Карьерные самосвалы БелАЗ: Перспективы развития конструкции и сервиса

В.М.Крох, зам. технического директора по новой технике ПО «БелАЗ»


Производственное объединение «БелАЗ», которое уже более четырех десятилетий поставляет карьерную технику на рынок России, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья, в сентябре 2003 года отмечает свой 55-летний юбилей.

История предприятия берет свой отсчет в послевоенном 1948 году, когда недалеко от Минска было начато строительство завода, на протяжении более чем полувека являющегося ведущим машиностроительным предприятием Беларуси. Профильная продукция завода все эти годы изменялась и расширялась.

БелАЗ сегодня – это не только карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 тонн, но и техника для обслуживания карьеров – фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы, колесные манипуляторы; техника для подземных работ – шахтные вагоны, механические крепи для лавовых комплексов, а также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и другое тяжелое транспортное оборудование.

Всего же за всю историю предприятия Белорусским автозаводом разработано более 400 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 280 тонн, выпущено свыше 120 тысяч единиц карьерных самосвалов, которые работали и работают более чем в 50-ти странах мира.

Коллектив предприятия постоянно работает не только над разработкой модификаций серийно выпускаемых машин, но и над созданием техники нового поколения, отвечающей всем требованиям работы в сложных горнотехнических условиях. Так, только за последнее десятилетие БелАЗом разработаны и получили путевку в жизнь на предприятия горнодобывающего комплекса России и стран СНГ самосвалы нового поколения грузоподъемностью 55, 130, 200–220 тонн, другая техника для обслуживания горных работ.

Постоянная работа предприятия над расширением номенклатуры выпускаемой продукции, повышением технического уровня и надежности карьерной и дорожно-строительной техники не была бы такой успешной без тесного и взаимовыгодного сотрудничества с нашими потребителями. Ежегодно в январе на научно-практическую конференцию «Карьерный транспорт», проводимую на БелАЗе, собираются представители свыше 200 горнодобывающих предприятий России, других стран ближнего и дальнего зарубежья, заводов-смежников. Их замечания, предложения становятся основой планов работы заводских служб на перспективу, включаются в Программу качества, над реализацией которой коллектив предприятия работает в течение года.

Регламентируемая стандартом предприятия работа по сбору, обработке и анализу информации о надежности карьерных самосвалов и спецтехники БелАЗ позволяет предприятию иметь полную картину состояния дел, как в плане определения надежности и экономичности выпускаемых БелАЗом машин в целом, так и в плане надежности основных узлов и агрегатов.

По замечаниям и предложениям, отмеченным в отчетах о командировках специалистов БелАЗа в автохозяйства, разрабатываются мероприятия и принимаются меры, направленные на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Сравнительный анализ, осуществляемый на основе поступающей из автохозяйств информации о технико-экономических показателях работы наших машин и техники зарубежных производителей, убедительно доказывает, что БелАЗы по таким важнейшим показателям, как коэффициент технической готовности, достигнутая производительность и среднегодовой пробег одного среднесписочного самосвала в условиях эксплуатации в автохозяйствах ОАО «Разрез «Красный брод», ОАО «Разрез «Бачатский» ОАО «Магнитогорский МК», ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Ерунаковский разрез», в Айхальском ГОКе не только не уступают зарубежным аналогам, но в ряде случаев даже превосходят их. В числе лидеров – техника нового поколения: карьерные самосвалы БелАЗ-7555В грузоподъемностью 55 т, БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т и БелАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн.

Для сокращения сроков постановки на производство новой продукции, обеспечения качества и повышения технического уровня выпускаемой техники в 1998 году БелАЗ приступил к техническому перевооружению действующего производства за счет привлеченных средств. Завершены два этапа этой работы из трех запланированных, проведена реконструкция конструкторско-исследовательской базы с испытательным комплексом и полигоном, производственной базы на основе гибких технологий по всем технологическим переделам. Выведено из строя 435 единиц устаревшего оборудования, введено в эксплуатацию 309 единиц нового прогрессивного оборудования на сумму 94 млн. долл. США, что позволило на одну треть снизить показатель износа технологического оборудования.

Выпускаемая на новом оборудовании техника способна полностью удовлетворить растущие потребности интенсивно развивающихся горнодобывающих отраслей России и стран СНГ, прирост производства которых по данным исследований, проведенных Санкт-Петербургским государственным горным институтом, составит к 2010 году 45%.

