О программе кооперированного производства экскаваторов нового поколения

С.Л.Климов, к.т.н., засл. экономист России, зам. руководителя Комитета по угольной промышленности Минтопэнерго России; Р.М.Штейнцайг, д.т.н., директор по открытым горным работам ФПК «ИнвестТЭК»; П.Р.Хаспеков, горн. инж., зам. генерального директора Компании «Росуглесбыт»

Необходимость широкомасштабного обновления парка выемочно-погрузочных машин на отечественных предприятиях с открытым способом добычи полезных ископаемых была очевидной еще более четверти века назад. Совместными усилиями Министерств угольной промышленности и тяжелого машиностроения в бывшем СССР предполагалось не менее трети морально устаревших и технически изношенных карьерных одноковшовых экскаваторов традиционного типа ЭКГ (мехлопаты) заменить машинами с гидрофицированным приводом рабочего оборудования. Вычислительными и натурными экспериментами с применением закупленных по импорту экскаваторов такого типа было убедительно доказано их преимущество перед машинами ЭКГ, заключающееся в расширенном диапазоне технологических возможностей и повышенном энергосиловом ресурсе, что обеспечивало значительное улучшение эксплуатационных показателей при существенно меньшей металлоемкости.

В начале 80-х годов отечественным машиностроением были созданы пионерные образцы карьерных гидрофицированных экскаваторов (ЭГ) с ковшами емкостью 12.0; 12.5 и 20.0 м3. Комплексные технологические и эксплуатационные испытания этих экскаваторов на угольном разрезе «Кедровский» в Кузбассе оправдали ожидаемые прогрессивные расчетные показатели и предпочтительность машин нового поколения перед традиционными функциональными аналогами. Забойная производительность экскаваторов типа ЭГ, отнесенная к единице их рабочей массы и емкости ковша, существенно превышала аналогичные показатели, регистрируемые при работе потенциально заменяемых мехлопат. Традиционная конструктивно-компоновочная схема машин типа ЭКГ предопределяет опережающие темпы увеличения их массо-габаритных параметров, сопровождающие наращивание линейных характеристик и емкость ковшей все более мощных модификаций выемочно-погрузочных машин. Это, в частности, влечет за собой прогрессирующий рост затрат времени на повороты рабочего оборудования, увеличение продолжительности единичного цикла, усложняет условия выполнения вспомогательных операций и маневров ЭКГ в забоях.

В конечном счете, эти обстоятельства приводят к ухудшению такого эксплуатационного показателя, как отношение забойной производительности к емкости ковша экскаватора. Обобщенные результаты хронометражных наблюдений и эксплуатационных исследований рабочего процесса мехлопат типов ЭКГ-4.6Б; ЭКГ-5А; ЭКГ-8И; ЭКГ-12.5И; ЭКГ-16 с достаточной для инженерных оценок точностью позволяют полагать наличие функциональной связи: Qзаб/q=80.27–1.05 q. Аналогичная зависимость для карьерных гидравлических экскаваторов типа ЭГ имеет вид: Qзаб/q=89.27–0.71 q. Очевидно, что если при последовательном увеличении емкости ковшей сопоставляемых видов экскаваторов от 5 до 10 и от 10 до 15 м3, снижение показателя Qзаб/q для мехлопат в среднем составляет 8%, то для карьерных гидравлических экскаваторов эта величина не превышает 5%. Отмеченное расчетное ожидаемое улучшение эксплуатационных показателей становится значимым, если принять к сведению более чем двукратную разницу в рабочей массе мехлопат и карьерных гидравлических экскаваторов.

Поэтому в итоге условная фондоотдача оказывается примерно в 1.5 раза более высокой для карьерных гидравлических экскаваторов по сравнению с альтернативными видами выемочно-погрузочной техники. Это обстоятельство имеет место даже при том, что осредненные значения стоимости мехлопат, отнесенные к их производительности, в среднем на 20% выше, чем аналогичные показатели выпускаемых за рубежом карьерных гидравлических экскаваторов. В период опытно-промышленной эксплуатации на разрезе «Кедровский» отечественных экскаваторов типа ЭГ успешно, осуществляя управляемое обрушение горной массы, отрабатывались высокие забои взорванных скальных пород. Это позволило опровергнуть доводы оппонентов, утверждавших ранее, что относительно небольшие линейные параметры карьерных гидравлических экскаваторов не позволят отрабатывать забои с высотой, соизмеримой высоте забоев, где эксплуатируются традиционные мехлопаты.

