Полувековой союз Уралмашзавода и предприятий Кузбасса

Г.А. Демина

16–19 мая 2016 г. состоялся пресс-тур, организованный Уралмашзаводом и Газпромбанком, на угледобывающие предприятия Кузбасса: Краснобродский и Бачатский угольные разрезы предприятия ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (ОАО «УГМК»); Красногорский угольный разрез компании ПАО «Южный Кузбасс» (ПАО «Мечел»). Сегодня ПАО «Уралмашзавод» выстраивает стратегическое сотрудничество с крупными отечественными горно-металлургическими холдингами, за полгода заключены сразу несколько крупных комплексных контрактов на горное оборудование. Изготовление и поставка уралмашевских экскаваторов идет полным ходом. В рамках пресс-тура состоялась встреча с председателем Совета директоров Уралмашзавода Яном Центером, который ответил на вопросы журналистов. От журнала «Горная Промышленность» в пресстуре приняла участие ведущий редактор Галина Демина.

Сотрудничество Уралмашзавода и предприятий Кемеровской области началось еще в середине прошлого века, когда в 1966 г. на разрез «Красногорский» (сегодня одно из предприятий угольной компании «Южный Кузбасс») был отгружен первый для Кемеровской области драглайн ЭШ 15.90А производства Уралмашзавода. Машина под заводским №36 стала одной из первых модернизированных: на базе экскаватора ЭШ 15.90 конструкторы Уралмашзавода спроектировали и построили более производительную, надежную, долговечную машину. ЭШ 15.90А стала производительнее своего предшественника на 15%. В 1965 г. машина введена в серийное производство.Экскаватор ЭКГ-18 (№2) в карьере УК «Южный Кузбасс»

Экскаватор ЭКГ-18 (№2) в карьере УК «Южный Кузбасс»

За полвека Уралмашзавод поставил более тридцати шагающих машин на разрезы Кузбасса. Так, например, именно в Кемеровскую область отправилась одна из первых машин ЭШ 40.85 в 1978 г. Примерно тогда же Уралмашзавод перешел с вантовой конструкции стрелы на драглайнах на трехгранную, которые производит до сих пор. Основными заказчиками уральского завода в те годы были предприятия, сегодня входящие в УК «Кузбассразрезуголь», УК «Южный Кузбасс», АО «Междуречье».

С 1982 г. Уралмашзавод начал поставлять в Кемеровскую область новые машины ЭШ 20.90. Последний такой экскаватор был доставлен на разрез «Красногорский» УК «Южный Кузбасс» в 2005 г.

С 1970-х годов в Кузбасс начались и поставки первых карьерных экскаваторов.

Прогрессивная на то время машина ЭКГ74,6 в феврале 1970 г. впервые была отгружена в Кемеровскую область на Гурьевское рудоуправление. Всего за 1970 год предприятия Кузбасса получили 24 уралмашевские машины! Объемы поставок этого экскаватора держались на аналогичном уровне еще 10 лет.

В 1980 г. уралмашевские инженеры-конструкторы предложили горнякам новую машину – ЭКГ75А. Позже именно она станет базовой моделью, наименьшей в размерном ряду, и воплощением многолетнего опыта производства и эксплуатации экскаваторов Уралмашзавода. Простота конструкции, высокие производительность, надежность, долговечность, а также легкость в управлении и плавное регулирование скоростей подъема и поворота сделали эту машину широко тиражируемой и сегодня.

Специально для Кузбасса в 1977 г. Уралмашзавод спроектировал и изготовил первые гидравлические экскаваторы. Новая машина ЭГ712 тогда стала самым крупным гидравлическим экскаватором в мире. Через год машину получили горняки Кедровского разреза. Ходовая часть машины ЭГ712 была разработана на базе модели ЭКГ75. Гидравлический привод рабочего оборудования экскаватора позволил значительно увеличить вместимость ковша – до 12 м3, что предоставило возможность иметь большой набор сменного оборудования. Вслед за новинкой уралмашевцы изготовили улучшенную модель – ЭГ712А, а затем и ЭГ720.

1987 г. ознаменовался для Уралмашзавода первой поставкой в Кузбасс совершенно новой машины ЭКГ720А. Машина под заводским №17 отправилась на разрез «Красногорский» УК «Южный Кузбасс».

Работы над эскизами будущей машины конструкторы Уралмашзавода начали еще в 1974 г. Это был качественный рывок инженерной мысли: переход от ковша вместимостью 4,6...5 м3 к 20 м3 требовал нового качества конструкций узлов, новых технологических решений.

В 1999 г. угольщики Кузбасса перешли на машины средней вместимости ковша. ЭКГ712 была самой популярной уралмашевской машиной в Кузбассе в период конца 19907х – начала 2000-х годов.

