Карьерный транспорт-2002

М.Н.Котровский, ст. научн. сотр., горный инженер, НПК «Гемос Лимитед»

Международная научно-практическая конференция «Карьерный транспорт-2002» проводилась 17–18 января 2002 г. в Производственном Объединении «БелАЗ» (г.Жодино, Беларусь).

Конференция стала традиционным местом встречи специалистов ПО «БелАЗ», предприятий-смежников и горнодобывающих компаний. На конференцию 2002 года собрались представители более 30-ти предприятий-потребителей, среди них: АК «АЛРОСА», «Карельский Окатыш», «Ковдорский ГОК», ОАО «Апатит», «Кольская ГМК», «ОЛКОН», «Лебединский ГОК», «Ураласбест», УК «Южный Кузбасс», ХК «Кузбассразрезуголь»; Кузбасских разрезов «Бачатский», «Талдинский», «Ерунаковский», ГУП «Якутуголь»; ГОКи Украины: «Центральный», «Ингулецкий», «Полтавский» и др. В конференции приняли участие представители горных предприятий Казахстана и Узбекистана: «Соколовско-Сарбайского ГПО», «Кара-Балтинского АРЗ», ТОО «Семей-Комир», СП «Новоцинк Казахстан», «Алмалыкского ГМК», «Навоийского ГМК», от Беларуси – специалисты РУП «Гранит».

В работе конференции участвовали представители около 20-ти заводов и организаций-смежников ПО «БелАЗ» из Ярославля, Тутаева, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, С-Петербурга, Минска, Москвы, Бобруйска, Жодино, Днепропетровска, Волгограда, Могилева, Харькова и др. городов России, Беларуси и Украины.

На конференцию собрались руководители 11-ти региональных предприятий «БелАЗ-сервис» из России и Украины.

Группа предприятий-дистрибьютеров «БелАЗа» была представлена фирмами «Белазкомплект», «Техноспецсталь-инжиниринг», «Межрегионкомплект», «Оптима-Инвест», «Горная промышленно-финансовая компания», «БелАвтосиб», «YUHMASHEXPORT L.L/C» и «ЯровитТуркменБелАвто».

Тематика конференции вызвала интерес у целого ряда проектных институтов, научных, научно-практических организаций: «Гипроруда», «Гипронеруд», «Уралгипроруда», СПГГИ (ТУ) им. Г.В.Плеханова, ЦНИИСЭТ, ЦНИИчермет им. Бардина, НТЦ НИИОГР, Институт механики НАН Беларуси, НВК «ВИСТ», АК «Технокомплект», НПК «Гемос» и др.

Конференция открылась показом в работе автосамосвалов, одноковшовых погрузчиков и колесных бульдозеров и осмотром цехов и производств ПО «БелАЗ». Также демонстрировался в действии самоходный полувагон-перегружатель БелАЗ-79271 грузоподъемностью 15 т (на гусеничном ходу).

Главная цель и основные задачи конференции были обозначены в докладе Генерального директора ПО «БелАЗ» П.Л.Мариева на тему: «ПО «БелАЗ» в горнодобывающем комплексе: выработка согласованной политики развития рынка карьерной техники, перспективные направления развития; определение товарной номенклатуры продукции на 2002 год». Доклад, наряду с анализом трудностей и достижений объединения в 2001 году, содержал основные положения всеобъемлющей программы действия специалистов объединения на ближайшие годы и перспективу по модернизации освоенных и созданию новых типов машин, повышению их технического уровня, надежности и конкурентоспособности на российском и мировых рынках.

В 2001 году коллектив ПО «БелАЗ» напряженно работал над повышением технического уровня и надежности выпускаемых машин, руководствуясь пожеланиями потребителей, высказанными на прошлой конференции, замечаниями, поступающими с мест эксплуатации. Работа велась в двух направлениях: доработки конструкции деталей и узлов; совершенствование технологии изготовления с внедрением нового высокоточного оборудования. Кроме того, осуществлялась замена комплектующих изделий низкого технического уровня более совершенными и надежными.

Модельный ряд ПО «БелАЗ» пополнился опытными образцами полноприводного трехосного самосвала БелАЗ-7528 с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 36 т. Он предназначен для освоения новых месторождений, разработки месторождений стройматериалов, строительства дорог и магистралей.

Изготовлена партия опытных автосамосвалов грузоподъемностью 130 т с дизельным двигателем DEUTZ TVD-620V12 мощностью 1500 л.с. и с электротрансмиссией переменного тока на основе тяговых электродвигателей вентильного типа.

Завершается изготовление опытных образцов самосвала с гидромеханической трансмиссией грузоподъемностью 135–160 тонн.

