Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых 80 лет

А.П. Митус, заместитель генерального директора ФГУ ГКЗ
 
31 мая 2007 года исполняется 80 лет уникальной экспертной организации  —Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ФГУ ГКЗ). Подобной организации не существовало и не существует в других странах мира. Деятельность ГКЗ не отличалась публичностью, ведь до недавнего времени являлась хранителем секретной информации запасах и ресурсах минерально-сырьевой базы страны. Да и сейчас сводные данные о запасах десяти видов полезных ископаемых (нефть, газ, никель и др.) хранятся под грифом «секретно». За 80 лет не раз менялись названия Комиссии: ОКЗ, ЦКЗ, ВКЗ, ГКЗ, но неизменным оставалось её главное предназначение - экспертиза разведанных геологических запасов полезных ископаемых нашей страны.

Необходимость объективной оценки при утверждении запасов минерального сырья для действующих и строящихся промышленных предприятий возникла ещё в годы, предшествующие первой пятилетке. Двадцатые годы XX века, как известно, по части воровства не уступали недавним девяностым. Пользуясь послереволюционной слабостью государственных институтов, в стране орудовали расхитители бюджетных средств. Так, для разработки «липовых» месторождений создавались предприятия, которые получали государственные кредиты, а затем лопались как мыльные пузыри. Недобросовестные руководители действующих добывающих предприятий, пользуясь слабостью государственного геологического контроля, присваивали выручку от разработки неучтённых полезных ископаемых. Не случайно, одним из вдохновителей создания ГКЗ считается Ф.Э. Дзержинский (с 1921 г. - нарком путей сообщения с одновременным занятием поста Председателя ВЧК и наркома внутренних дел; с 1924 по 1926 гг. председатель ВСНХ СССР), который был хорошо осведомлён не только о слабости госконтроля в горнодобывающей промышленности, но и о планах индустриализации, которую можно было осуществить только при опережающем развитии минерально-сырьевой базы. При этом, чтобы риски государственных вложений в горнодобывающую отрасль промышленности были обоснованными, возникла объ-
ективная необходимость создания специализированной организации по экспертизе минерально-сырьевых запасов. Поэтому создание Комиссии стало знаковой вехой в организационно-правовой и научно-методической основе государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.


Первым руководителем Комиссии был назначен авторитетный геолог Александр Карлович Мейстер (1865-1938 гг.), долгие годы работавший в Сибири и Казахстане, а в период 1918-1921 гг. занимавший должность директора Геолкома. Работа Комиссии постоянно совершенствовалась. В первые годы она рассматривала материалы только по месторождениям твёрдых полезных ископаемых, что было вызвано необходимостью обеспечения сырьём развивающейся тяжёлой промышленности. Основой оценки запасов являлись заключения специалистов, использующих весьма ограниченные данные, собранные из дореволюционных литературных источников, материалов эксплуатации, геологических съёмок и результатов поисково-разведочных работ. Однако постепенно организационный статус Комиссии повышается, и круг ее полномочий расширяется. В середине 1930-х годов Комиссия становится высшим органом, определяющим и утверждающим запасы полезных ископаемых в недрах для проектирования и капитального строительства новых, а также реконструкции и расширения действующих горных предприятий союзного, республиканского и краевого (областного) значений.

Стратегической задачей Комиссии становится разработка принципов и методов государственной оценки запасов минерального сырья. В первую очередь это отразилось на принципах классификации запасов полезных ископаемых. Если до 1927 г. они квалифицировались по трем группам: действительные, вероятные и возможные запасы, то в 1933 г. была создана классификация Госплана СССР, в которой впервые определялось промышленно-экономическое назначение каждой категории: Ах - для расчётов эксплуатационных работ; А2 - для строительства горнодобывающих предприятий, В - для составления эскизных проектов; С1 - для постановки детальных геологоразведочных работ; С2 - для перспективного планирования народного хозяйства и перспективного планирования геологоразведочных работ. В результате месторождения стали получать более дифференцированные характеристики (в отличие от западной школы) подготовленности месторождения для определения стадий его промышленного освоения.

С 1 июня 1954 г. Постановлением СМ СССР Комиссия была подчинена непосредственно Правительству СССР, она получила вневедомственный характер, ее заключения стали обязательными для всех государственных органов. Таким образом, в Советском Союзе была создана уникальная, мощная школа государственной экспертизы, которая, начиная с Александра Карловича Мейстера, объединила таких крупных экспертов и председателей Комиссии в различные годы, как В.К. Котульский, Н.И. Свитальский, И.М. Губкин, А.П. Завенягин, И.И. Малышев, А.М. Быбочкин и другие.

Новая школа государственной экспертизы начала создаваться в начале 1990-х гг. прошлого века. Хотя надо отметить, что долгое время её задачей было просто выжить в сложных условиях ломки общественно-политических и экономических основ государства.