Тем самым не в пользу этих оппонентов была разрешена терминологическая дискуссия: следует ли карьерные гидравлические выемочно-погрузочные машины классифицировать как экскаваторы или как погрузчики, способные производить отгрузку горной массы лишь из навалов разрыхленных пород. Помимо прочего, натурными исследованиями машин ЭГ-12; ЭГ-12А и ЭГ-20 было установлено следующее. При качественном проведении опережающей буровзрывной подготовки уступов крепких пород к выемке, когда диаметр среднего условного куска экскавируемой горной массы dср составлял примерно dср=(0.175ч0.183)?3√q, за счет реализации режимов управляемого обрушения, высота отрабатываемых забоев зачастую в 1.3ч1.35 раза превышала эффективную высоту копания карьерного гидравлического экскаватора.

При этом установлено, что, в зависимости от кусковатости горной массы и степени ее разрыхления в забое, угол наклона активного участка к траектории движения ковша карьерного гидравлического экскаватора целесообразно варьировать в диапазоне от 32 до 35 град. Именно при таком режиме копания взорванных скальных пород с размером экскавируемых кусов, близким к рациональным значениям qср, обеспечивалась наибольшая степень наполнения ковша при некотором снижении значений коэффициента разрыхления горной массы в ковше, по сравнению с аналогичным показателем для состояния разрыхленных пород в забоях. С точки зрения минимизации энергозатрат в процессе копания взорванных скальных пород, внедрение ковша в забой на высоте, близкой к эффективной высоте копания, целесообразно осуществлять под углами от 10 до 15 град. В этом случае существенно сокращаются требуемые усилия для реализации процесса копания взорванных скальных пород карьерными гидравлическими экскаваторами с ковшами емкостью до 20 м3 (рис. 1). Повышенные энергосиловые возможности экскаваторов типа ЭГ позволили расширить сферу применения безвзрывных технологий отработки горных массивов, представленных относительно слабыми литологическими разностями. Впервые опробованные в отечественной практике безвзрывные послойные технологии разработки сложноструктурных породно-угольных массивов доказали техническую осуществимость и экономическую оправданность селективной выемки маломощных и/или нарушенных пластов полезного ископаемого практически любой гипсометрии, в том числе наклонных пластов, отрабатываемых со стороны лежащего бока, что в принципе исключено при использовании мехлопат типа ЭКГ.

При этом с использованием машин типа ЭКГ обеспечивались не только минимизация эксплуатационных издержек, полнота и качество выемки полезного ископаемого, но и исключалось его разубоживание, ввиду отсутствия в технологической цепи открытой угледобычи процесса опережающего буровзрывного рыхления горного массива. Вместе с тем, успешная опытно-промышленная апробация единичных образцов упомянутых карьерных гидравлических экскаваторов ЭГ-12; ЭГ-12А и ЭГ-20, к сожалению, в итоге так и не завершилась их серийным выпуском. В первую очередь, это было обусловлено тем, что отечественное машиностроение в тот период времени не позволяло обеспечить комплектацию машин типа ЭГ надежными и дешевыми элементами и узлами систем объемного гидропривода рабочего оборудования. Дезинтеграция отечественной экономики с ведущими зарубежными странами, по хорошо известным причинам, в начале 80-х годов не способствовала установлению взаимовыгодной промышленной кооперации с признанными лидерами в области создания мощных карьерных гидравлических экскаваторов. В числе таких лидеров зарубежной практики, в первую очередь, следует отметить немецкие фирмы DEMAG, ORENSTEIN UND COPPEL, LIEBHERR.

Конструктивно-компоновочные решения экскаваторов, выпускаемых этими фирмами, характерны практически для всех известных на мировом рынке функциональных аналогов и наиболее успешно и полно апробированы в широком диапазоне изменения горнотехнических условий. Как упомянутые, так и прочие зарубежные фирмы, в массовом количестве поставляющие на мировой рынок карьерные гидравлические экскаваторы, концептуально объединяет стремление к организации производства машин со сменным рабочим оборудованием типов «прямая» и «обратная лопаты». При этом маркетинговая стратегия практически каждой из зарубежных фирм накладывает отпечаток на инженерный абрис выпускаемой техники: анализ массогабаритных параметров наиболее распространенных моделей эксплуатируемых экскаваторов показывает, что в том случае, если фирма ориентируется на преимущественные продажи обратных гидравлических лопат, рабочая масса базовых моделей бывает примерно на 15% выше, чем продукция фирм, главным образом специализирующихся на выпуске и продажах прямых лопат.

