С 27 по 30 мая 2025 г. в Москве прошла 25-я юбилейная выставка CTT EXPO

С 27 по 30 мая 2025 г. в Москве прошла 25-я юбилейная выставка CTT EXPO – крупнейшее событие строительной отрасли России и ближнего зарубежья. Мероприятие традиционно стало местом встречи производителей, поставщиков, специалистов отрасли и собрало более 1700 экспонентов и свыше 80 000 посетителей, установив новые рекорды по масштабам и деловой активности.

«Будущее горной промышленности»: проблемы и решения

Второй выставочный день СТТ Экспо традиционно проходил под знаком «День горнодобывающей отрасли». 28 мая 2025 г. журнал «Горная промышленность» провел 5-ю юбилейную конференцию «Будущее горной промышленности». В этом году также отмечают юбилеи: выставка СТТ – 25-летие, а журнал Горная промышленность – 30-летний юбилей.

День горнодобывающей отрасли

Конференция прошла при поддержке Ассоциации «Горнопромышленники России», Академии горных наук, Ассоциации «Горнопромышленники Карелии», Торгово-промышленной палаты Мурманской области.

Официальные приветствия в адрес конференции получены от Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и торговли Республики Карелия, а также от Заполярного государственного университета, Кузбасского государственного технического университета, Сибирского государственного индустриального университета и Уральского государственного горного университета.

Открыл конференцию Валерий Афонасьевич Язев, Президент Ассоциации «Горнопромышленники России», главный редактор журналов «Горная промышленность» и «Горная промышленность. Юниор», д-р экон. наук.

День горнодобывающей отрасли

С приветственным словом к участникам конференции обратился вице-президент Академии горных наук России Сергей Иванович Шумков.

Председатель Ассоциации «Горнопромышленники Карелии» Павел Анисимов приветствуя участников отметил, что, говоря о независимости отечественной горной отрасли от импортной продукции, необходимо делать акцент не на реинжиниринг, а на технологическое лидерство России и важность ее включения в мировое сообщество. Иначе создать технологический суверенитет в эпоху инноваций невозможно.

Генеральный директор компании СИГМА Экспо Сергей Александров, директор выставки СТТ Анна Шорина и директор департамента бизнес-мероприятий Марина Бадулина поздравили журнал с 30-летием и пожелали конференции успешной работы.

День горнодобывающей отрасли

В рамках торжественной церемонии открытия конфенции состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Ассоциацией «Некоммерческое партнерство «Горнопромышленники России» и Ассоциацией Организаций Строительного Комплекса.

В церемонии подписания приняли участие Президент Ассоциации НП «Горнопромышленники России» Валерий Афонасьевич Язев и Президент Ассоциации Организаций Строительного Комплекса Алексей Алексеевич Белёвцев.

Президент Ассоциации «Горнопромышленники России» В.А. Язев вручил ряду специалистов нагрудные знаки «Горнопромышленники России» - 25 лет» за вклад в развитие горной промышленности России.

Елена Анистратова, руководитель оргкомитета Дня горнодобывающей промышленности, поблагодарила медиапартнеров за активную поддержку мероприятия: «Золото и технологии», Горный журнал, Рациональное освоение недр, ГИАБ, Основные средства, Маркшейдерия и недропользование, Металлы Евразии, «Инженер и промышленник сегодня», Нефтегазовая вертикаль, СТТ дайджест, телеграм-каналы НА-ГОРА, Угольная аналитика, Экскаватор Ру, ПрофиМайнер, «Женщины в современной индустрии».

cttmail

Бо́льшая часть вопросов конференции касалась импортозамещения и цифровизации горнодобывающей отрасли.

День горнодобывающей отрасли

Константин Анистратов, директор по развитию ООО «Система максимум», в своем докладе «Задачи отечественного горного машиностроения» отметил, что российские горнодобывающие предприятия, ведущие разработку месторождений открытым способом, являются зависимыми от поставок: карьерных гидравлических экскаваторов с ковшом 4–35 м3 и канатных – с ковшом 35–50 м3 (100%-ная зависимость). Объем импорта достигает 350 ед. экскаваторов в год – более 100 млрд руб. в год. Потребность в жесткорамных карьерных самосвалах грузоподъемностью 30–300 т с колесной формулой 4х2, 6х4, 8х4 составляет свыше 2000 ед. в год. До 2023 г. доля поставок карьерных самосвалов БЕЛАЗ составляла более 70%, остальной объем закрывали машины зарубежного производства.

