МЗ «ТОНАР»: Большегрузные автопоезда новый вид технологического транспорта горных предприятий

Машиностроительный завод «ТОНАР», основанный в 1990 г. группой инженеров и инвесторов во главе с Юрием Павловичем Вайнштейном, развернул «с нуля» свои производственные мощности в дер. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской области. За короткий период времени машины с маркой «ТОНАР» расширили свою нишу на рынке производства транспортной техники по заказам многих предприятий различных отраслей экономики как в странах СНГ, так и дальнего зарубежья. За годы своего развития завод создал более 100 моделей транспортной техники, его продукция стремительно вошла в рынок и сегодня уверенно расширяет географию своего участия в перевозках по дорогам общего пользования продукции сельского хозяйства, промышленности стройматериалов и других сегментов экономики.

 

В последнее десятилетие инженерно-конструкторские специалисты ТОНАР приступили к интенсивным работам по дальнейшей диверсификации продуктового ряда машин за счёт создания спецтранспорта для горнодобывающих и горно-металлургических предприятий. Созданы и уже производятся две модели внедорожных самосвалов грузоподъёмностью 45 и 60 т, жёстко-рамной конструкции

Открытый способ разработки месторождений, занимающий доминирующее положение при добыче всех видов полезных ископаемых мира, использует для доставки горной массы из забоев до дробильно-обогатительных фабрик и на отвалы вскрыши карьерный автомобильный и железнодорожный транспорт, которые стали основными технологическими видами транспорта на карьерах всего мира. Реже, в гористом и резко пересечённом рельефе местности, можно встретить конвейерный транспорт и воздушно-канатные дороги, перевозящие руду от дробильных цехов в цеха её переработки и окончательного обогащения.БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОПОЕЗДА

Растущие масштабы добычи полезных ископаемых в малоосвоенных и северных районах России подтолкнули к созданию нового вида внутрихозяйственного и технологического транспорта – автопоездов большой и особо большой грузоподъёмности. Ускоренные темпы создания этого вида транспорта были обусловлены необходимостью рентабельной разработки целой группы небольших по запасам, но высокоценных алмазных месторождений, расположенных на территории Республики Саха – Якутия, в сотнях километрах друг от друга и действующих ГОКов. ТЭО, выполненные головными институтами алмазной отрасли, показали, что должный уровень рентабельности освоения таких месторождений может быть достигнут при обогащении кимберлитов руд не на собственных ОФ, а на мощностях уже действующих ГОКов АЛРОСА. Отсюда перед горняками АК АЛРОСА встала серьёзная задача – выбрать экономичный тип транспорта для дальнемагистральных (на 100– 200 км) перевозок руды до действующих ОФ. В настоящее время освоение первых двух кимберлитовых месторождений – «Зарница» и «Верхне-Мунское», происходит с применением автопоездов, построенных с тягачами зарубежных фирм и российского машиностроительного завода «ТОНАР», грузоподъёмностью 95, 110 и 130 т.

В последние несколько лет ТОНАР сосредоточил усилия КБ и инженерных служб на проектировании и налаживании выпуска большегрузных автопоездов для эксплуатации их в экстремальных условиях Севера и Сибири России. Так, первыми были созданы образцы автопоездов грузоподъёмностью 95 и 110 т по заказу АК «АЛРОСА», эти работы выполнялись в два этапа. На первом – в 2016 г. – был поставлен полуприцеп грузоподъемностью 100 т с тягачом фирмы «Скания», затем в 2017 г. был поставлен первый автопоезд Тонар с колесной формулой 6х4 грузоподъёмностью 110 т для работы на месторождении «Зарница».

В 2018 г. – к началу освоения Верхне-Мунского месторождения – был построен автопоезд грузоподъёмностью 95 т на шасси тягача Volvo FH 16 с колёсной формулой 8х4. Созданная машина получила полностью тонаровскую надстройку и самосвальный прицеп ТОНАР-857951 с боковой разгрузкой. Всего было поставлено 29 единиц техники. Автопоезда в 2018 г. приступили к регулярным магистральным перевозкам кимберлитов от Верхне-Мунского месторождения до ОФ №12 ГОКа «Удачный» на расстояние 170 км.БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОПОЕЗДА

В 2019 г., на втором этапе работ, была создана новая модель – ТОНАР-7502, с колёсной формулой 6х6, в конструкции которой был учтен весь опыт эксплуатации. Машина получила шкворневую сцепку (вместо поворотного круга), шины карьерного типа и конструкцию бокового борта, состоящего из двух частей. (фото разгрузки автопоезда на рудном складе ОФ). В декабре 2018 г. новая конструкция автопоезда была показана в работе на заводской площадке, затем поставлена в автохозяйство Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА», где включилась в работу по доставке кимберлитовой руды от карьера Верхне-Мунского месторождения до ОФ №12.

Задняя подвеска мостов – на резиновых упругих элементах (вместо многолистовых рессор), надёжная и не требующая техобслуживания при температурах воздуха в диапазоне от – 60 до + 50ОС.

