Мостовой перегружатель SFB-R(K) 1800.25 новая разработка фирмы MAN TAKRAF

Клаус Мюллер, Франк Папенхузен, дипл.инж., MAN TAKRAF Fordertechnik GmbH, г. Лейпциг


Разработка фирмой МАН TAKРАФ мостового перегружателя СФБ-Р(K) 1800.25 (SFB), отвечающего условиям угольных разрезов Экибастуза (Казахстан), еще раз показала ее высокий профессиональный уровень и гибкость в конструировании и изготовлении техники для открытых горных работ.

Суровые климатические условия в Экибастузе предъявляют повышенные требования к горной технике, которая должна обеспечивать безаварийную работу как очень холодной зимой (до -40°С), так и жарким летом (до +40°С). Вместе с тем, ухудшение горнотехнических и горногеологических условий разработки месторождения в связи с понижением горных работ ставит вопрос о переходе на более прогрессивную технологию добычи полезного ископаемого, в частности, к циклично-поточной технологии с использованием ленточных конвейеров. Такая необходимость продиктована постоянным углублением карьеров, где использование рельсового транспорта как с технологической, так и с экономической точки зрения становится проблематичным.

При разработке мостового перегружателя СФБ специалистами фирмы МАН TAKРАФ совместно с заказчиком были найдены технические решения, отвечающие горнотехническим условиям разреза. Опираясь на опыт, собранный фирмой МАН TAKРАФ за три десятилетия работы на российском рынке, разработчики уделили особое внимание всем требованиям и условиям работы перегружателя в карьере, что выразилось, в частности, в:

· использовании специальных материалов;

· устройствах для медленного движения конвейерных лент;

· изоляции и кондиционировании помещений;

· подогреве передаточных узлов, смазочных и гидравлических агрегатов при пониженной температуре;

· охлаждающей циркуляции в гидравлических системах при эксплуатации в летнее время.

В июле 1998 г. на разрезе «Богатырь» был сдан в эксплуатацию первый из двух наклонных мостовых перегружателей, а в сентябре на разрезе «Восточный» — второй перегружатель. С введением в эксплуатацию перегружателя СФБ на разрезе «Богатырь» сделан первый шаг в осуществлении поточной технологии добычи и успешно завершена первоочередная ступень в рамках разрабатываемой инвестиционной программы. Программа технического переоснащения разреза «Богатырь» предусматривает в ближайшие годы, прежде всего, использование энергосберегающих технологий, а также стабилизацию и рост имеющегося годового объема угледобычи.

Параметры и конструкция наклонного мостового перегружателя предусматривают его использование в комплексе с поставляемым фирмой МАН TAKРАФ роторным экскаватором СРс (K) 2000, допуская одновременно возможность совмещения с российско-казахстанским экскаватором ЭРШ РД-500. При этом, транспортируемый материал, добытый с помощью роторного колеса экскаватора, доставляется ленточным транспортером экскаватора к приемному желобу перегружателя SFB и далее направляется с помощью конвейера транспортно-отвального моста и разгрузочной ленты через загрузочный вагон-хоппер с телескопическим устройством на конвейерную линию. Вылет разгрузочной стрелы составляет 15,2 м. Последняя может поворачиваться и с помощью гидравлики менять высоту.

Нормальный вылет наклонного мостового перегружателя составляет перепад уровней до 28 м. Эстакада мостового перегружателя поддерживается со стороны одноточечной опоры посредством шаровой цапфы, а со стороны двухточечной опоры — с помощью шарнира и шарового соединения. Продольные отклонения при движении выравниваются роликовым столом. С помощью двух гусеничных ходовых механизмов эстакада мостового перегружателя может передвигаться в любом направлении с уклоном до 10о.

Мостовой перегружатель оборудован автоматизированной системой СИМАТИК С 7-300, используя которую компания ЕЛПРО Лет ГМбХ  эффективно реализовала накопившийся опыт по ее разработке и эксплуатации. Эксплуатационная безопасность мостового перегружателя СФБ гарантируется комплексом традиционных мер по технике безопасности и гибко программируемым блоком управления с нецентральной периферией. На панель оператора ОР 37 на русском языке выведены основные диагностические показатели для обслуживающего и ремонтного персонала, например:

· рабочая температура всех устройств и приборов;

· значения давления в гидравлических элементах;

· положение важнейших узлов (определение продольного/поперечного наклонов, продольное отклонение от попутного движения);

· временные параметры отслеживаемых технологических функций и т.д.

Кроме того, устройство автоматизации и панель оператора могут быть включены в систему полного контроля состояния установки по параметрам, определяющим производительность. К ним относятся:

· контроль порядка и продолжительности включения приводов ленточного конвейера;

· определение статистических средних значений включений и выключений за смену, месяц и год для технического обслуживания в соответствии с рабочим состоянием;

· автоматическое управление системой смазки в зависимости от количества рабочих часов.

Система контроля обеспечивает:

· управление, проведение и контроль рабочего процесса;

· сбор и регистрацию производственных данных по производительности времени работы и т.д.;

· определение и регистрацию причин отказов и простоев;

· энергетический контроль;

· составление отчетов и анализа работы по всем технологическим функциям.

Текстовая информация по диагнозу рабочих состояний, соответствующих требованиям технологии добычи, и анализу ошибок выдается на панели оператора ОР 37, интегрированной в блоке управления перегружателем.

Пробный пуск комплекса прошел успешно в оптимальных рабочих условиях.

Журнал "Горная Промышленность" №5 1998