Неделя Горняка-2017: Перспективные транспортные системы для отработки карьеров на арктических и северных территориях РФ

В рамках Юбилейного ХХV Международного научного симпозиума «Неделя Горняка-2017» (Москва, Горный институт НИТУ «МИСиС», 25–28 января 2017 г.) состоялось заседание «круглого стола» по теме «Перспективные транспортные системы для отработки карьеров на арктических и северных территориях РФ». В работе круглого стола приняли участие представители АК АЛРОСА, ИГД УрО РАН, ОАО «ВИСТ Групп», ОАО «СУЭК-Кузбасс», ООО «Север-Скан Авто», ООО «Скания-Русь», МГТУ им. Баумана, Компании МИНТ, НЭП КНЦ РАН, института «Гипроруда, ОАО «БЕЛАЗ», МЗ ТОНАР, журнала «Горная Промышленность», Ур ГУПС.

Модераторы «Круглого стола» – член-корр. РАН, директор ИПКОН РАН В.Н. Захаров, вице-президент АК АЛРОСА (ПАО), директор института «Якутнипроалмаз», к.э.н. А.С. Чаадаев, Секретарь собрания – зам. Директора института «Якутнипроалмаз», д.т.н. И.В. Зырянов.

№1 (131) 2017

По программе заседания «круглого стола» были заслушаны доклады:

«О рациональной конфигурации многозвенных автопоездов при доставке руды с удаленных месторождений», И.В. Зырянов, А.П. Кондратюк, АК «АЛРОСА» (ПАО), институт «Якутнипроалмаз»;

«Применение роботизированной техники для отработки карьеров на Арктических и Северных территориях РФ», М.А. Макеев, АО «Вист Групп»;

«Проблемы использования пустых пород и отходов производства горно-обогатительных комбинатов для возведения транспортных магистралей», О.В. Голубев, Уральский государственный университет путей сообщения;

«Пути развития мультимодальных транспортных коридоров на Арктических и Северных территориях РФ (на примере региона Якутия), О.В. Голубев, Уральский государственный университет путей сообщения (Ур ГУПС);

«Новые специализированные виды транспортных средств для Арктики», П.И. Тарасов, ИГД УрО РАН, И.В. Зырянов, АК «АЛРОСА» (ПАО), институт «Якутнипроалмаз», М.Л. Хазин, УГГУ, Екатеринбург;

«Транспортный коридор через Западную Якутию», П.И. Тарасов, И.В. Зырянов, М.Л. Хазин.

069 2

Во вступительном слове В.Н. Захаров подчеркнул, что тема, поставленная в повестку рабочего заседания «круглого стола», и комплекс технологических вопросов, которые предстоит обсудить, приобрели актуальное и важное практическое значение не только на текущий момент, но и на будущее время – в деятельности как компании АЛРОСА (инициатора «круглого стола»), так и других компаний горнодобывающего комплекса, работающих в суровых климатических условиях Севера и Арктики России.

Выступивший от имени организаторов встречи А.С. Чаадаев, отметил, что задача кардинального снижения себестоимости продукции и повышения операционной эффективности деятельности ГОКов «АЛРОСА» стала одним из главных поводов к организации «круглого стола». По оценкам специалистов компании АЛРОСА, современный уровень транспортных издержек при добыче алмазов, составляющий 32–35 %, представляет собой главный резерв в снижении себестоимости перевозок и повышении операционной эффективности разработки алмазных месторождений, что особенно важно для группы малоперспективных удаленных месторождений алмазов Якутии. На фоне постоянно высоких расходов на завозимое дизельное топливо преимущества новых видов транспортных средств, автопоездов с высокой грузоподъемностью открывают перспективы обеспечения высокорентабельного освоения таких месторождений.

От имени оргкомитета «круглого стола» были направлены приглашения в адрес 150 организаций и отдельных специалистов. В результате был предоставлен 21 доклад, 8 из которых включены в план работы настоящего собрания.

