MINEXPO 96

Экспозиция компании HITACHI включала новейшие образцы тяжелого горно-транспортного оборудования для карьеров: две гидравлических мехлопаты серии «Super» Ех 3500-3 и Ех 2500, представляющие традиционную продукцию компании, а также два большегрузных самосвала R 130B и R260 фирмы EUCLID (грузоподъемностью 134 т и 240 т соответственно), входящей в состав концерна Volvo Construction Equipment (VCE). В 1994 г. компания HITACHI приобрела 10% акций фирмы EUCLID у концерна VCE, и в 1996 году увеличила долю своего капитала до 40%. Идея организации совместного предприятия EUCLID-HITACHI заключалась в создании на базе тяжелых карьерных экскаваторов HITACHI и большегрузных самосвалов Euclid оптимальных экскаваторно-автомобильных комплексов для открытых горных работ. Это вызвано тем, что концерн VCE основное внимание уделял развитию самосвалов Euclid малой и средней грузоподъемности (например, R60 и R65) в расчете на выемочно-погрузочную технику европейских производителей – погрузчики и экскаваторы Volvo (раньше экскаваторы Volvo выпускались под маркой Akerman). Для сохранения позиций на рынке большегрузных самосвалов для горнодобывающей промышленности фирме EUCLID необходимо было провести их широкую модернизацию.

Новые инвестиции со стороны HITACHI позволили EUCLID в короткий срок обновить программу карьерных самосвалов, произведя модернизацию ряда базовых моделей и предложив покупателям новые машины – R 130B и R 260. Производственная линия была перестроена в течение 20 месяцев.

В тоже время, компания HITACHI значительно расширила и модернизировала собственную программу гидравлических экскаваторов, в частности, была усовершенствована 334-тонная модель Ех 3500-3. У ковша прямой мехлопаты вместимостью 20 м3 была изменена форма кромки, что позволило уменьшить усилие копания при внедрении, и за счет большей искривленности расширена нижняя часть. Это обеспечило более легкое поступление экскавируемого материала внутрь ковша. Для  обеспечения возможности загрузки 170-тонного самосвала, оборудованного кузовом для перевозки угля, кабина у нового экскаватора была поднята на 900 мм, в результате чего уровень расположения рабочего места машиниста относительно земной поверхности достиг 7 м.

Мощность нового экскаватора была увеличена до 1216 кВт за счет установки двух двигателей фирмы CUMMINS. Также была усилена защита рукавов высокого давления на внешнем корпусе машины и установлены гусеничные траки усиленной конструкции. Первоначально машина проектировалась для загрузки самосвала R 190 Euclid грузоподъемностью 190 т, но специалисты HITACHI ожидают ее более эффективную работу с самосвалом R 260.

Фирма HITACHI планирует создать сверхтяжелый гидравлический экскаватор Ех 5000 массой 500 тонн. Машины подобного класса пока выпускают только четыре фирмы: DEMAG, LIEBHERR, P&H и O&K.


Компания INGERSOLL-RAND, входящая в ведущую тройку мировых производителей бурового оборудования для горной, нефтедобывающей и строительной промышленности, показала новые образцы буровых установок для карьеров.

Среди станков вращательного бурения серии Drillmaster была представлена модернизированная модель DM-M3, относящаяся к тяжелому классу. Теперь по желанию заказчиков на станке может устанавливаться двигатель фирмы KOMATSU мощностью 634 кВт или, как и прежде, двигатель фирмы CATERPILLAR. Для снижения вибрации силовой блок устанавливается на демпфирующей раме. Два спаренных радиатора в одном корпусе размещены на одной стороне платформы станка, что упрощает обслуживание. Станок предназначен для бурения взрывных скважин диаметром 251-311 мм и глубиной до 73 м. Нагрузка на долото составляет 40 тонн. Вращатель управляется двумя гидромоторами. В стандартном исполнении станок комплектуется компрессором производительностью 53.8 м3/мин. Для бурения глубоких скважин используется компрессор производительностью 73.6 м3/мин и более мощный двигатель.

На демонстрируемом станке можно было ознакомиться с автоматизированной системой управления бурением TMS-Drill, являющейся продуктом совместного производства компаний TRIMBLE (США) и AQUILA (Канада). Система включает платформу мониторинга, GPS-приемник, две внешних антенны и радиомодем. Система TMS-Drill позволяет без помощи оператора точно определять проектные  устья скважины и бурить скважины на установленную глубину, выполняя контроль за бурением и поставляя оперативную информацию о свойствах пород.