Уход западных производителей карьерной техники: карьерных экскаваторов, самосвалов, колесных погрузчиков – с российского рынка предоставил китайским компаниям возможность занимать нишу поставщиков горного оборудования. В 2023–2024 гг. увеличилось количество карьерной техники китайских брендов: Sitrak, XCMG, Sany, LGCE, LiuGong, Zoomlion, Lonking, Shantui.

Китайские производители в сегментах карьерных внедорожных самосвалов грузоподъемностью 50–80 т с колесной формулой 6х4, 8х4 и 90–300 т жесткорамных двухосных карьерных самосвалов 4х2 постоянно повышают конструктивное качество карьерной техники, а также применяют демпинговую ценовую тактику на целевых рынках.

Мировой тенденцией является рост применения роботизированного горного оборудования, в первую очередь карьерных самосвалов. По состоянию на 2023 г. в мире парк роботизированных карьерных самосвалов производства мировых лидеров Caterpillar, Komatsu, TAGE, Hitachi составил порядка 2100 ед. грузоподъемностью в основном 150–400 т.

Потребности в современных буровых станках для геологоразведки и буровзрывных работ для карьеров в основном закрываются продукцией АО «Копейский машиностроительный завод», АО «Рудгормаш», ООО «ИЗ КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова», «Алмазгеобур», АО «Завод бурового оборудования», использующих на данном этапе базовые компоненты: двигатели, гидравлику, компрессоры – зарубежного производства. Замещение всего спектра типов и моделей горного и транспортного оборудования мировых производителей техникой китайского производства в ключевых сегментах карьерных экскаваторов и самосвалов, а также внедрение цифровых систем управления ими является стратегическим риском для российской экономики с учетом ее доли в мировой добыче полезных ископаемых и емкости рынка оборудования для горнодобывающих и перерабатывающих предприятий России.

Основные задачи российского машиностроительного комплекса заключаются в организации серийного производства канатных карьерных экскаваторов с полезной весовой нагрузкой 60–100 т (35–50 м3), гидравлических экскаваторов с ковшами 4–35 м3, оснащаемых цифровыми системами автоматизации погрузки, роботизированных карьерных самосвалов жесткорамных 4х2 грузоподъемностью 90–400 т, многоосных внедорожных самосвалов с колесной формулой 6х4, 8х4 грузоподъемностью 40–100 т для обеспечения оборудованием горнотранспортных комплексов отечественных карьеров, а также в перспективе стран ближнего и дружественных стран дальнего зарубежья.

Для решения этих задач требуется разработка и реализация государственной программы развития горного машиностроения России, имеющей целью освоение серийного производства современного роботизированного горного и транспортного оборудования для отечественных горнодобывающих предприятий открытым и подземным способом разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

День горнодобывающей отрасли

Говоря о тяжелых условиях работы в Арктике, Игорь Зырянов, заведующий кафедрой горного дела Политехнического института СВФУ города Мирный, обратил внимание коллег и на то, что при катастрофически низких температурах (а речь идет о 60–70 град ниже нуля) редкая техника способна выдерживать нагрузки, и не важно, западные это бренды, китайские или отечественные. Практически все машины нуждаются в доработке на месте. Поэтому сегодня особенно важна не просто господдержка, но федеральная программа «Техника на территориях экстремально холодного климата», которая позволит как выработать необходимые стандарты для машиностроения, так и провести ряд испытаний в рабочих условиях.

Член Общественного совета при Министерстве по делам развития Дальнего Востока и Арктики Юлия Зворыкина отметила: несмотря на проекты, запущенные крупными игроками рынка такими как «АЛРОСА», «Норникель» или «Росатом», по созданию своих технологий и машин большой грузоподъёмности «отечественные заводы пока не способны обеспечить внутренний спрос. Поскольку зачастую растягивают срок выполнения заказа (от 6–8 месяцев при обычном и от 1,5 года при индивидуальном проектировании)». Им не хватает локализации производств, а также инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) для разработки импортозамещаемых компонентов.

Впрочем, участники конференции тут же разделились на два лагеря. Крупные производители, такие как «КАМАЗ», «БЕЛАЗ» и «ЧЕТРА», на которых уже сегодня легла основная нагрузка и кому государство наиболее охотно выделяет помощь, рассказывали о готовых решениях, в то время как более мелкие участники рынка обозначали проблемы и делились интересным опытом межотраслевого сотрудничества.