Буквально в преддверии конференции на заводе изготовлены новые модификации самосвалов грузоподъемностью 200–220 т: Бел-АЗ-75306 с дизелем Cummins QSK-60 для Кузбасса и БелАЗ-75304 с дизелем 8ЧН26/26 мощностью 2400 л.с. Коломенского тепловозостроительного завода – для ГУП «Якутуголь».

Ведутся эксплуатационные испытания и доработка документации колесосъемника-манипулятора БелАЗ-6820.

Разработана документация лавового комплекса для подземных работ и ведутся заводские испытания шахтного самоходного саморазрушающегося полувагона-перегружателя БелАЗ-79271.

Дополнительно к основным моделям в номенклатуру изделий, планируемых к производству в 2002 году, включены карьерные самосвалы БелАЗ-754831 с двигателем Cummins КТА-19, БелАЗ-75474 с двигателем QSX-15, БелАЗ-7555Е с двигателем QSK-19, БелАЗ-75306 с двигателем QSK-60; погрузчик БелАЗ-7822 и бульдозер БелАЗ-7823 с новыми кабинами и дифференциалом повышенного трения; шахтный полувагон БелАЗ-79271; колесосъемник БелАЗ-68201; тяжеловоз Бел-АЗ-7926 (150 тонн) и аэродромный тягач БелАЗ-74212.

Продолжались совместные российско-белорусские разработки систем электроники и диагностики. Сегодня уже на конвейере автосамосвалы комплектуются некоторыми из них. Проведены испытания системы контроля расхода топлива. Продолжаются работы по созданию систем контроля давления в шинах, диагностики и автоматического управления гидромеханической передачей. Разработана система управления тяговым электроприводом на базе микропроцессорного контроллера.

В течение 2001 г. продолжались работы по совершенствованию системы обеспечения качества продукции. С ноября 2000 года «БелАЗ» получил международный Сертификат на соответствие качества стандартам ISO 9000. Объединение имеет отдельный сертификат на соответствие системы качества стандартам ISO 9000 в немецкой системе аккредитации TGA, а сварочное производство аттестовано на соответствие немецкому стандарту ДИН 15018.

Принято стратегическое направление совершенствования коммерческой службы – дальнейшее развитие товаропроводящей сети. Объем продаж через собственную товаропроводящую сеть возрос с 54.9% в 2000 г. до 80.2% в 2001 г., хотя общий объем продаж в 2001 г. составил 93.8% от уровня 2000 г.

Сегодня особое внимание на ПО «БелАЗ» уделяется дальнейшему совершенствованию системы технического сервиса автосамосвалов и др. техники объединения. Главное направление в этой работе – поэтапный переход к формированию в регионах специализированных сервис-центров, готовых предложить самый широкий диапазон услуг – от пусконаладочных работ при вводе машин в эксплуатацию до полного (абонентского) обслуживания техники в течение всего ее жизненного цикла.

Мировая практика подтверждает, что такой уровень сервиса позволяет поддерживать КТГ (коэффициент технической готовности) машин на уровне не ниже 0.85–0.9. Первым опытом реализации системы полного сервиса стал сервис-центр при Жайремском ГОКе (Казахстан), созданный «АК Технокомплект» при технической поддержке ПО «БелАЗ».

В 2002 г. сервисная сеть «БелАЗа» расширится за счет создания новых предприятий «БелАЗ-сервис» в Казахстане, Узбекистане, Якутии и Украине.

Сегодня ПО «БелАЗ» располагает 27 независимыми дилерами, 33 техническими центрами и опорными пунктами с общей численностью сотрудников около 600 человек. Все они трудятся в 49 странах СНГ и дальнего зарубежья. Потребители продукции объединения «БелАЗ» заинтересованы в закупках надежной техники с высокими технико-эксплуатационными характеристиками. Всеми мировыми производителями техники, в т.ч. ПО «БелАЗ» эта задача решается путем комплектации машин узлами, агрегатами и деталями как от лучших отечественных, так и зарубежных поставщиков. Это обстоятельство объясняет пристальное внимание к конференции (и активное участие в ней), представителей целого ряда фирм – постоянных и потенциальных партнеров объединения: Bridgestone, Cummins, DEUTZ, Bosch Rexroth, Manuly, Sempt PRODUCTION и др. Трибуна конференции была предоставлена и для этих фирм.

П.Л.Мариев призвал участников конференции к честному и объективному обсуждению реальных качественных характеристик продукции «БелАЗа» и особенно комплектующих.

Оба дня работы конференции шел конструктивный разговор о комплексе практических мер для достижения стратегической цели ПО «БелАЗ» – упрочить свои позиции и расширить собственный сегмент на международном рынке карьерного транспорта как фирмы, производящей горно-транспортную технику, характеризующуюся высокими технико-эксплуатационными характеристиками при сравнительно небольших затратах на ее приобретение и эксплуатацию.

