Московский метрополитен: как строятся новые станции
На Московском метрополитене ведется активная работа по строительству новых участков линий и станций. Метро фактически является основным структурообразующим элементом столицы, на основе которого выстраивается политика обеспечения мобильности населения. Важность этого способа передвижения по городу для миллионов людей не вызывает сомнений как у правительства, так и у жителей и гостей города: работы по строительству и обслуживанию метрополитена не вошли в перечень объектов, возведение которых приостановлено в период с 13 апреля по 1 мая по указу мэра Москвы Сергея Собянина.
В начале апреля мэр заявил, что проекты по благоустройству столицы – такие как строительство метро и дорог – не могут быть прекращены, поскольку они позволяют сохранить миллионы рабочих мест не только в Москве, но и по всей России, в том числе за счёт производства материалов и комплектующих. Кроме того, по словам мэра, сам Московский метрополитен не будет прекращать работу на фоне пандемии и продолжит функционировать в любых условиях. Такая необходимость обусловлена в том числе и тем, что восстановление работы метро может занять полгода, поскольку сеть рассчитана на непрерывную работу поездов. Ранее мэр подчёркивал, что продление линий метро позволяет рассредоточить пассажиров, уменьшить количество контактов и, следовательно, лучше защитить людей от риска получить инфекцию на фоне пандемии.
Таким образом, сейчас строительные работы непрерывного цикла на объектах метро не приостанавливаются. Работы, в частности, включают разработку и укрепление котлованов, проходку перегонных тоннелей, монолитные работы и отделку станционных комплексов. На сроки и качество работ на каждом участке влияет множество факторов, среди которых подвижка грунтов, динамика грунтовых вод, близость наземных объектов, инженерных коммуникаций и т.д. Эффективное подземное строительство в больших городах с развитой инфраструктурой представляет особенный вызов, однако за последние десятилетия технологии в этом отношении значительно усовершенствовались: многообразие разработок в области производства специальных материалов позволяет решать задачи разных уровней сложности.
Одна из задач в метростроении – предотвращение и остановка водопритока в котлован строящейся станции мелкого заложения. Для этого выполняется система водопонижения. Для экстренной остановки значительного водопритока при аварийных ситуациях применяются специальные составы: например, инъекционная смола MasterRoc MP 355 Thix, которая моментально формирует жесткую пену при контакте с водой, обеспечивая структурную прочность и жесткость конструкции. Состав закачивается в бетонные части котлована с помощью бурения.
При строительстве перегонов – пространства между двумя станционными комплексами – качеству гидроизоляции также уделяется большое внимание, поскольку протечки мешают строительству, а в дальнейшем представляют опасность для электросистемы и движения поездов. Чтобы этого избежать, при прокладке тоннелей используются линейки инъекционных составов MasterRoc и MasterInject, которые при контакте с водой образуют структурную эластичную пену и предназначены для работы с протечками разного масштаба и интенсивности.
Проходка перегонов ведется с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), которые также называют щитами. В ходе работ в щит может проникать вода, частицы грунта и цементного раствора, что ускоряет износ оборудования. Для защиты от попадания посторонних веществ используются специальные уплотнительные смазки, которые наносятся на щётки хвостового уплотнения ТПМК, чтобы изолировать зазор между щитом и бетонной обделкой тоннеля. Классическое решение – смазка MasterRoc TSG 6, которая позволяет выдерживать высокое давление воды и грунта, а также отличается хорошим сцеплением с любыми бетонными и металлическими поверхностями. Для защиты ключевого элемента щита – главного подшипника – применяются литиевые смазки, которые наносятся на уплотнение и предотвращают попадание в подшипник воды, грунта и пыли.
Предотвратить износ щита также помогают кондиционеры для разных видов грунта, доступные в виде жидких пенных реагентов от Master Builders Solutions. С их помощью повышается пластичность грунта, а в случае с глинистой средой – предотвращается налипание глины на режущий механизм, продлевая срок службы оборудования и ускоряя проходку.
Изготовление железобетонных тюбингов для обделки перегонных тоннелей ведется с использованием добавок в бетон серий MasterGlenium и MasterPolyheed – пластификаторов и суперпластификаторов, которые позволяют изготавливать высокопрочные бетонные смеси любой подвижности, значительно сокращая время тепловой и вибрационной обработки, а также расход цемента.
При обнаружении дефектов в готовых бетонных конструкциях возможно использование ремонтных смесей MasterEmaco для восстановления бетона – в том числе в сжатые сроки – и инновационных инъекционных составов MasterRoc для устранения мелких протечек между смонтированными тюбингами.
Монолитное строительство и отделка станционных комплексов – куда входят пассажирские платформы, вестибюли, распределительные залы, переходные мостики, эскалаторы, служебные помещения и многое другое – также требуют использования специальных материалов. Изготовление бетона для монолитного строительства требует использования пластификаторов и суперпластификаторов, воздухововлекающих и противоморозных составов, которые сокращают производственные издержки, облегчают бетонирование и обеспечивают надежность и долговечность сооружений при долговременных агрессивных воздействиях.
Для отделки вестибюлей, входных групп и межстанционных переходов гранитом и плиткой необходимо использование клея, который обеспечивает быструю и крепкую адгезию, устойчивость к нагрузкам и долговечность – например, клей MasterTile, несмотря на экономичность, позволяет вводить пешеходную нагрузку уже через сутки после применения, а разные модификации продукта позволяют учесть специфику отделочного материала и предусмотреть особые условия отделки: например, повышенную влажность в помещении или возможность подогрева поверхности при эксплуатации.
Технические помещения метрополитена недоступны для пассажиров, однако используемые в них отделочные материалы также подвергаются высокой нагрузке. Для обеспечения долговечности полов в таких помещениях могут использоваться специальные полимерные покрытия линейки MasterTop, которые в зависимости от различных эксплуатационных требований обеспечивают антискользящие, антистатические, эластичные, шумопоглощающие и другие свойства.
«Развитие системы метро на территории мегаполисов всегда сопряжено с особыми условиями. С каждым годом пространство под Москвой становится всё более насыщенным – линиями метро, городскими коммуникациями, подземными комплексами, парковками и т.д. Проходка зачастую совершается под наземными развязками: автодорогами и железнодорожными линиями, а также комплексами построек. Всё это, с одной стороны, усложняет строительство новых станций. С другой стороны, приятно наблюдать, как растут города и как набирает масштаб главная транспортная сеть столицы. Master Builders Solutions поставляет строительные решения для Московского метрополитена уже более одиннадцати лет. Мы рады продолжить наше плодотворное сотрудничество, помогая возводить новые станции и увеличивать потенциал столичного метро», – прокомментировал Антон Рокотянский, руководитель региональных продаж по направлению «Подземное строительство» Master Builders Solutions.
Технологии производства Master Builders Solutions используются более 11 лет при строительстве большинства существующих станций и перегонов метро Москвы. Среди последних проектов – север Люблинско-Дмитровской линии, юг Калининско-Солнцевской, участки БКЛ, Некрасовской линии и другие.