Веление времени

Недавно в Воронеже создана Управляющая горная машиностроительная компания «УГМК-Рудгормаш». Президентом «УГМК-Рудгормаш» назначен доктор технических наук Анатолий Николаевич Чекменёв. Генеральным директором ОАО «Рудгормаш» избран Александр Анатольевич Попов. Журналист Виктор Зенин беседует с Президентом «УГМК-Рудгормаш» А.Н.Чекменёвым


– Анатолий Николаевич, чем вызвано создание Управляющей горной машиностроительной компании?

– Согласно плану стратегического развития акционерного общества «Рудгормаш» идея создания такой компании возникла еще 6–7 лет назад. В жизни любого предприятия, как известно, наступает такой момент, когда поставленные цели и задачи, пусть и несколько скорректированные, выполняются. При этом ставятся новые цели и задачи по дальнейшему развитию предприятия. Исходя из сегодняшних жизненных реалий перехода к рыночным отношениям, нами намечалось много различных программ по развитию предприятия, одной из которых предусматривалась реорганизация структуры управления. В соответствии с современными требованиями и представлениями – представлениями о не «базарных», а рыночных отношениях, и была выстроена новая структура управления. Основные элементы этой структуры управления появились на предприятии в кардинальном виде еще 2 года назад.

– В чем суть реорганизации структуры управления компании?

– Из наших проектов что-то получилось, что-то не получилось. К сожалению, отрицательный опыт тоже есть. Из него надо своевременно сделать правильные выводы и скорректировать свои дальнейшие действия, чтобы впредь не допускать ошибок. Прежде всего, это касается таких глобальных вопросов, как стратегическое развитие предприятия, разработка программ на перспективу. Для того чтобы сконцентрировать усилия на выполнении конкретных сегодняшних задач и при этом создать задел на перспективу, были разделены вопросы оперативного (текущего) управления и стратегического развития. С этой целью введены новые должности – исполнительного директора, занимающегося вопросами текущего управления, и заместителя генерального директора по перспективному развитию. При этом было принято решение освободить основных производителей техники от несвойственных им функций, таких как материально-техническое обеспечение, маркетинговая политика, сбыт готовой продукции и т.д. По нашему мнению это будет способствовать росту производства и повышению качества выпускаемого оборудования. Поэтому и была создана управляющая компания, на которую возложены следующие основные задачи:

-    стратегическое управление предприятием и его перспективным развитием;

-    материально-техническое обеспечение;

-    маркетинг и сбыт готовой продукции;

-    экономическая безопасность предприятия.

Новая структура управления начала действовать с декабря прошлого года, хотя разработками этих проблем мы стали заниматься гораздо раньше.

– Если можно, остановитесь более подробно на основных функциях «УГМК-Рудгормаш».

– Стратегическое направление включает наработки по новой технике. Немного истории: раньше с нами работали 5–6 НИИ, каждый по соответствующему направлению (по самоходным вагонам, по обогатительному оборудованию, по буровым станкам). Сегодня их нет. И наше собственное конструкторское бюро (СКБ) вынуждено заменить их. Для решения конкретных задач создаются временные творческие коллективы, если есть необходимость, подключаются к решению вопросов другие организации. СКБ – это мозговой центр, та сердцевина, которая нам позволяет сегодня смотреть с уверенностью в будущее. Именно разработки, которые воплощаются в машины нашими конструкторами, являются по настоящему золотым фондом нашего предприятия.

Проблемами выпуска абсолютно новых видов техники мы начали заниматься более 4-х лет назад, сегодня это даёт реальную отдачу. В настоящий момент можно говорить, что ОАО «Рудгормаш» выпускает новые виды техники, которые прошли промышленные испытания, сертифицированы и лицензированы. В первую очередь к ним можно отнести самоходные вагоны грузоподъёмностью 30 тонн (до этого выпускались 15-тонные вагоны). Изготовлены опытный образец бункера-перегружателя БПС-25, буровые станки для бурения скважин диаметром 160 мм (традиционно выпускали буровые станки с диаметром бурения 250 мм), которые разработаны по техническим заданиям заказчиков. Это говорит о налаживании прямой связи с заказчиком. Разработано около 30 вариантов исполнения буровых станков, а в следующем году планируем создать буровой станок с дизельным приводом. Это связано с трудностями по освоению отдаленных районов, где отсутствует электроэнергия, а прокладывать туда линии электропередач нерентабельно. Поэтому сейчас многие хозяева, многие рудники и горно-обогатительные комбинаты считают более рентабельным использование станков с автономным (дизельным) приводом. Такие станки сегодня в России не выпускаются, да и   схеме привода для бурения скважин в 160 мм, которую мы разработали, аналогов не имеется, и я думаю, что в скором будущем и не будет.

Хочу коснуться ещё одного важного вопроса: мы всё время делали акцент на изготовление бурового оборудования – это наиболее солидная техника, в том числе и в стоимостном выражении. Однако исследования емкости рынка по потреблению бурового, погрузочно-доставочного и обогатительного оборудования, проведенные на предприятии, дали абсолютно неожиданный для нас результат. Оказалось, что рынок обогатительного оборудования в стоимостном выражении в 4 раза выше, чем рынкок бурового оборудования. Поэтому мы будем развивать это направление и «повернёмся лицом» к проблеме обогатительного оборудования. Считаю, что когда-то мы совершили ошибку и свели производство обогатительной техники практически к нулю, ведь это оборудование с более коротким циклом производства. О рентабельности мы сейчас пока говорить не будем. Конечно, будем создавать новую обогатительную технику, стараясь осваивать наиболее рентабельную.