Компанией также были представлены два новых станка ударного бурения СМ-692 и ЕСМ-670. Станки обладают высокой производительностью бурения благодаря эффективной системе управления. В качестве опций предлагается большой выбор буровых труб и штанг. Станок СМ-692 оснащается модернизированным гидроперфоратором YH-135, который позволяет бурить взрывные скважины диам. 89-127 мм и глубиной до 32 м. Новый перфоратор обеспечивает большую мощность бурения и очень прост в обслуживании. В комбинации с фирменной системой гидравлического регулирования усилия подачи в зависимости от крепости пород Intelsense перфоратор обеспечивает высокую производительность бурстанку и увеличивает срок его службы.

Бурстанок ЕСМ-670 на гусеничном ходу предназначен для бурения взрывных скважин диаметром 63.5-114.3 мм. Он оснащен гидравлическим перфоратором НС 120 фирмы Montabert (являющейся одним из европейских подразделений компании INGERSOLL-RAND) и системой регулирования усилия подачи Intelsense, которые способствуют высокой эффективности буровых работ и точности бурения скважины.

Фирма BUCYRUS ERIE представила новую модель шарошечного бурового станка 39R, способного бурить скважины под углом от +30 до -5 град. Станок демонстрировался с опущенной мачтой, т.к. ее длина – 10.6 м превышала высоту выставочного павильона. Прочная и в то же время легкая конструкция мачты с жесткой установкой интеграла, что является главной особенностью нового станка, позволяет применять также мачты повышенной длины – 13.7 и 16.8 м.

Прочность и легкость мачты достигается благодаря ее треугольному профилю в сечении. Для лучшей устойчивости центр тяжести конструкции мачты расположен в ее нижней части. Другой важной особенностью модели является сверхпрочная зубчатая передача (приводимая в действие двумя гидромоторами, расположенными на одном валу), с помощью которой осуществляют подъем двойной вращательной головки, не имеющей аналогов в мире.

Мощность двигателя фирмы CUMMINS составляет 780 кВт. По желанию заказчика может быть установлен двигатель CATERPILLAR или DETROIT DIESEL. Станок оснащен сверхпрочной ходовой тележкой от экскаватора Cat-375. При массе 113 тонн станок имеет великолепную устойчивость – опираясь на четыре домкрата он способен работать на площадках с уклоном до 20%. В просторной кабине с хорошим обзором установлен дисплей, с помощью которого управляют процессом бурения по программе PLC. При необходимости станок может быть приспособлен к работе с системой глобального позиционирования GPS, управляемой через космические спутники.

Многие технические решения для новой модели взяты у станка большего типоразмера 49R, который заслужил отличную репутацию у производственников. Устойчивая продажа этих станков способствовала вложению средств в разработку модели 39R. Фирма рассчитывает на успех нового проекта, особенно на австралийском рынке.


В начале 1995 г. фирмы LIEBHERR и WISEDA объединили усилия для выхода на новые перспективные рынки. Создание новой модели мощного экскаватора R-996 Liebherr обусловило решение компании LIEBHERR приобрести фирму WISEDA (США), которая в то время производила карьерный самосвал KL-2450 грузоподъемностью 218 тонн. За два года параметрический ряд большегрузных самосвалов LIEBHERR-WISEDA был значительно расширен.

Перед началом выставки фирма LIEBHERR объявила о завершении работ по созданию карьерного самосвала KL 2640 грузоподъемностью 271 тонн с электроприводом на переменном токе (AC drive system), изготовленным фирмой SIEMENS. Специалисты фирмы LIEBHERR считают, что этот тип привода наиболее эффективен для самосвалов грузоподъемностью более 270 тонн, чем традиционные электроприводы на постоянном токе (DC-drive System), используемые, например, на 216-тонных самосвалах. Аналогичного мнения придерживаются инженеры фирмы KOMATSU, которая свой самосвал Haulpak 930Е грузоподъемностью 270 тонн оборудовала электроприводом на переменном токе, разработанным фирмой GENERAL ELECTRIC. По соглашению фирма SIEMENS обеспечивает самосвалы LIEBHERR системой управления и двигателями, в то время как производитель самосвалов изготавливает трансмиссии и корпуса для моторов.

Опытный образец самосвала KL 2640 будет изготовлен к середине 1997 года. А на выставке Minexpo’96 демонстрировался самосвал KL-2420 грузоподъемностью 190 тонн. Этот самосвал серийно производится на заводе Baxter Springs в г. Канзасе (США). На самосвале установлен новый двигатель 4000 мощностью 1500 кВт совместного производства фирм DETROIT DIЕSEL и MTU. Машина имеет электрический привод системы DC-drive фирмы GENERAL ELECTRIC.


Компания KOMATSU представила на выставке одну из самых обширных экспозиций нового оборудования для горной промышленности: погрузчик WA-900, автосамосвалы Haulpak 530M и Haulpak 930E, бульдозер D-575A-2, гидравлический экскаватор Н-455S.

