Браас уникальное «месторождение» шарнирно-сочленённых самосвалов Volvo

Окончание. Начало в №№ 1–2 (107–108) / 2013

Экскурсия началась с посещения цеха резки металла, оснащённого полностью автоматизированными линиями плазменной раскройки листового проката. Цех встретил нас приглушённым ровным гулом, исходящим от металлорежущих (плазменных) автоматов и работающих фильтро-вентиляционных установок, а также необычно ярким освещением и неожиданно чистой атмосферой. В связи с этим становится понятным, почему в спецоснащение рабочих, обслуживающих плазменные станки и электрокары, входят наушники и защитные очки. Изготовленные здесь детали рамы и кузова самосвалов, пройдя стадию ручной сварки (прихватки), направляются на сварочные автоматы, которых на заводе 23 единицы.

№3 (109) 2013

 Наш гид Ханс Кронквист, при помощи переводчицы Марины Линдроос, был профессионально точен в ответах на все возникшие у нас вопросы. Во время осмотра роботизированных линий плазменной резки металлов он обратил наше внимание на чистоту и высокую точность (±0,1 мм) получаемых кромок металла, которые не требуют какой-либо механической их подготовки для последующей сварки. Более того, шведские инженеры и здесь остались верны себе, усовершенствовав технологию резки листов. В результате, на кромках полученных деталей, с определённым интервалом по длине кромки, выполняются поперечные выступы (буртики) высотой 1,5–2 мм. Благодаря таким буртикам при стыковке деталей для их сварки создаётся равномерный по длине шва и точный по ширине зазор. Эта инновация позволила полностью устранить процесс механической подготовки кромок свариваемых деталей и обеспечила получение глубоко проваренного и прочного шва.

 Во время осмотра столов-станов, на которых крупные детали стыкуются и «прихватываются» ручными сварщиками, наше внимание привлекло их непривычное оснащение. Верхняя часть маски сварщика была соединена гофрированным шлангом с плоской коробкой, подвешенной на его поясе. Благодаря такому оснащению, под маску к органам дыхания сварщика подаётся чистый отфильтрованный воздух, создающий к тому же ещё и небольшое избыточное давление, препятствующее проникновению сварочных газов под маску. Признаюсь, что впервые встретил такое оснащение сварщика, хотя довелось побывать на многих российских заводах, в том числе и самых новых, и на некоторых европейских.

 Как пояснила наша переводчица, на большинстве промышленных предприятий Швеции, в целях создания нормальных и безопасных условий труда, рабочие периодически меняют место приложения своего труда и выполняемые операции, то есть, предусмотрена регулярная ротация рабочих мест. Благодаря такой ротации снижается монотонность труда, часто приводящая к несчастным случаям на производстве и производственному травматизму вообще.149 2

 Примечательно и другое: качество и чистота поверхности швов, получаемых на сварочных автоматах, настолько высоки, что не нуждаются в последующей механической обработке. А изделия после дробе-пескоструйной обработки поступают прямо в цех окраски. По признанию нашего гида, цех окраски стал «бутылочным горлышком»: несмотря на то, что он работает в три смены, а все остальные производства – в две смены. Поэтому в 2013 году намечена реконструкция цеха окраски с его переоснащением, но без расширения производственной площади. На эти цели запланировано вложить более 3 млн евро.

 Созданию безопасных условий работы внутризаводского электротранспорта способствуют и сферические зеркала, подвешенные над перекрёстками внутрицеховых дорог. Нормальные условия труда и отдыха работников обеспечивают два 15минутных перерыва (входящих в оплачиваемое время смены), во время которых в цехах открываются тренажёрные мини-залы (а совсем недавно – курительные комнаты), ну и, конечно же, – 30-минутный обеденный перерыв (не входящий в оплачиваемое рабочее время). По желанию работника завода, он покупает обед в столовой или приносит обеденный «тормозок» из дома, и тогда столовая обязана его разогреть. «Подсмотрели» за операцией сборки и сварки частей кузова самосвала. Интересно, что нормальной комплектации самосвалов днище и борта кузова изготавливаются из стали HARDOX.

 А вот по заказу покупателя в конструкцию кузова могут быть внесены изменения. Например, чтобы днище и борта были обогреваемыми выхлопными газами двигателя.