Хотелось бы поднять ещё один важный вопрос: наряду с буровыми станками, которые составляют около 50% нашей товарной продукции, в будущем важное место будет занимать ремонт обогатительного оборудования (в частности сепараторов). Поэтому ниша у наших потребителей по капитально-восстановительному ремонту сепараторов представляет для нас весомый и долгосрочный интерес. Мы можем увеличить объёмные показатели по товарной продукции «Рудгормаш» за счёт проведения капитально-восстановительного ремонта буровой и обогатительной техники.

Думаю, что 55 лет развития предприятия, не прошли зря. Наработан творческий, интеллектуальный потенциал наших конструкторов, которых мы выводим в управляющую компанию. Это позволит более активно разрабатывать и внедрять новую технику, стимулировать развитие новых направлений. Я практически перечислил всю новую технику, созданную нашим СКБ, исключая колтюбинговую. В настоящее время в сборочном цехе ждёт приёмки заказчика новая установка для ремонта нефтяных и газовых скважин «Уран-20», смонтированная на автомобильном шасси. Технология ремонта при помощи колтюбинговой техники, которую мы сейчас разработали для нефтяников и газовиков, позволяет в 5 раз сократить затраты на ремонт скважин и в 5 раз сократить время ремонта скважин. Маркетинговые исследования внутреннего рынка нашей страны показали, что это – весьма перспективное направление.

Кроме этого есть принципиально новые направления. А именно: управление активами предприятий смежной отрасли, которые вертикально интегрированы с нами. Я имею в виду предприятия, с активами которых мы уже начали работать: некоторые угледобывающие предприятия Сибири, цементные предприятия в Армении, предприятия на северо-западе нашей страны. Этот разговор заслуживает отдельной темы. Если говорить коротко, то мы занимаемся этим направлением в управляющей компании.

Ещё один очень важный вопрос – управление себестоимостью продукции и затратами. И здесь, как говорится, непочатая целина для работы.

Важнейшим вопросом является, как известно, материально-техническое обеспечение. В настоящее время доля оборотных средств в выпуске товарной продукции составляет примерно 50–55%. В 2003 году при выпуске товарной продукции ОАО «Рудгормаш» на сумму около 700 млн. рублей, на долю ресурсов по материально-техническому обеспечению пришлось около 350 млн. рублей. Эти расходы можно сократить на 10–12% за счет оптимизации качества приобретаемого сырья, условий его поставки, порядка расчётов и т.д., что в сумме позволит сэкономить 35–40 млн. рублей.

Следующие функции, которые мы вывели за пределы предприятия в управляющую компанию – сбытовая и маркетинговая составляющая. Это не спонтанное решение, мы давно занимались этими проблемами и на сегодняшний день имеем весомые наработки в этих вопросах. Если в 2003 г. было выпущено товарной продукции на 700 млн. рублей, то сегодня реально сформированный и утверждённый план на 2004 г. составляет чуть больше одного миллиарда рублей, т.е. в полтора раза выше, чем в прошлом году. Этот результат был достигнут благодаря активной маркетинговой политике, работе со стратегическими партнёрами в плане освоения новой техники, более плотной работы с потребителями, за счет развития сети региональных представительств. Мы рассмотрели, изучили опыт и маркетинговой, и сбытовой деятельности не только у нас в стране, но и за рубежом, создали симбиоз наиболее эффективной работы маркетингово-сбытовой службы по региональному и продуктовому принципам. В настоящее время реально работают и дают отдачу наши представительства в Сибири (Новокузнецк), на Урале (Екатеринбург), на северо-западе страны (Мурманск), на юге (Краснодар) и в Москве. На очереди Казахстан и Украина. В Украине представительство уже начало работать, но не так как хотелось бы. Поскольку в советское время у нас самыми активными покупателями были Казахстан и Украина, основное внимание по ближнему зарубежью мы сейчас уделяем именно этим республикам. К ним можно добавить ещё и Белоруссию.

- Как развиваются связи с дальним зарубежьем?

– Только что начальник внешнего экономического управления возвратился из Вьетнама, где был подписан контракт на сумму 600 тыс. долл. США. Кроме этого, им привезен на проработку ещё один контракт на сумму где-то около полумиллиона долларов, и намечается в дальнейшем заключение еще целого ряда контрактов.

В прошлом году истёк срок гарантии 34 станков, которые мы поставили в Индию. Сейчас заключаем контракты на поставку запасных частей к этим станкам. Прорабатывается новый  контракт на поставку в Индию очередной партиии буровых станков. Одно время замерли отношения с государственным монгольским предприятием «Эрденет». Затянувшаяся пауза завершена: в этом году уже планируется поставка станков в Монголию. В прошлом году ОАО «Рудгормаш» выиграл тендер на поставку буровых станков в Эстонию. В этом году состоится новый тендер на поставку бурового оборудования, и я надеюсь, что мы сможем не только участвовать, но и выиграть этот тендер. Активно начинает сотрудничать с нами и Болгария. Есть наработки по Ирану. События на Ближнем Востоке, к сожалению, перенесли переговоры на более поздний срок, отбросив далеко назад взаимовыгодное сотрудничество. Ведутся переговоры с Северной Кореей.


В заключение нашей беседы хотелось бы отметить, что активная работа в плане развития стратегии предприятия, маркетинга и сбыта позволила сформировать на 2004 год заказы на сумму около миллиарда рублей. Оценивая ёмкость рынка, можно сказать, что это далеко не предел. Технологический, технический и кадровый потенциалы, мощности завода в целом, позволяют нам увеличить объём выпуска продукции.

Сегодня предприятие является одним из крупнейших по выпуску бурового, шахтного и обогатительного оборудования в России. Сложная экономическая ситуация переходного периода показала стойкий, деловой характер коллектива, способность найти правильные ориентиры в современной ситуации.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2004