О возможном снижении аварийной опасности угольных шахт

А.Ф. Син, к.т.н., генеральный директор ФГУП ВГСЧ М.Н. Судиловский, горный инженер

Расследования происходивших в горных выработках взрывов метановоздушной смеси и угольной пыли, пожаров свидетельствуют о несовершенстве правового обеспечения и регулирования норм и правил безопасного функционирования угольных шахт, что обуславливает серьезные недостатки в организации на шахтах системы безопасности, в том числе в их противоаварийной защите. По этой причине на шахтах практически не ведется целенаправленная работа по предупреждению возможных аварий, а возникающие взрывы и пожары, как правило, получают развитие, сопровождаются тяжелыми последствиями, реальными угрозами для жизни и здоровья шахтеров.

Декларативные решения и даже требования, направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья людей, занятых в сфере производства, сформированы в ряде законодательных актов Российской Федерации. В их числе, например:

- пункт 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации;

- пункты 1 и 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- статьи 211 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации;

- статья 10 и другие статьи Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В перечисленных актах декларируется:

- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- право устанавливать в законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

- обязательность исполнения требований охраны труда юридическими и физическими лицами, организующими производство и труд;

- обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на этих объектах;

- обязанность руководителя производственного объекта обеспечить безопасность работников при осуществлении технологических процессов, организацию контроля соответствия условий труда установленным нормам и требованиям, принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.

Реализация перечисленных декларативных решений и требований в части обеспечения безопасных условий труда для жизни и здоровья людей, работающих в угольных шахтах, должна была быть предусмотрена в нормативном правовом

акте прямого действия - Правилах безопасности в угольных шахтах. Однако указанные Правила не стали таким актом, они изобилуют ссылками на решения, которые должны быть еще выполнены. Например, предусмотренные Правилами безопасности меры по предупреждению возможных аварий, по ликвидации последствий возникающих аварий носят, как правило, тот же декларативный характер и отсылают к методикам, которые должны быть еще разработаны Госгортех-надзором России.

В п. 40 предусмотрено, что проектирование противоава-рийной защиты шахты должно производиться по результатам анализа риска аварий в установленном Госгортехнадзо-ром России порядке. В п. 39 в качестве метода для предупреждения аварий в шахтах предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей шахту, принимать участие в расследовании причин имевшей место аварии и принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий. То есть, нужно дождаться случая, когда возникнет авария, выяснить причину или причины ее возникновения и только тогда начинать реализацию мер по предупреждению подобных аварий. Несмотря на то, что имевшие место взрывы с тяжелыми последствиями в ряде случаев были обусловлены наличием больших количеств метана в выработанном пространстве или в пустотах за крепью выработок, Правила безопасности напоминают о необходимости тампонирования такого рода пустот (п. 120) и даже не предусматривают обязательный контроль наличия и концентрации метана в этих пустотах.

В п. 309 сформулировано требование один раз в квартал составлять перечень участков горных выработок, опасных по слоевым скоплениям метана. Однако контроль таких скоплений метана предусмотрено проводить в порядке, который будет установлен Госгортехнадзором России.

Подобные нормы и требования непрямого действия предусмотрены Правилами безопасности в вопросах пожарной опасности горных выработок, предупреждения подземных пожаров. В п. 586 предусмотрено, что порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по предупреждению пожаров от самовозгорания угля должны устанавливаться в порядке, установленном Госгортехнадзором России. Предусмотренные в п. 593 и п. 596 меры по безопасной отработке пластов самовозгорающегося угля не носят обязательного характера.

Конечно, такое нормативное и правовое регулирование вопросов, касающихся предупреждения аварий в выработках шахт, вряд ли может быть эффективным.

Аналогичным образом изложены в Правилах безопасности и требования, касающиеся готовности шахт к локализации возникших аварий, ликвидации их последствий на начальной стадии развития. В качестве нормы, которая должна обеспечить такую готовность шахты, п. 43 предусмотрено обязательное наличие Плана ликвидации аварий, разрабатываемого на основе анализа риска аварий и информационного мониторинга состояния противоаварийной защиты шахты. Никаких рекомендаций по методологии такого анализа нет. На самом деле этот План представляет собой набор неких мероприятий и действий, которые должны осуществляться в случае пожара или взрыва в любой точке каждой выработки шахты, независимо от того есть там такая угроза или нет. Фактически существующий План ликвидации аварий решает две задачи, связанные с ликвидацией возникшего пожара или взрыва: выбор и реализацию целесообразного вентиляционного режима и подачу воды к месту аварии. В остальном, предусматриваемые этим планом меры и действия, не решают проблем, связанных с локализацией или ликвидацией последствий возникшей аварии на начальной стадии ее развития. Требования Правил безопасности, направленные на обеспечение готовности шахты к ликвидации возникших аварий на начальной стадии их развития, заключаются в том, что согласно п. 53 на шахте должен быть для этих целей резерв финансовых средств и материальных ресурсов, а согласно п. 583 - количество и вид технических средств противоаварийной защиты определяется в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

Вместе с тем опыт борьбы с возникающими авариями подтверждает необходимость планирования и осуществления мер по предотвращению возможных аварий, по обеспечению готовности к эффективным действиям по их ликвидации на начальной стадии развития. Этого же требуют и Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 212), и федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 10).

