Техника Atlas Copco на строительстве олимпийских объектов «Сочи'2014»

Казалось бы, что общего может быть у горняков'тоннелестроителей и олимпийских чемпионов? На первый взгляд, трудно найти зависимость между строительством тоннелей и олимпийскими рекор' дами. Посетив в начале ноября 2010 г., по приглашению компании ЗАО «Атлас Копко», олимпийские объ' екты Сочи, на которых работает оборудование Atlas Copco, стало ясно, что Олимпийские старты'2014 для горняков уже начались.

Atlas Copco

Эффективная работа техники Atlas Copco в Сочи – для будущих побед Олимпийцев

Более крупного проекта, чем «Сочи-2014», в Европе в настоящее время нет. Все компании мира стремятся участвовать в Олимпийском строительстве. Сегодня строительство ряда Олимпийских объектов вступает в завершающую фазу, прежде всего это касается дорог и тоннелей. В 2007 г. ЗАО «Атлас Копко» открыло свое представительство и склад запасных частей в Сочи, и уже в 2008 году компания выиграла тендер на поставку оборудования для проходческих работ при строительстве транспортных тоннелей – немаловажную роль при этом сыграло присутствие сервисной поддержки оборудования в регионе. Обслуживание техники производят сервисные инженеры, постоянно работающие в Сочи и прошедшие специальную предварительную подготовку на заводах Atlas Copco. Наличие склада запасных частей, квалифицированный персонал, прогрессивные технологии – все это стало гарантией успешной работы заказчиков, эксплуатирующих оборудование Atlas Copco в сложных горно-геологических условиях Кавказа.

Евгения Куликова, руководитель по маркетинговым коммуникациям Отделения Горношахтного и Строительного оборудования (ГШСО): «ЗАО «Атлас Копко» в России – это компания со 100процентным иностранным капиталом, входящая в промышленную группу Atlas Copco. Основной вид деятельности – продвижение на территории России оборудования производства Atlas Copco и оказание сервисных услуг. В настоящее время в российском представительстве компании трудятся более 500 человек. Центральный офис компании находится в Москве.

Отделение горно-шахтного и строительного оборудования занимается разработкой, изготовлением, продажей и послепродажным обслуживанием оборудования для подземных горных работ, погрузочно-доставочного оборудования, бурового оборудования для открытых горных работ, оборудования для разведочного бурения, строительного оборудования и бурового инструмента. Филиалы компании находятся в Норильске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске, Заполярном, Сочи, Кемерове, Мирном, Иркутске, Чите, Магадане, Ростове-на-Дону и других городах России. В этих городах работают не только инженеры по продажам оборудования, но и сервисные инженеры – а в некоторых случаях большие сервисные центры, осуществляющие техническую поддержку оборудования Atlas Copco, находящегося в эксплуатации у заказчиков. Для нас одним из наиболее важных факторов в работе является взаимодействие и конструктивный диалог с заказчиками».

Роман Маричев, руководитель представительства ЗАО «Атлас Копко» в Сочи: «В Сочи компания Atlas Copco ведет работу по трем основным направлениям: строительство дорог, тоннелей и объектов инфраструктуры. Сегодня мы участвуем в строительстве одного из основных олимпийских проектов – «Совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт Альпика-Сервис».

В этом проекте 6 комплексов тоннелей, при строительстве которых используется техника Atlas Copco. Заказчик – ОАО «РЖД», тоннельные работы ведет ОАО «Бамтоннельстрой».

Сегодня на олимпийских объектах эксплуатируется 15 установок Atlas Copco, а с учетом другого оборудования – более 40 единиц техники нашей компании. Кроме того, для укрепления стенок и кровли проходимых тоннелей впервые в России используется запатентованная фирмой технология установки анкеров Swellex.

Оборудование Atlas Copco также используется на строительстве «Дублера Курортного проспекта г.Сочи» и железнодорожной ветки «Аэропорт – железнодорожный вокзал г. Адлера».

Atlas Copco

Буровая установка Boomer – прогрессивная технология высокоточного бурения

Первый комплекс тоннелей дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» состоит из участка, включающего два тоннеля (автомобильный и железнодорожный) и сервисную штольню. Проходка велась встречными забоями, длина автомобильного тоннеля – 2.3 км, железнодорожного – 2.5 км.

Штольня пройдена тоннелепроходческим комплексом, автомобильный и железнодорожный тоннели проходились с применением буровзрывных работ.

Общеизвестно, что чем точнее выполняются буровые и взрывные работы для достижения намеченного проектируемого сечения тоннеля, тем меньше требуется средств и времени на дополнительные корректировочные и вспомогательные работы. С этой целью выбраны установки Boomer XE3 C, оснащенные Электронной системой управления с бортовыми компьютерами Rig Control System (RCS), обеспечивающей высокоточное бурение шпуров и корректное направление оси тоннеля. Сегодняшние буровые установки Boomer XE3 C – это четвертое поколение машин с возможностью автоматизации с системой RCS. Новейшая система включает усовершенствованные функции планирования, автоматизации процессов бурения и позиционирования, ведения и анализа бурения, а также беспроводной в непрерывном режиме обмен данными между станком и офисом на объекте. Установки Boomer XE3 C, кроме того, могут быть оснащены системой полной навигации для позиционирования станка в выработке, а также системой сканирования тоннеля для определения отклонения фактического профиля тоннеля от проектируемого.

Atlas Copco

Буровая установка Boomer, работающая на проходке тоннеля №1, оснащена тремя стрелами, на каждой из которых установлено по гидравлическому перфоратору, что позволяет бурить одновременно три шпура. Установка оснащена бортовым компьютером, который обеспечивает функции планирования, ведения и анализа бурения шпуров.

