Новая линейка шарнирно-сочлененных самосвалов TEREX

П.С. Куличкин, А.В. Шихалеев, ООО «АНВ Групп»

Дороги — одна из двух извечных бед России — и сегодня остаются постоянным источником проблем и неудобств не только для рядовых граждан, но и для крупных строительных и горных компаний, вынужденных вкладывать колоссальные средства в их строительство и поддержание в рабочем состоянии.

Зачастую строительство и ремонт дорог не только затратны, но и вовсе невыгодны или невозможны по каким-либо причинам. Что же предпринять в такой ситуации? Одно из решений данной проблемы состоит в применении шарнирно-сочлененных самосвалов, которым дороги не нужны в принципе ввиду их уникальной конструкции.

Компания «АНВ Групп», официальный дилер корпорации Terex, предлагает российским компаниям обновлённое семейство шарнирно-сочленённых самосвалов, отвечающее самым современным требованиям и, что ещё более важно, реалиям российского строительного сектора и отечественной горной промышленности.

Производство шарнирно-сочленен- ных самосвалов Terex осуществляется в Шотландии на заводе в г. Мазервелл, который в настоящее время выпускает карьерные и шарнирно-сочленённые самосвалы, а также скреперы. В общей сложности производственная гамма насчитывает четыре модели шарнирно-со- члененных самосвалов - TA250, TA300, TA350, TA400, пять моделей карьерных жёстко-рамных самосвалов - TR35, TR45, TR60, TR70, TR100 и скрепер TS14G.

Территория завода расположена на площади 500 тыс. м3, из них 28 тыс. м3 занимают заводские помещения. В заводских помещениях осуществляется сборка машин по полному циклу - от листа металла до готового образца. В собранном виде от смежников завода поступают только двигатели и коробка передач. Такие крупные элементы как рама, кабина, кузов, редукторы и мосты - изготавливаются на заводе. Готовая машина подвергается полному циклу проверок и тестируется в течение 4 часов, после чего выносится решение о её готовности к отгрузке. Завод полностью открыт для клиентов, и любой из них может посетить производственные помещения и стать свидетелем процесса изготовления заказанных машин. Прямо на территории завода расположен центр обучения и тренингов. Здесь работают обучающие курсы для будущих сервисных механиков, которым предстоит заниматься обслуживанием этой тяжелой техники.

Если в 1980-х годах завод в Мазервелле вряд ли мог претендовать на технологически совершенное предприятие, то после объединения с американской компанией Northwest Engineering здесь был произведён капитальный ремонт и полностью заменено оборудование. Этот момент стал переломным для отделения Terex Construction: был взят курс на непрерывное совершенствование сборочных технологий и внедрение передовых производственных решений. И компания держит обещание: не так давно было представлено обновлённое семейство шарнирно-сочленённых самосвалов TA300 и ТА400 грузоподъёмностью 28 т и 38 т, соответственно, пришедших на смену моделям ТА30 и ТА40. Таким образом, Terex завершил обновление своего модельного ряда.

При модернизации модельного ряда шарнирно-сочленённых самосвалов Terex основной упор был сделан на повышение ходовых качеств машин, их надёжности, упрощение обслуживания и улучшение условий труда водителей.

Многодисковые тормоза с масляным охлаждением теперь входят в стандартную комплектацию всех шарнирно-со- члененных самосвалов Terex, в то время как большинство других производителей предлагают грузовики в базовой комплектации с сухими тормозны

ми дисками. Вкупе с моторным тормозом Jacobs данное решение позволяет повысить срок службы тормозной системы, что в свою очередь, ведёт к удлинению межсервисных интервалов и снижению затрат на обслуживание. Кроме того, такая система отличается улучшенными тормозными характеристиками в целом. В качестве опции предлагается гидравлический трансмиссионный тормоз-замедлитель, который в модели ТА400 входит в базовую комплектацию.

На самосвалы Terex устанавливаются только проверенные практикой эксплуатации силовые установки. Например, модели ТА250/ТА300 оснащаются двигателями Cummins мощностью 272/287 кВт и автоматической коробкой передач Allison, а на моделях ТА350/ТА400 источником движения является тандем из турбодизеля Detroit Diesel/MTU мощностью 298/336 кВт и автоматической коробки фирмы ZF. Все эти агрегаты хорошо известны в России и имеют репутацию надёжных и ремонтопригодных узлов с развитыми сетями поставок запчастей. Двигатели самосвалов отличаются высокой мощностью и большим запасом крутящего момента, что позволяет водителю уверенно чувствовать себя в тяжёлых дорожных условиях, без проблем преодолевать крутые уклоны, и облегчает управление гружёной машиной. К примеру, модели ТА350 и ТА400 входят в число самых мощных машин в своих классах, а ТА250 и ТА300 и вовсе являются абсолютными лидерами по мощности среди машин грузоподъёмностью 25 т и 28 т, соответственно. Обновленные самосвалы кроме этого имеют облегченный доступ к обслуживаемым узлам.

Ходовые части всей линейки шарнирно-сочленённых самосвалов Terex были разработаны специально для работы в тяжёлых условиях бездорожья. Узлы подвесок долговечны, обеспечивают прекрасную устойчивость и полный контроль при управлении машиной. Кроме того, модель ТА300 впервые в своём классе получила полностью независимую переднюю подвеску, которая способствует наилучшей плавности хода, что в свою очередь снижает утомляемость водителя и повышает его производительность. Вдобавок, элементы ходовой части подвергаются меньшим ударным нагрузкам и вибрациям, что благоприятно сказывается на сроке их службы.

Кузова цельносварной конструкции выполнены из стали Hardox 400 и имеют двухскатное исполнение задней части для более быстрой и полной разгрузки. Хотя они изначально подходят для работы в тяжёлых условиях, клиент может заказать усиленный кузов с навесными стальными листами. Для российских условий будет актуален и обогрев кузова, осуществляемый выхлопными газами. Опрокидывание кузова осуществляется гидравлическими цилиндрами, обеспечивающими минимальное время подъема и опускания.

Большое внимание при модернизации было уделено повышению уровня комфорта кабины. Не секрет, что комфортные условия способствуют более эффективной работе водителя, повышают его мотивацию и позволяют ему лучше сконцентрироваться на поставленной задаче. Поэтому все шарнирно-сочлененные самосвалы Terex отныне имеют новую кабину с улучшенной эргономикой, комфортным креслом и удобным рулевым колесом, превосходной обзорностью и пониженным уровнем шума и вибраций. В стандартную комплектацию всех машин также входит улучшенная система кондиционирования воздуха, обеспечивающая комфортный микроклимат независимо от времени года и места эксплуатации машины.

В Россию за последние годы было поставлено несколько десятков сочлененных самосвалов Terex, которые применялись на самых ответственных объектах. В частности, самосвалы ТА30 участвовали в работах по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС. За время их эксплуатации в Хакасии были отмечены высокая производительность, умеренный расход топлива, простота в обслуживании. В настоящее время машины этой марки также участвуют в добыче алмазов в Хабаровском крае и трудятся на строительстве олимпийских объектов в Сочи. Можно смело утверждать, что самосвалы Terex пришли на российский рынок всерьёз и надолго.

Журнал "Горная Промышленность" №4 (92) 2010, стр.26