В условиях жесткой конкуренции среди производителей карьерной техники горнодобывающие предприятия отдают предпочтение машинам, способным обеспечить наибольшую производительность при наименьших затратах на их обслуживание. Именно поэтому основными направлениями дальнейшего развития конструкции карьерных самосвалов БелАЗ станут:

1. Создание гидромеханической трансмиссии большой мощности.

Первый шаг в этом направлении – опытный образец самосвала грузоподъемностью 135 тонн с гидромеханической трансмиссией номинальной мощностью 1500 л.с., который изготовлен на предприятии и в настоящее время проходит заводские испытания.

2. Создание перспективной электромеханической трансмиссии переменного тока самосвалов особо большой грузоподъемности. Это позволит за счет улучшения тягово-динамических качеств самосвала и надежности повысить его производительность. На сегодняшний день на БелАЗе разработаны электротрансмиссии переменного тока для 135-тонного и 200-тонного самосвалов. Образец 135-тонного самосвала собран в экспериментальном цехе, на нем осуществляется комплекс доводочно-подготовительных работ перед комплексными испытаниями.

3. Модернизация тормозных систем.

Создание типового ряда многодисковых маслоохлаждаемых тормозов, обеспечивающих поддержание безопасной скорости на всех режимах рабочего цикла, возможность экстренной остановки самосвала в критической ситуации и при этом имеющих высокую надежность и низкую трудоемкость технического обслуживания. В настоящее время БелАЗом завершены разработки многодисковых тормозных механизмов трех типоразмеров. Изготовлены опытные образцы механизмов для самосвалов грузоподъемностью 42, 45 и 55 тонн, которые проходят эксплуатационные испытания.

4. Модернизация гидравлических систем карьерных самосвалов.

Примером нового подхода к проектированию гидравлических систем является разработка объединенной гидросистемы рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма самосвала грузоподъемностью 130 тонн, что позволило повысить общий КПД машины при снижении затрат и металлоемкости изделия. Опытный образец 130-тонного самосвала с новой системой гидравлики проходит эксплуатационные испытания в одном из угольных разрезов Кузбасса.

5. Повышение несущей способности базовых элементов самосвала.

БелАЗом совместно с Российским ЦНИИ черной металлургии и рядом российских металлургических комбинатов выполнен комплекс научно-исследовательских работ по освоению производства высокопрочных и износоустойчивых низколегированных сталей, которые предназначены для изготовления рам, силовых элементов корпусов задних мостов и передних осей, деталей направляющего аппарата передней и задней подвески, а также элементов грузовых платформ, подвергающихся в процессе эксплуатации интенсивному истиранию. От внедрения данных сталей мы ожидаем существенного повышения показателей надежности самосвалов при снижении собственной массы самосвала.

6. Улучшение условий труда оператора.

На БелАЗе осуществляется разработка и применение новых шумовиброизоляционных материалов, гигиенических материалов отделки интерьеров кабин, совершенствование климатических установок, эргономичных органов управления, а также внедрение электронной системы управления, контроля и диагностирования машин. Сегодня на самосвалах БелАЗ находят применение системы, контролирующие состояние всех основных агрегатов самосвала и количество перевозимого груза, способные вести учет выполняемой работы и передавать данную информацию на диспетчерский пульт.

7. Создание карьерных самосвалов грузоподъемностью 320–560 тонн.

Учитывая тенденцию постоянного увеличения глубины карьеров, сегодня БелАЗ ведет разработку перспективной машины – карьерного самосвала БелАЗ-7560 грузоподъемностью 320 тонн по классической колесной формуле 4(2.

Прогнозируемый специалистами неуклонный рост потребности в карьерных самосвалах горнодобывающей промышленности России, стран ближнего и дальнего зарубежья обуславливает необходимость осуществления ряда мер, направленных на укрепление позиций предприятия на мировом рынке.

Прежде всего, как уже отмечалось выше, это дальнейшее повышение технического уровня и качества выпускаемой предприятием карьерной техники. Во-вторых: комплексная поставка специализированных технологических машин позволит горнодобывающим и строительным предприятиям уменьшить количество поставщиков, сократить номенклатуру запасных частей, упростить проблемы технического обслуживания и ремонта. В-третьих: повышение экономической устойчивости предприятия планируется достичь за счет освоения новых направлений продукции, таких, как техника для подземных работ: шахтные вагоны, механизированные крепи для лавовых комплексов. В перспективе – освоение выпуска подземных самосвалов и производство экскаваторов, согласованных по техническим характеристикам с выпускаемыми карьерными самосвалами, производство двигателей современного технического уровня, соответствующих лучшим мировым аналогам. В-четвертых: повышение экономической эффективности производства, и, прежде всего, за счет развития кооперированных связей.