К числу аварий, которые с достаточно высокой долей вероятности могут быть предотвращены, можно отнести взрывы метановоздушной смеси и угольной пыли, эндогенные и экзогенные пожары. Для этого необходимы правовое обеспечение и организационные решения, направленные на формирование системы профилактических мер и действий, которые позволят заранее знать места горных работ и горных выработок, в которых образовались и присутствуют опасности, угрожающие возникновением взрыва или пожара. Располагая такого рода данными, можно планировать и осуществлять меры по предотвращению возможной аварии в конкретном месте и в реально сложившейся обстановке. Учитывая постоянное перемещение горных работ, изменение состояния горных выработок, вряд ли возможно полностью исключить факты возникновения взрывов и пожаров в шахте, но ограничить возможность неконтролируемого их развития - вполне реально.

Правовой основой и организационной мерой осуществления работы по предупреждению взрывов и пожаров в выработках шахт, по обеспечению готовности шахты к локализации возникших аварий, ликвидации их последствий на начальной стадии развития может стать Противоаварийный план шахты, методология разработки которого и нормативно-правовые требования к его действию должны быть включены в действующие Правила безопасности в угольных шахтах в качестве дополнения.

Этим разделом Правил безопасности должны быть установлены:

- обязательное наличие разработанного и согласованного в установленном порядке Противоаварийного плана на каждой угледобывающей шахте;

- порядок разработки, согласования и утверждения Проти-воаварийного плана. Представляется целесообразным пересматривать, согласовывать и утверждать этот План один раз в полугодие;

- порядок внесения в Противоаварийный план изменений и дополнений, необходимость которых возникает в промежутке между пересмотром, согласованием и утверждением его;

- регламент и порядок проверки предусматриваемых Планом аварийных вентиляционных режимов, в том числе и полного общешахтного реверсирования вентиляционной струи;

- регламент и порядок проведения практических тренировок подземных рабочих и инженерно-технических работников в самоспасателях.

Указанным разделом Правил безопасности должна быть установлена структура Противоаварийного плана и обозначено содержание каждой его части.

Принципиально новыми в Противоаварийном плане будут «Данные об опасностях, сложившихся в горных выработках шахты, угрожающих возникновением аварий» (Данные об аварийно-опасных местах), меры по обеспечению готовности шахты к локализации возникших аварий, ликвидации их последствий на начальной стадии развития. Структурно изменится содержание позиций, изменится принцип формирования позиций этого Плана. Так в «Данные об аварийно-опасных местах» должны быть внесены все места горных работ и горных выработок, в которых установлено наличие опасности, угрожающей возникновением взрыва, пожара или обрушения. По каждому из таких мест приводятся характерные параметры опасности. При установлении, например, наличия скопления метана в пустотах за крепью выработок целесообразно указать протяженность такого скопления, примерный объем скопившегося метана, факторы, которые могут выбросить этот метан в сечение выработки, возможные концентрации метана в метановоздушной смеси и др. По каждому из таких мест следует указать возможность и наличие отложений угольной пыли, которая потенциально может принять участие во взрыве. Особо должны быть отмечены источники возможного воспламенения.

Каждое из таких аварийно-опасных мест должно быть изъято из «Данных об аварийно-опасных местах» если оно перестает представлять угрозу возникновения взрыва. Решение об его изъятии принимает технический руководитель шахты по согласованию с работником по профилактической работе профессиональной горноспасательной службы.

Аналогичным образом устанавливаются места горных работ и горных выработок, в которых образовались опасности возникновения эндогенных или экзогенных пожаров. В случае разногласия в части отнесения того или иного места горных работ или горных выработок к числу угрожаемых возникновением аварии, либо в части режима контроля наличия и изменения параметров опасности, решение по существу разногласия принимает технический руководитель шахты, но с обязательным внесением записи о причинах разногласия в «Данные об аварийно-опасных местах» Противо-аварийного плана.

По каждому месту горных работ или горных выработок, внесенному в «Данные об аварийно-опасных местах» Про-тивоаварийного плана, разрабатываются и записываются в эти же «Данные.» меры по устранению установленных опасностей, если эти опасности технологически устранимы; если же какая-то опасность технологически не устранима, руководитель организации, эксплуатирующей шахту, принимает решение либо о прекращении работ в зоне возможного действия установленной опасности, либо о разработке и реализации специальных мер, исключающую угрозу для жизни и здоровья шахтеров. Эти меры согласовываются с органом Госгортехнадзора России.

Готовность шахты к эффективным действиям на начальной стадии развития возникшей аварии определяется:

- присутствием или возможностью быстрого прибытия к месту аварии специально подготовленных членов шахтной горноспасательной команды;

- наличием и возможностью быстрого и эффективного применения необходимых технических средств для ликвидации очага аварии или ее последствий;

- подготовленность рабочих и ИТР шахты к применению средств самоспасения, к действиям по самоспасению;

- наличием заранее разработанного плана действий по возможно быстрой доставке к месту аварии сил и технических средств, которые позволят оказать необходимую помощь застигнутым аварией людям и ликвидировать последствия этой аварии.

