Сервис больших машин Ремонт или диагностика?

О преимуществах новых технологий сервисного обслуживания горной техники рассказывает к.т.н. Борис Горбунов, МАДИ (ГТУ)

В процессе работы в тяжелых эксплуатационных условиях горная техника должна регулярно обслуживаться. Только в этом случае достигается высокий уровень её безотказности и технической готовности.

Узлы и агрегаты машины имеют свой прогнозируемый ресурс при условии, что эксплуатация техники осуществляется в соответствии с требованиями технической документации. Последняя, в свою очередь, не может учесть всех деталей производства, как бы этого ни хотел производитель.

Планово-предупредительная система технического обслуживания (ТО) – это схема, по которой машины и механизмы обслуживаются с заданной постоянной периодичностью. При этом номенклатура операций технического обслуживания постоянна, а воздействия, не попавшие в список, относятся к текущему ремонту.

На западе преобладает сервисная стратегия проведения ТО. Что это такое, многие знают, однако я напомню: машина (единица техники) имеет сервисную книжку, в которой накопленный пробег (ресурс в мото-часах) разбивается на интервалы. Причем номенклатура технических воздействий через одинаковые интервалы может быть разной. Такая стратегия позволяет достигнуть оптимальных затрат на поддержание заданного уровня безотказности техники.

Наиболее совершенная система – это некий симбиоз сервисной стратегии и диагностирования. В этом случае мы можем следить за изменением технического состояния машин в эксплуатации, прогнозируя выход из строя агрегатов техники и опережая отказ, производить профилактическую замену. При этом существенно снижаются простои техники и потери предприятия.

Множество деталей техники, совершающей работу, должны смазываться. Жидкости, выполняющие функции смазки и передачи энергии необходимо регулярно менять. Интервалы замены масел, гидравлических жидкостей и смазок даёт сам производитель в инструкции по эксплуатации техники. Следует отметить, что, многие забывают о том, что эту субстанцию так же, как и машину в целом, можно «диагностировать», т.е. следить за изменением свойств смазки в процессе работы.

Проблема диагностирования свойств смазочных материалов в процессе эксплуатации является крайне важной для эксплуатационников. Западная практика показывает, что внедрение так называемого мониторинга смазочных материалов позволяет не только предупредить различные технические неполадки, связанные со смазкой, но и оптимизировать складские запасы. В итоге, результаты лабораторных или полевых исследований помогают сформировать оптимальную карту смазки техники и остановить свой выбор на определенной марке смазочных материалов. Этим, в том числе, обусловлен живой интерес производителей смазочных материалов к созданию эффективной системы подобного мониторинга.

К сожалению, нельзя сказать, что сегодня в российской горной промышленности практика мониторинга смазочных материалов широко применяется. Но примеры, причем весьма удачные, все же есть.

Применением лучшего мирового опыта диагностики и тестирования смазочных материалов в России активно занимается Chevron Lubricants. Повышение уровня оснащенности технических служб комбинатов оборудованием для замены масел и смазок, специальным оборудованием для экспресс-анализа масел в эксплуатации – это лишь часть того, что предлагает своим клиентам Chevron Lubricants в рамках своей сервисной программы.

Chevron имеет богатейший мировой опыт в поставках смазочных материалов горной промышленности, нефтяным и газовым компаниям. Именно поэтому проблемы и трудности материально-технического обеспечения таких предприятий хорошо знакомы специалистам этой компании.

Объем услуг, предоставляемых Chevron, разработан с целью удовлетворения потребностей клиентов и повышения эффективности их работы. Это означает работу в непосредственном контакте с потребителем для обеспечения необходимого уровня сервиса, нацеленного на снижение стоимости закупки, передачи, получения и применения продуктов Chevron.

Итак, что же клиент Chevron получает вместе с маслом?

Прежде всего – это:

  • наблюдение за оборудованием комбината. Существенно, чтобы продукт был правильно подобран для работы, но важно и чтобы оборудование привыкало к получению качественной смазки в течение всего срока эксплуатации. Для этого Chevron предлагает разрешить своей технической группе посетить Ваше предприятие с целью осмотра оборудования и непосредственного рабочего контакта с инженерами для составления карт смазки техники. Составление таких карт поможет оптимизировать каличество смазок на участке, что позволит сократить складской запас и связанные с этим затраты;
  • анализы масла, результаты и рекомендации технической службе. Контроль условий смазки на основном производстве может играть важную роль в увеличении срока ее службы. Каждый тест стоит около 15 USD, однако в зависимости от числа испытаний, требуемых в год, Chevron делает это бесплатно. Номенклатура испытаний – это контроль следующих параметров:
  •  вязкость масла – определяет тепловую и окислительную регрессию;

  •  щелочное число – определяет количество присадок в масле и интенсивность их выработки;

  •  анализ содержания металлов в масле – помогает определить интенсивность износа отдельных деталей техники;

  •  анализ содержания воды – позволяет определить недопустимый уровень содержания воды в масле.

Для отбора проб клиент обеспечивается специальными ёмкостями для сбора и транспортировки проб масла, которые передаются дистрибьютору в Москве. В этом случае результаты анализа с профессиональными рекомендациями специалистов будут получены в течение 24 часов после передачи образца.

В случаях, когда анализ показывает опасное содержание вредных компонентов, оперативная связь с участком позволяет не допустить отказ техники по причине смазки.

Кроме того, сервисная программа позволяет обеспечить доставку специального комплекта с экспресс-методами определения качества масла в условиях предприятия (рис. 1).

Отдельной строкой следует отметить начало работы еще одной значительной части сервисной программы Chevron Lubricants – предоставление оборудования для замены масел и смазок.

В комплект безвозмездно предоставляемого оборудования входят:

  •  Масляная насосная установка с электронным дозирующим устройством, позволяющая осуществлять автоматическую заправку моторного, трансмиссионного и гидравлического масел (рис. 2).
  •  Оборудование для сбора отработавших масел, позволяющее уменьшить трудоемкость операций технического обслуживания (рис. 3).
  •  Специальные пневматические нагнетатели смазки (рис. 4).

Необходимо отметить, что перечисленные элементы оборудования, это далеко не полный комплект. Chevron может поставить весь спектр оборудования для проведения технического обслуживания техники, а непосредственный контакт с производителем позволяет техническим службам дистрибьютора эффективно взаимодействовать  с компаниями, ставшими сервис-дилерами Chevron. 

Журнал "Горная Промышленность" №2 2002