Бульдозеры LIEBHERR для работы с углем

Многообразие типоразмеров гусеничных бульдозеров предполагает использование их в различных горно-технических условиях. Для более точного соответствия необходимым видам бульдозерных работ существуют различные виды навесного рабочего оборудования.

Характерной особенностью гусеничных бульдозеров фирмы LIEBHERR при всем многообразии их модификаций является использование только одной версии базового трактора, на которую устанавливаются соответствующая гусеничная рама и навесное рабочее оборудование в зависимости от условий его применения.

Для всех типов отвалов точки крепления на базовой машине одинаковы. Эта стандартизация точек крепления на толкающих рамах дает возможность установки различных отвалов из серийной производственной программы: прямых, полусферических, сферических, поворотных (т.е. поворачивающихся в плане), с поперечным перекосом (когда один угол поднят выше другого) и с изменяемым углом резания (углом отвала в профиле).

Правильный выбор бульдозерного отвала является главным условием достижения максимальной производительности машины.

Гусеничные бульдозеры часто используются на различных видах работ на добыче угля, а также на угольных складах. Бульдозеры LIEBHERR, предназначенные для работы на угле отличаются от базовых моделей специальным навесным оборудованием и некоторыми конструктивными особенностями.

Специальные сферические отвалы обладают небольшой способностью внедрения в навал породы и предназначены для перемещения больших объемов легких и несвязанных материалов, таких как уголь. Благодаря широким боковым косынкам этот тип отвала формирует большую призму волочения, наиболее производителен и эффективен при перемещении больших масс материалов.

Объем призмы волочения угольных отвалов точно соответствует мощности машины, что совместно с гидростатическим приводом бульдозеров LIEBHERR позволяет достичь максимальной производительности.

Гидростатика позволяет получить непрерывные потоки мощности, подводимые к обоим гусеничным движителям, как в прямолинейном движении, так и при поворотах. На этих бульдозерах установлен электронный ограничитель нагрузки, который снижает скорость передвижения бульдозера для того, чтобы можно было достичь полной реализации усилия на отвале при максимальной силе тяги. Благодаря гидростатике тяговое усилие бульдозера не зависит от числа оборотов двигателя. Эта возможность достижения максимального тягового усилия при низких оборотах двигателя автоматически сокращает расход топлива (рис. 1).

Гидростатическая трансмиссия позволяет бульдозерам в любой ситуации осуществить строго круговое вращение на месте даже на крутых откосах, где машины с другими видами трансмиссий при разворотах могут сползать. Система привода позволяет освободить от износа тормоза, т.к. рабочее торможение осуществляется уменьшением потока гидромасла между гидронасосом и соответствующим гидромотором. Стояночный тормоз включается автоматически при нейтральном положении рычага управления движением или при нажатии машинистом кнопки экстренной остановки машины.

Конструктивно это простая модульная гидросистема с компактными гидромоторами конечных передач, имеющими функциональнооптимизированное расположение и легкий доступ при техобслуживании. Гидростатический привод хода при незначительном числе его элементов позволяет с минимальными потерями мощности двигателя реализовывать ее в эффективную работу бульдозера.

У бульдозеров LIEBHERR нет традиционных педалей управления, а все операции управления осуществляются двумя джойстиками: левым – движение и маневры бульдозера, правым – рабочего оборудования.

Угольные отвалы (табл. 1) чаще всего используются при работе по перемещению грунтов на расстояния до 150 м и обеспечивают небольшие отклонения от прямолинейного перемещения материала.

Для максимальной эффективности преобразования крутящего момента в тяговое усилие вес машины должен распределяться равномерно по длине контакта гусеницы с грунтом. Угольный отвал тяжелее, чем стандартное навесное оборудование, поэтому бульдозер оснащается задним противовесом либо по необходимости рыхлителем.

Для прямолинейного перемещения материала на расстояния свыше 150 м могут использоваться отвалы совкового (ящичного) типа. Их вместимость больше угольных, поэтому производительность бульдозера может быть выше на 20% (рис. 2).

При прямолинейном перемещении материала так называемыми траншейными ходами различной глубины производительность бульдозера может увеличиваться на 18–20%.

Для работы на угольных складах бульдозеры оснащаются уширенными траками, а иногда и специальной ходовой частью в исполнении LGP для грунтов с низкой несущей способностью. Для предотвращения чрезмерного натяжения гусеничной цепи вследствие набивания угля между траками, катками и звездочкой используются особенные однореберные траки с отверстиями для очистки и специальные сегменты ведущей звездочки.

На капоте двигателя бульдозера устанавливается дополнительная защита от попадания материала внутрь отсека, а на модели PR 751М кроме этого дополнительно устанавливается защита воздуховода для маслохладителя.

Для предотвращения забивания радиатора угольной пылью воздух от вентилятора отводится по направленным вверх ребрам защитной решетки радиатора. Для облегчения доступа к радиатору при техобслуживании его защитная решетка выполнена из двух частей.

В тяжелых условиях и при длительной работе комфорт машиниста бульдозера является важным фактором. По этой причине гусеничные бульдозеры LIEBHERR оборудуются герметичной кабиной на упругих амортизаторах с системами защиты ROPS/FOPS, фильтрации и кондиционирования воздуха, тонированными стеклами и сиденьем оператора на пневмоподвеске. Дополнительно для обеспечения лучшего обзора могут устанавливаться галогенные лампы и стеклоомыватель ветрового стекла.

Большое разнообразие навесного оборудования вместе с гидростатическим приводом обуславливают высокую производительность, экономичность и многофункциональность бульдозеров LIEBHERR, и в конечном итоге – высокую эксплуатационную эффективность для потребителя.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2002