Так, Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА», сообщил, что к 2030 г. отечественная техника способна занять 50% рынка. Ведь уже сегодня его компания предлагает дешевые бульдозеры (с учетом господдержки покупатель экономит до 27% средств), сравнимые по качеству с зарубежными.

А Сергей Назаренко, главный конструктор карьерных самосвалов ПАО «КАМАЗ», рассказал, что и его предприятие, находясь в числе лидеров, предлагает сбалансированные линейки техники для любых задач. В первую очередь Назаренко говорил о двух «семействах»: «Атлант» (усиленные шоссейные и жесткорамные карьерные самосвалы грузоподъемностью от 32 до 100 т) и «Геркулес» (шарнирно-сочлененные самосвалы), а также о наиболее перспективном семействе «Юпитер» (жесткорамные карьерные самосвалы, способные вмещать от 90 т, с применением беспилотных систем).

По словам Бориса Горбунова, директора по сервису ТД «БЕЛАЗ», среди тяжеловесов (грузоподъемность 218–255 т) «Белорусский автомобильный завод» тоже уверенно занимает 53,1% рынка и не планирует останавливаться на достигнутом, стремясь к освоению новых сегментов горнотранспортного оборудования. Поэтому его компания предлагает карьерные самосвалы, работающие как на сжиженном природном газе, так и на аккумуляторных батареях (АКБ), полностью роботизированные и гибридные модели, совмещающие АКБ с двигателем внутреннего сгорания или водородными ячейками. Также возможны поставки и дизель-троллейвозов. Помимо прочего, сегодня любой «Белаз» может быть оснащен интеллектуальной системой мониторинга и прогнозной аналитики IMS (с помощью смартфона владелец автопарка способен узнать не только о состоянии каждой машины, но и спрогнозировать время выхода из строя ее деталей и узлов).

Андрей Ушаков, директор по развитию «Азоттех» (компания 17 лет занимается буровзрывными работами) заверил, что российские производители полностью отвечают потребностям покупателей, нуждающихся в технике для производства взрывных работ, предлагая отечественное смесительно-зарядное оборудование, уникальные, в том числе запатентованные инжиниринговые решения, свои производственные площадки и IT-продукты по автоматизации процессов.

В то же время Александр Медведев, генеральный директор оренбургского АО «Завод бурового оборудования» заметил: «Вот послушал я коллег и вижу, что живу будто в другой стране, у них все хорошо, а я бы так не сказал. Ведь, чтобы быть полезными отрасли, мы должны производить надежное горное оборудование, а запчастей и комплектующих для силовой гидравлики у нас нет». Также Медведев отметил, что сталкивается с трудностями практически на каждом шагу, начиная со сбербанковской «Промышленной ипотеки» (сейчас по программе можно модернизировать разве что склад, а актуальное обустройство цеха будет считаться нецелевым использованием средств) и заканчивая более серьезными финансовыми вопросами. Сегодня в России главенствует постоплата. А для приобретения гидравлических материалов и комплектующих нужны оборотные средства, но выдаваемые кредиты под 25–26% с учетом сроков поставки (некоторые растягиваются до 300 дней), превращают такие закупки в «золотые».

Недостаточной экспертности в отрасли коснулся Василий Ракитин, генеральный директор ООО «ЕРТ-Групп» (ведущая российская компания по обеспечению предприятий горнодобывающей промышленности оборудованием и комплектующими, золотой партнер конференции). По его мнению, западные стандарты заменили советские ГОСТы, и теперь, с уходом основных производителей, перед отечественным машиностроением остро встал вопрос экспертизы. Чтобы ответить на него, необходимо создать экспертное объединение, которое поможет наладить диалог с государством, сплотит ученых, вузы и предприятия. Такой подход поможет создать необходимый уровень оценки, разобраться с кадрами, а также сократить затраты заводов на разработки.

Ракитина поддержал и Константин Колотов, директор Кемеровского машиностроительного завода (предприятие производит оборудование для горной добычи, сохраняя фокус на системе вентиляции шахт, и в этом году выступило как серебряный партнер конференции). Колотов сообщил об успешном опыте интеграции науки и производства. Благодаря тесному сотрудничеству с экспертами действительно удается снизить затраты на НИОКР, повысить квалификацию персонала, ускорить вывод инноваций на рынок и в итоге получить уникальный продукт. Например, его компания создала новый шахтный осланцеватель с пневмоприводом и опробовала его на одной из выработок Кузбасса, разработала шахтный высоконапорный вентилятор местного проветривания и создала лебедку повышенной грузоподъемности для перемещения тяжестей в выработках шахт с большим углом залегания пластов.

