Обзор серии карьерных самосвалов БЕЛАЗ грузоподъёмностью 110/136 тонн

А.М. Насковец, Начальник бюро НТЦ УГК ОАО «БЕЛАЗ»

В последние годы ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» делает ставку на увеличение выпуска техники особо большой грузоподъемности – это необходимость, диктуемая потребительским спросом. Особой популярностью у горняков пользуются карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7513 грузоподъемностью 110–136 тонн.

«Это одна из самых востребованных машин не только на постсоветском рынке, но и далеко за его пределами. Большегрузы этого класса работают в разных климатических условиях, перевозят горную массу высоко в горах и в глубоких карьерах», – сказал о 130-тоннике в одном из интервью генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Петр Пархомчик.

Октябрь 2018 г., АО «СУЭК». С учетом пожеланий предприятия самосвал БЕЛАЗ-75131 выполнен в уникальном цветовом исполнении – в цветах государственногофлага Российской Федерации.
Октябрь 2018 г., АО «СУЭК». С учетом пожеланий предприятия самосвал БЕЛАЗ-75131 выполнен в уникальном цветовом исполнении – в цветах государственногофлага Российской Федерации.

Перспективная модель была некогда спроектирована с учетом более чем пятнадцатилетнего опыта эксплуатации, предшествующего ей 120-тонного карьерного самосвала. Как рассказали специалисты управления главного конструктора, при разработке конструкции 130-тонника за основу было принято направление достижения высокой надежности в эксплуатации, высоких технико-экономических показателей самосвала по удельной себестоимости транспортных работ, повышения производительности, снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, высокой комфортабельности рабочего места водителя.

Апрель 2019 г., провинция Куангнинь, Вьетнам. Церемония запуска в эксплуатацию 130-тонных карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75131

Апрель 2019 г., провинция Куангнинь, Вьетнам. Церемония запуска в эксплуатацию 130-тонных карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75131

Конструкторская документация на БЕЛАЗ-75131 была разработана в 1995 г. После успешного проведения приемочных испытаний в 1999 г. комиссия рекомендовала карьерный самосвал грузоподъемностью 130 т к серийному производству, отметив его преимущества перед серийными аналогами БЕЛАЗ-7519, БЕЛАЗ-7512, БЕЛАЗ-7514 грузоподъемностью 110–120 т.

В числе преимуществ значились:

  • увеличение производительности на 13%,
  • уменьшение удельного расхода топлива на 9%,
  • снижение себестоимости перевозки на 12%,
  • снижение трудоемкости технического обслуживания на 9%.

Постановка машины на производство позволила обеспечить ее конкурентоспособность с выпускаемыми в мире аналогами такого же класса грузоподъемности, расширить типоразмерный ряд до семи модификаций и 140 исполнений.

На базе самосвалов серии создана и успешно эксплуатируется на многих горнодобывающих предприятиях специализированная техника для обслуживания карьеров. Это тягач-эвакуатор БЕЛАЗ-74131 и поливооросительная машина БЕЛАЗ-76135 с объемом цистерны 119 м3.

АО «Сибирский Антрацит» (Новосибирская область, РФ)

АО «Сибирский Антрацит» (Новосибирская область, РФ)

По сравнению c первым поколением самосвалов значительно изменилась конструкция машин.

Применены новые технические решения, связанные с безопасностью и эффективностью работы. Это система контроля загрузки и топлива (в комплекте с GPS-навигацией) с возможностью включения в существующую автоматизированную систему диспетчерского управления горнотранспортного цеха, система блокировки подъема кузова под высоковольтными линиями передач, двухконтурная система пожаротушения, система контроля давления и температуры в шинах, система видеообзора и сиcтема автоматического пожаротушения.

Новая конструкция заднего моста самосвала позволила свести до минимума трудоемкость технического обслуживания рабочих тормозных механизмов, новая платформа обеспечила рациональную загрузку, при этом по заказу потребителей карьерные самосвалы могут комплектоваться кузовами разного объема по вместимости, обеспечивая оптимальную загрузку карьерного самосвала при перевозке породы различной плотности.

Среди технических преимуществ самосвалов БЕЛАЗ-75131, 75135, 75137 – применение электрической трансмиссии переменно-постоянного тока с пускорегулирующей аппаратурой на базе микроэлектроники, наличие более мощного, надежного и экономичного двигателя. Существенно повышена эффективность системы электродинамического торможения, что позволяет обеспечить отличную устойчивость самосвала во время торможения. В электроприводе самосвала БЕЛАЗ внедрены электронные блоки, упрощающие обнаружение неисправности электропривода и их устранение.АО «Олкон», г. Оленегорск, Мурманская область, Россия. БЕЛАЗ-75139 в карьере

АО «Олкон», г. Оленегорск, Мурманская область, Россия. БЕЛАЗ-75139 в карьере

Самосвалы БЕЛАЗ-7513, БЕЛАЗ-7513А, БЕЛАЗ-7513В и БЕЛАЗ-75139 оснащены тяговым электроприводом переменно-переменного тока, который имеет ряд преимуществ. В обслуживании самосвалы с переменным током гораздо дешевле, чем, например, карьерные машины с гидромеханической передачей (из-за меньшего количества механических узлов), а производительность самосвала и тягово-динамические показатели выше, особенно в процессе преодоления затяжных уклонов. В конструкции несущих элементов применены новые высокопрочные стали классом прочности 390–400 МПа, а в наиболее напряженных местах используются литые элементы.

