Модернизация системы подготовки горно-инженерных кадров в условиях цифровой трансформации минерально-сырьевого комплекса России
Черкашина Е.Л., Цибизова О.В., Артюхова Н.С.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Горная Промышленность №6/ 2025 стр. 64-70
Резюме: Статья посвящена комплексному анализу трансформации системы подготовки кадров для горнодобывающей промышленности России в условиях ускоренной цифровизации производственных процессов и структурных изменений отраслевого рынка труда. Исследование базируется на эмпирических данных 47 образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по специальности «Горное дело», с общим контингентом более 15 тысяч обучающихся. Анализируется период 2020–2024 гг., характеризующийся критическим дефицитом квалифицированных специалистов на фоне интенсивного развития минерально-сырьевого комплекса страны. Результаты показывают неоднородность качественных параметров профессиональной подготовки выпускников относительно требований работодателей: лишь 62–66% горно-инженерных кадров соответствуют современным компетенциям цифровой экономики. Выявлена дивергенция между темпами технологического обновления производственной базы предприятий и консервативностью образовательных программ вузов. Установлено, что средний балл ЕГЭ зачисленных на горно-геологические специальности вырос с 228 в 2023 г. до 236 в 2024 г. при конкурсе 16–18 чел. на место, что свидетельствует о повышении престижности профессии. Однако сохраняется критический разрыв между выпуском специалистов и потребностью отрасли в кадрах: незакрытыми остаются около 65–70 тыс. вакансий, 68–72% которых приходятся на Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Средняя заработная плата горных инженеров за исследуемый период увеличилась со 112 тыс. руб. в 2023 г. до 158 тыс. руб. в 2025 г., демонстрируя рост на 41%. Внедрение цифровых образовательных технологий, включая виртуальные тренажерные комплексы и программные симуляторы, позволило повысить эффективность формирования практических компетенций на 35–40%. Исследование обосновывает необходимость радикальной трансформации содержания и методов подготовки горно-инженерных кадров через интеграцию индустриальных партнерств, персонализацию образовательных траекторий и акселерацию цифровой трансформации учебного процесса.
Ключевые слова: подготовка горно-инженерных кадров, цифровизация горного образования, дефицит квалифицированных специалистов, компетенции горного инженера, минерально-сырьевой комплекс, образовательные технологии, трудоустройство выпускников
Для цитирования: Черкашина Е.Л., Цибизова О.В., Артюхова Н.С. Модернизация системы подготовки горно-инженерных кадров в условиях цифровой трансформации минерально-сырьевого комплекса России. Горная промышленность. 2025;(6):64–70. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-6-64-70
Информация о статье
Поступила в редакцию: 08.09.2025
Поступила после рецензирования: 27.10.2025
Принята к публикации: 18.11.2025
Информация об авторах
Черкашина Елена Леонидовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и общетеоретических дисциплин, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0002-1613-0147; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Цибизова Оксана Владимировна – кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка как иностранного и общетеоретических дисциплин, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0003-0674-7140; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Артюхова Наталия Сергеевна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и общетеоретических дисциплин, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0003-0949-1902; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Список литературы
1. Вавенков М.В. VR/AR-технологии и подготовка кадров для горной промышленности. Горные науки и технологии. 2022;7(2):180–187. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-2-180-187
2. Петров В.Л. Аналитический обзор системы подготовки горных инженеров в России. Горные науки и технологии. 2022;7(3):240–259. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-3-240-259
3. Комаричева Е.И., Виноградова О.В. Проблемы подготовки специалистов для обеспечения безопасности в горнодобывающей промышленности. Безопасность труда в промышленности. 2023;(2):88–94. https://doi.org/10.24000/0409-2961-2023-2-88-94
4. Черкашина Е.Л., Пиневич Е.В., Цибизова О.В. Адаптивная модель непрерывного профессионального образования в условиях технологической модернизации угольной промышленности. Уголь. 2025;(7):71–80. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2025-7-71-80
5. Каледина Н.О. Подготовка горных инженеров – содержание и качество. Уголь. 2023;(11):23–30. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2023-11-23-30
6. Комаричева Е.И., Виноградова О.В. Обучение рабочих и специалистов для горнодобывающей отрасли в аспекте безопасности труда. Безопасность труда в промышленности. 2024;(2):89–94. https://doi.org/10.24000/0409-2961-2024-2-89-94
7. Мартынов В.В., Макарова С.Ю. Технологии проектирования профессиональных образовательных программ подготовки кадров для цифровой экономики. Информационные технологии. 2024;30(2):103–111. https://doi.org/10.17587/it.30.103-111
8. Kuznietsova O., Vnukova О., Udalova O., Slyusar N., Honcharenko O. Digitization as a digital hub of interaction in the educational environment of a education institution. Conhecimento & Diversidade. 2023;15(40):364–377. Available at: https://revistas.unilasalle.edu.br/index.php/conhecimento_diversidade/article/download/11250/4309 (accessed: 13.04.2025).
9. Zolotarova S., Ponomarova M., Stankevych S., Novikova V., Zolotarov A. Integration of the educational process in higher education with digital technologies. Naukoviy Visnik Natsionalnogo Girnichogo Universitetu. 2024;(3):149–156.
10. Егорова А.А., Заровняева С.С. Подготовка горных инженеров в МПТИ (ф) СВФУ на основе сквозных цифровых технологий. Горный журнал. 2024;(2):97–102. https://doi.org/10.17580/gzh.2024.02.16
11. Morkun V.S., Semerikov S.O., Hryshchenko S.M. Geoinformation technologies in the training of future mining engineers. Information Technologies and Learning Tools. 2023;96(4):185–203.
12. Лукичев С.В., Наговицын О.В. Цифровая трансформация и технологическая независимость горнодобывающей отрасли. Горная промышленность. 2022;(5):74–78. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2022-5-74-78
13. Ким И.Н., Комин А.Э. Инженерные компетенции для сельского хозяйства 4.0. Экономика сельского хозяйства России. 2022;(6):43–54. https://doi.org/10.32651/226-43
14. Пономарев В.П., Пучков А.Л. Новая парадигма подготовки управленческих кадров горнопромышленной отрасли. Уголь. 2023;(1):46–50. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2023-1-46-50
15. Панишев А.Л., Горина Л.Н. Отдельные аспекты обучения и подготовленности персонала к обеспечению промышленной безопасности. Безопасность труда в промышленности. 2024;(12):86–92. https://doi.org/10.24000/0409-2961-2024-12-86-92