Новый этап сотрудничества

Качественно новый виток отношений между Уралмашзаводом и предприятиями Кузбасса начался в 2013 г. Возрастающий рынок добычи и парк выемочно-погрузочной техники диктовал новые условия, объемы, и уралмашевцы начали подготовку совершенно новой для России машины – ЭКГ718. Разработку экскаватора нового класса начали еще в 2004 г. Прародителем современной машины ЭКГ718 стал экскаватор ЭКГ71500Р, эксплуатирующийся на разрезе «Талдинский» УК «Кузбассразрезуголь». Машину запустили в 2008 г., и сегодня она продолжает эффективно работать, демонстрируя высокие показатели по надежности и производительности.

Следующая машина Уралмашзавода – экскаватор ЭКГ718 №1 – была введена в эксплуатацию в 2011 г. на разрезе «Краснобродский» УК «Кузбассразрезуголь».

Далее – контракт с УК «Южный Кузбасс» на поставку ЭКГ718 №2 (май 2011 г.) и торжественный пуск экскаватора в августе 2013 г. Самое главное преимущество уралмашевской машины ЭКГ718 – новый электропривод: вместо системы электропривода «генератор – двигатель» применен современный регулируемый электропривод переменного тока с частотным управлением, позволяющий снизить удельные эксплуатационные и энергетические затраты при работе экскаватора. Еще одна особенность – информационная система, которая в режиме реального времени отслеживает работу всех узлов и систем экскаватора.Участники пресс-тура на фоне ЭКГ-18 (№2)

Участники пресс-тура на фоне ЭКГ-18 (№2)

За доли секунды она обрабатывает и выдает на экран 15-дюймового панельного компьютера, установленного в кабине экскаватора, данные от более чем сотни различных датчиков. Здесь и информация о работе электроприводов, и системы автоматической подачи густой смазки, и температуры статорных обмоток и подшипников двигателей главных приводов, и масса грунта в ковше, и многое другое.

Благодаря особой форме ковша вместимостью 18 м3 – с уширенной передней стенкой – он полностью заполняется, снижая энергоемкость и сокращая время на загрузку автосамосвала. В кабине предусмотрены современная система кондиционирования, тепло- и виброизоляция, удобное рабочее кресло, холодильник и СВЧ-печь.

За два года эксплуатации экскаватора ЭКГ718 №1 на разрезе «Краснобродский» лишь 5 –6% ресурса рабочего времени в месяц уходит на поддержание работоспособности экскаваторов и то – в основном на плановое техническое обслуживание. В этом главное конкурентное преимущество уралмашевских машин!

Третья машина ЭКГ718 сегодня успешно работает на Михайловском ГОКе. ЭКГ718 под заводским №4 уже отгружен заказчику АО «Полюс», где идет монтаж машины. Отгружены узлы машины с заводским №5 для УК «Кузбассразрезуголь», завершается изготовление экскаваторов с заводскими номерами 6 и 7 по заказу компании «Стройсервис» и УК «Кузбассразрезуголь».

Участники пресс-тура получили возможность побывать на Бачатском и Краснобродском разрезах. Начальник энергомеханического департамента УК «Кузбассразрезуголь» – И.Н. Кирилов и директор Бачатского разреза – Н.С. Приезжев рассказали о предприятии, провели экскурсию на площадку, где мы увидели экскаватор ЭКГ718 в работе, и на монтажную площадку, где идет сборка нового ЭКГ718.

В 2015 г. Уралмашзавод при поддержке Газпромбанка приступил к выполнению большой программы по изготовлению горного оборудования для отечественных заказчиков. Подписаны контракты на поставку девяти экскаваторов ЭКГ718. Пять машин ЭКГ718 Уралмашзавод изготовит для ЗАО «Стройсервис», два экскаватора для ОАО « УК «Кузбассразрезуголь», один – для Ковдорского ГОКа, один уже отгружен АО «Полюс». Всего в 2016 г. на Уралмашзаводе запланировано изготовить экскаваторное оборудование общей массой 6500 тыс. т.

Современный шагающий гигант ЭШ 20.90

Параллельно Уралмашзавод возобновил отношения с предприятиями Кузбасса по поставкам шагающих экскаваторов. Поставка ЭШ 20.90С на разрез «Красногорский» УК «Южный Кузбасс» стала первой спустя 9 лет.

Специалисты Уралмашзавода спроектировали и изготовили одну из самых современных и высокопроизводительных машин в своем классе специально для работы в самых сложных горно-геологических и климатических условиях. Производительность драглайна – до 6,0 млн м3 породы в год, в условиях разреза «Красногорский» – до 3,6 млн м3 породы в год. Для драглайна с таким объемом ковша это очень высокий результат: уралмашевская машина идеальна для работ при добыче угля открытым способом. Обширный фронт работ для нового драглайна уже подготовлен (кузбасские горняки уралмашевский ЭШ очень ждали).

