3-я ежегодная конференция «УГОЛЬ СНГ 2007»

Конференция состоялась в г Алушта (АР Крым) 15-16 марта 2007 г В программе работы конференции были предусмотрены четыре сессии: 1-я сессия - «Рынок энергетического угля»; 2-я сессия - «Рынок коксующегося угля и кокса»; 3-я сессия - «Транспортная инфраструктура: перспективы развития морских и железнодорожных перевозок угля»; 4-я сессия - «Технологии и оборудование».

Организаторы конференции: ИА «Металл-Курьер», журнал «Промышленные грузы», компания «Бизнес-Форум». Генеральный спонсор - Capital Equipment & Technology Corporation (CETCO), спонсоры - «Импром-лизинг», Inspectorate, LECO, DRESSTA Co Ltd. (Польша) и FERRIT (Чехия).
1-я сессия: «Рынок энергетического угля»

С докладами по теме 1-й сессии выступили представители журнала «Промышленные грузы», государственных предприятий «Уголь Украины» и «Укруглекачество», корпорации «Донбасская топливно-энергетическая компания».

По оценкам журнала «Промышленные грузы», содержащимся в докладе «Перспективы развития российского рынка энергетического угля в 2007 году» (Ульянова Э.Г.), в 2007 году на внутреннем рынке энергетического угля в России баланс спроса и предложения будет относительно устойчивым. Объемы экспортных поставок энергетических углей сохранятся на стабильно высоком уровне, хотя не исключен рост поставок в страны Восточной Европы и Азии.

В течение 2003-2006 годов рынок энергетического угля в России демонстрировал устойчивый рост, что было обусловлено высоким спросом и благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке, интенсивной реализацией инвестиционных программ в сферах производственно-технического и инфраструктурного развития угольных компаний и холдингов.

В общем объеме угледобычи в РФ доля энергетического угля в 2006 году выросла до 78% и составила более 241 млн. тонн. Основные объемы добычи обеспечили Кемеровская область - 51% от общей добычи энергетического угля в России, Красноярский край - 16%, Иркутская область - 5%, Республика Хакасия - 4.4%. По оценкам журнала «Промышленные грузы» в текущем году добыча энергетического угля в РФ может вырасти на 5.5-6 млн.т до 247 млн.тонн.

Учитывая растущее энергопотребление в России (в течение 2006-2007 гг. - в среднем на 4-4.5%), поставки углей для обеспечения электростанций в 2007 году могут увеличиться на 4-5 млн. тонн до 100 млн.т.

По итогам 2006 г. экспортные отгрузки российских углей увеличились на 12%, до 89.8 млн. тонн. По оценкам журнала «Промышленные грузы», это стало возможным за счет ввода в эксплуатацию специализированного угольного терминала в порту Мууга (Таллин) и увеличения мощностей комплекса «Ростерминалуголь» (Усть-Луга).

В начале 2007 г. большинство российских компаний заключили годовые контракты на поставку энергетического угля на внешние рынки по ценам, превышающим уровень 2006 г. в среднем на 10-15 долл. США за тонну.
Главные выводы доклада - на рынке энергетических углей в РФ в 2007 году сохранится баланс спроса и предложения, а также будет стабильно высоким уровень поставок углей на экспорт.

В докладе представлена серия диаграмм, характеризующих долю крупнейших угледобывающих компаний РФ в объеме добычи, динамику роста добычи углей (коксующихся и энергетических), структуру их потребителей в стране, а также динамику экспорта российских углей в 2006 году.

Кроме того, показана мощность морских портов (и степень их загрузки в 2006 г.) Балтии, Севера РФ, Дальнего Востока, а также Черного и Азовского морей. Диаграммы показывают, что мощности всех портов Балтии по перевалкам углей на экспорт имеют небольшой резерв (от 0.3 до 4.2 млн.т), портов Дальнего Востока - от 0.4 до 2.5 млн.т, портов Севера РФ - от 0.8 до 1.4 млн.т. Мощности портов Черного и Азовского морей имеют значительно меньший резерв -от 0.1 до 1.6 млн.т. Согласно оценкам журнала мощности портов Бердянск, Керчь и Мурманск в 2006 г. полностью исчерпаны.

Особенностям формирования цен на рынке энергоуглей в Украине был посвящен доклад Позигуна М.П., первого зам. генерального директора ГП УГОЛЬ Украины. Докладчик сообщил, что на текущий момент 95-96% угольной продукции предприятий Ми-нуглепрома Украины реализуется через созданное ГП УГОЛЬ Украины. Цель создания этого госпредприятия - максимальное обеспечение угольной продукцией предприятий страны, с учетом антидемпинговой политики государства на внутреннем и внешнем рынках на угольные цены, поддержка угольной отрасли Украины за счет оптимизации платежей. В прошедшем году в Украине организационно оформлен оптовый рынок угольной продукции путем подписания договора участников угледобывающих предприятий, подчиненных Минуглепрому Украины. Оператором оптового угольного рынка было избрано государство в лице Минуглепрома.