Вместе с тем надо отметить, что стремление к условной универсальности базовых модификаций в настоящее время оправдано только в зарубежной практике, где широко распространена поставка экскаваторов на лизинговой основе. В этом случае пользователь горной техники бывает максимально защищен от изменения рыночной ситуации и возможных колебаний спроса на добываемое минеральное сырье, поскольку при резком снижении цены или объемов сбыта горнодобывающее предприятие без значительных финансовых потерь и падения показателей фондоотдачи имеет возможность в конкретный текущий момент времени уменьшить объемы или приостановить добычу полезного ископаемого.

При возникновении такой ситуации защищенной оказывается и экскаваторно-строительная фирма-лизингодатель, которая, в случае необходимости, ценой относительно небольших затрат имеет возможность инвестировать средства только на новое рабочее оборудование и гидроцилиндры иного типоразмера, а затем предложить последующему потенциальному лизингополучателю экскаватор с другим типом кинематической системы. Если же отказаться от концепции необходимости обеспечения сменности рабочего оборудования, то, как показывают расчеты, известные и наиболее распространенные в зарубежной практике конструктивно-компоновочные инженерные решения гидравлических экскаваторов имеют значительные резервы повышения их технического совершенства. Это обстоятельство, в частности, убедительно иллюстрируется положительными результатами ретроспективного анализа эффективности работы на мировом рынке немецкой фирмы BOLA LADETECHNIK, специализирующейся на выпуске выемочно-погрузочных машин с рабочим оборудованием только типа «прямая лопата» модификаций LB-400 и LB-500, оснащаемых ковшами емкостью 4.0 и 6.0 м3. Первые образцы выемочно-погрузочных машина типа «LВ» с гидрофицированным рабочим оборудованием прямой лопаты впервые появились на мировом рынке в конце 80-х годов.

С тех пор ежегодные объемы продаж фирмы BOLA LADETECHNIK неуклонно возрастают. В зарубежной практике эта фирма все более успешно конкурирует с широко известными авторитетными крупными машиностроительными концернами. При этом надо отметить, что машины типа «LВ» примерно на 70% комплектуются покупными изделиями, что, несомненно, не способствует снижению цены предложения на эту технику. Несмотря на весьма тяжелую экономическую ситуацию, в условиях резкого ежегодного сокращения инвестиционных ресурсов, выделяемых госбюджетом, в 1994-1997 гг. на угольные разрезы России было поставлено 10 машин типа «LВ» (при этом надо отметить, что всеми прочими зарубежными фирмами на отечественные предприятия открытой угледобычи в этот период времени было поставлено всего 3 экскаватора).

Заметный коммерческий успех фирмы BOLA LADETECHNIK, очевидно, предопределяется принятой технической концепцией проектирования и создания машин типа «LВ», отличающихся от функциональных аналогов принципиально новой конструктивно-кинематической схемой рабочего оборудования. Основные отличительные признаки этого оборудования машин типа «LВ» сводятся к следующему (рис. 2):

•укорочена стрела и удлинена ее стойка (рукоять);

•оба этих конструктивных элемента крепятся и подвержены силовому воздействию приводных гидроцилиндров только в крайних своих точках;

•опорные точки приводных гидроцилиндров расположены на специальной пластине, по форме напоминающей треугольник;

•благодаря наличию этой пластины, создается своего рода энергосиловой параллелограмм и формируются максимально возможные усилия на режущей кромке ковша в любой зоне рабочего пространства.

В конечном счете, эти конструктивные особенности машин типа «LВ», по сравнению с традиционными гидравлическими экскаваторами, при прочих равных условиях и постоянстве мощности системы гидропривода рабочего оборудования, позволяют увеличить результирующее усилие на режущей кромке ковша; исключить изгибающие нагрузки и тем самым упростить конструкцию и значительно уменьшить рабочую массу элементов кинематиеской системы; исключить зависимость усилий, генерируемых в гидроприводе рабочего оборудования, от степени удаления ковша от оси вращения машины (в конструктивно-компоновочной схеме «LВ» величина развиваемых усилий зависит только от величины загрузки ковша).