«Это первый шагающий экскаватор завода, оборудованный инновационной системой электропривода переменного тока, которая позволяет сделать машину более надежной и экономичной в эксплуатации, – рассказывает начальник отдела шагающих экскаваторов Уралмашзавода Евгений Спицын. – Кроме того, драглайн оборудован современной системой автоматической смазки, информационной системой, которая позволит горнякам контролировать работу механизмов в режиме реального времени; видеокамерами, системой автоматического пожаротушения. Также установлена система автоматических защит, оберегающая экскаватор от поломок при неправильных действиях экипажа».Шагающий экскаватор ЭШ 20.90С

Шагающий экскаватор ЭШ 20.90С

Полностью обновлена система управления: удобный джойстик, пришедший на смену устаревшим контроллерам, двигается легко, а экскаватор послушно выполняет все команды. Современная информационная система с сенсорным экраном предоставляет любую необходимую информацию – от уровня наклона машины до скорости ветра за бортом.

Кабина экскаватора оборудована так, чтобы машинистам не приходилось отвлекаться на внешние факторы: благодаря хорошему остеклению и кондиционеру здесь тепло и комфортно даже при самых низких наружных температурах (уралмашевский драглайн способен работать и при –50°C!), а современное кресло уменьшает нагрузку на спину и снижает утомляемость машиниста.

«Пуск уралмашевского драглайна, отвечающего всем современным требованиям, – это большое событие, – говорит Евгений Спицын, – причем не только для Уралмашзавода и «Южного Кузбасса», но и для всей горнорудной отрасли России.

Шагающий экскаватор с приводом переменного тока, с новыми системами управления вызывает огромный интерес у российских горняков. Многие заказчики готовы приехать в Кузбасс, чтобы собственными глазами убедиться в эффективности эксплуатации нашей машины».

Участники пресс-тура получили такую возможность: ознакомились с работой шагающего экскаватора ЭШ 20.90С, побывали внутри гиганта. Технический директор ПАО «Южный Кузбасс» – А.П. Подсмаженко, директор филиала ПАО «Южный Кузбасс» – Управление по открытой добыче угля – В.И. Назаров, директор разреза «Красногорский» – А.П. Шабалин рассказали о разрезе, о товарной продукции, о составе технического парка разреза, показали новую машину ЭШ 20.90С в действии и внутри. Заказчики довольны машинами, которые поставляет Уралмашзавод, подчеркивают их надежность, оптимальное сочетание цены и эксплуатационных качеств.

Новые машины

Уралмашзавод при поддержке Газпромбанка реализует большую программу по изготовлению горного оборудования для УГМК-Холдинга. Подписана Программа первоочередных мероприятий по развитию с УГМК до 2020 года. Проведен совместный аудит горно-обогатительных комбинатов УГМК с целью разработки предложений по перевооружению фабрик. Планируется провести аналогичный аудит шахт Холдинга для определения потребности в модернизации шахтных подъемных машин.

Подписан договор между ОАО « УК «Кузбассразрезуголь» и Уралмашзаводом на новый экскаватор с ковшом вместимостью 35 м3. Экскаватор карьерный гусеничный ЭКГ-35 предназначен для разработки месторождений открытым способом и погрузки полезных ископаемых и пород вскрыши в транспортные средства. Рабочее оборудование экскаватора – типа прямая лопата, с реечным напором и двухбалочной рукоятью, с вантовой подвеской стрелы. Рабочая масса экскаватора – 1200 т, диапазон вместимости ковшей машины – 24–40 м3.Техническая характеристика ЭКГ-35:

Техническая характеристика ЭКГ-35:
Вместимость ковша SAE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 м3
Диапазон вместимости ковшей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24–40 м3
Радиус черпания наибольший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25,5 м
Высота черпания наибольшая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19,3 м
Радиус выгрузки наибольший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22,2 м
Высота выгрузки наибольшая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12,3 м
Радиус черпания на уровне стояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17,9 м
Радиус хвостовой части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10,5 м
Длина гусеничного хода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12,5 м
Ширина гусеничного хода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10,3 м
Расчетная продолжительность цикла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 сек
Среднее удельное давление на грунт . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,3 МПа
Скорость передвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,1 км/ч
Усилие наибольшее на блоке ковша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 тс
Усилие напора наибольшее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 тс
Мощность трансформатора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2500 кВА
Масса экскаватора рабочая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1200

Ведется разработка рабочего проекта карьерного экскаватора ЭКГ715А, завершение которого планируется в августе 2016 г. с дальнейшим запуском в производство и поставкой заказчикам в 2017 г. В рамках импортозамещения Уралмашзавод разрабатывает гидравлический экскаватор с ковшом вместимостью 16 м3.

