Путешествие самосвалов Terex через всю Россию

Завод компании Terex Trucks, расположенный в г. Мотеруэлл (англ. Motherwell, Шотландия), выполняя заказ российского алмазного гиганта АК «АЛРОСА», изготовил четыре жёсткорамных карьерных самосвала TR100 грузоподъёмностью 91 т. Если выполнение заказа для завода было рутинной задачей, то доставка продукции из Шотландии в Дальневосточный федеральный округ России, в Рес3 публику Саха (Якутия), где работают добычные предприятия АК «АЛРОСА», стало задачей совсем непростой.

За прошедший 2014 г. АК «АЛРОСА» – мировой лидер алмазной промышленности – добыла из якутских недр 32 млн карат алмазов, для чего потребовалось карьерами компании выполнить гигантский объём выемочно-погрузочных и транспортных работ. Для стабильного выполнения ежегодной программы вскрышных и добычных работ в карьерах, расположенных в условиях Крайнего Севера, требуются проверенные суровой северной практикой сверхнадёжные и высокопроизводительные горные машины. И четыре карьерных жёсткорамных самосвала TR100, ранее закупленные АК «АЛРОСА» и работающие уже три года на разработке Нюрбинского алмазного месторождения, показали себя именно такими машинами. Начатая в 2000 г. открытая разработка этого крупного по запасам и сравнительно «молодого» актива АК «АЛРОСА», стала приносить ежегодный доход 500 млн долл. США. Учитывая опыт успешной эксплуатации первой партии самосвалов TR100, с целью интенсификации дальнейшей разработки этого богатого и перспективного месторождения, лежащего по берегам р. Вилюй, менеджмент компании одобрил приобретение ещё четырёх самосвалов TR100.

Нюрбинский район, где им предстояло работать, характеризуется одними из самых суровых климатических условий для людей и машин на планете – рекорд минимальной температуры здесь составил –71°C (в 1926 г.).

Окрашенные в фирменный желтый цвет компании «АЛРОСА» самосвалы Terex Trucks TR100 были оборудованы рядом «зимних» опций. Они включают защиту двигателя при холодной погоде, дополнительный обогрев кабины, специальное низкотемпературное гидравлическое масло и смазку, дополнительное освещение и более мощный генератор для питания этих дополнительных устройств. По окончании сборки машин на заводе в г. Мотеруэлл и цикла заводских испытаний производственная бригада Terex Trucks разобрала их на отдельные комплекты, упаковала в контейнеры для доставки в конечный пункт.

После выполнения заказа на заводе Terex Trucks самой сложной задачей для специалистов фирмы-изготовителя стала доставка контейнеров из г. Мотеруэлл до порта Санкт-Петербург и далее к месту их эксплуатации в пос. Нюрба, расположенный в одном из самых удалённых районов России, в 8920 км от Санкт-Петербурга. Путь от г. Мотеруэлл до Санкт-Петербурга (3507 км) контейнеры с самосвалами преодолевали на морском судне, дальнейшее их перемещение уже происходило по железной дороге. После выгрузки в Санкт-Петербургском порту началось длинное путешествие контейнеров по железным и автомобильным дорогам России протяженностью 8920 км. Сначала они по железной дороге были доставлены в Челябинск (1610 км), затем в Усть-Кут. Там комплекты были перегружены на специальные шоссейные грузовые прицеп-платформы (для каждого карьерного самосвала потребовалось по четыре платформы) и, преодолев еще 805 км, прибыли на промплощадку карьера «Удачный» АК «АЛРОСА», где опытные техники «АЛРОСА» при содействии экспертов из Terex Trucks собрали самосвалы (три элемента кузовов были соединены сваркой и установлены на раму автосамосвала). На сборку каждого самосвала потребовалась рабочая неделя.

Затем, после опытных испытаний самосвалов и их обкатки, они были приняты для эксплуатации на карьере АК «АЛРОСА». Последний отрезок пути 300 км – от сборочной площадки «Удачного» до Нюрбинского карьера – самосвалы двигались своим ходом по промёрзшим дорогам.

Благополучно добравшись через 4 дня до карьера Нюрбинского, самосвалы TR100 работают 22 часа в день, семь дней в неделю. Зимы здесь долгие и самые холодные в северном полушарии. При средней температуре зимой около –47°C важно, чтобы машины работали практически непрерывно. Специалистам, знакомым с условиями Севера, хорошо известно, что при крайне низких наружных температурах двигатель нельзя выключать даже во время остановок и стоянок, оностанавливался лишь для профилактического обслуживания. АК «АЛРОСА» продолжает получать выгоду от надежности и топливной экономичности выносливых «рабочих лошадок» компании Terex Trucks. В результате за карьерными самосвалами TR100 прочно закрепилось название «настоящих бриллиантов без огранки».

ООО «Ферронордик Машины» – официальный дилер Terex Trucks в России:

тел: 8-800-100-86-58 (звонок бесплатный) www.ferronordic.ru

Ключевые слова: АЛРОСА, Terex, доставка в Якутию, карьерный самосвал, TR100

Журнал "Горная Промышленность" №2 (120) 2015, стр.55