Мощный погрузчик WA-900-1 фирмы KOMATSU имеет массу 95 т. Он оснащен механической трансмиссией. Фирменный двигатель SA 12V140 мощностью 618 кВт обеспечивает высокое вырывное усилие при копании – 621 кН. Погрузчик оснащается стандартной или удлиненной стрелой, которые соответственно комплектуются ковшами вместимостью 11.5 и 13 м3 или 10 и 11.5 м3. Ковш вместимостью 13 м3 и значительная высота погрузки (6.95 м) наилучшим образом подходят для загрузки автосамосвалов грузоподъемностью 90-135 т. Время цикла при погрузке составляет 18.8 с. По желанию заказчика погрузчик может оснащаться стандартным рулевым колесом или рычагом управления. Например, рулевое колесо может быть использовано в случае совмещения операций для погрузки и перемещения погрузчика, а рычаг управления для погрузки карьерных самосвалов с V-образным кузовом.

Автосамосвал Haulpak 530М фирмы KOMATSU с гидромеханической трансмиссией обеспечивает высокую производительность, надежность и легкость обслуживания. Автосамосвал с двигателем мощностью 1070 кВт имеет грузоподъемность 136-156 т. На самосвале установлена электронно-контролируемая контроллером Powertrain Management силовая механическая трансмиссия с 7-ю скоростями. Используются гидравлические тормоза с охлаждаемой гидравлической жидкостью. Приводом автосамосвала является 16-цилиндровый дизель КТА-50 фирмы CUMMINS с электронной системой и программным обеспечением для постоянного анализа его работы.

Мехлопата Н-455S является последней моделью фирмы MANNESMANN DEMAG в ее самом полном в мире ряде гидравлических карьерных экскаваторов. Машина массой 454 т с двигателем мощностью 1700 кВт успела заслужить хорошую репутацию у эксплуатационников за прочность сварных швов, простое техническое обслуживание благодаря легкому доступу к агрегатам и узлам машины, надежную гидравлику, прочную ходовую тележку, высокую производительность.

Фирмы KOMATSU и MANNESMANN DEMAG AG два года назад подписали соглашение о создании совместной компании для проектирования, изготовления и продажи крупных и сверхкрупных гидравлических экскаваторов для карьеров. Новая компания DEMAG-KOMATSU GmbH начала функционировать с 1 января 1996 г. Немецкая сторона представила в новую компанию свое подразделение гидравлических экскаваторов, а японская – финансировала проект.

Для фирмы MANNESMANN DEMAG альянс с фирмой KOMATSU  означает расширение возможностей продажи оборудования объединенной компании, т.к. фирма KOMATSU играет большую роль на рынках мира, имея разветвленную сеть для снабжения и обслуживания. Ранее фирма MANNESMANN DEMAG продавала свою продукцию в развитых районах мира через свои дочерние предприятия.

Фирма KOMATSU выпускает гидравлические экскаваторы в основном малого и среднего размеров для строительства и небольших карьеров, а также большегрузные карьерные самосвалы.

Фирма MANNESMANN DEMAG является лидером в производстве и продаже тяжелых и сверхтяжелых гидравлических экскаваторов для карьеров. Она производит самый крупный в мире гидравлический экскаватор массой 617 т.

Новая совместная компания получила возможность предложить на рынок горнодобывающей техники комплект супермощного горно-транспортного оборудования.

Бульдозер D-575A «Super Dozer» массой 143 т с двигателем мощностью 850 кВт является самой крупной машиной в мире на гусеничном ходу. Его мощный отвал вместимостью 69 м3 легко выполняет все операции по бульдозерованию и перемещению горной массы на большие расстояния. Машина обладает равномерным давлением на грунт. Супербульдозер имеет производительность примерно в 2 раза большую, чем производительность 90-тонного бульдозера. Увеличению производительности бульдозера D-575A способствуют центральное расположение модульной трансмиссии, легкое обслуживание и бортовые приборы диагностики для уменьшения простоев.

Автосамосвал Haulpak 930E является самой крупной карьерной машиной в мире на сегодняшний день. Его грузоподъемность составляет 258-281 т. Она обеспечивает высокую производительность, более низкую удельную стоимость транспортирования горной массы, а также имеет улучшенные показатели по скорости и контролю по сравнению с другими моделями. Это достигается за счет использования в качестве колесного привода двигателей переменного тока, 16-цилиндрового дизеля, дисковых тормозов на все четыре колеса и охлаждаемой гидравлической жидкости.


