Буровые станки Atlas Copco на гусеничном ходу устанавливают новые стандарты

В мар­те это­го го­да в Лас Ве­га­се, штат Не­ва­да, про­шла круп­ней­шая вы­став­ка стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов и обо­ру­до­ва­ния CON/AGG'99. На стен­де Atlas Copco бы­ло пред­став­ле­но се­мей­ст­во вы­со­ко­эф­фек­тив­ных стан­ков для бу­ре­ния взрыв­ных сква­жин ROC но­во­го по­ко­ле­ния.

Бу­ро­вые стан­ки се­рии ROC дав­но из­ве­ст­ны в Лас Ве­га­се. Имен­но этот го­род в 1996 г. стал стар­то­вой пло­щад­кой все­мир­но­го ус­пе­ха стан­ков ROC F7.

ROC Power Generation для от­кры­тых гор­ных ра­бот пред­став­ля­ет но­вое по­ко­ле­ние бу­ро­вых стан­ков с бо­лее мощ­ным ди­зель­ным дви­га­те­лем и ком­прес­со­ром, ре­зуль­та­том че­го яв­ля­ет­ся уве­ли­че­ние про­из­во­ди­тель­но­с­ти и эф­фек­тив­но­с­ти бу­ре­ния да­же на са­мых труд­но­до­с­туп­ных уча­ст­ках.

Здесь же в Лас Ве­га­се впер­вые бы­ли пред­став­ле­ны но­вые мо­де­ли стан­ков ROC L и ROC D, и уже в этом го­ду бу­дут пред­став­ле­ны по­сле­ду­ю­щие раз­ра­бот­ки фир­мы.

ROC L8 яв­ля­ет­ся са­мым боль­шим бу­ро­вым стан­ком с по­груж­ным пнев­мо­удар­ни­ком на гу­се­нич­ном хо­ду фир­мы Atlas Copco, при­ме­ня­е­мым при раз­ра­бот­ке ме­с­то­рож­де­ний от­кры­тым спо­со­бом. Это вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ная ма­ши­на для бу­ре­ния глу­бо­ких сква­жин ди­а­ме­т­ром до 165 мм в креп­ких по­ро­дах.

Дан­ная мо­ди­фи­ка­ция при­хо­дит на сме­ну ус­пеш­но за­ре­ко­мен­до­вав­ше­му се­бя ROC 860НС. По­вы­ше­ние мощ­но­с­ти дви­га­те­ля на 24% и воз­мож­ность уве­ли­че­ния ди­а­ме­т­ра сква­жи­ны до 165 мм поз­во­ля­ют ис­поль­зо­вать стан­ки дан­ной се­рии на круп­ных ка­рь­е­рах с вы­со­ко­эф­фек­тив­ной до­бы­чей сы­рья для це­мент­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти, а так­же на круп­но­мас­штаб­ных от­кры­тых ра­бо­тах для бу­ре­ния по креп­ким по­ро­дам.

Бла­го­да­ря рас­ши­ре­нию воз­мож­но­с­тей ос­нов­ных си­с­тем, су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­ю­щих про­из­во­ди­тель­ность, но­вый ста­нок яв­ля­ет­ся се­рь­ез­ной аль­тер­на­ти­вой обыч­ным бу­ро­вым стан­кам вра­ща­тель­но­го бу­ре­ния. Независимая подвеска гу­се­ниц и низ­кий центр тя­же­с­ти улуч­ша­ют ма­не­в­рен­ность ма­ши­ны, уве­ли­чи­вая тем са­мым ресурс вре­мени на производительное бу­ре­ние. Кро­ме то­го, воз­мож­но­с­ти бу­ре­ния (±30° в сто­ро­ны, +30° впе­ред) в со­че­та­нии с по­во­ро­том ма­ни­пу­ля­то­ра (-20° вле­во и +25° впра­во) поз­во­ля­ют вы­пол­нять са­мые слож­ные опе­ра­ции.

По­дат­чик обо­ру­до­ван ма­га­зи­ном на шесть ше­с­ти­ме­т­ро­вых бу­риль­ных труб, плюс од­на на по­дат­чи­ке.

Так­же ва­жен и фак­тор уве­ли­чен­ной мощ­но­с­ти дви­га­те­ля мар­ки САТ 3196 АТА­АС - с во­дя­ным ох­лаж­де­ни­ем, тур­бо­над­ду­вом и теп­ло­об­мен­ни­ком. Его мощ­ность в 317 кВт (431 л.с.) обес­пе­чи­ва­ет вы­пол­не­ние на­и­бо­лее слож­ных ка­рь­ер­ных ра­бот.