 В общем, сборочный конвейер завода состоит из 60 станций, где и осуществляется поузловая сборка разных моделей самосвала. Нам показали станции, где ведётся сборка газо-гидравлической подвески для передней части всех моделей самосвала. Для тяжёлых моделей самосвалов (грузоподъёмностью 35 и 43 т) подвеска кузовной части выполняется из резиновых блочных амортизаторов новой конструкции (никаких пружин и деталей из стали не содержащих). Этот тип амортизаторов более надёжен и долговечен, чем газогидравлические. Акцентировали наше внимание на посту сборки тракта отвода с механизмом очистки выхлопных газов, состоящего из 4-х ступеней. В связи со строгими законами по охране воздушной среды, принятыми в ряде стран мира, совершенствованию конструкции тракта отвода и очистки выхлопных газов машин Volvo уделяется самое пристальное внимание.149 3

 Пройдя экскурсионным маршрутом по всей производственной цепочке, мы достигли рабочего поста с необычным названием «Свадьба». Так на заводском сленге называется рабочий пост, где производится стыковка обеих половинок шарнирносочленённого самосвала: шасси-рамы с кузовом и кабины (которая поступает сюда в собранном виде от одного из заводов Volvo). После обязательных процедур проверки работоспособности всех механизмов собранной машины, она выкатывается на площадку, где проходит ходовые и рабочие испытания в течение, как минимум, одного часа. И только после этого самосвал выезжает на площадку готовой продукции, откуда отгружается в адрес заказчика.

 Дорога в Эскильстуну город, в котором находится сердце Volvo СЕ

 По окончании осмотра завода в Брасе, маршрут нашего автобусного путешествия вёл на южное побережье Швеции к городу Эскильстуна. Уже во второй день нашего пребывания в стране нам предстояло ознакомиться с деятельностью Центра поддержки клиентов Volvo и осмотреть экспозицию фирменного музея Munktell. На пути в Эскильстуну мы посетили цех по производству тяжёлых одноковшовых погрузчиков и трансмиссионных систем для всей техники Volvo. Это самое современное высокоавтоматизированное производство в мире; обзор его станций и роботизированных рабочих мест и производственных постов мы совершили, передвигаясь в открытых вагончиках электропоезда.

 Музей Munktell

 Эксперты шутят, что в Швеции самый высокий в мире «удельный вес изобретателей» в расчёте на душу населения страны и на каждый квадратный километр её территории. И в этой шутке велика доля правды. В этом убеждает вся история развития Volvo СЕ, материальные свидетельства которой собраны в коллекции Музея Munktell.

 По прибытии в г. Эскильстуна, уже к вечеру первого дня нашего пребывания в Швеции, мы были размещены в отеле Bolinder Munktell. Затем, пройдя от отеля чуть больше 5 минут, мы оказались в залах Музея Munktell.149 4

 Открытый в ноябре 1991 г. Музей Munktell, в силу исторической ценности собранной коллекции оригинальных механизмов и машин, созданных и выпущенных за первую половину истории компаний Bolinder-Munktell и Volvo, вместе с музейным архивом документов и картин – безусловно уникален и представляет собой отдельную жемчужину в короне мировых достижений промышленной истории человечества. Интересно, что часть малогабаритных экспонатов этого музея выставлена в коридорах отеля, что создаёт атмосферу проживания в интерьерах эпохи начала деятельности инженера и основателя компании Munktell, и плавно подводит к основным и крупномасштабным образцам техники с маркой «BolinderMunktell»: от первых трамвая и паровоза, работающих на дровах, дизельных трактора, парового дорожного катка и т.п. техники до авиационного двигателя и многого другого, что производилось в цехах компании за 180-летнюю её историю. Коллекция музея непрерывно пополняется новыми оригинальными образцами, находящимися в самом различном состоянии и поступающими из различных точек мира. Благодаря упорному труду ветеранов фирмы Volvo и добровольных сотрудников музея каждая из машин восстанавливается и поступает в реестр музейной коллекции Munktell.

 Сердце компании Volvo СЕ

 По меткому и образному выражению г-на Томаса Кута, который на второй день нашего пребывания в гостях у Volvo СЕ встретил нас в офисе региона ЕМЕА: «В городе Эскильстуна находится сердце Volvo СЕ». И пояснил: «В Эскильстуне построен и функционирует Главный клиентский центр Volvo с демонстрационными залами и учебными классами и штаб недавно образованного регионального отделения ЕМЕА». В сферу деятельности отделения входят страны Европы (Е), Ближнего Востока (МЕ) и Африканского континента (А). Кроме того, здесь расположен полигон с рабочими площадками, на которых демонстрируется в работе техника Volvo СЕ и где организовано обучение операторов практическим навыкам управления и обслуживания машин. Затем уже как президент региона ЕМЕА гqн Томас Кута сделал доклад, в котором охарактеризовал финансовые результаты работы Volvo СЕ за II квартал 2012 г., и ознакомил с прогнозными сценариями продаж продукции компании в ближайшие 1–2 года.149 5