Фирма HARNISCHFEGER (P&H) объявила о том, что доходы совместного предприятия HARNISCHFEGER-JOY в третьем квартале 1996 г. от продаж горного оборудования обоих подразделений составили 780 млн. долл. США, что на 42% превысило доходы за аналогичный период предыдущего года. Фирма P&H надеется на дальнейший рост доходов в связи с приобретением фирмы  LONGWALL INTERNATIONAL, чья продукция хорошо дополняет продукцию фирмы JOY. Это объединение фирм позволяет иметь единого поставщика оборудования JOY-LONGWALL на рынке США. Фирма JOY также предлагает новую цепную систему транспортирования угля, предназначенную для работы в комплексе с добычным комбайном Continuous Miner. Этот комбайн на гусеничном ходу управляется с помощью мощного гидростатического привода, позволяющего при необходимости иметь  либо максимальную скорость, либо максимальный вращательный момент.

Основной продукцией фирмы  P&H, приносящей ей наибольший доход, являются мощные шагающие драглайны и канатные мехлопаты. Среди новинок следует отметить модели драглайнов 9020 и 9160, а также мехлопат 4100 и 2300. Масса драглайна 9160 составляет 7.7 тыс. тонн, длина стрелы – 157 м.

Первый экскаватор 9020 был изготовлен в начале года и уже имеется три заказа на эту машину из Австралии. Два из них планируются для работы на карьере Peabody Resonres. Сумма контракта самая большая из всех заключенных ранее фирмой P&H. На драглайн 9160 также поступили два заказа.


Один из крупнейших разделов выставки Minexpo’96 составляла экспозиция компании CATERPILLAR, включавшая следующие образцы нового оборудования и технологий:

  • пять новейших большегрузных автосамосвалов Cat 793C, оснащенных современной фирменной системой отображения информации о состоянии автомобиля VIMS (Vehicle information Monitoring System);
  • Carrydozer D11R CD;
  • автогрейдер 24Н;
  • колесные бульдозеры серии Tiger;
  • подземное оборудование отделения Elphinstone;
  • двигатели и различное промышленное оборудование;
  • автономный карьерный самосвал АМТ (Autonomous Mine Truck).

Посетители выставки также имели возможность ознакомиться с новыми системами управления, которые позволяют начинающим водителям управлять самосвалом на уровне опытных мастеров.

В последние годы ведущие производители горно-транспортного  оборудования для карьеров совместно с компаниями, специализирующимися на разработке систем управления машинами и механизмами на базе спутниковых систем, ведут работы в области создания  автоматически управляемых транспортных средств. Одной из первых в этом направлении начала активно действовать фирма CATERPILLAR, приступив в конце 80-х годов к работам по созданию так называемого автономного карьерного самосвала АМТ (Autonomous Mine Truck) на базе 135-тонной модели Cat 785. АМТ представляет собой радиоуправляемый (без водителя) самосвал, передвижение которого производится по заданному маршруту с использованием современных навигационных средств. Глобальная спутниковая система определения местоположения объекта GPS (Global Positioning System) определяет точное местоположение машины, а бортовые системы реагируют на команды диспетчера и управляют им при движении. Система GPS, состоящая из 24 спутников, вращающихся вокруг Земли на высоте 20 тыс. км, позволяет определять с точностью до одного метра местоположение самосвала путем триангуляционных расчетов. В качестве базовой точки отсчета используется дифференциальный бортовой приемник GPS.

На самосвале АМТ имеется высокочастотное радио, электронная система навигации и управления движением, радиолокационная система сбора, обработки и обнаружения препятствий, а также уникальная система отображения информации о состоянии автомобиля (VIMS), позволяющая контролировать самосвал, управлять им и регистрировать данные о его работе.

Автоматическое управление самосвалом АМТ производится только на постоянном (запрограммированном) маршруте. Операция программирования максимально упрощена. Для программирования нового маршрута сначала по будущей трассе проезжает бригадир на специально оборудованном автомобиле. Данные о маршруте передаются на компьютер диспетчера, где они преобразуются в маршрутную карту. Диспетчер выбирает необходимый маршрут самосвала и отдает соответствующие команды. Самосвал будет следовать по маршруту до тех пор, пока его не остановит диспетчер или бортовая радиолокационная станция не обнаружит препятствие. В случае остановки самосвала по причине дорожного препятствия бригадир может легко восстановить движение с помощью пульта дистанционного управления из своего автомобиля после того, как будет убрано препятствие с дороги. Кроме того, операторы погрузки и разгрузки с помощью своих пультов управления могут перемещать самосвал в заранее определенные места на своих пунктах.