Как известно, единичный цикл одноковшового карьерного экскаватора примерно на 60% состоит из затрат времени (и соответствующих энергозатрат) на повороты рабочего оборудования на разгрузку и обратно в забой. Очевидно, что уменьшение массы этого рабочего оборудования позитивно отражается на величине упомянутых энергозатрат. В равной мере это относится и непосредственно к процессу копания (наполнение ковша).

Таким образом, благодаря уменьшению металлоемкости элементов рабочего оборудования и одновременной оптимизации формируемых при копании рычажных усилий, энергопотребление машин типа «LВ» значительно снижается по сравнению с аналогичным показателем, регистрируемым при работе карьерных гидравлических экскаваторов с традиционной конструктивно-компоновочной схемой. По сведениям независимых источников и фирмы BOLA LADETECHNIK при эксплуатации машин типа «LВ» в процессе копания и разгрузки горной массы расход дизельного топлива сокращается почти на 50% по отношению к величине его потребления в единичном цикле традиционных карьерных гидравлических экскаваторов. Поскольку в отечественной практике открытой угледобычи имеется достаточно успешный опыт применения машин типа LВ-500 с ковшами емкостью 6 м3 (рис. 3), представляют интерес их обобщенные эксплуатационные характеристики: при отработке забоев, подготовленных буровзрывным способом, коэффициент наполнения ковша совкового типа в среднем оценивается в 0.95; продолжительность единичного цикла при углах поворотов на разгрузку, близких к 90 град., не превышает 24 сек.; забойная производительность машин типа LВ-500 составляет примерно 600 м3/час. Приведенные эксплуатационные характеристики корреспондируются с данными о зарубежном опыте применения LВ-500 (табл. 1). Причем особого внимания заслуживает накопленный здесь опыт эффективного применения LВ-500 в условиях безвзрывной отработки массивов крепких горных пород.

Наконец, следует отметить еще одну конструктивную особенность машин типа «LВ», предлагаемых фирмой BOLA LADETECHNIK на мировом рынке: они не имеют привода четырехопорного колесного хода. Эти выемочно-погрузочные машины в рабочей зоне отрабатываемых забоев перемещаются за счет системы гидропривода рабочего оборудования (путем опирания на режущую кромку ковша и подъема передних опорных металлических катков над поверхностью подошвы уступа). При перемещениях на более значительные расстояния «LВ» опирается ковшом на кузов большегрузного автосамосвала. При этом передние опорные катки поднимаются над уровнем подошвы уступа, и «LВ» перемещается, опираясь на задние колеса. Скорость такой транспортировки LВ-500 в среднем составляет 25 км/час.

Концепция пассивного ходового механизма выемочно-погрузочных машин типа «LВ» в определенной горнотехнической обстановке представляется вполне оправданной. Например, в том случае, когда в отработке находятся разобщенные или достаточно протяженные карьерные поля, где необходима частая смена дислокации экскаваторно-автомобильных комплексов. Целесообразно применение машин типа «LВ» с пассивным ходом и в том случае, когда горнодобывающее предприятие не имеет обустроенной инженерной инфраструктуры для ремонта и технического обслуживания, традиционных для карьерных экскаваторов, гусеничных ходовых механизмов активного типа. Очевидно, что, освободив ходовой механизм от приводных систем, существенно повышается расчетный коэффициент готовности машины, минимизируется ее металлоемкость, стоимость и текущие эксплуатационные издержки. Преимущества концепции применения пассивного хода косвенным образом иллюстрируются данными, приведенными в табл. 2, основанными практически на десятилетнем опыте эксплуатации более чем 40 машин в разнообразных, но достаточно сложных горнотехнических условиях. Однако пассивный ход имеет два весьма значимых недостатка.

