челябинский филиал Института горного дела, Уральского отделения Российской академии наук; ведущий научный сотрудник, Научноисследовательский институт эффективности и безопасности горного производства, г. Челябинск, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Моисеенко Роман Васильевич – начальник участка горной механизации, АО «Лучегорский угольный разрез», пгт. Лучегорский, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Евдокимчик Татьяна Константиновна – ведущий специалист отдела труда и заработной платы, АО «Лучегорский угольный разрез», пгт. Лучегорский, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Можаев Егор Александрович – бригадир на участке горной механизации, АО «Лучегорский угольный разрез», пгт. Лучегорский, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Введение

На угледобывающих предприятиях бульдозерные работы относятся к вспомогательным видам и в себестоимости угля составляют около 6–8%, что формирует представление об этих работах как второстепенных. Вместе с тем ненадлежащая организация работы этого вида техники обусловливает до 25% потерь производительности основного горнотранспортного оборудования. Во многом столь значительные потери обусловлены отсутствием норм бульдозерных работ, в связи с чем невозможно осуществлять рационально планирование, организацию, учет и контроль труда машинистов. Актуальность этой темы для Лучегорского угольного разреза усилилась в связи с возрастанием объемов добычи угля и необходимостью повышения эффективности производства.

Материалы и методы

Эффективность и безопасность использования вспомогательного оборудования при ведении горных работ – бульдозерной техники, определяется качеством планирования, организации, учета и контроля труда машинистов, основу которого составляют нормы ведения бульдозерных работ. Норма – мера чего-либо, качественная и количественная характеристика явления, процесса1.

Нормирование – установление меры, качественных характеристик [1].

Планирование – обоснование и принятие к реализации целей, задач, сроков и способов их достижения 2. Организация – установление и поддержание определенного порядка осуществления деятельности и взаимодействия [2].

Учет – установление наличия, количества чего-нибудь путём подсчётов 3.

Контроль – мониторинг и корректировка деятельности для приведения объекта управления к нормативным параметрам [3; 4].

В АО «ЛУР» было выделено 12 видов бульдозерных работ и в качестве приоритетных определены бульдозерные работы на отвале.

Поскольку эффективность использования оборудования определяется результатами и затратами на их получение, возникает потребность в следующих нормах при ведении работ:

– объемы бульдозерных работ за производительный час;

– количество производительных часов в смену;

– удельный расхода дизельного топлива на единицу выполненной работы (1 тыс. м3 перемещенной горной массы);

Анализ литературных источников показал, что существует широкий перечень литературы по нормам бульдозерных работ по отраслям промышленности [5–7], межотраслевым, а также по отдельным предприятиям4.

Вместе с тем нет норм для новых видов вспомогательной техники, а имеющиеся методики нормирования бульдозерных работ требуют адаптации. В связи с этим при определении норм на разрезе «Лучегорский» использовались хронометражные наблюдения.

Результаты

Для получения качественных результатов обеспечены следующие организационные меры:

1. Определен состав рабочей группы для организации и проведения хронометражей. В ее состав включены высококвалифицированные машинист, бригадир, специалист по нормированию и руководитель участка механизации горных работ. На данном этапе:

– проговаривается и уясняется решаемая задача (идет постановка задачи), оценивается исходная ситуация, согласовывается состав основных ее участников;

– определяется марка бульдозера и его техническое состояние, место, дата и время проведения хронометража, подготовленность фронта работ и поддержание его в течение смены, риски и страховки для надежного проведения хронометражных работ;

– акцентируется внимание на том, что фиксация событий в журнале (рабочей тетради) начинается с момента встречи с машинистом до наряда и участия в процессе получения наряд-задания с записью количества и качества задания на смену, далее – всех циклов работы бульдозера и передачи смены.

Сформированная группа выступает также в качестве экспертов при оценке рациональности труда машиниста.

Рис. 1 Пример прорисовки схемы  перемещений бульдозера:  а – прорисовка вручную по результатам  хронометража 04.03.2025;  б – с использованием геотрекера  по результатам хронометража  08.04.2025 Fig. 1 An example of a bulldozer motion  diagram:  а – manually drawn based  on the results of timing on 04.03.2025; б – using a geotracker based on the  results of timing on 08.04.2025Рис. 1 Пример прорисовки схемы перемещений бульдозера: а – прорисовка вручную по результатам хронометража 04.03.2025; б – с использованием геотрекера по результатам хронометража 08.04.2025

Fig. 1 An example of a bulldozer motion diagram: а – manually drawn based on the results of timing on 04.03.2025; б – using a geotracker based on the results of timing on 08.04.2025

2. Выполнены хронометражные наблюдения с фиксацией во времени всех изменений направления движений и перемещений бульдозера, которые прорисовываются на схеме с использованием бумажного носителя либо вручную (рис. 1, а), либо с использованием программного обеспечения «Геотрекер» (рис. 1, б).

3. С использованием программного обеспечения Exсel выявлена и отображена в виде столбцовой диаграммы структура времени работы машиниста (рис. 2).

Рис. 2 Структура сменного фонда  времени работы машиниста  бульдозера по результатам  хронометража (04.03.2025,  1 смена, время наблюдения  12,5 ч)  Fig. 2 The structure of the shift  working time for a bulldozer  operator based on the results  of timing (04.03.2025, 1 shift,  observation time of 12.5  hours)Рис. 2 Структура сменного фонда времени работы машиниста бульдозера по результатам хронометража (04.03.2025, 1 смена, время наблюдения 12,5 ч)

Fig. 2 The structure of the shift working time for a bulldozer operator based on the results of timing (04.03.2025, 1 shift, observation time of 12.5 hours)

4. Проанализирована структура времени и определены производительное время, остановки, регламентированные и нерегламентированные перерывы.