Управление «беспилотным» самосвалом по спутниковой связи без прокладки кабелей или установки регулировочных пунктов позволяет легко изменять маршруты его движения в случае изменения местоположения пунктов загрузки и разгрузки. К преимуществам автономного самосвала также следует отнести снижение затрат на заработную плату водителям; увеличение коэффициента использования самосвала в связи с отсутствием простоев во время подготовительно-заключительных операций и регламентированных перерывов; возможность работы машины при неблагоприятных погодных условиях, а также в условиях низкой видимости, например, при тумане, дожде или сильной запыленности.

По мере совершенствования навигационных систем модернизировалась концепция АМТ CATERPILLAR. После того как фирма в 1994 г. получила надежную систему спутников GPS работы по автономному самосвалу вступили в новую стадию. В течение 1994-1995 гг. на одном из известняковых карьеров в шт. Техас по программе АМТ эксплуатировались два 90-тонных самосвала Cat 777С, которые успешно выполнили более 5 тыс. рейсов по кольцевому маршруту протяженностью 4.2 км, практически обогнув половину  земного шара.

Посетители выставки Minexpo’96 по космическим каналам телевизионной связи могли наблюдать за работой автономного карьерного самосвала усовершенствованной модели Cat 777D на полигоне в учебном центре фирмы CATERPILLAR в г. Тусон.

Проект автономного самосвала переходит в производственную стадию. Фирма CATERPILLAR официально объявила о намерении в 1997-1998 гг. поставить на ряд американских карьеров 218-тонные самосвалы Cat 793C для проведения конструкторско-эксплуатационных испытаний по программе АМТ. Новые модификации будут иметь более точные датчики, повышенную стойкость, а также усовершенствованные пользовательские интерфейсы.

Фирма CATERPILLAR в результате модернизации карьерного самосвала Cat 793B выпустила новую модель Cat 793C. Самосвал Cat 793B был создан в 1991 г. и с тех пор в мире на различных карьерах работает более 500 этих машин.

Масса нового самосвала составляет 144.7 т, грузоподъемность – 218 т при вместимости кузова 129 м3. Новая модель развивает более высокую максимальную скорость (54 км/час), имеет более мощный двигатель (на 6%), увеличенные интервалы между техническими осмотрами, гидравлическую систему новой конструкции, более прочную и долговечную раму благодаря использованию в наиболее нагруженных местах 22-х литых узлов.

Двигатель Cat 3615B развивает мощность 1715 кВт при 1750 об/мин и имеет на 20% больший запас крутящего момента, чем у самосвала Cat 793B. Повышенная топливная экономичность двигателя и электронная система впрыска топлива позволяют снизить вредные выбросы и уменьшить копоть. Применение более экологически чистого двигателя обеспечило увеличение сроков эксплуатации моторного масла – расход масла сокращен на 30-40%, а запас масла на борту увеличен с 212 до 292 л. Модуль электронного управления имеет программное обеспечение, позволяющее двигателю работать с максимальной эффективностью. Программа через самодиагностирующиеся датчики следит за состоянием двигателя, осуществляет его управление и защиту.

Система управления также регулирует мощность двигателя в зависимости от рабочего состояния самосвала. Гидротрансформатор с блокировкой передает вращение от двигателя на колеса при малой скорости, что снижает износ узлов и агрегатов. При увеличении скорости гидротрансформатор глушится муфтой и обеспечивает передачу полной мощности, в результате чего повышается эффективность привода и увеличивается скорость движения.

Продолжительность эксплуатации до очередного технического обслуживания самосвала увеличена до 500 часов, что позволило на 1.5-2.0% повысить коэффициент его использования.

В результате усовершенствования гидравлической системы количество шлангов и соединений сократилось почти на 45%, а смещение посадочных мест двигателя сократило время его установки и демонтажа на 40%. Преобразователь крутящего момента и трансмиссия имеют общий масляный тракт, что обеспечивает более простое обслуживание, низкую температуру масла и большую его чистоту, увеличение срока службы узлов.

Узлы заднего моста выполнены из новых более прочных материалов для увеличения срока их эксплуатации. С целью избежания поломок уровень, температуру и приток смазочного масла в заднем мосту контролируют с помощью системы отображения информации о состоянии автомобиля (VIMS).

Новый бульдозер D11R CD Carrydozer представляет собой землеройную систему, включающую модернизированный трактор D11R с уникальным отвалом, повышающим эффективность планировочных работ. Бульдозер D11R CD предназначен для проведения масштабных землеройных работ в горном деле, например, при вскрытии карьеров или на рекультивации.

Новый отвал сконструирован таким образом, что часть породы переносится в нише самого отвала, причем требуемая для этого мощность составляет только 10%. Порода, переносимая в отвале, служит  своего рода противовесом, увеличивающим полезный вес машины. Увеличенный вес в свою очередь позволяет перемещать на 20-30% породы больше, чем стандартный бульдозер D11R. Кроме того, переносимый в отвале грунт облегчает работу на горных склонах.