Кроме вышеотмеченных особенностей конструкции, автопоезд ТОНАР-7502 получил: капотную, двухместную, теплошумоизолированную кабину конструкции завода «ТОНАР», установленную на 4 пневмоподушках и оснащённую современным комплексом обеспечения комфортных условий труда водителя, в том числе – 2 автономных отопителя, кондиционер, регулируемое по высоте и подрессоренное кресло водителя, а также панель с набором приборов и индикаторов для оперативного учёта общего и удельного расхода топлива, давления и температуры масла в мостах и двигателе, и др.

Вне зависимости от температуры окружающего воздуха системы его обогрева и кондиционирования автоматически поддерживают температуру в кабине машин в пределах +22 …+24°С.БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОПОЕЗДА тонар

Рулевой механизм автопоезда – гидрообъёмный. В конструкции автопоездов, как и жёсткорамных внедорожных самосвалов, предусмотрены системы автоматической смазки механизмов и пар трения фирмы Lincoln. Текущие линейные расходы топлива, регистрируемые приборами машины в зимних условиях, составляют от 128 до 140 л на каждые 100 км пути – при движении соответственно по равнине и на затяжных подъёмах дороги.

Технически возможная скорость движения автопоезда ТОНАР-7502 по грунтовым дорогам – до 45 км/ч в гружёном состоянии, и до 65 км/ч – в порожнем. Полная масса гружёного автопоезда – до 200 т, минимальный радиус поворота – 14,5 м.

В первый свой рейс ТОНАР-7502 вышел 25 марта 2019 г. от Удачнинского ГОКа до Верхне-Мунского карьера, где с помощью одноковшевого колёсного погрузчика Caterpillar был загружен рудой и успешно завершил рейс (общей протяжённостью 340 км) за 11 ч. Средняя скорость его движения в гружёном и порожнем состояниях достигала около 31 км/ч, а удельный расход топлива – 28 г/т-км. На май 2020 г. первая опытная модель автопоезда ТОНАР-7502, занятая с 2019 г. на перевозках руды от месторождения «Верхняя Муна» до рудного склада Удачнинского ГОКа – в составе тягача ТОНАР и сочленённых самосвальных полуприцепов – выполнила более 800 рейсов. Только в марте 2019 г. транспортная работа, выполненная этим автопоездом, превысила 7000 000 т-км. С тех пор на этом ГОКе утвердилась традиция – каждый выполненный автопоездом 1 млн т-км отмечать очередной звездой на кабине тягача.БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОПОЕЗДА тонар

Динамику эффективности использования автопоезда ТОНАР-7502 на перевозках кимберлитовой руды ВерхнеМунского месторождения на рудный склад ОФ №12 Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА» иллюстрируют нижеприведённые показатели.

– С 25 марта 2019 г. – совершения первого рейса – по 21 июня этого же года транспортная работа составила 2015 тыс. т-км, к 25 сентября – она достигла 3 309 882 т-км.

– На 2 февраля 2020 г. общая транспортная работа достигла 5 114 065 т-км, за январь 2020 г. она составила 946 750 т-км, а объём перевезённой руды – 5 724 т.

– К 4 марта 2020 г. транспортная работа достигла 5 667 824 т-км, в феврале – 464 443 т-км, а объём перевезённой руды – 2 808 т.

На 18 марта 2020 г. выполнена транспортная работа в объёме 6 078 678 т-км, с начала марта – 553 759 т-км, перевезено 3 348 т руды.

На 23 апреля 2020 г. выполнена транспортная работа в объёме 7 061 154 т-км, с начала месяца – 535 896 т-км и перевезено 3 240 т руды. В этом месяце на кабине автопоезда появилась уже 7-я звезда!

За год практической эксплуатации автопоезда ТОНАР-7502 коэффициенты его технической готовности и использования парка составляли не меньше 0,9, достигая в отдельные месяцы 0,95 и 0,99. Общий объём выполненной транспортной работы составил за этот период более 7 061 тыс. т-км, а объём перевезённой руды Верхне-Мунского месторождения на ОФ №12 Удачнинского ГОКа достиг 15 120 т.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В суровых климатических условиях Республики Саха – Якутия, края экстремальных температур, с амплитудой среднегодовых колебаний зимы (январь) и лета (июль) в пределах 70–75°С, по предварительным оценкам специалистов АК «АЛРОСА», рельефно проявились главные преимущества использования автопоездов МЗ ТОНАР по сравнению с одиночными (жёсткорамными) автосамосвалами для доставки кимберлитовой руды:

– в 1,5–2 раза большая производительность при меньшей на 20–35% себестоимости перевозок;

– повышенная грузоподъёмность единицы транспортного средства без увеличения осевых нагрузок на дорожное полотно;

– уменьшенные общие затраты на текущие ремонты, сервисное обслуживание и на амортизационные отчисления каждой единицы автопоезда – из-за меньшей доли, приходящейся на прицепную часть;

– сокращение парка транспортных средств рудников с пропорциональным снижением штатной численности водителей.

 

Журнал "Горная Промышленность" №3 / 2020, стр.48