Влияние инвестиционного климата на процессы модернизации и развития предприятий горнопромышленных комплексов регионов

В.А. Язев, Президент НП «Горнопромышленники России», Первый заместитель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

№5 (117) 2014

В результате политических и экономических преобразований в конце прошлого столетия Россия успешно включилась в мировое рыночное хозяйство, опираясь на свое главное преимущество – богатейшую минеральносырьевую ресурсную базу. Это позволило быстро подтянуть уровень валового внутреннего продукта, обеспечить решение социальных проблем, укрепить финансовую систему, направить инвестиции в инфраструктуру и оборону. Но в итоге сегодня российский экспорт на 85% представлен топливно-энергетическими товарами, металлами, драгоценными камнями. При такой структуре нашей экономики темпы ее роста принудительно синхронизируются динамикой мирового потребления минерально-сырьевых ресурсов и ценами на них. Оба этих параметра для нас сегодня не являются благоприятными, и в перспективе риски на этих рынках, их волатильность, подверженность манипуляциям будут только усиливаться.

По данным ВТО, рост мирового экспорта энергетических ресурсов и продукции горнодобывающей промышленности практически стал нулевым, а Евросоюз даже показал сокращение на 4%. Мировой экспорт стали сократился на 6%, цветных металлов – на 5%. Вместе с падением цен на нефть произошло снижение цен на сжиженный природный газ, с начала года существенно упала цена на уголь (колумбийский, австралийский, южноафриканский).

В Евросоюзе (по данным Евростата) за девять месяцев 2014 года торговля сырьевыми и энергетическими товарами сократилась соответственно на 6 и 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Экспорт из стран Евросоюза в Россию сократился на 12%, импорт Евросоюзом российской продукции сократился на 8%.

К сожалению, российский внутренний рынок сегодня не является ни демпфером неблагоприятных тенденций в мировой экономике и внешней торговле, ни драйвером инновационного роста отечественной промышленности. В то же время за последние 10 лет себестоимость добычи российской нефти увеличилась более чем в 3,5 раза.

Очевидно, что в такой ситуации и в условиях небывалой международной напряженности, отягощенной экономическими санкциями в отношении России, возможности привлечения инвестиций в нашу горнодобывающую промышленность сокращаются, а связанные с ними риски возрастают.

Каким должен быть ответ на этот весьма непростой вызов?

В сентябре 2014 года Всемирный Банк выпустил очередной доклад по России, в котором констатировал, что геополитическая напряженность и связанные с этим санкции оказывают все большее воздействие на финансовый сектор, что приводит к сокращению депозитной базы банков и ограничивает доступ к кредитам. При этом со времени кризиса 2008 г. сохраняется существенный ненефтяной дефицит российского бюджета: 14% в 2009 году и 10% – в 2013 году. Введенные санкции ограничили доступ к международным источникам финансирования и повысили стоимость заимствований для домохозяйств и предприятий. Ухудшились условия рефинансирования краткосрочной задолженности. Высокая волатильность валютного рынка также способствовала падению инвестиционной активности и оттоку капитала.

Небольшой импульс экономика получила от импортозамещения, но в целом уровень предпринимательской и потребительской уверенности продолжил снижение.

Инвестиции в основной капитал сократились на 7% по сравнению со снижением на 0,5% за аналогичный период годом ранее. По данным Минэкономразвития России, снижение инвестиций в основной капитал составило за восемь месяцев 2014 года 2,4% (вероятно, с учетом снижения курса рубля по отношению к доллару).

Есть проблемы и с качеством инвестиций. Согласно докладу, 89% накопленного объема российских прямых иностранных инвестиций в производство базовых металлов и металлопродукции поступает из территорий с льготным режимом налогообложения (Кипр, Бермудские острова, зона Карибского бассейна). Почти половина прямых иностранных инвестиций, поступающих в сектор услуг и строительную отрасль, относятся к категории оффшорных. Доля их особенно высока в сфере финансового посредничества и в секторе недвижимости. Что касается внешних российских инвестиций, то более чем на 80% – это инвестиции в дочерние компании в оффшорных зонах.

Всемирный Банк в своем докладе рекомендует России не диверсификацию внешней торговли, а диверсификацию «национальных активов», иными словами, дополнение имеющегося портфеля высококачественными нематериальными активами в виде государственных и общественных институтов, отвечающих за управление волатильными источниками доходов, оказание качественных социальных услуг и справедливое регулирование деятельности предприятий. Иными словами, рекомендовал повысить качество государственного управления.

К рекомендациям Всемирного Банка для России мы давно привыкли относиться с осторожностью, но отмечу, что и в отношении Евросоюза в последнем докладе ОЭСР, также основанного на данных Всемирного Банка, говорится что катастрофическое сокращение инвестиционного процесса в Евросоюзе есть следствие структурного кризиса, а не циклического.

