Большегрузные самосвалы БЕЛАЗ в ОАО ХК «Кузбассразрезуголь»

В.И.Смоляков, начальник управления автомобильного транспорта ОАО ХК «Кузбассразрезуголь»

Крупнейшая угольная компания России ОАО ХК «Кузбассразрезуголь» объединяет тринадцать предприятий по добыче угля открытым способом с объемом 37 млн. тонн. В настоящее время технологический парк насчитывает более пятисот автомобилей БелАЗ грузоподъемностью от 42 до 220 тонн.


БелАЗ-7555,
грузоподъемность
55 тонн

История освоения добычи угля открытым способом в Кузбассе насчитывает уже 55 лет. Многое за это время изменилось в технологии горных работ. Ушли в прошлое маломощные экскаваторы и самосвалы. Им на смену приходило все более производительное и надежное оборудование. Огромную роль в этом сыграл наш давний и надежный партнер – Белорусский автомобильный завод. Следуя требованиям времени, БелАЗ предлагал новые модели своих автомобилей. На смену 27-тонной машине пришли автомобили грузоподъемностью 42 тонны, следом 75 и 110 тонн, а в 1997 году ОАО ХК «Кузбассразрезуголь» разменял 200 тонный рубеж по грузоподъемности. Это был БелАЗ-75303 оснащенный двенадцатицилиндровым двигателем 12ДМ-21А производства Уральского турбомоторного завода (Екатеринбург). В настоящее время, исходя из горно-геологических условий ведения работ, на предприятиях КРУ используются самосвалы практически всех моделей, выпускаемых Белорусским заводом.


БелАЗ-75303
грузоподъемность 200 тонн

При этом идеология формирования структуры парка технологических автомобилей с учетом горно-геологических условий и разнообъемных грузов (вскрыша, уголь) планируется по перспективному типажу автомобилей БелАЗ: БелАЗ-7555В – «породовоз», БелАЗ-7555Д – углевоз, БелАЗ-75131 – «породовоз», БелАЗ-75138 – углевоз и БелАЗ-75306 – «породовоз».

Новые условия хозяйствования заставляют идти дальше, анализировать прошлое и думать о будущем. По опыту работы последних трех лет стало очевидно, что основным тормозом в увеличении производительности технологического автотранспорта ХК является отсутствие надежного и экономичного двигателя для автомобилей класса 120 тонн, которые составляют основу процесса транспортирования горной массы на предприятии. Выпускаемый УТМЗ двигатель 8ДМ-21А на данный момент морально устарел и даже проведенная модернизация не позволила выполнить те требования, которые предъявляются, прежде всего, по надежности и технико-экономическим характеристикам, необходимым на настоящий момент. Для решения этой проблемы БелАЗом была предложена машина БелАЗ-75131, созданная на основе опыта эксплуатации самосвалов БелАЗ-7519 и 7512, учитывающая те конструктивные и технологические недостатки, которые были выявлены на предыдущих моделях. А главное – это применение надежного, экономичного, с прекрасными техническими показателями двигателя KTA-50 фирмы Cummins, широко и успешно применяемого на технологическом оборудовании ведущих мировых производителей. В марте 2001 года на разрез «Кедровский» пришли первые самосвалы БелАЗ-75131. Опыт их эксплуатации уже сейчас позволяет говорить о том, что проведенные изменения в конструкции автомобиля весьма положительно отразились на работе автотранспорта. Самосвал зарекомендовал себя как надежный, высокопроизводительный и экономичный участник производственного процесса.


Показатели работы технологического автотранспорта
ОАО ХК «Кузбассразрезуголь» за 11 месяцев 2002 года

Следующим шагом в этой программе было создание и запуск в производство самосвала БелАЗ-75306. Применение более мощного, с лучшими весовыми характеристиками двигателя QSK-60 фирмы Cummins позволило довести грузоподъемность этого автомобиля до 220 тонн и, тем самым, увеличить производительность и снизить удельные затраты на перевозку горной массы.


Затраты на работу технологического автотранспорта
за 9 месяцев 2002 года

На основании приведенных в таблицах данных достаточно хорошо видна эффективность применения новых моделей Белорусского завода, но показатели могли быть еще лучше, если бы удалось избежать «детских болезней» при производстве и запуске в эксплуатацию новых самосвалов. Прежде всего, очень остро встал вопрос с тяговым электрооборудованием. Доводка, настройка, а порой, и замена электромашин занимала очень длительные сроки. Можно понять, что подобные машины БелАЗ выпустил впервые, а все новое и тем более такое прогрессивное порой трудно входит в жизнь, и надо отдать должное производителю, что все вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию, заменой вышедших из строя деталей решались оперативно. Ни один вопрос, касающийся запуска и безотказной работы на производстве, не проходил мимо руководства ПО «БелАЗ». Генеральный директор П.Л.Мариев, главный инженер Г.Я.Горячев и главный конструктор А.Н.Егоров имели ежедневную информацию о состоянии дел на местах. Благодаря огромному желанию всех заинтересованных сторон и умению руководителей Белорусского завода оперативно принимать правильные решения, касающиеся конструктивных изменений, процесс доводки автомобиля прошел очень быстро. Каждое следующее шасси приходило с учетом всех выявленных ранее недостатков, возникающие вновь вопросы решались в тесном сотрудничестве с непосредственными исполнителями на местах. Результатом этой работы стал высокопроизводительный, надежный, экономичный, способный конкурировать с ведущими мировыми производителями самосвал БелАЗ-75306, созданный коллективом прославленного предприятия ПО «БелАЗ».   

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002