Современные подходы формирования российского инженерного образования. Условия их реализации на примере Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля
Титова А.В.
ГГМ РАН
Горная Промышленность №5S/ 2025 стр. 26-32
Резюме: Представленная публикация раскрывает современные подходы к отраслевому горно-геологическому образованию на примере работы Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля и музейной практики. В статье представлены возможности, задачи и развитие коммуникационной среды, формирующей принципиально новые условия для образования и просвещения детей и молодежи в области наук о Земле, профориентации на специальности горно-геологического профиля, симбиоза фундаментальной академической науки и отечественного отраслевого образования. Благодаря разработанным в рамках Центра новейшим по научному подходу программам в дистанционном формате, а также реализации научно-просветительских конкурсных научно-просветительских проектов для детей и молодежи расширена область научного взаимодействия, в т. ч. – география охвата, созданы программы и проекты, доступные для всех образовательных учреждений РФ, усилен процесс вовлечения молодежи в изучение естественнонаучных предметов. Разработанные инновационные формы дистанционной работы с образовательными учреждениями РФ расширяют информационное и культурное пространство, вовлекают широкий круг детей и молодежи в образовательный процесс, обеспечивают взаимодействие подрастающих поколений с ведущими отраслевыми компаниями и научными организациями, усиливают процесс интеграции отраслевой науки в образовательную среду. В статье представлена модель высшей школы на примере Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II.
Ключевые слова: инновационные подходы в образовании, горное дело, геология, экология, профориентация школьников, научно-просветительская работа, образовательные программы, цифровые технологии
Для цитирования: Титова А.В. Современные подходы формирования российского инженерного образования. Условия их реализации на примере Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Горная Промышленность. 2025. №5S. С. 26-32. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-6-26-32
Информация об авторе
Титова А.В., д-р техн. наук, заместитель директора Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (ГГМ РАН).
Список литературы
1. Малышев Ю.Н. Роль Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. – 2015. – №7. – С. 39-44.
2. Форпост Северо-Запад URL: https://forpost-sz.ru/ (дата обращения: 08.11.2025).
3. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественно-научных музеев в образовательном процессе по специальностям горногеологического профиля // Горная промышленность. – 2017. – №2. – С. 108-109.
4. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал. – 2018. – №10 (2255). – С. 93-98.
5. Мирлин Е.Г., Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением. Инноватика и экспертиза. – 2020. – №3 (28). – С.132-142.
6. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Создание новых образовательных форм и приемов с использованием интерактивных методов и цифровых технологий в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. Юниор. – 2021. – №4. (6). – С. 18-21.
7. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Черкасов С.В. Современные подходы в отраслевом образовании посредством цифровых технологий и музейной практики // Геофизический вестник. – 2021. – №4. – С.14-23.
8. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Титов Г.И. Современные программные модули в отраслевом образовании с использованием цифровых технологий // Горная промышленность. – 2022. – №5. С.42–46.
9. Полетаева Н.А., Яцкая С.В. Интерактивные экскурсионные программы как основа профориентационной деятельности по специальности «гидрогеология и инженерная геология» // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика». 2016. №11 (48). http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6280.
10. Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Практика Клуба юных геологов ГГМ РАН на севере Кольского полуострова // Горная промышленность. Юниор. – 2024. – №3 (17). – С. 10-14.
11. Хотченков Е.В., Антонюк О.А. Практика Клуба юных геологов на Южном Урале // Горная промышленность. Юниор. – 2023. – №3 (13). – С. 8-12.