Вместимость отвала бульдозера D11R CD составляет 43 м3, общая эксплуатационная масса – 108.7 т, ширина гусеницы – 910 мм.

На машине установлен двигатель Cat 3508В, обеспечивающий мощность на маховике 634 кВт, что на 9% больше, чем у бульдозера D11R. Двигатель Cat 3508В имеет электронное управление, турбонаддув, промежуточное охлаждение и 25-процентный запас по крутящему моменту.

Двигатель оборудован электронной системой впрыска топлива под давлением. Компьютер оценивает команды водителя и информацию от датчиков для оптимизации работы двигателя и сокращения расхода топлива путем подачи точного количества топлива.

Бульдозер D11R CD в высшей степени оснащен большим количеством электронных систем управления, что делает его одной из самых современных среди производимых фирмой CATERPILLAR машин. Управление бульдозером полностью автоматизировано. Электрогидравлические органы управления позволяют выполнять ряд функций в автоматическом режиме, что снижает трудоемкость работ и повышает производительность машины. Электронное кнопочное управление отвалом выведено на рукоятку, расположенную на подлокотнике, который служит водителю прочной опорой даже при работе на сильно пересеченной местности. Электронное кнопочное управление сцеплением позволяет водителю одной рукой контролировать направление движения и переключаться на нужную передачу.

Для повышения производительности бульдозера управление переносом грунта в отвале осуществляется в полуавтоматическом режиме. Нажатием кнопки система управления устанавливает необходимую глубину резания и угол наклона отвала, что позволяет набрать в отвал оптимальный объем породы для переноса. Система непрерывно контролирует положение отвала, боковое проскальзывание гусениц, скорость бульдозера, величину крутящего момента, положение машины в вертикальной плоскости и преобразует эти данные в команды управления отвалом. Вторым нажатием кнопки отвал переводится в положение автоматической разгрузки, а третьим нажатием возвращается в рабочее положение.

Дисплей отображения важнейшей информации (VIDS) представляет собой современное средство диагностики и управления, предназначенное сократить себестоимость работ. Система VIDS в удобной форме представляет оператору данные о работе машины и состоянии системы в целом, имеет три уровня сигнализации. Система обеспечивает запись считываемых параметров, что облегчает диагностику и ремонт машин.

Новый автогрейдер Cat 24H стал самым мощным в производственной серии «Н» автогрейдеров фирмы CATERPILLAR для горнодобывающей промышленности.

Развивая мощность в 373 кВт и имея эксплуатационную массу 59.4 т, новый автогрейдер чрезвычайно эффективен при строительстве и обслуживании карьерных дорог. По производительности он превосходит всех своих предшественников. Кроме строительства карьерных дорог автогрейдер может успешно применяться для выполнения мелиоративных, рекультивационных работ, использоваться как скрепер и колесный бульдозер малой и средней мощности. Автогрейдер Cat 24H имеет удельную мощность, приходящуюся на 1 см режущей кромки ножа на 20 л.с. и режущее усилие на 40% больше, чем у автогрейдера Cat 16H. В результате его производительность на 40% выше, чем у автогрейдера Cat 16Н.

Автогрейдер поставляется с двумя типами отвалов: длиной 6096 и 7315 мм (при высоте 1067 мм) с соответствующими ножами. Такой выбор позволяет подобрать конфигурацию отвала максимально соответствующую масштабам работ и абразивным свойствам пород. В стандартном исполнении устанавливается трехсекционный рыхлитель, однако возможна установка рыхлителя с семью секциями.

Автогрейдер оборудован двигателем Cat 3412E с электронным впрыском, имеющий пониженный уровень вредных выбросов и шума. Уровень шума внутри кабины не превышает 75 дБ(А). Максимальный крутящий момент составляет 2397 н.м, запас крутящего момента – 30%, вместимость топливного бака – 1209 л.

Фирменная электронная система мониторинга EMS II повышает надежность и в случае угрозы возникновения аварийной ситуации оповещает о ней водителя, что предотвращает дорогостоящий ремонт и простои.

Автогрейдер Cat 24H имеет большое количество узлов, унифицированных с другими машинами CATERPILLAR. Высокая степень унификации узлов и деталей повышает их доступность и сокращает стоимость профилактических работ.


Основной раздел экспозиции международной компании ATLAS COPCO составляла продукция ее американских подразделений – фирм WAGNER и ROBBINS. Фирма WAGNER провела модернизацию программы погрузочно-доставочных машин серии Scooptram. На выставке была представлена 10-тонная модель ST-1000, заменившая машину ST-6С. Вместо популярной ST 3.5 предлагается новая модель ST-700 грузоподъемностью 7 тонн.

