Духовное наследие горного дела: образ горняка в мировом и отечественном изобразительном искусстве

Н.К. Гринько, горный инженер, профессор, доктор технических наук

В.Д. Грунь, горный инженер, канд. технических наук, член Союза писателей России

В.Г. Лунев, горный инженер, канд. технических наук

Редакция продолжает публикацию материалов, посвященных духовному наследию горного дела. В первой статье этого цикла (№ 6/2013) авторы рассказали о выдающихся деятелях мировой и отечественной литературы, посвятивших горнякам отдельные свои произведения. В данной статье авторы рассказывают о мастерах изобразительного искусства, выбравших в качестве объекта творчества горное дело и жизнь горняков.

Древность горного дела, его таинственность, освященная церковью, опасный труд горняков в сложных природных условиях, образ жизни горняцких общин, бойцовский характер шахтеров и т.п. во все времена привлекали интерес мастеров изобразительного искусства. В данной статье мы расскажем о нескольких таких мастерах, которые в различные эпохи наиболее правдиво, на наш взгляд, отразили в своем творчестве специфику этой древней отрасли человеческой деятельности.

С незапамятных времен можно отыскать немало примеров изобразительного творчества, посвященного горнякам (Древний Египет, Древняя Греция и т.п.). Однако мы начнем с эпохи средневековья, когда горное дело почиталось как горное искусство. Одним из знаменитых памятников поздней готики является церковь Святой Анны в немецком городе Аннаберг-Буххольц, построенная в XVI веке. История этого города, расположенного в рудных горах Саксонии, теснейшим образом связана с поиском и разра боткой полезных ископаемых.

№1 (113) 2014

Горный алтарь в церкви Св. Анны в городе Аннаберг-Буххольц. Германия, 1521 г.

Достопримечательностью церкви Св. Анны является Горный алтарь, на котором изображены процессы добычи и переработки серебряной руды, участие в них всех жителей горняцкой общины. Фрагменты Горного алтаря были нарисованы немецким художником Гансом Хессе (Нans Нesse 1497-1539). Никаким другим, более значительным произведением, этот художник себя больше не проявил, но и этого оказалось достаточно, чтобы его причислили к родоначальникам церковной живописи, посвященной горнякам.

Рисунок И. Хойхлера. «В забое рудника»

Рисунок И. Хойхлера. «В забое рудника»

Яркий след в живописании тонкостей горного искусства, жизни и быта горняков конца эпохи средневековья в Европе оставил Иоганн Хойхлер (Johann Eduard Heuchler, 1801-1879). Его деятельность как строителя, архитектора и художника была связана со знаменитым горняцким городом Фрайберг, также расположенным в рудных горах Саксонии. Талант художника в И. Хойхлере раскрылся во Фрайбергской горной академии, где он преподавал рисование, начертательную геометрию и архитектуру. В разнообразии рисунков этого художника отражены не только технические нюансы работы рудокопов, но также сцены из жизни горняков и горняцких общин.

В развитии материальной и духовной культуры горного дела огромную роль сыграла угольная промышленность, взрастившая капиталистические отношения. С началом эпохи капитализма романтический характер горного искусства уступил место техническим достижениям в горном деле и напряженным драматическим отношениям между горнорабочими и шахтовладельцами.

Рисунок И. Хойхлера. «Рудокоп вернулся домой»

Рисунок И. Хойхлера. «Рудокоп вернулся домой»

Из биографических материалов о творчестве знаменитого французского писателя Э. Золя (1840-1902) известно, что побудительным мотивом для написания остро социального романа «Жерминаль», который литературоведы считают самым выдающимся литературным произведением, посвященным углекопам, стали книги и рисунки французского горного инженера, писателя и художника Л. Симонена (Louis Laurent Simonin, 1830-1886). Особенно впечатлили Э.Золя книги Симонена «Жизнь под землей. Шахты и шахтеры », «Путешествие в шахты Корнуолла», «Дети и женщины в шахтах».

Рисунок Л. Симонена

Рисунок Л. Симонена

Л. Симонен окончил в 1852 г. горную школу в СентЭтьене. После ее окончания, работая горным инженером на рудниках и шахтах в Италии, Франции и в других страах, он приобрел репутацию большого специалиста горного дела. Как писатель и художник, Л. Симонен прославился авторством и художественным оформлением целого ряда популярных книг по горному делу. Немногим удавалось с таким мастерством отобразить в художественном рисунке профессиональные тайны этой отрасли.

