О технологии и положительном опыте мониторинга технического состояния горношахтного оборудования в Кузбассе 2

М.Н.Котровский, горный инженер, «Горная Промышленность»

Окончание. Начало читайте в «ГП» №2 • 2005

«ГП»: Много ли клиентов у вашей лаборатории в Кузбассе? С.М.: Практически все шахты, использующие смазочные материалы «Фукс» - наши клиенты. С той лишь разницей, что собственники одних - пока не решились на полный мониторинг и заказывают его на все оборудование эпизодически или только на импортное оборудование, другие - заключили договора на полный мониторинг всех видов оборудования, включая отечественное.

На сегодняшний день в числе наших клиентов крупнейшая в России шахта «Распадская», новое предприятие - разрез «Распадский», под наш технический надзор передают свои механизмы и машины шахты «Томская» и «Абашевская» объединения «ЮжКузбассуголь», шахты «Соколовская», «Котинская» и «им. С.М.Кирова» крупнейшей угольной компании «СУЭК». На шахтах ОАО «ЮжКузбассуголь» теперь тоже принято решение об использовании только сертифицированных продуктов «Фукс». Шахтеры предприятия убедились, что только с ними комбайны импортного производства будут в состоянии выдавать наивысшую производительность до 5 млн.т в год. Отечественных аналогов ни техники, ни масла до сих пор нет.

Выгода клиентов очевидна - оплачивая услуги мониторинга оборудования, клиент получает заключение о реальном состоянии техники, что дает возможность специалистам принять необходимые меры для предупреждения аварии. Прикинув возможный ущерб от

аварийной поломки машины, очень быстро можно оценить, что наши услуги во много раз дешевле даже из расчетов затрат на ремонт одного редуктора.

«ГП»: Всем понятно, что аварии сопряжены не только с большими непредвиденными расходами на ремонт или приобретение нового оборудования, но и с потерями рабочего времени, а значит и с не выданными «на гора» объемами угля.

Скажите, довелось ли за годы работы вашей лаборатории «подловить» на подходе серьезную аварию и помочь клиенту предотвратить существенный ущерб?

С.М.: Результаты наших анализов по каждой из «опекаемых» машин мы выдаем в наших отчетах в наглядной форме, используя принцип светофора: зеленый ▲ - нет проблем (здорова); желтый ■ - есть замечания, а механику - сигнал: «нужно заменить масло, а может уплотнение или фильтр»; красный • - машина работает в зоне угрозы поломки. Красный знак в нашем случае не означает для механика, что машина - накануне аварийной остановки, а это наше предостережение. Сегодня механики предприятий, работающих с нами не первый год, практически мгновенно реагируют на рекомендации наших отчетов. И вот недавний пример нового нашего клиента шахты «Абашевская» объединения «ЮжКузбассуголь». Здесь эксплуатируется (в гарантийном периоде) комбайн одной из известных мировых фирм, который имеет редуктор с водяным охлаждением. При очередном заборе проб масла из планетарного редуктора левой «качалки» мы обнаружили присутствие в нем воды. Масло заменили, и снова - в пробах вода! Механики вместе с представителями фирмы обследовали машину и обнаружили дефект в системе подачи воды для орошения. Неисправность устранили, но при следующем анали-

зе, в пробе масла редуктора - опять вода! Еще одно обследование механиков - и еще один, очередной дефект! Здесь мы оказались в роли экспертов и выполнили свою главную задачу - предотвратили аварию комбайна и помогли шахте избежать существенного ущерба от поломки и простоя оборудования.

«ГП»: Вы работаете в основном с шахтами. Представляют ли карьеры с их оборудованием интерес для Вашей лаборатории? С.М.: На уже упомянутом разрезе «Распадский» мы ведем мониторинг парка импортных бульдозеров, гидравлических экскаваторов и комплексов глубокой разработки угольных пластов; в общем около 50 единиц дорогостоящего мощного оборудования. Буквально на днях достигнута договоренность о мониторинге оборудования на разрезах ОАО УК «Южный Кузбасс» - здесь имеет место своя специфика. К слову сказать, объекты мониторинга на разрезах подвигли нас к дооснащению лаборатории приборами для контроля качества и состава топлива, антифризов и тормозной жидкости, и соответствующего программного обеспечения.

Теперь с их помощью мы уверенно определяем наличие примесей 30 металлов, а также уровень содержания серы. Наличие серы приводит к образованию кислотной среды, разрушающей все: от уплотнений и сальников до подшипников и других деталей из металлов. «ГП»: Имеется ли подобная лаборатория в других бассейнах или регионах нашей страны?