В докладе ОАО «Электротяжмаш» (Екатеринбург) показана номенклатура изделий, направленных на решение задач механизации работ в горной промышленности. В последние годы для карьерных самосвалов разработаны и освоены в производстве синхронные генераторы переменного тока мощностью 800 кВт и 1400 кВт. Генераторы унифицированы и могут использоваться на самосвалах грузоподъемностью 120 т, 180 т и 240 т с отечественными и импортными дизелями. В настоящее время изготовлено и введено в эксплуатацию более 100 таких генераторов.

Объединение «Электросила» сотрудничает с «БелАЗом» в части поставок тяговых двигателей постоянного тока мощностью 640 кВт для автосамосвала грузоподъемностью 220 тонн. Первые образцы этих двигателей находятся в опытной эксплуатации на разрезе «Кедровский», в 2001 году их изготовлено 50 шт. В настоящее время для машин грузоподъемностью до 120 тонн спроектирован тяговый двигатель постоянного тока мощностью 400 кВт.

На сегодняшний день АО «Электросила» планирует начать работы по проектированию комплектного тягового электропривода переменного тока мощностью 2000–3000 кВт для БелАЗов грузоподъемностью 240–420 тонн.

Конфигурации, техническим параметрам и перспективам развития секционных гидравлических насосов для мобильной техники заводов «БелАЗ», «МоАЗ», «АМКОДОР», «КРАНЭКС», «Ковровец» и др. был посвящен доклад фирмы Bosch Rexroth. Сегодня практически на всех гидравлически насыщенных машинах используются сдвоенные или строенные секционные насосы. Очевидные преимущества (простота и компактность) привода секционных насосов сделали их неотъемлемыми узлами привода многих землеройных, транспортных и грузоподъемных машин. БелАЗы – не исключение: так, установка тандемного насоса на автосамосвалах позволила устранить в их конструкции коробку отбора мощности, тем самым существенно повысить надежность машин.

Директор НВК «ВИСТ» Д.Я.Владимиров сообщил, что на разрезе «Черниговец» в конце февраля 2002 года вводится в действие система автоматической диспетчеризации и регистрации работы парка автосамосвалов из 30 единиц. Подобная система этой фирмы уже функционирует на Полтавском ГОКе.

Результаты эксплуатации и пути повышения конкурентоспособности шин для карьерного транспорта содержал доклад РУП БШК «Белшина». В настоящее время комбинат выпускает крупно и сверхкрупногабаритные шины диагональной конструкции, ходимость которых ниже в 1.7–2 раза радиальных цельнометаллокордных импортных шин. Ходимость шин от БШК «Белшина» на некоторых горных предприятиях составляет 84–86 тыс.км и приближается к уровню, достигнутому конкурентами (108–112 тыс. км).

Для комплектации модернизируемой и вновь создаваемой техники, намеченной к выпуску на «БелАЗе» в 2002–2005 гг. БШК «Белшина» планирует провести реконструкцию и техперевооружение завода СКГШ, с тем, чтобы освоить производство цельнометаллокордных шин.

Большая доля докладов была посвящена опыту эксплуатации техники ПО «БелАЗ», накопленному крупнейшими ее потребителями – карьерами ОАО «Карельский Окатыш», ХК «Кузбассразрезуголь», АК «АЛРОСА», ГУП «Якутуголь», Алмалыкского ГМК. Обобщая представленный в докладах опыт, необходимо отметить:

•    БелАЗы с двигателями Cummins – на сегодня одни из надежных и производительных;

•    на угольных разрезах Кузбасса БелАЗы занимают доминирующее положение; и сегодня, после резкого снижения качества двигателей УТМЗ для 220-тонных БелАЗов, ХК «Кузбассразрезуголь» будет закупать БелАЗы только укомплектованные двигателями Cummins;

•    наиболее высокие результаты эксплуатации карьерного автотранспорта достигаются при его обслуживании фирменной сервисной службой;

•    при правильно выбранном типе и модификации автосамосвала, соблюдении графиков ТО и ТР автосамосвалы БелАЗ реально конкурируют с более капиталоемкими моделями других производителей; поэтому для значительного большинства карьеров России и стран СНГ продукция БелАЗа остается наиболее оптимальной по критерию себестоимости перевозок и качества транспортного обеспечения;

•    эксплуатация новых и модернизированных моделей БелАЗов обеспечивает высокие технико-экономические показатели транспортного обслуживания горных предприятий, работающих в экстремальных климатических и горнотехнических условиях (ГУП «Якутуголь», Алмалыкский ГМК);

•    принятый на ПО «БелАЗ» курс на расширение круга фирм – поставщиков комплектующих (в первую очередь, силового агрегата) для автосамосвалов БелАЗ дает реальную возможность потребителю выбрать и качество, и цену продукции.

