Новые виды вспомогательной техники BUMAR для горных предприятий

Рената Степка, директор Представительства ООО «БУМАР» в Москве

Динамичные изменения в экономике России, стратегически направленные на повышение конкурентоспособности продукции, в частности, ее горнодобывающей промышленности на российском и мировых рынках природных видов минерального сырья, стимулируют владельцев, акционеров и техническое руководство многих карьеров и шахт усилить акценты в механизации вспомогательных процессов для успешного решения этой задачи.

Принимая во внимание формирование такой, в общемто новой тенденции в развитии горнодобывающих отраслей России, Казахстана и других стран СНГ, специалисты «BUMAR» внесли существенную корректировку в мо дельный ряд выпускаемой подземной техники. Для полной механизации всех технологических операций при подземных горных работах расширен и модернизирован ряд вспомогательных машин. В итоге современный ряд освоенных производством вспомогательных машин для подземной эксплуатации месторождений твердых полезных ископаемых, а также строительства подземных транспортных магистралей, пополнился новыми видами техники и сегодня насчитывает 11 моделей.

Все виды машин выпускаются в модульной компоновке на базе двух типовых шасси SWT 07 и SWT101: головная (ведущая) тяговая машина + прицепная часть, шарнирно соединенная с головной и несущая рабочее оборудование. Шасси SWT101 смонтировано на тягаче погрузчика ЛК1, что дает возможность унификации машин, их сервиса и запчастей.

Два вида вспомогательных машин уже поступили на российские и узбекские шахты, где помогают эффективному освоению богатств недр этих стран.

Рост масштабов рудников наряду со все большим их насыщением мобильными видами техники, работающими на дизельных двигателях, предопределили нарастающий спрос на топливозаправочные самоходные машины. BUMAR предлагает две модели самоходных топливозаправщиков: SWT07P и SWT101P.

Топливозаправщик SWT07P, смонтированный на шарнирно-сочлененной раме с двумя ведущими мостами, имеет пять емкостей, из них две по 1000 л каждая - для дизельного топлива, по одной емкостью 500 л для гидравлического масла, для моторного масла, для трансмиссионного масла. Все емкости смонтированы в едином блоке, являющимся прицепной частью к одноосному тягачу с переднерасположенной кабиной водителя (и заднерасположенным двигателем). В зависимости от предпочтений и пожеланий заказчика, топливозаправщик SWT07P оснащается силовым агрегатом на базе двигателя фирмы DEUTZ. Нормально топливозаправщик SWT07P предназначен для эксплуатации в подземных выработках шириной не менее 3.6 м и высотой - не менее 2.3 м. Габаритные размеры (7525x2100x2200 мм) и колесная база (3300 мм) машины обеспечивают ее нормальную эксплуатацию в выработках, имеющих минимальные радиусы закругления 3325 мм.

Топливозаправщик SWT101P, смонтированный на шарнирно-сочлененной раме с двумя мостами (оба ведущие) и, в отличие от SWT07P, имеет шестую, дополнительную, емкость 500 л для отработанного масла. Обе емкости для дизельного топлива также как у SWT07P, по 1000 л каждая. Остальные емкости имеют меньшую вместимость: 400 л - для гидравлического масла; по 320 л - для моторного и трансмиссионного видов масел. Любой объем емкости изготавливается по желанию заказчика. Другое отличие SWT101P от SWT07P заключается в том, что головная тяговая секция спроектирована для вспомагательных машин и имеет передне-расположенный двигатель с центрально размещенной кабиной водителя. Потребители SWT07P также имеют возможность выбора комплектации машины по двигателю. В стационарной комплектации эта модель оснащается двигателем DEUTZ, но возможные варианты с двигателем Cummins, Andoria и др. Габариты машины (8250x2200x2450 мм) и колесная база (3300 мм) обеспечивают нормальное движение по выработкам шириной более 3.50 м и высотой более 2.55 м, и позволяют вписываться в кривые радиусом более 3.2 м.

Топливозаправщики этих моделей сегодня успешно работают на предприятиях «Печенганикель» (Россия) и в Алмалыке (Узбекистан).

Масштабность подземных горных работ со значительной территориально-пространственной разбросанностью забоев и рабочих мест техники предопределяют большую протяженность горных выработок и значительные расстояния транспортирования различных видов груза. Естественно, все это усложняет возможность своевременного и качественного проведения различных видов ремонта техники, особенно с заменой на месте ее работы агрегатов и крупногабаритных узлов машины. Для снижения трудоемкости ремонтных и сервисных процессов, их облегчения и ускорения в подземных условиях используются различные комбинированные транспортные установки, несущие на своем шасси грузоподъемные механизмы и агрегаты для производства сварочных и съемномонтажных операций.

Сегодня BUMAR выпускает две модели ремонтно-транспортных установок на самоходном шарнирно-сочлененном шасси: SWT07R и SWT101R.

Установка SWT07R модульной компоновки состоит из головного тягового модуля на ведущей оси (с переднерасположенной кабиной водителя) и шарнирно соединенной с ним одноосной прицепной платформы. На платформе смонтированы кран-манипулятор, сварочный агрегат и компрессор с гидроприводами. Максимальный радиус стрелы крана-манипулятора - 3.6 м, максимальный грузовой момент - 32 кН-м. Стрела крана состоит из трех телескопически выдвигаемых секций, управляемых гидроприводом.

Установка SWT101R имеет также модульную компоновку и оборудование на прицепной платформе, аналогичное SWT07R.

Вместе с тем, она отличается наличием на платформе кабины и сидений для четверых рабочих, а кран-манипулятор имеет несколько больший радиус стрелы (3.8 м). Головной тяговый модуль, кроме того, выполнен с передним расположением силового агрегата и центральным - кабины водителя.

Минимальные параметры выработок, где могут нормально передвигаться транспортно-ремонтные установки SWT07R и SWT101R, соответственно: ширина - 3.45 и 3.51 м, высота 2.3 и 2.55 м, радиус закреплений - 3.325 и 3.25 м. Существует возможность установки дополнительного оборудования: компрессора, сварочного аппарата и др.

Общей особенностью рассмотренных машин на базе самоходного шасси 07 является возможность перевозки в кабине водителя еще двух человек, для чего в ней установлены два дополнительных кресла.

В настоящее время установки успешно эксплуатируются на рудниках ОЛКОМа (Россия) и АГМК (Узбекистан).

Двигатели рассмотренных машин оснащаются нейтрализаторами выхлопных газов, обеспечивающими безопасные выбросы газов в шахтную атмосферу, соответствующие санитарным нормам и требованиям.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2005