Гидравлическая система с аксиально-поршневым насосом переменной производительности и новыми телескопическими гидроцилиндрами подъема платформы со встроенным клапаном плавного опускания обеспечивает быструю и комфортную разгрузку самосвала.

Усиленные передняя и задняя подвески с увеличенным диаметром штоков и шаровых опор цилиндров снижают силу сухого трения по сравнению с самосвалами- аналогами в 2–4 раза, обеспечивают хорошую плавность хода и соответственно минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала.

Большое внимание уделено максимальному комфорту и безопасности оператора. Кабина защищена системами пассивной безопасности ROPS и FOPS. В салоне установлены удобные пневмоподрессоренные кресла с регулировкой положения и угла наклона спинки. Все органы управления и переключатели расположены в удобной зоне доступа. Современный вид и функциональность обеспечивает полностью видоизмененная приборная панель с электронной панелью приборов, которая позволяет оператору получать всю необходимую информацию во время работы.

БЕЛАЗ-75131 АО «Стойленский ГОК» (группа НЛМК) (Белгородская область, РФ)

БЕЛАЗ-75131 АО «Стойленский ГОК» (группа НЛМК) (Белгородская область, РФ)

Первые 130-тонники ушли в автоуправления следующих потребителей: шасси №1 опытного образца отправилось в АО «Олкон» (г. Оленегорск, Мурманская область), шасси №2 – в АО «ГМК «Печенганикель» (г. Заполярный, Мурманская область). Сегодня география поставок самосвалов серии БЕЛАЗ-7513 охватывает весь мир: от Чили в Западном полушарии до Сахалина на Востоке, от Южно-Африканской Республики до горнодобывающих предприятий Мурманской области на Севере России.

В настоящее время самосвалы серии БЕЛАЗ-7513 успешно работают в самых разных климатических условиях: в районах Крайнего Севера, где температура воздуха может опускаться до –55 0C, в жаркой Африке и Латинской Америке. Карьерный самосвал этой серии очень востребован. Так, в 2018 г. БЕЛАЗ-7513 занял около 80% в объеме мировых поставок данного класса карьерных самосвалов.

Сегодня крупнейшим потребителем является Российская Федерация, куда за 20 лет ушло в среднем 60% выпущенной техники. Так, в 2018–2019 гг. из 623 отгруженных заказчикам карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7513 в Российскую Федерацию было поставлено 359 единиц. Коэффициент технической готовности 130-тонников, работающих в карьерах страны, составляет в среднем 0,95–0,97, а пробег некоторых машин более 800 тыс. километров.

В последние годы в географии поставок появились новые страны – Индонезия, ЮАР, Ангола, Зимбабве, Вьетнам – страны с жарким климатом, где температура воздуха может подниматься до +50 0С. Для работы в жарком климате возможна специальная комплектация самосвалов – так, по заказу индонезийских потребителей самосвалы БЕЛАЗ-75135 были выполнены в тропическом исполнении деталей и узлов.

Самосвалы данного семейства служат основой для создания такой инновационной продукции, как роботизированные машины. Предприятием совместно с российским партнером – компанией «ВИСТ-ГРУПП» – разработаны, изготовлены и отгружены потребителю два карьерных самосвала БЕЛАЗ-7513R грузоподъемностью 136 т с интеллектуальной роботизированной системой управления.

В настоящее время машины эксплуатируются в ООО «СУЭКХакасия», Разрез «Черногорский» (Российская Федерация). Беспилотные карьерные самосвалы движутся по выделенному участку разреза протяженностью 1 350 м и перевозят вскрышную породу. На 1 апреля 2020 г. пробег каждой из машин составил более 7 тыс. км.

Удаленное управление 130-тонного роботизированного самосвала и погрузчика БЕЛАЗ, находящихся на полигоне завода-изготовителя, было наглядно продемонстрировано в июле 2019 г. с территории международной выставки «Иннопром» в г. Екатеринбурге (Россия). Расстояние, на котором осуществлялось управление техникой, составило более 2000 км.

В дальнейших планах развития роботизации карьерных самосвалов – создание робота-челнока, в котором будет отсутствовать кабина оператора. Производительность техники увеличивается за счет уменьшения времени цикла перевозки горной массы (отсутствуют маневры разворотов при постановке транспортного средства под погрузку и разгрузку).

Учитывая высокий потенциал самосвалов серии БЕЛАЗ-7513, ОАО «БЕЛАЗ» продолжит работу над расширением технической линейки этого класса. В ближайшей перспективе планируется разработка, изготовление и вывод на рынок нового поколения 130-тонных карьерных самосвалов, которые помогут горнодобывающим предприятиям снизить себестоимости перевозок и улучшить производительность добычи. Среди них: дизель-троллейвозы, самосвалы на аккумуляторных батареях, самосвалы с высокоэкономичными дизелями стандарта Tier 4, газовые и газодизельные машины.

Журнал "Горная Промышленность" №2 / 2020, стр.26