В настоящее время как входящие, так и исходящие инвестиции Евросоюза, находятся на уровне примерно 20% от докризисных. В Европе раскручивается процесс, когда снижение конкурентоспособности порождает сокращение инвестиций, а сокращение инвестиций, в свою очередь, приводит к снижению конкурентоспособности. К тому же политические трения между Евросоюзом и Россией, экономики которых связаны друг с другом, а львиная доля всех прямых иностранных инвестиций в российскую экономику всегда приходилась на Евросоюз, тянут на дно инвестиционные процессы. Конкурентов это устраивает, но нас устраивать не может.

Что рекомендуют Евросоюзу для оживления инвестиционного процесса? Главное – развитие единого рынка Евросоюза. Но очевидно, если рынки Европейского и Евразийского союзов будут связаны дружественным интерфейсом, то эффект от обмена ресурсами и технологиями между ними будет еще более позитивным и мультипликативным. Другие рекомендации Евросоюзу, как то – ослаблять регулирование рынков, сокращать субсидии, развивать инновации и человеческий капитал, также можно адресовать и российской экономике.

Из-за событий на Украине политический кризис наносит драматический урон экономикам России и Евросоюза, в то время как экономики Северной Америки и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют устойчивый рост. О необходимости развития сотрудничества в инновационно-сырьевой сфере мы, кстати, будем говорить с нашими партнерами из Германии на заседании оргкомитета Российско-Германского Сырьевого Форума.

Да, мы согласны с рекомендацией Всемирного Банка сделать государство более эффективным инструментом для привлечения инвестиций. Но, возможно, мы не одинаково понимаем смысл этой рекомендации. Наш исторический опыт, в том числе и последних лет, показывает, государство эффективно, если оно настойчиво и жестко обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность. С другой стороны, эффективное государство является дружественным по отношению к бизнесу, к созданию условий для развития личности, укреплению традиционных культурных ценностей.

В России сделано немало для улучшения прозрачности государственного регулирования рынков, прозрачности бизнеспроцессов, для сокращения оттока капитала и создания благоприятных условий инвесторам. Принимаются меры к деоффшоризации экономики. Но для привлечения долгосрочных прямых инвестиций в горнодобывающую промышленность необходима стройная система юридически значимых документов государственного стратегического планирования, которые должны содержать ясные стратегические цели и обязательства государства. Подчеркну, не только и не столько в отношении сырьевых секторов, сколько в отношении секторов промышленных и потребительских. Если обеспечить высокие темпы роста в этих секторах экономики, то не будет стагнации спроса на сырьевые ресурсы, не будет недостатка в прямых инвестициях. Системное стратегическое планирование и качественное управление достижением стратегических целей должны создавать прочный и упругий каркас, как у современного небоскреба, позволяющий осуществлять смелые социально-экономические эксперименты и при этом успешно противостоять политическим землетрясениям и бурям.

В связи с этим в очередной раз хочу обратить внимание на те возможности для ускорения социально-экономического развития, которые предоставляет федеральный закон «О стратегическом планировании», принятый летом этого года. Эти возможности должны быть полностью реализованы, причем в кратчайшие сроки.

Действительность пока отличается от желаемых результатов. Пример: в июне 2014 года Счетная Палата сообщила результаты экспертизы проектов государственных программ, на основании которых, строго говоря, должен формироваться федеральный бюджет. И отметила следующие недостатки:

1) несоответствие целей госпрограмм целям государственной политики, которые установлены в документах стратегического планирования;

2) цели многих госпрограмм либо неконкретны, либо вовсе отсутствуют;

3) часто достижение цели программы не обеспечивается ни одной из задач, или задача не направлена на достижение ни одной из целей;

4) в финансировании программ значительную часть составляют средства юридических лиц и иные внебюджетные источники;

5) недостаточное финансирование мероприятий госпрограммы из средств федерального бюджета, что вызывает недоверие компаний к этому инструменту развития.

Выводы

Государственные программы нуждаются в улучшении на основе базовых документов государственного стратегического прогнозирования, программирования и планирования. Поэтому горнопромышленникам необходимо тщательно проанализировать программы, содержащие задачи и мероприятия по развитию горнодобывающих секторов с учетом снижения себестоимости добычи и первичной переработки. Сейчас формируется перечень документов государственного стратегического планирования. Убежден, мы должны подготовить по своей части предложения к формированию стройной системы государственного стратегического и операционного планирования с участием ведущих горнодобывающих предприятий и крупнейших потребителей минеральносырьевой продукции. Стратегия развития горнопромышленного комплекса должна обеспечивать потребности инновационного развития, а также надежного снабжения собственными стратегическими материалами. При этом должны быть выработаны предложения по улучшению системного взаимодействия с органами государственной власти и совершенствованию их структуры, с учетом формирования экономических институтов Евразийского экономического союза. Без решения этих концептуальных проблем, ограничиваясь пусть и необходимыми, но лишь точечными мерами регулирования и стимулирования горнопромышленной отрасли, невозможно обеспечить необходимые темпы и устойчивость социально-экономического развития нашей страны, достаточный объем качественных инвестиций в горнодобывающие отрасли.

Ключевые слова: инвестиций, развития, россии, государственного, стратегического, планирования, экономики, прямых, снижение, отношении, инвестиции, сокращение

Журнал "Горная Промышленность" №6 (118) 2014, стр.8