Получив от времени букет острых системных проблем, новое руководство ГКЗ во главе с Олегом Владимировичем Забориным (председатель ГКЗ с 1993 по 2002 гг.) вынуждено было решать в этот момент две жизненно важные задачи: во-первых, пресекать жгучее желание заинтересованных лиц избавиться от государственного контроля и учета запасов полезных ископаемых; во-вторых, обновить методические и руководящие документы в соответствии с реалиями рыночной экономики.

Необходимо было вписаться в международное сообщество природополь-зователей и соотнести наши подходы в классификациях, уточнить понятия и термины. Формально интеграция российской классификации в международную рамочную классификацию ООН заняла не так уж много времени - год-полтора работы и согласований. Но повлекла за собой перестройку, переделку всей системы подходов, анализа, оценки. Для этого О.В. Заборин и его подчиненные подготовили и издали несколько десятков или даже сотен текстов методических рекомендаций и других пионерных документов, которые дали природопользователю возможность правильно строить свою работу и свои отношения с государством в системе рыночных отношений. Впервые были четко обозначены проблемы охраны окружающей среды, оценки техногенных месторождений.

В период 1992-1996 гг., последовавший за распадом СССР, в ГКЗ рассматривалось ничтожное для такой большой страны как Россия число объектов - всего 4-7, что не соответствовало реальному положению дел, особенно по углю. Примерно с 1997 г. положение начало выравниваться. Среди объектов экспертизы преобладала переоценка отрабатываемых или давно (до 1991 г.) разведанных, но пока не освоенных промышленностью месторождений, с целью оценки соответствия их минерально-сырьевой базы современным технологическим требованиям и экономическим условиям. При этом запасы оценивались в основном с уменьшением потенциала месторождений, изредка - с его увеличением.

С 2002 г. отмечается расширение круга месторождений твердых полезных ископаемых, рассматриваемых экспертизой. Помимо традиционных, валютных (алмазы, золото, платина) и ориентированных на экспорт объектов добывающей промышленности на экспертизу представляются месторождения различных металлов и нерудного сырья. Наиболее характерно появление значительного числа месторождений титана как экспортозамещаю-щих объектов Украины. Заметное оживление начинается в области строительных материалов (цементное сырье, стекольные пески).

В 2005 г. отмечен существенный рост числа объектов экспертизы, причем на фоне относительно стабильных объемов по месторождениям металлов существенно возросли объемы работ по нерудному сырью и весьма значительно - по углю. Это объясняется, скорее всего, организационными причинами, связанными с перестройкой региональной системы экспертизы, ликвидацией ТКЗ, а также с изменением энергетической политики, предусматривающей возрастание доли угля в энергетическом балансе страны.

О серьезных изменениях в деятельности ГКЗ за последние годы можно судить по данным статистики. Число экс-пертируемых месторождений за период 2001-2003 гг. существенно не менялось и в среднем составляло 110, но, начиная с 2004 г., наблюдается устойчивый рост объемов работ. Так, в 2004 г. было рассмотрено в 1.2 раза больше объектов минерально-сырьевой базы, чем в 2001-2003 гг. В 2005 г. объем работ по отношению к 2004 г. увеличился в 5.5 раза, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. - в 1.6 раза. В целом же с 2001 по 2006 г. число экспертиз увеличилось в 10.4 раза, а в 2007 г. прогнозируется увеличение их числа в 15.2 раза.

Это сопряжено с тем, что, во-первых, МПР России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ провело в 1998-1999 гг. инвентаризацию наиболее важных объектов недропользования, проверку соответствия законодательству Российской Федерации ранее выданных лицензий на пользование недрами и анализ выполнения предусмотренных в них условий. В результате инвентаризации было выявлено множество лицензий и соглашений, не соответствующих требованиям законодательства, а также нарушений, установленных в лицензиях условий пользования недрами, в том числе по срокам начала работ, уровням добычи полезных ископаемых, объемам геологоразведочных работ, своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами и обеспечению рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. В установленном законодательством порядке были приняты меры по устранению соответствующих нарушений, включению в лицензии и соглашения дополнительных условий, направленных на повышение эффективности использования недр. Все это привело к началу массового переоформления лицензий.

Во-вторых, в последние годы активизировались контрольно-надзорные и правоохранительные органы, в частности, усилился государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. В результате многие недропользователи должны были пройти государственную экспертизу, чтобы выполнить требования законодательства.

Современный этап в деятельности ГКЗ начался в 2004 г. В результате большой работы, проведенной новым руководством ГКЗ, была создана единая по всей России структура государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, сформированы единые требования и подходы к их оценке, добавлены новые виды экспертизы. Все это положительно сказалось на экспертной деятельности ГКЗ, привело к значительному росту объемов работ.

Роль государственной экспертизы при оценке запасов полезных ископаемых вновь укрепилась, ее востребованность временем очевидна, поскольку крайне важно соблюсти баланс интересов государства и недропользователя, общества и предпринимателя, экономики и экологии.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2007