Во-первых, за счет постоянных перемещений машин типа «LВ» в зонах отрабатываемых заходок многократно возрастает нагрузка на системы гидропривода рабочего оборудования. Тем самым значительная часть моторесурса этих дорогостоящих конструктивных элементов расходуется «не по назначению». Второе негативное обстоятельство особо явственно проявляется при эксплуатации угольных месторождений. Их литология, как правило, предопределяет наличие четвертичных и осадочных отложений, характеризуемых низкой несущей способностью. В этой ситуации малоопорный колесный ход обуславливает весьма высокие динамические удельные давления на грунт, что неизбежно ухудшает эксплуатационные характеристики машин типа «LB». Надо отметить, что фирма BOLA LADETECHNIK, применительно к таким условиям применения, декларирует готовность оснащения машин типа «LB» специальными устройствами опирания. Но такого рода инженерные решения, конечно, влекут за собой необходимость наличия дополнительных систем привода, что в известной мере будет нивелировать преимущество простоты и безотказности в работе ходового механизма пассивного типа. Учитывая изложенные соображения и принимая во внимание высокую степень концентрации горных работ на отечественных угольных разрезах, в истекшем году по инициативе ФПК «ИнвестТЭК» были развернуты проектно-конструкторские работы по созданию активного гусеничного ходового механизма для машин типа «LB» с ковшами емкостью 6.0 м3.

Первый опытно-промышленный образец такого экскаватора новой концепции LB-500М (рис. 2) намечено ввести в эксплуатацию осенью текущего года. Инженерно-техническое обеспечение и организационно-финансовое сопровождение работ по созданию LB-500М осуществляется Международным консорциумом, объединяющим фирму BOLA LADETECHNIK, ФПК «ИнвестТЭК» и машиностроительное предприятие «Подъемтрансмаш» (г. Санкт-Петербург). Российские партнеры этого Международного консорциума приняли на себя обязательства по разработке, созданию активного гусеничного хода и проведению последующих комплексных испытаний опытно-промышленного образца LB-500М. Сопоставление расчетных параметров такого типа машины с ближайшими функциональными аналогами (табл. 3) позволяет судить о предпочтительности концепции «LB-М». При этом надо отметить, что значительное сокращение стоимости LB-500М достигается уже на этапе создания опытно-промышленного образца, хотя здесь, помимо металлоизделий ходового механизма, все прочие комплектующие узлы приобретаются по импорту. Результаты инжиниринга и маркетинговых исследований показывают, что доля комплектации изделиями российского машиностроения последующих машин типа LB-500М, планируемых к выпуску на «Подъемтрансмаше», последовательно будет возрастать и, начиная с четвертого экскаватора, составит не менее 70%. При этом предполагается использовать, в том числе, элементы систем силового гидропривода и опорно-поворотные устройства отечественного производства. Это не только значительно снизит стоимость серийно выпускаемых экскаваторов типа LB-500М, сократит эксплуатационные издержки, связанные с приобретением изнашивающихся конструкционных элементов, запасных частей, но и повысит их конкурентоспособность на рынках третьих стран. Как показывают расчеты, в отечественной горной практике экскаваторы типа LB-500М успешно заменят наиболее распространенные мехлопаты с ковшами емкостью до 5.0 м3, а также частично машины типа ЭКГ-8И.

Характерно, что замещение морально устаревших и, как правило, технически изношенных машин типов ЭКГ-4.6Б, ЭКГ-5А, их аналогов и ЭКГ-8И не повлечет за собой необходимости изменения параметров систем открытых горных разработок на действующих добывающих предприятиях. Бесспорно, что простые, дешевые и надежные в эксплуатации машины типа LB-500М могут успешно применяться при эксплуатации локальных участков с ограниченными запасами полезного ископаемого, когда, как правило, не будет требоваться опережающее буровзрывное рыхление породно-угольных массивов. С уверенностью можно прогнозировать эффективное применение машин типа LB-500М, например, при закладке зумпфов, проходке скользящих съездов, селективной выемке маломощных пластов, при работе в стесненных условиях на узких рабочих площадках и прочее. Надо сказать, что ни на одном горнодобывающем предприятии технологическая обстановка не позволяет обходиться без применения мехлопат типа ЭКГ-4.6Б; ЭКГ-5А и их модификаций. Как правило, фактический срок службы этих машин составляет 16–18 лет и более. Безусловно, этот парк экскавационной техники с успехом может быть заменен на LB-500М. Вместе с тем, успешное и скорейшее решение проблемы освоения серийного выпуска экскаваторов типа LB-500М с ковшами емкостью 6.0 м3 не позволит в целом кардинально улучшить структуру отечественного парка выемочно-погрузочных одноковшовых машин. Целым рядом независимых исследований обоснована необходимость незамедлительного обновления этого парка прогрессивными модификациями одноковшовых карьерных экскаваторов с ковшами емкостью, как минимум, 10 и 15 м3.

