Карьерные бульдозеры фирмы LIEBHERR для условий Крайнего Севера

Бульдозер LIEBHERR PR 751 уже много лет доказывает свою надежность при эксплуатации в любых климатических условиях. Его гидростатический привод механизма передвижения позволяет оптимально использовать мощность двигателя для выполнения самых разнообразных землеройно-транспортных работ, а также обеспечивать достижение максимальной производительности в сочетании с высокой эксплуатационной надежностью. Кроме того, гидростатический привод обеспечивает ходовые и маневровые движения с постоянной тягой на двух гусеницах, вплоть до вращения на месте.

Прогрессивная конструкция бульдозера LIEBHERR PR 751 позволяет легко модифицировать его для работы в диапазоне температур от +40°С до –50°С (арктическая модификация). Мощность двигателя LIEBHERR  D 9408 T1-E, установленного-на-бульдозере PR 751M – 300 кВт  (410 л.с.), вес бульдозера –46,4 т.

В Норильскую горную компанию уже поставлено 8 бульдозеров LIEBHERR PR 751M арктического исполнения, которые надежно работают при температуре –50°С. Поставленные бульдозеры имеют следующие дополнительные преимущества:

•    способность дизеля к запуску при низких отрицательных температурах окружающего воздуха;

•    смазывание дизеля и гидроагрегатов во время запуска;

•    сохранение тепла в подкапотном пространстве при низких отрицательных температурах;

•    предпусковой подогрев кабины водителя, дизельного двигателя и аккумуляторных батарей системой автономного отопителя с высокой теплоотдачей;

•    марки стали и типы уплотнений выбраны в расчете на весь диапазон температур: от +40 до –50°С.

Для обеспечения эффективного запуска дизельного двигателя в зимнее время (–50°С) первой операцией является включение автономного отопителя и циркуляционного насоса. Циркуляционный насос подсасывает антифриз из возвратной линии автономного отопителя и из контура охлаждения двигателя. Антифриз нагревается автономным отопителем на дизельном топливе мощностью 30 кВт, установленным в передней части подкапотного пространства.

Нагретая жидкость подается к распределительному блоку и, далее, отдельными потоками подводится к теплообменникам систем отопления: кабины оператора, ящика с аккумуляторными батареями, насосов и раздаточной коробки, подогрева масла в двигателе и подкапотного пространства. Кроме того, линия прогрева проходит непосредственно через двигатель.

На рис. 1–3 представлены все важные изменения, отличающие бульдозер PR 751 арктического исполнения от серийного, в котором уже учтены технические решения, необходимые для надежной низкотемпературной эксплуатации, например, термостатное регулирование температуры масла в гидросистеме.

После пуска автономного отопителя на дизельном топливе и циркуляционного насоса основная часть нагретой жидкости протекает через теплообменник, установленный под масляным радиатором на правой стороне бульдозера.

Ящик с аккумуляторными батареями обогревается нагретым, непрерывно циркулирующим воздухом, подаваемым воздушно-водяным теплообменником с регулировкой температуры.

После воздушно-водяного теплообменника нагретая жидкость поступает в теплообменник, расположенный в масляном поддоне дизельного двигателя, который нагревает масло в двигателе, далее жидкость возвращается по распределительному блоку к циркуляционному насосу.

Охлаждающая жидкость дизельного двигателя подогревается следующим образом. Когда температура незамерзающей жидкости в первичном контуре системы обогрева аккумуляторных батарей, масла в двигателе и подкапотного пространства достигает 60°С, срабатывает термостат, который направляет нагретую жидкость через дизельный двигатель. При температуре окружающего воздуха –50°С прогрев двигателя осуществляется не менее 40 минут, после чего двигатель можно завести. При этом насосом системы охлаждения двигателя, создается давление, которое предотвращает подвод нагретой жидкости.

По достижении в охлаждающем контуре двигателя температуры 70°С, автономный отопитель отключается, а циркуляционный насос продолжает работать, подогрев жидкости при этом осуществляется от двигателя.

После запуска дизельного двигателя воздушно-водяные теплообменники подогрева насосов и раздаточной коробки выключаются, а теплообменники подогрева кабины регулируются вручную. Кроме системы отопления, кабина имеет дополнительную теплоизоляцию и остеклена специальными теплоизолирующими стеклами.

Когда в двигателе температура охлаждающей жидкости достигнет 70°С, срабатывает термостат, размыкающий контур охлаждающей жидкости к радиатору жидкостного охлаждения. При температуре 77°С срабатывает гидроклапан шторок радиатора и они открываются. При температуре 85°С включается распределительный клапан привода вентилятора радиатора.

Дизельное топливо подогревается электрическим обогревателем, установленным в фильтре грубой очистки.

Для запуска холодного двигателя, ввиду больших нагрузок, установлен стартер повышенной мощности 9 кВт, генератор соответствующей мощности 80А и 4 аккумуляторные батареи (вместо двух) с улучшенной характеристикой, которые при отрицательных температурах обеспечивают надежное электропитание. Вся кабельная разводка выполнена из материалов, сохраняющих эластичность при температурах до –50°С.

Гидрошланги высокого давления, установленные-на-бульдозере PR 751M, изготовлены из синтетического каучука и снабжены стальной оплеткой, что обеспечивает абсолютно надежную работу машины в диапазоне температур от –54°С до +96°С.

Уплотнительные прокладки в гидрооборудовании выполнены из высококачественных материалов, которые сохраняют полную упругость в том же диапазоне температур.

Ударная вязкость обыкновенных марок стали и литья значительно уменьшается при температурах ниже –40°С. С учетом особой области применения бульдозера PR 751M в арктических условиях для всех элементов несущей конструкции и рабочего оборудования используются хладостойкие марки стали и стального литья типа Weldox 700F, GS-26, которые не теряют вязкости при низких температурах.

Бульдозеры LIEBHERR PR 751M успешно работают на предприятиях АО «ГМК «Печенганикель» уже более 10 лет.   

Журнал "Горная Промышленность" №5 2001