Планы Уралмашзавода и предприятий Кузбасса

В последнее десятилетие угледобывающие предприятия Кузбасса производили закупки значительного количества импортной выемочно-погрузочной техники. В связи со снижением курса рубля по отношению к иностранной валюте стоимость уралмашевской техники стала значительно ниже импортных аналогов. При этом показатели производительности и энергопотребления, уровень интеллектуализации и безопасности машин Уралмашзавода остаются на уровне лучших мировых образцов.

Переговоры, проведенные представителями завода в 2015 г., подтвердили потребность большинства угледобывающих предприятий Кемеровской области в выемочнопогрузочной технике, производимой Уралмашзаводом. В частности, только ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ЗАО «Стройсервис», ПАО «Южный Кузбасс» заявили потребность в поставке в ближайшие годы карьерных и шагающих экскаваторов. Уже заключены контракты на поставку 9 уралмашевских карьерных экскаваторов ЭКГ718, активно идет контрактация на 2017–2020 гг.Монтажная площадка

Монтажная площадка

Уралмашзавод увеличивает объемы производства горного оборудования по заказам российских и зарубежных компаний. Для оказания услуг по обслуживанию оборудования, техническому сопровождению и поставке запчастей завод открывает собственные сервисные центры со складами ЗИП. Руководитель службы сервиса дивизиона «Горное оборудование» Юрий Буров рассказал журналистам об организации и перспективах развития заводских сервисных центров. Для повышения объема продаж горного оборудования и эффективного сотрудничества с заказчиками Уралмашзавод в этом году откроет два сервисных центра на территории России и сервисный центр в Индии (совместное предприятие с SRB Group).

Один из заводских сервисных центров появится в Кузбассе, где уже эксплуатируется большое количество уралмашевских карьерных и шагающих экскаваторов. В период 2016–2017 гг. в этот регион Уралмаш поставит семь машин ЭКГ718. Два экскаватора ЭКГ718 и две машины новой модификации ЭКГ735 будут изготовлены для УК «Кузбассразрезуголь», и в течение трёх – пяти лет завод должен обеспечить техническое обслуживание нового оборудования. Еще один сервисный центр начнет работать в Красноярском крае, где на месторождении компании «Полюс» будет введен в эксплуатацию ЭКГ718 под заводским №4. По договору с заказчиком предусмотрено техническое сопровождение машины заводом-производителем.На фото (слева направо): Сергей Обросов, региональный представи` тель ПАО «Уралмашзавод»; Юрий Буров, руководитель службы сер` виса дивизиона «Горное оборудование» ПАО «Уралмашзавод»; Алек сей Сулин, представитель авторского надзора ПАО «Уралмашзавод»

На фото (слева направо): Сергей Обросов, региональный представитель ПАО «Уралмашзавод»; Юрий Буров, руководитель службы сервиса дивизиона «Горное оборудование» ПАО «Уралмашзавод»; Алексей Сулин, представитель авторского надзора ПАО «Уралмашзавод»

Развитие сервиса – это мировая тенденция. Большие западные компании-производители экскаваторной техники значительную долю прибыли получают за счет продажи запчастей и предложения сервисных услуг. Стратегия развития сервисных центров, обозначенная руководством Уралмашзавода, позволит предприятию повысить свою конкурентоспособность на рынке горного оборудования.

Также мощности Уралмашзавода позволяют производить широкую номенклатуру и металлургического оборудования: агломерационного, обжигового, доменного, сталеплавильного, прокатного, кузнечно-прессового. УЗТМ уже сейчас способен заместить большую часть оборудования производителей ЕС и Украины, а при условии разработки программы импортозамещения с привлечением отраслевых технологических институтов, – практически полностью заместить импорт металлургического оборудования. Что касается Кузбасса, то в 2005 г. выполнена реконструкция агломерационной машины Абагурской аглофабрики, а для Западно-Сибирского металлургического комбината в 2004–2007 гг. выполнены поставки машины для забивки чугунной летки, окомкователя, бесшатунных ножниц резки заготовки блюминга, транспортной линии рельсобалочного стана. В настоящий момент поставляются запасные части и прокатные валки ко всем машинам, выпущенным УЗТМ.

Продолжительность пресс-тура – всего два дня, но как много мы увидели! Журналисты познакомились с замечательными людьми Кузбасса, которые любят свою работу, бережно относятся к технике, поэтому машины не подводят своих хозяев и служат в два раза дольше своего гарантированного эксплуатационного срока.

Ключевые слова: Уралмашзавод, Газпромбанк, пресс-тур, сотрудничество, горное оборудование, контракты

Журнал "Горная Промышленность"№3 (127) 2016, стр.44