«Каждый проходчик тоннелей стремится к более точному бурению, это цель нашей работы, – говорит Юрий Богданов, оператор буровой установки Boomer. – Ранее я работал на различных буровых станках, на Boomer пришел с волнением, станок новейший с бортовым компьютером. Но мои волнения оказались напрасны: управление несложное, на двух джойстиках все операции, плюс рычаг бурения. Машина отличная, работать приятно. Буровые работы ведутся по паспорту бурения, который загружается в компьютер и отражается на мониторе. Бурим шпуры глубиной 4.5 м тремя стрелами. Справляемся вдвоем, но станок такой совершенный, что один оператор может управлять тремя буровыми стрелами одновременно. По расчетам на бурение шпура глубиной 4.5 м в общей сложности уходит 49 секунд. На мониторе бортового компьютера видны все результаты бурения и неточности, например, непроработанная подошва. В этом случае вносим коррективы в программу и в процессе работы исправляем все недостатки. Работа на данном объекте затрудняется сложными горно-геологическими условиями и часто встречающимися прослойками глины. Также компьютер постоянно контролирует длину пробуренного шпура и сообщает об ее отклонениях. В начале работы станка выделяем области бурения для каждой стрелы, а контурные шпуры начинаем обуривать от середины сечения выработки, левой и правой стрелами. Работая на таких станках, мы уверены в выполнении намеченных сроков проходки тоннелей».

10 декабря 2010 г. была произведена торжественная сбойка автомобильного и железнодорожного тоннелей Тоннельного комплекса №1 «Совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», который мы посетили 2 ноября 2010 г. Пусковую кнопку при взрыве нажал вице-премьер РФ Дмитрий Козак. В торжественной церемонии приняли участие председатель координационной комиссии МОК по подготовке олимпийских игр в Сочи Жан-Клод Килли, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко, мэр города Сочи Анатолий Пахомов и другие официальные лица. Успешно завершился еще один этап сложной работы большого коллектива горняков, проектировщиков и специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу техники.

Анкерное укрепление горных выработок комплекса тоннелей строительства дороги «Адлер – горноклиматический курорт «Альпика'Сервис» Крепление стенок и кровли тоннелей производится анкероустановщиками Bolteс фирмы Atlas Copco, которые в России работают на строительстве олимпийских объектов в Сочи.

Ранее анкерные болты типа Swellex устанавливались только в ручном или полуавтоматическом режимах. Для тоннелей в Сочи специально был поставлен станок Boltec, оснащенный гидронасосом для полностью автоматической установки анкеров Swellex. Его буровая стрела оснащена магазином, вмещающим 10 анкеров. После бурения шпура в него вставляется нераскрытый анкер Swellex и водяной инжектор подсоединяется к выступающей части анкера и производится закачка воды под давлением 300 бар, анкер расклинивается, обеспечивая надежное крепление в течение 1 минуты. Простота и высокая скорость установки, способность выдерживать высокие деформирующие нагрузки – главные достоинства анкеров Swellex, обеспечивающие сокращение времени и затрат на проходку тоннеля.

ОАО «Бамтоннельстрой» – крупнейший заказчик оборудования Atlas Copco в Сочи и одна из крупнейших организаций в строительном комплексе России, специализирующаяся в основном на строительстве подземных объектов: транспортных тоннелей различного назначения; подземных сооружений для гидротехнических объектов; коммуникационных коллекторов различного назначения; тоннелей для прокладки различных трубопроводов; объектов освоения подземного пространства. За тридцать пять лет своего существования компания зарекомендовала себя надёжным партнёром, постоянно готовым к реализации проектов высокой категории сложности. За это время компанией построено более 50 объектов, более ста километров тоннелей мирового уровня.

«Для того, чтобы выполнить весь объем работ в Сочи в строго установленные сроки наличие новейшей техники просто необходимо, – говорит Сергей Полухин, ведущий инженер ОАО «Бамтоннельстрой» по ГШО. – Поэтому для выполнения буровых работ мы отдали предпочтение технике фирмы Atlas Copco, был заключен контракт на поставку буровых установок «напичканных» электроникой, так что на Олимпийский проект мы вышли вооруженные новейшей техникой Atlas Copco. Сначала было восхищение и настороженность. В основном мы привыкли работать на более простой технике, но с техникой Atlas Copco на 80% сокращается объем подготовительных работ, а также повышается скорость буровых работ и их качество. Для работы на новейшей технике операторы проходят обучение на специальных курсах в компании Atlas Copco, получая по окончании учебы соответствующие сертификаты, которые являются единственным документом, допускающим к работе на станках Atlas Copco. Так что «простых наездников» на этих машинах нет и быть не может. Большую помощь в эксплуатации оборудования оказывает хорошо организованное фирменное сервисное обслуживание, на объекте постоянно присутствуют сервисные инженеры. При необходимости, через сервисных инженеров мы быстро связываемся с заводом-изготовителем Atlas Copco, устраняем все возникающие проблемы. Расходные материалы и запасные части, наиболее необходимые для бесперебойной работы оборудования, находятся на складе запасных частей Atlas Copco в Сочи. Еще приятно то, что специалисты Atlas Copco учитывают наши пожелания и вносят коррективы в комплектацию оборудования для эксплуатации его в условиях юга России.

Также очень ценно для нас, что фирма-поставщик постоянно поддерживает связь с заказчиками как в гарантийный так и в послегарантийный периоды. Очевидно, что Atlas Copco развивается и мы надеемся, что сотрудничество с этой компанией будет продолжено и в будущем». Е.В. Анистратова, «Горная Промышленность»

Журнал "Горная Промышленность" №6 (94) 2010, стр.48