Н.Н.: Изучив состояние практики и научных разработок НИИ горного профиля в области мониторинга техники в б. СССР, могу твердо заявить, что второй такой лаборатории как ООО «Титан» на пространстве б. СССР сегодня нет.

С.М.: Недавно довелось разговаривать с научным сотрудником ведущего угольного НИИ в РФ, который значительную часть своей жизни занимался разработкой системы оценки текущего технического состояния горной техники. Я рассказал ему о нашей деятельности и об оснащении лаборатории, он был поражен тем, что все это не миф, а существующая действительность, и опыт западных лабораторий теперь применяется и в России.

«ГП»: Уважаемые коллеги, можно только порадоваться за горняков подземщиков и открытчиков Кузбасса, так как в самом центре их региона действуют в высшей степени квалифицированные эксперты текущего состояния горных машин. К одной из особенностей сегодняшнего развития горнодобывающих предприятий относится все большее насыщение их машинного парка зарубежными экскаваторами, буровыми станками, погрузодоставочной техникой и др. оборудованием, чувствительным к качеству смазочных материалов.

В этих условиях как быть механической службе предприятий, например, регионов Урала и Дальнего Востока: самим оснащаться такой же лабораторией или попытаться скооперироваться с вами и стать вашими клиентами?

Н.Н.: В Вашем вопросе скрыт еще один - каков радиус действия лаборатории, экономически выгодный для клиентов с учетом их удаленности? Здесь уместно сообщить о мировой практике: отобранные

клиентом пробы доставляются в базовую лабораторию, находящуюся за сотни и тысячи километров от заказчика, экспресс-почтой типа DHL. При такой схеме начинает действовать фактор времени, и это - главный ограничитель предельного сектора охвата лаборатории и эффективности мониторинга для клиента в целом. Надо сказать, что мы рассмотрели эту ситуацию, и в целях расширения зоны обслуживания лаборатории сегодня предлагаем специальные «партнерские» цены на проведение мониторинга клиентам из этих двух регионов России, которые закупают масла и смазки Fuchs. В рамках этой программы мы предоставляем нашим потребителям возможность получения какого-то количества анализов вообще бесплатно. Конкретные условия оговариваются в контракте на поставку продуктов. «ГП»: Насколько опыт и технологии исследований вашей лаборатории могут быть полезными при техническом мониторинге отечественных машин?

С.М.: Никаких препятствий к применению технологии мониторинга на российскую, белорусскую и украинскую технику не существует. Мы давно и успешно осуществляем мониторинг комбайнов украинского производства на шахте «Распадская». Скорее всего, нужно вести речь об изменении мышления инженерно-технических специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих машины. Далеко не секрет, что на наших предприятиях и сегодня при эксплуатации техники используется «случайное», а не рекомендованное заводом масло. Ошибочно вместо масла заливается гидрожидкость и наоборот, словом, «что имеем, то и заливаем в машину нечто маслянистое на ощупь»... Это прямая дорога к аварийности. Современная культура обслуживания не допускает, а техника не терпит использования в качестве наливной тары старых огнетушителей или ведер из-под угля, предварительно протертых верхонкой или куском ветоши, а обязательно предусматривает использование специальных канистр, пере-ливочно-заправочных насосов и т.п. Когда все поймут, что чистые масло и гидрожидкость - основа «здоровья» любой машины, тогда нынешняя система ТО и ППР будет уже достоянием истории. А сегодня при ТО и ППР не везде и не все анализируют качество и загрязненность масел, в том числе на наличие нерастворимых примесей. «ГП»: Какие еще меры, на Ваш взгляд, следует предпринять для этого? С.М. Заводам-изготовителям отечественной техники придется пересмотреть нормативные сроки по замене масла. А также перейти на использование высококачественных современных продуктов при первой заводской заправке машин. Приведу несколько примеров из собственной практики и станет понятной парадоксальность сложившейся ситуации.