Ус­та­нов­лен­ный на стан­ке вин­то­вой ком­прес­сор XRV9 с ра­бо­чим дав­ле­ни­ем, уве­ли­чен­ным до 25 бар, и про­из­во­ди­тель­но­с­тью 405 л/с обес­пе­чи­ва­ет от­лич­ную про­дув­ку сква­жи­ны.

Ста­нок ком­плек­ту­ет­ся по­груж­ны­ми пнев­мо­удар­ни­ка­ми Atlas Copco раз­лич­но­го раз­ме­ра от СОР 44 (ди­а­метр сква­жи­ны 110 мм) до СОР 64 (165 мм).

Ма­ши­на пред­наз­на­че­на для бу­ре­ния сква­жин боль­шо­го ди­а­ме­т­ра, но ком­пакт­ная кон­ст­рук­ция су­ще­ст­вен­но об­лег­ча­ет ее пе­ре­ез­ды с од­но­го уча­ст­ка на дру­гой.

Еще од­ной мо­де­лью но­вой се­рии яв­ля­ет­ся бу­ро­вой ста­нок с ги­д­ро­пер­фо­ра­то­ром ROC F9, так­же ос­на­щен­ный ди­зель­ным дви­га­те­лем CATERPILLAR, — бо­лее мощ­ный по срав­не­нию с пре­ды­ду­щи­ми стан­ка­ми ана­ло­гич­но­го ря­да.

Бла­го­да­ря ус­та­нов­ке на ROC F9 но­во­го ди­зе­ля (231 кВт), мощ­ность при­во­да стан­ка уве­ли­чи­лась на 35% по срав­не­нию со стан­ком ROC F7. Пе­ред вы­пу­с­ком стан­ка на ры­нок на ка­рь­е­рах и стро­и­тель­ных пло­щад­ках Се­вер­ной Аме­ри­ки про­во­ди­лись кон­суль­та­ции с сот­ня­ми спе­ци­а­ли­с­тов по бу­ре­нию, чье мне­ние бы­ло уч­те­но при со­став­ле­нии спе­ци­фи­ка­ции па­ра­ме­т­ров. Ста­нок по­став­ля­ет­ся в двух мо­ди­фи­ка­ци­ях: ROC F9 для бу­ре­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем обыч­но­го ги­д­ро­пер­фо­ра­то­ра и ROC F9 CR с ис­поль­зо­ва­ни­ем си­с­те­мы Coprod — раз­де­ле­ния уда­ра и вра­ще­ния — для вы­со­ко­ско­ро­ст­но­го бу­ре­ния вертикальных сква­жин. Смон­ти­ро­ван­ный на стан­ке бо­лее мощ­ный вин­то­вой ком­прес­сор фир­мы про­из­во­ди­тель­но­с­тью 188 л/сек обес­пе­чи­ва­ет от­лич­ную про­дув­ку и чи­с­то­ту сква­жи­ны.

Мощ­ный пер­фо­ра­тор Atlas Copco се­рии СОР 1800 с уни­каль­ной си­с­те­мой двой­но­го га­ше­ния от­да­чи га­ран­ти­ру­ет дол­гий срок служ­бы бу­ро­во­го ста­ва и вы­со­кую ско­рость бу­ре­ния. Уд­ли­нен­ная стре­ла-ма­ни­пу­ля­тор уве­ли­чи­ва­ет зо­ну ох­ва­та, а, сле­до­ва­тель­но, ко­ли­че­ст­во сква­жин с од­ной ус­та­нов­ки стан­ка, что со­кра­ща­ет ко­ли­че­ст­во пе­ре­ез­дов и об­лег­ча­ет до­ступ к слож­ным уча­ст­кам.

На стан­ках с си­с­те­мой Coprod пер­фо­ра­тор мо­жет быть ос­на­щен ус­т­рой­ст­вом об­рат­но­го уда­ра TED (Tube Extraction Device), ав­то­ма­ти­че­с­ки ос­во­бож­да­ю­щим бу­ро­вой став при за­кли­ни­ва­нии.

