Новые модификации хорошо известной модели ПДМ

Рената Степка, директор Московского Представительства ВТП «BUMAR»

Погрузо-доставочные машины серии LK-1, не одно десятилетие помогающие горнякам осваивать подземные минеральные богатства, хорошо известны не только на территории стран б.СССР, но и на многих рудниках мира. Впервые ПДМ серии LK-1 появились на рудниках б.СССР в 1973 г., и с тех пор количество машин, поставленных в данный горнодобывающий регион составило более 3000 единиц.

Довольно длительная жизнь этой модели на рудниках мира укрепила к ней доверие шахтеров и нисколько не уменьшила сферу ее применения, несмотря на большое количество поступающих за последние 10 лет аналогичных машин от других мировых производителей. Наряду с ПДМ других фирм, LK-1 и ее модификации сегодня хорошо справляются с главным предназначением – механизацией выемочно-погрузочных и доставочных работ при отработке сложно-структурных залежей ценных и весьма ценных полезных ископаемых, обеспечивая небольшую себестоимость работ.

Причина этому – высокая надежность машин, хорошая известность и изученность горняками, в большом накопленном опыте за тридцатилетний период их эксплуатации, и, в конечном итоге, в оптимальном сочетании цены и качества машины.

На многих рудниках эти машины не только выполняют основные (выемочно-доставочные и выемочно-погрузочные) работы, но и применяются на различных вспомогательных и хозяйственных работах. И недаром на многих рудниках за ней закрепился авторитет надежной и хорошей «хозяйки».

Однако развитие техники не стоит на месте: требования к ней изменяются вместе с усложнением горнотехнических условий разработки месторождений. И даже хорошо зарекомендовавшая себя машина, неизбежно с течением времени претерпевает стадии модификации. При этом неизменным остается лишь главное требование – любая модернизация должна обеспечить не только повышение надежности, безопасности и производительности машины, но и снижение, или по меньшей мере, сохранение на достигнутом уровне себестоимости добычи руды. В таком случае машина остается жизнеспособной и востребованной на протяжении длительного периода времени. Судьба нашей труженицы LK-1 в этом смысле типична и показательна. Модель пережила уже третью модернизацию, и сегодня завод BUMAR-FADROMA выпускает три модификации LK-1 (табл.), пользующиеся устойчивым спросом, как в Польше, так и за рубежом.

Как видно из данных таблицы, базовая модель LK-1 выпускается полностью на основе комплектующих, узлов и агрегатов польского производства. Модификации LK-1А и LK-1ACD собираются на основе комбинаций комплектующих от фирм DEUTZ, Dana-Clark, Danfoss и Bosch Rexroth и польского производства. На всех модификациях ПДМ устанавливаются камерные шины 14.00х2420 PR – на LK-1, 14.00 R24 – на LK-1A и LK-1ACD.

Передние приводные мосты на всех модификациях жестко прикреплены к раме, но на модели LK-1 они выполнены с полно нагруженными полуосями; на LK-1A и LK-1ACD модели 16 D производства Dana-Clark с дифференциалами соответственно No-Spin и стандартным. Задние приводные мосты на LK-1 аналогичны переднему, на LK-1A и LK-1ACD – 16 D со стандартным дифференциалом. На всех модификациях они прикреплены к балансиру с углом отклонения ±11°.

Новые модификации оснащены более мощным двигателем (102 кВт, вместо 84 кВт), имеющим воздушное, а не водяное охлаждение.

Изменились габаритные и рабочие параметры машин. Эти изменения обусловлены требованиями, предъявляемыми горнотехническими условиями эксплуатации машин устойчивой группы потребителей. В новых модификациях машин (по сравнению с базовой) изменены конструктивные решения тормозной системы: вместо воздушно-пневматического привода основных рабочих тормозов применен гидравлический, а собственно тормоза стали гидравлическими, многодисковыми. Аварийно-стояночные тормоза также изменены: вместо дискового с механическим приводом применены многодисковые с гидравлическим приводом. В гидравлической тормозной системе использованы распределители фирмы Bosch Rexroth (Германия).

В гидравлической системе управления новых модификаций машины давление масла в рабочем контуре более высокое – 14 МПа (вместо 12), в контуре поворота машины 17 МПа (вместо 10), благодаря использованию шестеренчатых насосов и гидрораспределителей фирмы Danfoss. Машины имеют центральную систему смазки Vogel.

Претерпела изменение и конструкция кабины оператора машины: вместо кабины с навесом и козырьком, оборудованной только системой FOPS, применена кабина капсульного типа с системами ROPS/FOPS, а кресло водителя стало регулируемым. И, наконец, новые модификации ПДМ LK-1А и LK-1АСD могут поставляться по заказу потребителей в низкогабаритном исполнении (высота по кабине 1800 мм) с ковшом, оборудованным выталкивателем груза, а также дополнительно оснащенными следующим комплектом оборудования: мостами FON, воздушными фильтрами Donaldson, выхлопной системой с катализатором, воздушным кондиционером, ковшом вместимостью от 1.8 до 2.5 м3 и шинами 17.5(25.

Сегодня потребитель имеет возможность широкого выбора комплектации новых модификаций LK-1А и LK-1ACD давно и хорошо известной машины LK-1.  

Журнал "Горная Промышленность" №2 2002