069 3

В докладе И.В. Зырянова отмечено: современные минерально- сырьевые активы АК АЛРОСА включают большое количество кимберлитовых трубок, расположенных на удалениях от 20 до 200 км от действующих ГОКов. В силу приПерспективные знанной нерентабельности строительства на таких месторождениях собственных обогатительных мощностей, в 2012 г. для их освоения было предложено рассмотреть различные способы доставки и виды транспортирования кимберлитов до ближайших обогатительных фабрик действующих ГОКов. Эту НИР выполнили специалисты институтов Якутнипроалмаз и ИГД УрО РАН. В докладе Зырянова И.В. содержался анализ результатов НИР, опираясь на который руководство АК АЛРОСА приобрело для опытно-промышленной апробации в условиях одного из месторождений двухзвенный и трехзвенный автопоезда Scania грузоподъемностью 90–94 т, позже – шарнирно-сочлененные самосвалы Volvo, грузоподъемностью 40 т. В 2016 г. машиностроительным заводом ТОНАР (Московская обл.) по техзаданию АК АЛРОСА был изготовлен и поставлен к месту эксплуатации головной образец отечественного трехзвенного автопоезда грузоподъемностью 110–130 т, который в осенне- зимний период присоединился к опытно-промышленной группе зарубежной техники, занятой на магистральных перевозках кимберлитов. Докладчик сделал анализ выявленных недостатков эксплуатации машин и достигнутых технико- экономических показателей эксплуатации опытных образцов автопоездов, очертил рациональные области использования каждого из испытуемых автопоездов на объектах АЛРОСА, и сообщил, что результаты эксплуатации будут положены в основу решения о выборе в 2017 г. предпочтительного производителя, типа и комплектации (конфигурации) парка автопоездов для предстоящей полномасштабной разработки Верхне-Мунского месторождения алмазов, первого из группы удаленных месторождений. В заключение доклада отметил, что главный и обнадеживающий к такому выбору результат состоит в том, что достигнутая себестоимость доставки кимберлитов автопоездами в 2 раза ниже, чем традиционными тяжелыми самосвалами карьерного типа.

Анализ мирового опыта применения роботизированной техники, ее конструктивных особенностей и перспектив для горной промышленности районов Крайнего Севера и Арктики России был изложен в докладе Макеева М.А. Особое внимание в докладе было уделено месторождениям в районах, где местного населения вообще нет либо плотность населения приближается к нулю. Именно для них представляет практический интерес роботизированная техника, над разработкой которой уже несколько лет трудятся специалисты ОАО «ВИСТ Групп».

В мировой практике уже созданы роботизированные образцы буровой, бульдозерной, выемочно-погрузочной и транспортной техники, которые эксплуатируются на карьерах Австралии, Южной Америки и других стран. Сообщил об опытных роботизированных машинах БЕЛАЗ, КАМАЗ, ЧЕТРА, КОМАЦУ, оснащенных системой ОАО «ВИСТ Групп», и ряде подготавливаемых проектов оснащения карьерных одноковшовых погрузчиков и экскаваторов для угольных карьеров Сибири. Докладчик отметил и социальные препятствия на пути продвижения систем полностью роботизированной техники в горнодобывающих отраслях ряда стран, где проблема создания рабочих мест – очень остра.

В обобщающем докладе Голубева О.В. и Тарасова П.И., рассматривающем перспективу использования накопленных в отвалах рудников АЛРОСА пород для строительства оснований железных дорог, приведены расчетные данные о потенциальной протяженности создания на базе их двухпутных дорог, удельные показатели по плотности железнодорожной сети в ряде стран мира, стоимости их сооружения за рубежом и в РФ.

069 4

Рассмотрены этапы сооружения дорог по сезонам года, используемое при этом оборудование, формы организации строительства авто- и ж-д магистралей. Дана оценка общей эффективности использования отвальных масс при развитии сети железных дорог в Якутии. Часть обобщенного доклада была посвящена опыту развития транспортных коридоров в зарубежных странах, первым шагам по созданию одного из коридоров в Якутии.

Об истории создания перспективных видов выемочных и транспортных средств для эксплуатации при добыче полезных ископаемых подземным и открытым способами в условиях Якутии, об этапах освоения месторождений с привлечением различных видов транспорта и выемочных машин, включая разработанные под руководством автора нетрадиционные для условий Севера, рассказал Тарасов П.И. Предлагаемые технологические и технические решения по строительству транспортного коридора через Западную Якутию содержал доклад Тарасова П.И., Зырянова И.В., Хазина М.Л., в котором также оценены перспективы экономического развития и обеспечения жителей новыми рабочими местами за счет поэтапного сооружения сети авто- и железных дорог.

Участники «круглого стола» наряду с заявленными докладами заслушали выступления представителя ООО «СканияРусь » Медведева Д.Н., технического директора МЗ ТОНАР Вайнштейна Ю.П., Рябцева Г.И. (ООО «Полярный паром»). В заключительном слове Зырянов И.В. сформулировал основные итоги заседания «круглого стола», а также напомнил о крайней важности и высшей степени экономической целесообразности перевода в ближайшей перспективе всего технологического и магистрального видов транспорта АК АЛРОСА на газомоторное топливо, производство которого предстоит наладить на территории Якутии на базе залегающих здесь газовых месторождений.

Ключевые слова:

Журнал "Горная Промышленность"№1 (131) 2017, стр.69