SP-Tyre: Крупногабаритные шины, как и горная техника, требуют профессионального сервиса

В настоящее время среди большого количества потребителей крупногабаритных шин (КГШ) наблюдается нехватка квалифицированных специалистов способных разбираться в технических нюансах их эксплуатации. В первую очередь специалисты нужны там, где бюджет предприятия на покупку шин исчисляется сотнями миллионов рублей или десятками миллионов долларов.

Внашей стране за работу с КГШ на предприятии, как правило, отвечает главный механик или слесарь шиномонтажного участка. Что в свою очередь не облегчает труд ни первого, ни второго. Работа с крупногабаритными шинами на предприятии производится по остаточному принципу – в ущерб качеству. Есть единичные случаи на предприятиях, которые сохранили советские методы работы и эксплуатируют шины бережливо, не нарушая регламент безопасной работы с КГШ, тем самым обеспечивая должную ходимость шин. Это, как правило, предприятия, оставшиеся под контролем государства, им не стоит останавливаться на достигнутом, следует улучшать процессы, направленные на увеличение ходимости шин.

SP-Tyre: Крупногабаритные шины, как и горная техника, требуют профессионального сервиса

В Австралии, Канаде и США среди предприятий горнодобывающего сектора уже более 40 лет существует опыт передачи на аутсорсинг всех работ, связанных с их крупногабаритными шинами, – поставщикам шин либо компаниям, которые специализируются на предоставлении такого рода услуг в условиях карьера. Причем методы, по которым рассчитывается вознаграждение сервисного подрядчика – самые разные. Стоимость сервиса может быть уже включена в цену шины, и потребитель, как правило, закупая шины от двух-трёх поставщиков, требует обязательным пакетным условием организацию соответствующих сервисных услуг непосредственно у себя на предприятии. В рамках такого рода контрактов Поставщики шин вынуждены конкурировать уже не по стоимости шины, а по качеству предоставляемых услуг, в которые, как правило, включены организация склада ответственного хранения шин на предприятии, правильный монтаж и демонтаж шин с использованием профессионального оборудования, ремонт и восстановление шин, их электронный учет.

В каких-то случаях оплата за шины происходит по фактической наработке каждой шины за определённый период времени, исчисляемая стоимостью 1 км пробега или моточаса. При этом Поставщик берет на себя гарантийные обязательства по обеспечению минимального пробега шины. Иногда подрядчик, предоставляющий шинный сервис, не является поставщиком шин и получает деньги только в рамках контракта по оказанию услуг, что тоже является хорошей альтернативой в случае, если у предприятия нет должного уровня специалистов в части обслуживания шин.

SP-Tyre: Крупногабаритные шины, как и горная техника, требуют профессионального сервиса

Конечно, предоставление такого рода профессиональных услуг по плечу далеко не каждому поставщику шин, и в таких условиях как раз и выбирается лучший поставщик или подрядчик с профессиональной точки зрения, а не с точки зрения наименьшей цены за шину. Результаты ходимости шин различных производителей и разных моделей могут быть разными в одних и тех же условиях – все зависит от профессионализма Поставщика или потребителя, т.е. точности выбора.

В западных странах благодаря высокой конкуренции на этом сегменте рынка и возрастающим требованиям потребителей крупногабаритных шин сформирована целая индустрия сервиса КГШ. Индустрия представлена Ассоциацией шинной промышленности (TIA), которая объединяет производителей специального оборудования, поставщиков шин и сервисных услуг, а также предприятия по ремонту и восстановлению шин.

В России на сегодня уже существует ряд предприятий, которые оказывают сервисные услуги, но все они специализируются в чем-то одном: кто-то организовал восстановление протекторной части шин, кто-то специализируется на сложном ремонте, а кто-то оказывает услуги в карьере как подрядчик. То есть в России этот сервис находится на начальном этапе развития и имеет слабо развитую инфраструктуру.

Для того чтобы рынок КГШ России был более конкурентоспособным, Заказчики, в данном случае Потребители КГШ, должны активнее требовать от своих поставщиков более расширенный пакет сервисных услуг и не скупиться на оплату такого рода услуг. В итоге любая профессионально оказанная услуга может сохранить те миллионы рублей, которые предприятия затрачивают на закупку дорогостоящих шин. Покупая КГШ предприятия зачастую не способны наладить профессиональный учет их ходимости и грамотно организовать ротацию шин на технике, не говоря уже о ремонте и восстановлении шин. Эта задача успешно решается специалистом, который вовремя сможет распознать проблему и спасти шину.

Ключевые слова: Шины. сервис, обслуживание, горные машины

Журнал "Горная Промышленность"№1 (125) 2016, стр.38