Показатели необходимого уровня готовности шахты к локализации возникшей аварии или ликвидации ее последствий на начальной стадии развития определяются заранее для каждого аварийно-опасного места горных работ или горных выработок.

В числе технических средств, которые должны быть предусмотрены для применения на начальной стадии развития возникшей аварии, должны быть средства, предусмотренные Правилами безопасности для размещения в горных выработках, а также средства, допущенные к применению в угольных шахтах. Решение о номенклатуре таких средств, их размещении в горных выработках у аварийно-опасных мест или доставке и применении в случае возникновения аварии принимает технический руководитель шахты. Рабочие и ИТР шахты, находящиеся на своих рабочих местах в сфере воздействия последствий возможной аварии, должны быть заранее информированы о наличии опасностей и ориентированы на те или иные действия в случае проявления этих опасностей.

Меры по обеспечению готовности шахты к соответствующим действиям должны быть предусмотрены также на случай проявления таких опасностей, как угроза внезапного выброса угля и газа, аварийного загазирования горных выработок, прорыва воды или заиловки, других видов аварий, создающих опасную для жизни и здоровья шахтеров среду.

Меры по обеспечению готовности шахты к локализации возникшей аварии или ликвидации ее последствий на начальной стадии развития, а также первоочередные действия по реализации предусмотренных мер записываются в соответствующей позиции Противоаварийного плана шахты.

Позиции разрабатываются на каждый вид из возможных в выработках шахты аварий, способных образовать непригодную для дыхания среду и для каждого из следующих мест, в которых образовалась опасность возникновения аварии:

- мест горных выработок и очистных работ, в которых скопился метан, угрожающий образовать взрывоопасную смесь или в которых присутствует угроза возникновения пожара, внезапного выброса угля и газа, внезапного зага-зирования другими, опасными для жизни и здоровья газами, прорыва воды, заиловки, другого вида аварии, способной создать непригодную для дыхания среду;

- отдельно проходимых горных выработок, проветриваемых вентилятором местного проветривания, в которых присутствует угроза скопления метана или возникновения подземного пожара, или внезапного выброса угля и газа, или другого вида аварии, способной создать непригодную для дыхания среду;

- участков горных выработок, которые в нарушение требований Правил безопасности закреплены горючей крепью, постоянно содержат пожароопасный материал, выработок, в которых функционирует пожароопасное технологическое оборудование или присутствует опасность возникновения экзогенного пожара.

Позиции Противоаварийного плана по усмотрению технического руководителя шахты могут быть разработаны для любых других выработок, в которых, по его мнению, присутствует опасность возникновения аварии, угрожающей жизни и здоровью шахтеров.

При наличии опасностей, создающих угрозу возникновения двух и более видов аварий в одной выработке или выработках, включаемых в одну позицию, разрабатывается позиция для каждого вида возможных аварий, но под одним и тем же номером; если же в этих позициях предусматриваются одинаковые меры обеспечения готовности и одинаковые действия по локализации или ликвидации последствий этих аварий, то они могут быть объединены в одну, но с указанием наименования каждого вида аварии, включенного в эту позицию.

Если выполненные работы по устранению имевших место опасностей исключают возможность возникновения того или иного вида аварии, соответствующая позиция может быть изъята из оперативной части Противоаварийного плана. Решение об изъятии принимает технический руководитель шахты по согласованию с командиром подразделения профессиональной горноспасательной службы, согласовавшим этот План. В случае, когда в промежутке между регламентными согласованиями Противоаварийного плана устанавливается новое место, не отнесенное к какой-либо позиции, а присутствующие в нем опасности угрожают возникновением аварии, на это место и на вид возможной аварии решением технического руководителя шахты разрабатывается позиция и по согласованию с командиром подразделения профессиональной горноспасательной службы, согласовавшим Проти-воаварийный план, включается в состав этого Плана.

Противоаварийный план шахты полностью записывается на магнитном носителе.

* * *

Изложенный материал дает представление об особенностях предлагаемого варианта формирования противоаварий-ной защиты угольных шахт, дает основания полагать, что Противоаварийный план шахты будет способствовать осуществлению эффективной работы по предупреждению взрывов и пожаров в выработках шахт, по обеспечению достаточно высокого уровня готовности шахт к локализации возникающих аварий, к ликвидации их последствий на начальной стадии развития.

Внедрение предлагаемого варианта противоаварийной защиты угольных шахт потребует разработки и в установленном порядке включения в состав действующих Правил безопасности в угольных шахтах специальной главы «Противо-аварийный план шахты». В ней должны быть записаны в виде норм прямого действия, касающиеся структуры и содержания Плана, порядок его разработки и согласования, другие требования, нормы и правила, касающиеся противоава-рийной защиты шахт.

Опыт работы с Противоаварийным планом обозначит возможные недостатки, но творческая работа над их устранением будет способствовать совершенствованию предлагаемого варианта противоаварийной защиты угольных шахт.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2008, стр.34