Пример первый: Завод-изготовитель бульдозера Liebherr установил технический норматив для смены масла в двигателе - интервал 125-150 моточасов, а бульдозера Caterpillar - 250 моточасов. При этом должны применяться только допущенные изготовителем оборудования сорта. А вот завод «Промтрактор» установил этот норматив в 500 моточасов. Заметьте - отечественных сортов, по качеству уступающих импортным. При таких сроках в масле накапливается столько оксида серы, что она разрушает все уплотнения, и двигатель

стопорится. Мне давно понятно, почему бульдозеры «Промтрактора» часто останавливаются из-за аварии двигателей. В беседах с механиками парков на мое предложение чаще менять масло, они разводят руками: это норматив завода, под который заложены финансовые и материальные ресурсы! Может быть мое мнение обидит заводчан изготовителей, но в этом главная причина того, почему бульдозеры плохо эксплуатируются, часто находятся в ремонте и почему все чаще горняки отдают предпочтение импортным моделям. Н.Н.: Хочу добавить к сказанному Сергеем Михайловичем такой нюанс: для упомянутых моделей импортных бульдозеров заводы-изготовители устанавливают норматив и в 500 моточасов, но при условии использования масел, имеющих допуски по применению в двигателях. Список фирм, допускающих продукты, не умещается на одной странице инструкции! К сожалению, нет пока отечественных масел с такими допусками.

С.М.: Пример второй: Предприятие закупило 4 самосвала МАЗ. Автомобили эксплуатировались в круглосуточном режиме. В двигате-

ли двух машин заправлялось отечественное моторное масло, а в два другие - импортное с аналогичными характеристиками. После 4 лет эксплуатации подвели итоги - оба двигателя, работавшие на отечественном масле, дважды побывали в капремонте. Автомобили, работавшие на импортном масле никаким ремонтам не подвергались, к двигателям претензий нет, работают по сей день. Когда просуммировали расходы, то установили, что затраты по эксплуатации автомобилей с импортным маслом в несколько раз ниже затрат на эксплуатацию автомобилей с отечественным маслом, плюс ремонты и простои.

Руководитель этого предприятия принял решение об использовании только импортных масел. Подобных примеров на предприятиях Кузбасса с каждым годом становится больше - это опровергает закоренелое нежелание отечественных заводов-изготовителей техники и предприятий, эксплуатирующих ее, перейти на использование высококачественных масел, оправдывая его дороговизной, «которая только увеличивает расходы и ничего другого не дает». «ГП»: На Ваш взгляд, почему система мониторинга текущего состояния техники независимыми лабораториями пока не получила повсе местного распространения?

С.М.: Причин две: застарелость мышления технических специалистов и стремление собственников «сэкономить». Эта экономия - кажущаяся, и это хорошо демонстрирует вышерассмотренный пример. Часто, начиная разговор с техническими руководителями об эффективности предлагаемого нами мониторинга машин, наталкиваешься на ответ: «Хорошо бы, да вот нет денег, не предусмотрено сметой...». «ГП»: Завершая наш в высшей степени интересный разговор о новой технологии технического сервиса, уже применяющейся на шахтах и карьерах Кузбасса, отметим, что вряд ли у кого-то возникнут сомнения в перспективах ее более широкого распространения в России. С.М.: С самого начала деятельности мы ориентировали наших клиентов на использование продуктов только высокого качества и сертифицированных для угольных шахт, в том числе опасных по газу и пыли. Именно такой сертификат Федеральной службы по техническому надзору РФ имеют все продукты корпорации «Фукс», поставляемые на шахты мира и России в том числе.

За довольно короткий срок работы по обеспечению сервиса на основе мониторинга техники, эксплуатирующейся со смазочными и гидравлическими материалами «Фукс», наши клиенты полностью убедились в действительно высоком их качестве и их репутации как всемирно признанных продуктов. Мониторинг с анализом проб масел и эмульсий, отбираемых из работающего оборудования, позволил показать высокую эффективность обслуживания техники на продуктах «Фукс».

В заключение своего рассказа хочу сказать, что вывод зарубежных коллег о том, что 75-80% поломок и износа оборудования вызваны загрязнениями смазочных и гидравлических материалов - абсолютно справедливый и подтверждается практикой работы нашей лаборатории.

Н.Н.: Хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что шахты оказались первыми, и по настоящее время остаются основными, клиентами этой лаборатории не случайно. Аварийная остановка любого оборудования в подземных условиях обходится очень дорого и эксплуатационникам и собственникам не только потому, что они при этом несут непредвиденные затраты на ремонт и приобретение нового, но и потому, что в это время шахта простаивает и не дает угля!

Все большее насыщение горных предприятий мощной и дорогостоящей техникой, минута простоя которой дорого стоит, объективно побуждает весь технический персонал предприятий - от шахтера-забойщика до гл. специалистов и технического директора - руководствоваться в действиях народной мудростью: «береженая вещь два века живет», приучающей ставить во главу угла бережливое и хозяйское отношение к технике.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2005