Сотрудничество фирмы Cummins с заводом «БелАЗ» началось более десяти лет назад, когда первый двигатель КТА38 был адаптирован для установки на 120-тонные автосамосвалы. С середины 90-х годов фирма успешно внедряет новое поколение дизелей серии «Квантум» с интегрированной системой электронного управления и диагностики. Коэффициент технической готовности таких двигателей достигает 0.98, благодаря непрерывному отслеживанию и регистрации около 40 различных параметров его работы в масштабе реального времени. Главная цель фирмы Cummins, преследуемая созданием двигателей серии «Квантум» – максимальное увеличение ресурса двигателя, сопоставимого с ресурсом работы машины, на которой он установлен.

Фирма DEUTZ имеет многолетние традиции в деле разработки и изготовления двигателей для шахтных, карьерных и строительных машин. Для «БелАЗов» грузоподъемностью 130 тонн фирма создала двигатель на базе хорошо зарекомендовавшего себя судового двигателя TBD 620V12, который максимально соответствует всем требованиям силового привода, постоянно работающего в экстремальных условиях.

Фирма DEUTZ будет использовать опыт эксплуатации двигателей этой серии на карьерных автосамосвалах ПО «БелАЗ» с тем, чтобы расширить диапазон модификаций, оснащаемых этими двигателями. В развитие кооперации с ПО «БелАЗ» фирма DEUTZ заключила контракт на строительство завода по производству двигателей различных серий.

Анализу перспектив и задач, решаемых проектировщиками, в части продвижения продукции ПО «БелАЗ» были посвящены выступления представителей институтов СПГГИ им. Плеханова, ГИПРОРУДА, Уралгипроруда, ЗАО «Техноспецсталь-Инжиниринг».

Детальное обсуждение задач сотрудничества ПО «БелАЗ» с поставщиками комплектующих, смежниками и потребителями продолжилось на заседаниях секций под руководством и с участием гл. конструктора А.Н.Егорова, технического директора Г.Я.Горячего, директора по качеству М.Н.Залесского, коммерческого директора А.В.Самолазова, начальника управления маркетинга Ф.Н.Савельева, директора «БелАЗ-Сервис» А.Г.Вериго.

На конференции выступили представители некоторых научно-производственных организаций. Тенденциям развития тягового электропривода переменного тока карьерных самосвалов грузоподъемностью 240–320 тонн был посвящен доклад ФГУП ЦНИИ СЭТ. Институт ЦНИИЧермет им. Н.П.Бардина разработал полный проект нормативно-технической документации на высокопрочные стали, предназначенные для работы в условиях ударных нагрузок, низких температур, абразивных сред, характерных для карьерных и дорожно-строительных машин, дробилок и другого оборудования. Создана технология производства высокопрочного проката в условиях отечественных заводов на экономно легированных составах стали. Новые виды проката рекомендованы к использованию как на машиностроительных заводах, так и в условиях карьеров, например, для упрочнения и защиты кузовов автосамосвалов от абразивного износа.

Форумы производителей и потребителей горной и транспортной техники становятся объектами заинтересованного внимания со стороны банков и финансово-промышленных компаний. И на эту конференцию прибыли первые руководители и начальники отделов пяти крупнейших банков: «Белпромстройбанк» (Минск), «Балтонэксимбанк» (С-Петербург), «Собинбанк» (Кемеровский филиал), Инвестиционно-банковская группа «НИКОЙЛ» (Москва). Выступивший с сообщением вице-президент ИБГ «НИКОЙЛ» П.С.Хорышев подчеркнул, что мировой опыт свидетельствует: лизинг – наиболее эффективный путь для расширения объемов производства и финансирования технического перевооружения как гигантов машиностроения, к которым относится ПО «БелАЗ», так и горнодобывающих предприятий, эксплуатирующих очень капиталоемкое оборудование.

В работе конференции приняли участие: Председатель Минского облисполкома Н.Ф.Домашкевич, работники Посольств Украины и Китая, главы представительств администраций Кемеровской и Читинской областей РФ в Беларуси.

В силу значительности конференции для Беларуси и России ее работа постоянно освещалась в прессе и в теле-радио передачах Беларуси. На конференции работали специализированные российские журналы «Горная Промышленность» и «Горный журнал» и Russian Mining.

Организаторы конференции достигли главных целей: наглядно продемонстрировали современные достижения специалистов и рабочих ПО «БелАЗ» и рассказали о перспективных направлениях в создании карьерной и шахтной техники, убедили участников конференции в том, что современное ПО «БелАЗ» обладает необходимым производственным, инженерно-конструкторским и научно-техническим потенциалом, достаточным, чтобы не только удержаться на традиционных рынках сбыта своей техники, но и расширить его.  

Журнал "Горная Промышленность" №1 2002