Основные направления развития предприятия и отрасли в целом оформлены в проекте научно-технической программы Союзного государства «Карьерный транспорт». Программа объединяет усилия 8 предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации и, предполагая участие научных учреждений Беларуси и России, предусматривает развитие компонентов, включая двигатели, электротрансмиссии, управляющую электронику, а также создание новых материалов и разработку технологии сопровождения эксплуатации карьерной техники на протяжении всего жизненного цикла.

В настоящее время Программа «Карьерный транспорт» проходит необходимые процедуры согласования государственными органами Беларуси, России и Союзного государства, и, надеюсь, что ее реализация станет значительным шагом вперед по пути развития горнодобывающего комплекса России и стран СНГ.

Затрагивая перспективы развития сервиса, следует отметить, что в настоящее время перед коммерческими и техническими службами объединения стоит актуальнейшая задача – коренным образом перестроить службу технического сервиса.

Постоянно проводимый анализ степени удовлетворенности наших потребителей в сервисных услугах показывает, что дело надо поставить так, чтобы ассортимент и объемы технического сервиса были удобны, доступны и понятны покупателю на весь период жизненного цикла карьерной техники – от покупки до утилизации.

Дальнейшее совершенствование и развитие технического сервиса видится в поэтапном переходе на систему с использованием специализированных технических центров в регионах, готовых предложить полный комплекс сервисных услуг, начиная от монтажных и пусконаладочных работ при вводе техники в эксплуатацию и до полного ее обслуживания в течение всего периода эксплуатации.

Такая концепция технического обслуживания базируется на комплексном обслуживании техники с эффективным планированием и контролем эксплуатации, ТО и ремонта. При этом применяется принцип оборотности отдельных узлов и агрегатов, что оптимизирует эксплуатационную готовность обслуживаемого парка машин и повышает качество ремонта, который выполняется в специально оборудованных мастерских и базируется на применении оригинальных запасных частей, фирменного гаражного оборудования и выполнении работ в строгом соответствии с требованиями нормативной и технической документации. При выполнении полного комплекса работ по обслуживанию техники сервисным центром гарантируется определенный показатель эксплуатационной готовности техники (например, коэффициент технической готовности), а количество отработанных моточасов в целом по парку машин определяет эффективность деятельности сервисного центра и его доход. Первыми визитными карточками реализации системы полного сервиса могут служить результаты работы на Жайремском ГОКе, комбинате «Печенганикель», Балхашском ГМК, Лебединском ГОКе. Система отрабатывалась при непосредственной технической поддержке и участии наших специалистов.

На карте мест эксплуатации карьерной техники сервисная сеть БелАЗа обозначена 19 региональными предприятиями «БелАЗ-сервис» и более 20 их представительствами, которые обслуживают более 18 тысяч единиц карьерной техники, находящейся в эксплуатации. География сервисной сети постоянно расширяется и за последнее время нами созданы новые сервисные предприятия: «Донбасс-БелАЗ-сервис» в Донецке, «Кривбасс-БелАЗ-сервис» в Кривом Роге, «ЮК-БелАЗ-сервис» в Междуреченске. Планируется создание новых спеццентров в Узбекистане и Киргизии. Вся эта работа служит единой цели – снижению себестоимости каждой тонны добываемой продукции, и достигнуть результата можно только при тесном взаимодействии поставщиков оборудования и горняков.

Изменение конъюнктуры рынка, переход горных предприятий в руки новых собственников, изменение общих принципов функционирования экономики, все новые, более высокие требования к конструкции, качеству и обслуживанию техники определяют наше стремление к перестройке работы всей сервисной сети.

Одно из направлений в совершенствовании технического сервиса – это освоение агрегатного метода ремонта узлов и агрегатов на специализированных ремонтных предприятиях, которые имеют оборотный ремфонд оригинальных запасных частей и предоставляют гарантии по ходимости ремонтных узлов.

Второе – это расширение функций сервисных региональных предприятий «БелАЗ-сервис» с предоставлением им права на обслуживание и ремонт основных комплектующих изделий и созданием на своих складах их неснижаемого оборотного фонда.

Большое значение мы придаем улучшению функционирования системы менеджмента качества в рамках требований международных стандартов серии ISO 9000 версии 2000 года, которая регламентирует, в том числе, и процедуру обслуживания техники на мировом уровне.

Реализация программы совершенствования сервиса позволит БелАЗу еще более оптимизировать товаропроводящую сеть, что, в конечном счете, послужит повышению степени удовлетворенности техникой наших потребителей.   

Журнал "Горная Промышленность" №4 2003