Модель ST-1000 способна транспортировать груз весом до 10 тонн. В зависимости от насыпной плотности руды машина может оснащаться ковшами вместимостью от 3.1 до 5.6 м3. Минимальный радиус поворота машины по внутренним колесам составляет 3.4 м; мощность дизеля Detroit Diesel серии 50-187 кВт; скорость транспортирования на I-IV передачах от 4.6 до 22.6 км/час. Гидравлическое вырывное усилие ковша достигает 15 тонн.

Новые модели ПДМ отличаются высокой эффективностью благодаря использованию дизельного двигателя с электронным регулированием и новой конструкции трансмиссии.

Фирма WAGNER также ознакомила посетителей выставки со своим новым полноприводным самосвалом МТ-5000 грузоподъемностью 50 тонн для подземных рудников. В зависимости от свойств пород на нем могут быть установлены кузова вместимостью от 16 до 36 м3 (для пород насыпной плотности от 1.4 до 3.2 т/м3). Габаритная ширина машины составляет 3.2 м, высота – 3.04 м, минимальный радиус поворота по внутренним колесам – 4.89 м; угол максимального подъема кузова – 62 град.; мощность двигателя 8V-2000 фирмы DETROIT DIESEL – 485 кВт. Самосвал МТ-5000 может работать с новой ПДМ ST-1800 грузоподъемностью 18 т, заменившей старую модель ST-13.

Фирма ROBBINS представила новую установку 34 RH-HT для бурения восстающих. Первая из этих установок была поставлена одной горнодобывающей компании в Канаду. Установка 34RH-HT осуществляет разбуривание пилотной скважины с высоким крутящим моментом и осевой нагрузкой. Вместе с установкой демонстрировалась версия разбуривающей головки RCC Duro.

Компания ATLAS COPCO показала систему Rock Tough Remote Control дистанционного управления ПДМ и рудничных самосвалов.

В семействе анкерных болтов Swellex были продемонстрированы новые составные анкера Connectable длиной до 20 м, а также анкерные модули Stainlless Standart для долговременной установки, обладающие повышенными антикоррозийными свойствами.

Среди экспонатов компании ATLAS COPCO следует отметить также буровые установки Simba H 157, Boomer 282S и Diamec 264 АРС.


Транснациональная группа TAMPELLA, в которую входит финская компания TAMROCK, продала все убыточные подразделения. В начале 1996 года шведская компания SANDVIK увеличила долю своего капитала в TAMPELLА до 49% и намерена в последующие три года довести эту долю до 58%. Недавно TAMPELLА купила австрийскую фирму VOEST ALPINE, специализирующуюся на производстве проходческих комбайнов. Вместе с ранее приобретенной американо-английской фирмой EIMCO новая фирма включена в состав вновь сформированного угольного подразделения компании TAMROCK. Это позволит TAMROCK более успешно конкурировать на рынках угольного, горнорудного и строительного оборудования.. Особые надежды в этой связи руководство TAMPELLA в ближайшие годы связывает с бурно развивающимся горнодобывающим рынком Южной Америки.

Ряд компаний, входящих в группу TAMROCK, представили свою новую продукцию: фирма EIMCO – подземный самосвал из серии EJC, фирма TAMROCK – погрузочно-доставочную машину из серии TORO и буровые установки из серии Solo. Буровые установки серии Solo для подземных работ обеспечивают более высокую производительность при бурении сверхдлинных скважин благодаря новой системе управления бурением TPC LH. Эта система позволяет оператору осуществлять непрерывный контроль и корректировать параметры бурения, изменяющиеся в процессе бурения.

Были усовершенствованы модели буровых установок для карьеров Solo 600 и Solo 1000, в результате чего повысилась их эффективность и надежность. Экспозиция компании TAMROCK также включала буровые станки фирмы DRILTECH (являющейся американским подразделением компании)– уже известные шарошечные станки DK 40 KX и D250 KX, а также новую буровую установку Gator. Фирма DRILTECH в настоящее время усиленно работает над программой модернизации своей продукции и в скором будущем на рынок будет представлен буровой станок 1190Е также с верхним вращателем.


Компания NORDBERG в своей серии МР представила новую конусную дробилку МР800.

Данная модель имеет высокую производительность по сравнению с конусными дробилками аналогичного типоразмера и может эффективно эксплуатироваться на различных горно-обогатительных предприятиях, в особенности тех, где используется технология кучного выщелачивания золото- и медносодержащих руд.

МР800 была сконструирована для внедрения в полный цикл переработки руд и ее технические характеристики предлагают новые возможности для процесса обогащения руд.