Есть основания полагать, что практическая реализация программы создания и освоения в производстве таких типов экскаваторов, во-первых, должна базироваться на международной кооперации и широкой консолидации научно-практических потенциалов заинтересованных партнеров, а, во-вторых, при ее осуществлении представляется целесообразным ориентироваться на организацию производства наиболее экономичных и простых типов экскаваторов, пусть даже в ущерб возможности их оснащения сменным рабочим оборудованием обратных гидравлических лопат. Простой количественный анализ структуры парка одноковшовых экскаваторов показывает, что в настоящее время скорейшее решение проблемы перевооружения экскаваторного парка на основе обратных гидравлических экскаваторов не актуально. На российских горнодобывающих предприятиях сейчас эксплуатируется не более одного процента обратных гидравлических лопат и вполне очевидно, что нет необходимости концентрации усилий в области незамедлительного создания экскаваторов именно такого типа. С учетом изложенного, определен предпочтительный параметрический ряд отечественных карьерных гидравлических экскаваторов, создание которых по кооперации с фирмой BOLA LADETECHNIK целесообразно в первую очередь. Расчетные характеристики машин этого параметрического ряда приведены в табл. 4.

Обобщая опыт применения карьерных гидравлических экскаваторов (в том числе — машин концепции «LB») в широком диапазоне горнотехнических условий при отработке забоев взорванных скальных пород, представляется возможным оценить вероятностные эксплуатационные показатели намечаемых к освоению в производстве экскаваторов нового поколения типа «LB-M» (рис. 4). Анализ результатов проведенных исследований позволяет прогнозировать возможность качественного повышения результирующих технико-экономических характеристик процесса выемочно-погрузочных работ, реализуемого с использованием машин новой концепции, по отношению к показателям применения традиционной экскавационной техники. В частности, при использовании экскаваторов нового параметрического ряда становится возможной интенсификация горных работ, обобщаемая показателем i, характеризующим темп отработки 1 пог. метра забоя, линейные параметры которого соответствуют конструктивным характеристикам и обеспечивают безопасную эксплуатацию конкретной модификации экскаватора с ковшом емкостью q. Накопленный опыт создания и применения мехлопат типа ЭКГ позволяет определять упомянутый показатель решением уравнения:

Исследование приведенного выражения показывает, что увеличение емкости ковша ЭКГ от 5–8 м3 до 15–16 м3 сопровождается уменьшением темпа подвигания фронта экскавационных работ примерно на 15%. В аналогичных расчетных условиях относительное снижение этого показателя для машин типа «LB-M» с ковшами емкостью 6.0 и 15.0 м3 составляет менее 10%. Причем абсолютные значения i для cопоставляемых видов выемочно-погрузочной техники заметно выше в случае применения карьерных гидравлических экскаваторов типа «LB-M»: для машин с емкостью ковша 5–6 м3 эта разница оценивается примерно в 1.75 раза; для экскаваторов с ковшами емкостью 15 м3 — в 1.45 раза. Это означает, что с использованием «LB-M» представляется возможным существенно повысить темпы производства открытых горных работ. Обобщая изложенное выше, есть основания полагать, что целям реализации приоритетной проблемы скорейшего и качественного перевооружения парка выемочно-погрузочной техники на отечественных горнодобывающих предприятиях в полной мере будет способствовать практическое осуществление программы освоения кооперированного производства карьерных гидравлических экскаваторов новой концепции (табл. 4).

17 марта текущего года под эгидой Комитета по угольной промышленности при Минтопэнерго России состоялось расширенное межотраслевое научно-техническое совещание, посвященное обсуждению проекта упомянутой программы, в инициативном порядке подготовленного ФПК «ИнвестТЭК», а также определению организационно-финансовых принципов реализации этой программы. Принятыми здесь решениями одобрены усилия упомянутого выше российско-немецкого консорциума, а заинтересованные партнеры ориентированы на выполнение планируемых работ в соответствии с укрупненным графиком, представленным на рис. 5, имея ввиду, что не менее 80% средств, необходимых для реализации программы, будет привлечено из внебюджетных источников финансирования. Инженерно-техническое обеспечение и организационно-финансовое сопровождение работ по программе освоения кооперированного производства экскаваторов нового поколения типа «LB-M» поручено ФПК «ИнвестТЭК», где незамедлительно будут изучены запросы и предложения потенциальных заказчиков и инве

Журнал "Горная Промышленность" №2 1999