На­и­бо­лее ком­пакт­ным стан­ком из трех но­вых мо­де­лей яв­ля­ет­ся ROC D7, при­шед­ший на сме­ну ROC 742 и пред­наз­на­чен­ный для бу­ре­ния сква­жин ди­а­ме­т­ром 64-102 мм. Лег­кий по ве­су ма­ни­пу­ля­тор круг­ло­го про­фи­ля — кра­си­вое ре­ше­ние но­вой кон­цеп­ции. Бла­го­да­ря ис­клю­чи­тель­но­му вы­ле­ту стре­лы в 5,7 м об­щая зо­на ох­ва­та уве­ли­че­на до 17 м2.

По­дат­чик из алю­ми­ни­е­во­го про­фи­ля с ги­д­ро­ци­лин­д­ром по­да­чи обес­пе­чи­ва­ет плав­ную уп­рав­ля­е­мую по­да­чу, вы­со­кую ско­рость про­ход­ки и про­из­во­ди­тель­ность, уве­ли­чи­вая срок служ­бы бу­ро­во­го ста­ва при низ­ких за­тра­тах на об­слу­жи­ва­ние. Кро­ме то­го, сле­ду­ет от­ме­тить уни­каль­ные воз­мож­но­с­ти ROC D7 при дви­же­нии по ук­ло­ну и пе­ре­се­чен­ной ме­ст­но­с­ти.

Так­же име­ет­ся вы­бор по ус­та­нов­ке дви­га­те­ля: САТ 147 кВт, или Deutz 152 кВт — оба с во­дя­ным ох­лаж­де­ни­ем и тур­бо­над­ду­вом.

От­лич­ная про­дув­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся бор­то­вым вин­то­вым ком­прес­со­ром Atlas Copco С 106 про­из­во­ди­тель­но­с­тью до 127 л/сек.

Ма­не­в­ри­ро­ва­ние и установка в нужном положении стре­лы про­из­во­дит­ся с пуль­та дис­тан­ци­он­но­го уп­рав­ле­ния, а на­ли­чие ма­не­в­ро­вой ле­бед­ки и проч­ной ги­д­ро­опо­ры по­вы­ша­ет ус­той­чи­вость стан­ка при пе­ре­дви­же­нии по ук­ло­ну и ма­не­в­ри­ро­ва­нии. Кро­ме то­го, ROC D7 по­став­ля­ет­ся как с ка­би­ной, так и без нее.

Все бу­ро­вые стан­ки но­во­го клас­са мо­гут по­став­лять­ся с ка­би­на­ми с боль­ши­ми па­но­рам­ны­ми ок­на­ми для луч­ше­го об­зо­ра, пе­ред­ние ок­на рас­по­ло­же­ны под уг­лом, зна­чи­тель­но умень­шая за­пы­лен­ность и за­гряз­не­ние мас­лом стек­ла.

Для боль­шей ком­форт­но­с­ти и бе­зо­пас­но­с­ти эр­го­но­ми­че­с­ким ди­зай­ном ка­би­ны пре­ду­с­мо­т­ре­но рас­по­ло­же­ние ру­ко­яток уп­рав­ле­ния в под­ло­кот­ни­ках си­де­нья опе­ра­то­ра. По­ло­же­ние си­де­нья пол­но­стью ре­гу­ли­ру­ет­ся, а на­клон к две­ри об­лег­ча­ет до­ступ и вы­ход из ка­би­ны. Ка­би­ны сер­ти­фи­ци­ро­ва­ны по стан­дар­там ROPS/FOPS и обес­пе­чи­ва­ют мак­си­маль­ную бе­зо­пас­ность опе­ра­то­ра.

Еще од­ной осо­бен­но­с­тью но­вых стан­ков Atlas Copco яв­ля­ет­ся уни­каль­ная кон­ст­рук­ция двой­но­го ги­д­ро­лю­не­та труб с ме­ха­низ­мом свин­чи­ва­ния/раз­вин­чи­ва­ния, что по­вы­ша­ет ка­че­ст­во за­бу­ри­ва­ния и со­кра­щает за­траты на бу­ро­вз­рыв­ные ра­бо­ты. Это яв­ля­ет­ся об­щим для стан­ков дан­но­го клас­са.

Име­ет­ся об­шир­ный набор до­пол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния, вклю­ча­ю­щий уг­ло­мер и глу­би­но­мер, си­с­те­му бу­ре­ния с во­дно-воз­душ­ной сме­сью для ста­би­ли­за­ции сте­нок сква­жи­ны, кон­ди­ци­о­нер и до­ли­воч­ный на­сос с эле­к­т­ро­при­во­дом и др.

Журнал "Горная Промышленность" №5 1999