Вариант завершения строительства «БЕЛКОМУРА»

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2020-5-86-90
П.И. Тарасов1, М.Л. Хазин2, В.М. Георгиев3
1 ООО «Перспектива-М», г. Екатеринбург, Российская Федерация
2 Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
3 Дума Качканарского городского округа, г. Качканар, Российская Федерация

Горная Промышленность №5 / 2020 стр. 86-90

Читать на русскоя языкеРезюме: Цель работы: анализ вариантов завершения строительства «БЕЛКОМУРА». Методология проведения исследования: анализ направлений строительства транспортных коридоров, обеспечивающих возможность полноценного развития Европейского Севера и Арктической зоны Российской Федерации. Результаты: в развитии Европейского Севера и Арктической зоны Российской Федерации важнейшую роль играет меридиональное направление – коридор «Север-Юг». Использование этого направления для перевозок через территорию России международных транзитных грузов обеспечивает существенное сокращение сроков их доставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, бассейна Индийского океана и Персидского залива из стран Европы и полностью меняет логистику. Преимущество строительства любой транспортной магистрали заключается в том, чтобы строительный материал находился относительно рядом. Огромные объемы накопленных отвальных пород, хвостов обогащения, шлаков создают серьезные экономические и экологические проблемы в горнопромышленных районах. Порода в данных отвалах достаточно долгое время слеживалась, а структура отвала представляет разнокусковый массив. Следовательно, данная порода может быть использована в качестве материала для строительства транспортных магистралей. Выводы: Такой подход позволит разрешить как проблемы улучшения экологического состояния окружающей среды, так и организацию масштабного производства сравнительно дешевого щебня из крупнотоннажных сырьевых источников.

Ключевые слова: транспортные коридоры, железная дорога, автопоезд, пустые породы, отвалы, карьер, экология, грузоперевозки

Для цитирования: Тарасов П.И., Хазин М.Л., Георгиев В.М. Вариант завершения строительства «БЕЛКОМУРА». Горная промышленность. 2020;(5):86–90. DOI: 10.30686/1609-9192-2020-5-86-90.


Информация о статье

Поступила в редакцию: 31.08.2020

Поступила после рецензирования: 09.09.2020

Принята к публикации: 15.09.2020


Информация об авторе

Тарасов Петр Иванович – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе, ООО «Перспектива-М», действительный член Академии горных наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Хазин Марк Леонтьевич – доктор технических наук, профессор, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Георгиев Владимир Михайлович – депутат, Дума Качканарского городского округа, Свердловская обл., г. Качканар, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Список литературы

1. Roh H.J., Sharma S., Sahu P.K. Modeling snow and cold effects for classified highway traffic volumes. KSCE Journal of Civil Engineering. 2016;20(4):1514–1525. DOI: 10.1007/s12205-015-0236-0.

2. Stephenson S. R., Smith L. C., Agnew J. A. Divergent long-term trajectories of human access to the Arctic. Nature Climate Change. 2011;1(3):156–160. DOI: 10.1038/nclimate1120

3. Roh H.J., Sahu P.K., Sharma S., Datla S. Statistical investigations of snowfall and temperature interaction with passenger car and truck traffic on primary highways in Canada. Journal of Cold Regions Engineering. 2015;30(2):04015006. DOI: 10.1061/(ASCE)CR.1943-5495.0000099.

4. Ayele Y.Z., Barabadi A., Barabady J. Dynamic spare parts transportation model for Arctic production facility. International Journal of System Assurance Engineering and Management. 2016;7(1):84–98. DOI: 10.1007/s13198-015-0379-x.

5. Серова Н.А. Перспективы инвестиционного развития арктических регионов России. В: Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем: материалы пятой Междунар. конф., Самара – Тольятти, 11–14 апреля 2018 г. Тольятти: Институт экологии Волжского бассейна РАН; 2018. С. 229–232.

6. Куратова Э.С. Железнодорожная магистраль «Белкомур» – сухопутная альтернатива западному участку Северного морского пути. Транспортное дело России. 2011;(9):88–90.

7. Алсуфьев А.В., Анисимова Г.А. «Белкомур» – стратегический проект для развития территорий. Государственный аудит. Право. Экономика. 2017;(1):18–25.

8. Крашенинников О.Н. Белогурова Т.П., Лащук В.В., Пак А.А. Использование вскрышных пород месторождений Кольского полуострова для получения щебня. Режим доступа: http://www.book.lib-i.ru/25fizika/877420-1-ispolzovanie-vskrishnih-porodmestorozhdeniy-kolskogo-poluostrova-dlya-polucheniya-schebnya-kra.php

9. Гершенкоп А.Ш., Хохуля М.С., Мухина Т.Н. Переработка техногенного сырья Кольского полуострова. Вестник Кольского научного центра РАН. 2010;(1):4–8.

10. Калабин Г.В., Горный В.И., Крицук С.Г. Оценка состояния окружающей среды территории Качканарского ГОКа по данным спутникового мониторинга. Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 2016;(2):179–187. Режим доступа: https://www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=167366&ARTICLE_ID=167385.

11. Болтыров В.Б., Селезнев С.Г., Стороженко Л.А. Экологические последствия долговременного хранения техногенных объектов типа «Отвалы Аллареченского месторождения» (Печенгский район Мурманской области). Известия Уральского государственного горного университета. 2015;(4):27–33.

12. Хазин М.Л., Тарасов П.И., Голубев О.В., Дмитриев В.Т. Пустые породы и отходы производства горно-обогатительных комбинатов – основа для строительства транспортных магистралей. Известия Уральского государственного горного университета. 2017;(4):90–94. DOI: 10.21440/2307-2091-2017-4-90-94.

13. Тарасов П.И., Хазин М.Л., Голубев О.В. Снижение геоэкологической нагрузки горно-перерабатывающей промышленности северных и арктических территорий. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2019;(7):74–82. DOI: 10.25018/0236-1493-2019-07-0-74-82.