 «За отчётный период получены самые рекордные за всю историю Volvo финансовые результаты: оборот составил 84 млрд шведских крон, операционный доход 7,5 млрд шведских крон (второй результат за всю историю компании)… Несмотря на мировой кризис 2011–2012 гг. были самыми лучшими по объёмам продаж строительной техники Volvo… В эти годы объём продаж шарнирно-сочленённых самосвалов Volvo составил 37% от общемирового». При этом особо подчеркнул, что на фоне стагнации и даже снижения объёма продаж продукции Volvo в Европе и Америке, и резком, до 38%, спаде продаж в Китае, российский рынок рассматривается как самый перспективный по сбыту щарнирно-сочленённых самосвалов и другой техники Volvo. В своём докладе Томас Кута рассмотрел некоторые перспективные и концептуальные разработки конструкторов Volvo – в том числе весьма ожидаемые на мировых рынках. Напомнил, что в Эскильстуне, кроме производственных цехов находятся Главный центр конструирования и модернизации узлов и агрегатов строительной техники Volvo, главный и крупнейший центр по производству запчастей. Изготовленные здесь машины и запчасти к ним из города Эскильстуна отгружаются на баржи и корабли, в порту самого большого в Европе озера Мелорен.

 К одному из самых перспективных на ближайшие годы направлений производственного развития компании Volvo отнесены конструирование и развитие масштабного производства широкой гаммы навесного и сменяемого рабочего оборудования для базовых моделей техники Volvo. В этот сегмент производства, а также в создание региональных логистических центров вложены главные инвестиции последних лет. Запланировано создание 4–5 главных центров для поставок навесного оборудования через склады в Европе, России, Турции, Африке. На сегодня 3 центра уже работают в Северной Америке, Китае и Корее. На ближайшие годы, в связи с тем, что клиенты Volvo всё чаще запрашивают более комплексные продукты и решения, это направление становится одним из основных в деятельности компании Volvo на всех континентах мира.

 В России, где функции генерального дистрибьютора Volvo переуступлены (проданы) новой частной компании «Ферронордик», с этой целью уже созданы 62 сервис-центра, количество которых к 2015 году должно достигнуть 100, с годовым оборотам 100 млн евро. В результате перестройки в 2011 году структуры управления мировой деятельностью Группы Volvo сформированы три крупнейших региональных отделения: уже упомянутый ЕМЕА – самый крупный и главный регион (в который включён и Китай); Северная и Южная Америки; Азия. Ответив на наши вопросы, Томас Кута пригласил нас на демонстрационный полигон, где были показаны в работе с шарнирно-сочленёнными самосвалами одноковшовые колёсные погрузчики и экскаваторы типа обратная лопата, а также некоторая другая техника. Гостям была предоставлена возможность «поуправлять» работой в забое экскаватора и погрузчика, а также в качестве второго водителя проехать по горным дорогам сложно-пересечённого рельефа, с предельными уклонами и подъёмами, достигающими 20–22°.

 Признаюсь, проехав дублёром водителя шарнирно-сочленённого самосвала по сложнейшей горной дороге и изучая при этом показания приборов на его панели, я сделал не то чтобы «открытие», но «изобретение» – точно! Суть его в том, что благодаря установленному на самосвале цифровому гироскопу, регистрирующему в непрерывном режиме продольный уклон дороги, по которому он движется, – эти машины можно использовать ещё и для попутного измерения уклонов и подъёмов на трассе карьерных дорог и, таким образом, получить полный продольный их профиль. Неплохой помощник маркшейдерской службе, и даже специалистам, отвечающим за содержание карьерных дорог, не правда ли? Не сомневаюсь, эту «попутную выгоду» отметили и используют специалисты горных предприятий, эксплуатирующих самосвалы Volvo.

 Несмотря на плотный рабочий и досуговый график с постоянными автобусными переездами, пресс-тур не оставил ощущения перегруженности, тем более, – усталости. И в этом заслуга организатора поездки – компании Volvo и их маркетинговых представителей в России – Виктории Фоминой и Елизаветы Фроловой, а также гида-переводчика Марины Линдроос, сопровождавших нас по шведскому турне. С их помощью компания Volvo и Королевство Швеции стали мне лично ближе и понятнее. Большое им спасибо, всех благ и дальнейших успехов всем сотрудникам компании Volvo.

 М.Н. Котровский, (фото автора)

Ключевые слова: Браас, шарнирно-сочленённый, самосвал, Volvo

Журнал "Горная Промышленность" №2 2013 стр.149