Специализированные машины БелА3

Производственное объединение «Белорусский автомобильный завод» ставит перед собой и успешно решает задачу комплексной разработки и поставки карьерной техники горнодобывающим предприятиям.

В составе горнотранспортных комплексов, помимо собственно карьерных самосвалов, предприятие выпускает фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры, тягачи-эвакуаторы для буксирования неисправных самосвалов в ремонтную зону, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, специализированные машины для перевозки аммиачной селитры. Производятся также шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи, полуприцепы.

Модельный ряд спецтехники, выпускаемой предприятием, недавно пополнил модернизированный фронтальный погрузчик БелАЗ-7822 с ковшом вместимостью 6 м3. В конструкции погрузчика применена схема с шарнирно-сочлененной рамой и колесной формулой 4(4. Рабочее оборудование погрузчика с Z-образной схемой обеспечивает большое усилие отрыва, хорошее удержание ковша и оптимальные углы его поворота. Дизели ЯМЗ мощностью 450 л.с. и Cummins мощностью 490 л.с., устанавливаемые на погрузчике, имеют хорошие показатели по мощности и высокую топливную экономичность. Использование погрузчика позволяет загружать самосвалы грузоподъемностью до 55 т включительно, а также железнодорожные полувагоны и думпкары.

В настоящее время осуществлена доработка систем и узлов по гидросистеме и рабочему оборудованию, что увеличило высоту разгрузки до 4.05 м, вместо 3.87 м. Составлена документация на модификацию рабочего оборудования с вместимостью ковша 9 м3 для работы с углем (индекс БелАЗ-78228) с двигателем Тутаевского моторного завода и БелАЗ-78229 с двигателем Cummins КТА-19. Высота разгрузки такой машины увеличена до 4.26 м, что позволяет ей эффективно работать в комплексе с угольными модификациями самосвалов.

На базе погрузчика заводскими конструкторами созданы колесные бульдозеры серии БелАЗ-7823, предназначенные для послойного срезания, перемещения и разравнивания грунта, отсыпанного другими машинами, при дорожном строительстве, планировке строительных площадок, а также других работ по перемещению сыпучих материалов.

Колесный бульдозер БелАЗ-7823-10 может комплектоваться тремя типами отвалов: “U” – универсальным для работы с углем и легкими материалами; “SU” – полууниверсальными для работ с грунтами и материалами средней плотности; “S” – прямым отвалом для работ со скальными породами и тяжелыми материалами. Разрабатывается специальный отвал, предназначенный для боковой подвалки пород, чернового профилирования дорог, рытья и обратной засыпки траншей и других аналогичных работ. Все бульдозеры имеют гидравлическую регулировку продольного и поперечного наклона отвала.

Большинство узлов бульдозера и погрузчика унифицированы, по заказу могут быть установлены на них гидронасосы иностранного производства.

Разработана конструкция модификаций колесного манипулятора БелАЗ-6820 с двигателем Cummins и БелАЗ-68201 с двигателем ЯМЗ-236-НЗ. Собран первый опытный образец БелАЗ-68201 с двигателем ЯМЗ-236-НЗ, проходящий эксплуатационные испытания. Манипулятор предназначен для снятия и установки крупногабаритных шин диаметром от 1.2 до 4.2 м, их перемещения, складирования и т.д. В его конструкции предусмотрена возможность быстрого снятия захватов для шин и применения манипулятора в качестве вилочного погрузчика или грузоподъемной машины. Это делает манипулятор универсальной машиной для выполнения различных работ на предприятии. Грузоподъемность колесосъемника составляет 5 т на захватах и 15 т при использовании в качестве вилочного автопогрузчика. В конструкции манипулятора применены в основном серийные комплектующие. Так, ведущий мост выполнен на базе моста самосвала грузоподъемностью 30 т с шинами 18.00-25 и ГМП 3+1.

В номенклатуре выпускаемой заводом продукции имеются тягачи-буксировщики, предназначенные для эвакуации неисправных самосвалов и другой карьерной техники в ремонтную зону по технологическим дорогам в различных климатических условиях.

Тягачи-буксировщики серии 7423 изготовлены на шасси модифицированного самосвала грузоподъемностью 42 т, а серии 7424 – на шасси различных модификаций самосвалов грузоподъемностью 120 т. Машины могут быть дополнительно оснащены цепями противоскольжения, автоматической централизованной системой смазки, системой пожаротушения, устройством для подключения к пневматической и гидравлической сетям буксируемой машины, кондиционером.

Заводом также создан шахтный полувагон грузоподъемностью 15 т для добычи калийной соли и проходки вентиляционных штреков во взрывоопасных по метану шахтах. Колесная формула полувагона 4(4 с трансмиссией на основе тяговых электродвигателей с кабельным питанием от шахтной электросети. Габариты машины позволяют работать ей в комплексе с комбайнами и перегрузочными машинами, выпускаемыми в России.

В номенклатуре выпускаемой заводом продукции есть поливооросительная машина, предназначенная для проведения поливооросительных работ в карьерах. Эти машины выпускаются в полной комплектации (с монитором и водяным насосом), а также без монитора и водяного насоса (подача воды самотеком).

На базе самосвала грузоподъемностью 42 т с удлиненной на 1000 мм базой изготовлено шасси БелАЗ-7958, предназначенное для буровзрывных машин.

Наряду с карьерной техникой ПО «БелАЗ» выпускает специализированные машины для других отраслей промышленности.

В первую очередь необходимо отметить спецтехнику для металлургических предприятий: шлаковозы с колесной формулой 6(2 для транспортировки жидкого шлака в ковшах, а также тяжеловозы с колесной формулой 14(4 для внутризаводских перевозок технологических грузов массой до 150 т.

Для буксировки самолетов массой до 260 т на аэродромах с искусственным покрытием в районах, расположенных на высоте до 2000 м над уровнем моря, ПО «БелАЗ» выпускает аэродромные тягачи с колесной формулой 4(4.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001