На этом этапе повышенное внимание уделяется проверке полноты и качества внесения и обработки исходных данных. Проверяется достаточность полученных данных и при необходимости намечаются меры по дальнейшему повышению качества хронометража и его обработки. Полученные результаты хронометражных наблюдений приняты в качестве основы при разработке норм бульдозерных работ.

Таблица 1 Основные результаты хронометражных наблюдений

Table 1 Main results of the timing observationsТаблица 1 Основные результаты хронометражных наблюдений Table 1 Main results of the timing observations

5. По факту выполненных бульдозерных перемещений проведена количественная оценка объемов выполненных работ. Результаты представлены в табл. 1.

6. Выполнен расчет намеченных к выявлению параметров: – определено количество производительного времени работы, под которым понимается время выполнения бульдозером своей функции с рациональными параметрами.

Рациональные параметры заложены в технических характеристиках машины и реализуются через умения и навыки машиниста. В рассматриваемом случае он имеет 8-й разряд, по мнению бригадира и начальника участка, ответственный и высококвалифицированный. Время выполнения таким машинистом планировочных работ после оценки рациональности его перемещений принимается как производительное. В рабочей смене 12 ч, хронометраж показал, что производительного времени в смене 9,7 ч (п.м.ч);

– с использованием полученных данных после обработки хронометражей определен объем работ за производительный машино-час (п.м.ч) как частное от деления объема горной массы, перемещенной бульдозером, на количество производительных часов в смене:

13 739 м3/9,7 = 1416,4 м3/ч;

– рассчитан удельный расход топлива:

Исходные данные:

остаток ДТ на начало смены – 811 л

остаток ДТ на конец смены – 674 л

получено ДТ – 650 л

показание счетчика моточасов на начало смены – 2348 ч

показание счетчика моточасов на конец смены– 2359 ч

Расчет:

Расход дизельного топлива составил

811,0 + 650 – 674 = 787 л.

Удельный расход дизтоплива на 1 тыс. м3 горной массы

составит: 787 / 13,8 = 57 л/тыс. м3.

Для повышения точности нормирования по аналогии с первым хронометражным наблюдением выполнено второе, которое подтвердило параметры, полученные в первом варианте. Рассчитанные параметры принимаются в качестве норм на бульдозерные работы на Лучегорском угольном разрезе, табл. 2.

Таблица 2 Параметры норм бульдозерных работ на отвале

Table 2 Parameters of the bulldozer operation norms on the dump siteТаблица 2 Параметры норм бульдозерных работ на отвале Table 2 Parameters of the bulldozer operation norms on the dump site

На Лучегорском угольном разрезе в качестве пилотных норм для бульдозера SHANTUI SD60-S5 были приняты следующие значения: норма производительного времени в смене – 8 ч для машиниста средней квалификации; объем работ в производительном часе – 1451 м3, удельный расход дизельного топлива – 57,4 л/тыс.м3 горной массы при нормальных погодных условиях.

Заключение

При отсутствии адаптированных к новым реалиям методик нормирования бульдозерных работ, необходимых для корректного планирования, организации, учета и контроля труда машинистов, нормы целесообразно определять на основе хронометражных наблюдений в следующих аспектах:

– объем работ за производительный час;

– количество производительных часов в смене;

– удельный расход топлива.

Этот методологический подход к нормированию бульдозерных работ на отвале может быть применен и для других видов вспомогательных работ тракторно-бульдозерной техники и использован руководителями различных уровней управления при планировании, организации, учете и контроле труда машинистов вспомогательной техники.


Список литературы

1. Коркина Т.А., Конакова О.В., Куксенко К.С., Лапаева О.А., Яблонских Н.В. Социально-экономическое нормирование деятельности персонала горнодобывающего предприятия: содержание и методы. Известия Уральского государственного горного университета. 2018;(1):123–128. Режим доступа: https://iuggu.ru/download/2018-1-Korkina.pdf (дата обращения: 22.04.2025). Korkina T.A., Konakova O.V., Kuksenko K.S., Lapaeva O.A., Yablonskikh N.V. Socio-economic valuation of the staff activities at a mining enterprise: content and methods. Izvestiya Uralskogo Gosudarstvennogo Gornogo Universiteta. 2018;(1):123–128. (In Russ.) Available at: https://iuggu.ru/download/2018-1-Korkina.pdf (accessed: 22.04.2025).

2. Галкина Н.В., Макаров А.М. Организация производства = взаимодействие персонала. Уголь. 2006;(11):41–43. Galkina N.V., Makarov A.M. The organization of manufacture = interaction of the personnel. Ugol’. 2006;(11):41–43.

3. Черских О.И., Макаров А.М., Довженок А.С. Организационно-методический инструментарий для повышения безопасности трудовых процессов на угольных разрезах. Горная промышленность. 2025;(1):109–117. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-1-109-117 Cherskikh O.I., Makarov A.M., Dovgenok A.S. Organizational and methodological toolkit for improving the safety of labour processes in coal strip mines. Russian Mining Industry. 2025;(1):109–117. (In Russ.) https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-1-109-117

4. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров. М.: Эксмо; 2008. 468 с.

5. Потапов М.Г. Карьерный транспорт. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Недра; 1985. 239 с.

6. Яруллина Р.С. (ред.) Открытые горные работы: Справочник. М.: Горное бюро; 1994. 590 с. Режим доступа: https://www.geokniga.org/books/1747 (дата обращения: 22.04.2025).

7. Бочкарева Т.М. Технология планировочных и земляных работ. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та; 2015. 132 с. Режим доступа: https://pstu.ru/files/file/adm/fakultety/bochkareva_zemlyanye_raboty.pdf (дата обращения: 22.05.2025).