Компания NORDBERG заявила также о программе своей реструктуризации, которая была начата в 1996 году. Данная программа нацелена на дальнейшую консолидацию трех отделений группы NORDBERG с формированием двух подразделений, отвечающих за конструирование, производство и последующую эксплуатацию оборудования для:

рудоподготовки (на базе фирмы NORDBERG-MILWAUKEE, США), включающее новые мельницы, гирационные дробилки крупного дробления, высокопроизводительные конусные дробилки среднего и мелкого дробления, специальные грохота и подъемные шахтные механизмы;

переработки горных пород (на базе слияния фирм NORDBERG-LOCOMO, Финляндия, и NORDBERG-BERGEAND, Франция) для производства строительных материалов и наполнителей.

Фирма DETROIT DIESEL специально приурочила начало рекламной компании своего нового двигателя серии 4000 к показу его на выставке Minexpo’96. Этот двигатель мощностью 1500 кВт был разработан DETROIT DIESEL совместно с другим известным производителем дизельных двигателей – фирмой MTU. Хотя партнеры тщательно скрывали информацию о новом двигателе до выставки, производители горного оборудования были осведомлены об этой разработке – им оборудованы два новых большегрузных автосамосвала фирм LIEBHERR (KL-2420) и EUCLID (R 260). Ожидается, что еще ряд фирм, занимающиеся выпуском тяжелых карьерных самосвалов, проявят интерес к этому двигателю.


Один из ведущих мировых производителей крупногабаритных шин и конвейерных лент для строительной и горнодобывающей промышленности  японская компания BRIDGESTONE решила показать новую продукцию на специальном демонстрационном стенде. Посетители выставки смогли увидеть гигантскую почти 4-х метровую шину в натуральную величину и ознакомиться с работой новейшей системы контроля рабочего состояния шины.

Новая радиальная шина 48/95 R57 с глубоким протектором VELS предназначена для большегрузных карьерных самосвалов грузоподъемностью 270 тонн и более. Вес шины составляет 4.22 тонны; диаметр – 3.84 м; глубина протектора – 165 мм. Эти шины уже успешно эксплуатируются на самосвале 930Е Haulpak фирмы KOMATSU. Шесть таких гигантских шин позволяют самому тяжелому в мире самосвалу при полной загрузке перевозить вес 460 тонн. Дальнейшее увеличение размеров самосвалов становится проблематичным из-за достижения шинами предельных размеров, которые ограничиваются транспортными габаритами при сухопутных  магистральных перевозках.

Наибольшие затраты на горных предприятиях с пневмоколесным транспортом приходятся на шины. Для снижения этих затрат фирма BRIDGESTONE разработала систему контроля состояния шины, обеспечивающую непрерывную информацию о давлении внутри шины и температуре. Поступление информации в диспетчерскую осуществляется с помощью системы передающих и улавливающих кремниевых датчиков.

Два передающих датчика устанавливаются внутри шины. В определенных местах вдоль дороги на ее обочинах располагаются по два улавливающих датчика, образуя своеобразные «ворота». При проезде самосвала через эти «ворота» информация о давлении в виде сигнала от передающих датчиков фиксируется улавливающими датчиками, от которых передается на центральный процессор в диспетчерскую по каждой шине вместе с кодом идентификации.

Данные о давлении косвенным образом характеризуют изменение температуры нагрева шины при движении. Чрезмерный нагрев шины приводит к отслоению поверхности шины и ее разрушению. Изменение температуры оценивают по отклонению величины атмосферного давления разогретой шины от норматива для холодной шины.

Текущий контроль характеристик состояния шины по мнению специалистов BRIDGESTONE способствует значительному  повышению пробега шин и снижению вероятности преждевременного выхода шин из строя по причине тепловых отслоений и отслоений термослоя, вызванных низким давлением.

Наибольшие сложности в этой системе вызывает крепление датчиков внутри шины. В настоящее время инженеры фирмы работают над созданием надежных систем крепления передающих датчиков.


Еще одной фирмой, освоившей производство шины супербольшого типоразмера, является французская компания MICHELIN. На выставке была представлена  новинка фирмы – крупногабаритная радиальная шина 55/80 R57, предназначенная для комплектации мощных погрузчиков. В настоящее время новая шина MICHELIN используется на погрузчиках Cat 994, и скоро ею будут оснащаться погрузчики L-1800 фирмы LE’TOURNEAU.

Фирма MICHELIN предлагает также систему контроля давления и температуры в шине на основе встроенных в нее датчиков, аналогичную фирме BRIDGESTONE.

С целью проникновения на американский рынок компания MICHELIN построила в США новую фабрику по производству шин для горной пневмоколесной техники. Запуск фабрики планируется на начало 1997 года. По оценке фирмы ее сверхпрочные шины помогут американским заказчикам снизить себестоимость горно-добычных работ на карьерах. 

Журнал "Горная Промышленность" №1 1997