Опытом стратегического партнерства как в плане импортозамещения, так и в вопросе тесного сотрудничества науки и крупного бизнеса поделились генеральный директор ООО «Лаборатория Майнфрэйм» Олег Наговицын и руководитель проектов АК «АЛРОСА» Сергей Казьмин. Российская группа алмазодобывающих компаний с 2022 г. применяет отечественное программное обеспечение MINEFRAME, предназначенное для автоматизации процессов геологии, маркшейдерии, проектирования и планирования горных работ, и совершенно довольна результатом.

День горнодобывающей отрасли

Немало внимания на конференции уделили и вопросу цифровизации. «Отечественные цифровые технологии на горнодобывающих предприятиях России» – тема второй сессии конференции. Модератором дискуссии выступил М. А. Соннов, действ. член АГН, заместитель генерального директора ООО «Фидесис».

Проблемы все те же – уход западных поставщиков. Однако, по мнению руководителя практики производственных систем «Цифровой горизонт» Рустама Гогова, все не так страшно, сегодняшний обзор рынка показывает небольшой процент внедрения технологий, предоставляемых ушедшими брендами. Поэтому отрасль спасет постепенная модернизация и переход на отечественный софт.

Сергей Матвеев, коммерческий директор ООО «РД Групп» (компания – лидер в области создания и продвижения инновационных электронных систем контроля, программного обеспечения и информационных сервисов), заметил, что сегодня основной причиной несчастных случаев становится человеческий фактор (иными словами, 60% ошибок при аварии допускают люди), роботизация отрасли просто необходима. Поэтому «РД Групп» предлагает множество способов решить эту проблему. Так, внедрение системы кругового обзора в 360 градусов позволит крупногабаритному транспорту разворачиваться в ограниченном пространстве; камеры с обучаемым ИИ распознают объекты вблизи и помогут избежать аварии; радарные системы обнаружения, а также различные приборы контроля дадут возможность оценить опасное состояние водителя (например, алкогольное опьянение) и по мимике выявить степень его усталости.

Александр Румянцев, заведующий лабораторией геотехники ООО «Институт Гипроникель», поддержал Матвеева, заметив важность комплексного подхода к решению проблем проектирования. Сегодня необходим серьезный анализ данных о природном состоянии горного массива еще в предпроектном состоянии. Цифровизация в этом смысле поможет обезопасить труд и проконтролировать состояние пород до начала и в процессе ведения работ.

Много говорилось на конференции и о технологических разработках.

Например, Максим Соннов, заместитель генерального директора ООО «Фидесис», предложил использовать российский программный комплекс нового поколения, позволяющий производить высокоточные прочностные инженерные расчеты, легко интегрирующийся с западным софтом Micromine.

Александр Терёхин, генеральный директор ООО «Цифровой рудник», рассказал о создании технологии применения беспроводной связи на глубине до четырех километров в подземных рудниках.

Константин Волковский, операционный директор ООО «Скайер ИТ», сообщил о разработке собственной цифровой платформы Skyeer IT, предназначенной для обработки и анализа данных, полученных с беспилотников. Skyeer автоматически осуществляет разметку внутрикарьерных дорог на основе фотографического плана земной поверхности и объектов, на ней расположенных, с точной привязкой к заданной системе координат. Таким образом, появляется возможность учитывать ключевые параметры: ширину дорожного полотна, значения поперечных и продольных уклонов, наличие ориентирующих валов вдоль дорог.

Обсуждались на конференции и алгоритмы прогнозирования остаточного ресурса основных узлов карьерных самосвалов, и улучшенные принципы разработки экскаватора с прямой механической лопатой, и технологические решения, способные контролировать состояние шин в автопарке, а также многое-многое другое. Но, как верно заметил один из модераторов, отлично, если у нашей горной промышленности появится исключительно российская техника, но еще лучше, если у всех машин (вне зависимости от страны производства) будет отечественное программное обеспечение, что позволит не только стабилизировать, но и успешно развивать отрасль.

 

Алена Бондарева