Инновационные преобразования в системе просвещения и образования музейными средствами в эпоху цифровизации

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2020-6-72-76

Ю.Н. Малышев, академик РАН, д-р техн. наук, президент Академии горных наук, президент ГГМ им. В.И. Вернадского

А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ им. В.И. Вернадского РАН

Е. Г. Мирлин, д-р геол.-минерал. наук, заместитель директора ГГМ им. В.И. Вернадского РАН

Актуальной задачей для средней и высшей школы в эпоху цифровизации является поиск инновационных методов и подходов в образовательном процессе. Целью статьи являются изложение опыта взаимодействия Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского Российской Академии Наук (ГГМ РАН) и работников образования, а также обсуждение дальнейших путей актуализации этого направления при изучении естественнонаучных дисциплин в средней и высшей школе. В музее созданы все необходимые предпосылки для работы с молодым поколением в новых условиях, главные из которых: развитая коммуникационная среда и техническая база, а также устойчивые профессиональные связи с академическим и преподавательским сообществом вузов горно-геологического профиля. Представлены конкретные примеры инновационных приемов и методов работы: научно-образовательные проекты и программы, видеолекции в режиме «on-line», телемосты с участием ведущих ученых РАН, деятелей науки и техники, работа со школьниками в «Клубе юных геологов», участие его членов в разнообразных городских и общероссийских конкурсах как в реальном режиме, так и в режиме «on-line». Накопленный опыт использования цифровых технологий в образовательном процессе, говорит о перспективности созданных разработок.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. 2017. ¹2. С. 108–109.
. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал (2255). 2018. ¹10. С. 93–98.
3. Полетаева Н.А., Яцкая С.В. Интерактивные экскурсионные программы как основа профориентационной деятельности по специальности «Гидрогеология и инженерная геология» // Современная педагогика. 2016. ¹11 [Электронный ресурс]. URL: http:// pedagogika.snauka.ru/2016/11/6280
4. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л., Титов Г.И. Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ // Горная промышленность. 2018. ¹1. С. 17–20. ISSN 0017-2278.
5. Мирлин Е.Г., Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением. Инноватика и экспертиза. 2020. ¹3. С. 132–142.
6. Титова А.В. Создание «Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН // Горная промышленность. 2015. ¹5. С. 34–35.
7. Малышев Ю.Н. Роль государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. 2015. ¹7. С. 39–44.
Ключевые слова: горное дело, геология, экология, инновационные подходы в образовании, цифровые технологии, профориентация школьников, научно-просветительская работа, образовательные программы

Журнал "Горная Промышленность" №6 / 2020, стр.72