Из мировых знаменитостей, живописавших шахтеров-угольщиков, выделяются имена голландского художника В. Ван Гога и бельгийского скульптора К. Менье.

Рисунок Л. Симонена

Рисунок Л. Симонена

Винсент Ван Гог (1853-1890) в период 1878-1880 гг. служил баптистским священником в угольном районе Боринаж в Бельгии. Здесь он глазами художника увидел все тяготы жизни углекопов. Саму эту местность, шахты и окружающий их ландшафт Ван Гог воспринимал как нечто жуткое и мертвенное.

К. Менье. «Шахтеры уходящие в шахту»

К. Менье. «Шахтеры уходящие в шахту»

Поэтому и рисунки художника, посвященные Боринажу, производят такое же тягостное впечатление. Углекопы, фабричные рабочие и крестьяне стали основными персонажами лучших произведений бельгийского художника и скульптора Константена Менье (1831-1905). В 1878 году Менье получил приглашение писателя К. Лемонье, которого называют бельгийским Золя, проиллюстрировать его книгу «Бельгия».

К. Менье. Скульптура шахтера

К. Менье. Скульптура шахтера

Художник поехал в угольный район Боринаж, который произвел на него, как и на Ван Гога, неизгладимо жуткое впечатление. С 80-х гг. XIX века до конца жизни скульптор работал над грандиозным по замыслу «Памятником труду», который так и не был до конца закончен.

Рисунок В. Ван Гога, сделанный в Боринаже

Рисунок В. Ван Гога, сделанный в Боринаже

Основой композиции являлась тема Мира и Плодородия. Памятник должен был состоять из четырех каменных барельефов и бронзовых фигур, олицетворяющих героизированные образы Углекопов, Кузнецов, Сеятелей, а также образ Материнства.

Рисунок В. Ван Гога, сделанный в Боринаже

Рисунок В. Ван Гога, сделанный в Боринаже

Среди российских художников XIX-XX вв., посвятивших свои произведения углекопам, хорошо известно имя Н.А. Касаткина (1859-1930). Желая глубже ознакомиться с жизнью шахтеров, он неоднократно посещал донецкие шахты.

Н.А. Касаткин. «Шахтерка»

Н.А. Касаткин. «Шахтерка»

Впервые увидев их примитивность, убогие землянки, тяжелую и беспросветную жизнь донецких углекопов, он писал родным в 1890 г. : «С трудом себя удерживаю, чтобы не уехать… Тут надо веревки, а не нервы, а у меня гнилые нитки». Н.А. Касаткин нарисовал целую серию картин, посвященных углекопам Донбасса. Среди них картины «Шахтерка», «Лука-хромой», «Углекопы. Смена», «Шахтертягальщик », «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и другие, которые хранятся в Третьяковской галерее.

Н.А. Касаткин. «Лука хромой»

Н.А. Касаткин. «Лука хромой»

В музеях любого горнодобывающего региона мира можно встретить живописные произведения местных художников, посвященные горному делу и горнякам. Мало кому из таких региональных художников удалось своей известностью выйти за пределы своего региона, однако творчество многих из них вызывает неподдельный интерес. К таким региональным художникам-горнякам относится известный в Чехии художник Карл Гойден (Karel Hojden, 1893-1975) из города Пршибрам – столицы Пршибрамского горнорудного бассейна, бывшего в XIX в. одним из наиболее технически оснащённых в Европе. Работы К. Гойдена являются выражением духовной жизни чешских шахтеров, наполненной тяжестью труда во мраке подземного мира и радостью жизни на озаренной солнцем земной поверхности.

Карл Гойден. Рисунки из цикла «Горняцкие песни»

Карл Гойден. Рисунки из цикла «Горняцкие песни»

Карл Гойден. Рисунки из цикла «Горняцкие песни»

Карл Гойден. Рисунки из цикла «Горняцкие песни»

Карл Гойден. Рисунки из цикла «Горняцкие песни»

Карл Гойден. Рисунки из цикла «Горняцкие песни»

Ключевые слова: Духовное наследие горного дела, образ горняка, изобразительне искусство, картина, фреска

Журнал "Горная Промышленность" №1 (113) 2014, стр.130