Далее рассказал о системе обеспечения стабильности цен на угольную продукцию и мерах по государственной дотации угледобычи и обогащения в Украине. В частности, отметил, что оптовый рынок призван поставить под контроль качество, объемы и сроки поставок углей по договорам. По расчетам оптовый рынок позволит противостоять диктату потребителей в ценах на угольную продукцию, предотвращая неоправданные поставки углей из-за рубежа и в ущерб отечественной угледобычи, а также сделать прозрачным механизм распределения угольной продукции. Кроме того, государство рассчитывает на то, что функционирование оптового рынка сбыта углей позволит регулировать потребление угольной продукции на внутреннем рынке, оперативно изменяя объемы импорта и экспорта углей, что, в конечном итоге, должно обеспечить устойчивое развитие угольной отрасли Украины.

В качестве главного инструмента регулирования внутреннего рынка угольной продукции и мерой противодействия демпинговым ценам на уголь некоторых потребителей была сделана попытка ввода единых объективно и рыночно устанавливаемых цен на угольную продукцию в Украине. Эта попытка оказалась безуспешной: «так как, во-первых, отсутствуют сертификаты на угольную продукцию, и во-вторых, сегодня нет надежной методики установления рыночных цен на угольную продукцию в Украине; и, в-третьих, в практике взаимоотношений производителя и потребителя углей диктат цены потребителя - дело обычное.»

Понятно, что реальная стоимость энергетических углей может быть оценена лишь в условиях функционирования открытого рынка, т.е. на основе баланса спроса-предложения. К сожалению, в Украине такого рынка пока не сформировано, а затраты на производство угольной продукции в Украине настолько высоки, что не могут быть покрыты приемлемыми для потребителей ценами. С другой стороны, в Украине в условиях диктата цен потребителей и отсутствия единой методики установления цены на угольную продукцию, угольная отрасль столкнулась с проблемой, когда поддержка угледобывающих предприятий из инструмента эффективного обеспечения пропорций угледобычи превращается в инструмент финансирования потребителей, оставляющий производителей углей без соответствующих компенсаций их повышенных затрат. В сложившихся условиях в Минуглепроме Украины изучается механизм ценообразования на угольную продукцию по ее калорийности с таким расчетом, что совместно с энергетиками механизм может быть запущен в работу с 1 апреля 2007 г.

Из-за несбалансированности цен на уголь и другие виды углеводородного топлива (газ, нефть) и имея ввиду постоянную неудовлетворенность спроса на уголь тепловых электростанций, в Украине неизбежно повышение цен на угольную продукцию.

В соответствии со стратегическими целями по обеспечению ценовой конкурентоспособности углей для электростанций (по сравнению с мазутом и газом), недопущению дальнейшего разбалан-сирования рынка топлива для энергогенерации и более полному обоснованию экономически оправданных цен и формированию надежных фондов поддержки угольной отрасли, Минуглепром Украины намерен перейти к политике граничных (допустимых) цен на энергетическую угольную продукцию.

Докладчик, подробно рассказав о методике установления верхней и нижней граничных ценах на угольную продукцию и их роли в повышении надежности и эффективности деятельности угольной отрасли Украины, заявил, что сегодня Украина располагает достаточными мощностями углепроизводства для поставок продукции в требуемом объеме в страны ближнего и дальнего зарубежья.

О положительном опыте интегрирования угледобывающих предприятий в электроэнергетическое производство рассказал Кошелев И.А., руководитель департамента ДТЭК («Донбасской топливно-энергетической компании»).

ДТЭК - первая в Украине частная вертикально-интегрированная компания (Холдинг), начавшая деятельность в 2002 г. с неформального объединения в единую структуру 15 предприятий, составляющих полную цепочку технологических процессов: от добычи углей до поставки выработанной на угле электроэнергии. Рассказывая о структуре холдинга, направлениях и масштабах его инвистиционной деятельности, отметил: основу угледобывающих активов составляют шахты ПО «Комсомолец Донбасса» (за 2006 г общая добыча углей составила 17.2 млн. т); углеобогащение ведется на ЦОФ «Павлоградская»; блок электрогенерации представлен мощностями первой в Украине частной генерирующей компании «Востокэнерго», включающей три угольные электростанции, потребляющие около 9 млн. т угля в год; дистрибуцию электроэнергии осуществляет собственное энергопоставляющее подразделение холдинга. Выделил главные достоинства вертикальной интеграции: гарантированный сбыт добываемого угля и своевременная его оплата; постоянный рост объемов и эффективности использования инвестиций в переоснащение угольных и генерирующих активов; заметное снижение удельного потребления углей в производстве электроэнергии; стабильность и равномерность марочного состава и качественных характеристик углей, поступающих в генерирующие активы, что создало благоприятные условия для полного их перевода на угольное топливо и отказа от использования подпитки газом.

Главные успехи холдинга: за 3-4 года значительно возросла выработка и потребление электроэнергии, наметились хорошие перспективы стабильного роста объема электрогенерации на угольном топливе и поставок электроэнергии. Сегодня холдинг обеспечивает 5% выработки электроэнергии в Украине и 45% - в Донецкой области.

В докладе, посвященном роли угля в ТЭБ Украины и мерах по повышению его качества (Моцак Т.А., ГП «Укруглекачество») отмечено, что горнодобывающая отрасль Украины относится к числу трех приоритетных базисных отраслей государства. Украина имеет наибольший в Европе минерально-ресурсный потенциал и может войти в десятку основных горнодобывающих стран мира. На территории Украины разведано свыше 8 тыс. месторождений 90 видов полезных ископаемых, половина из которых разрабатывается. Роль угля для экономики Украины трудно переоценить. На Украине около 3.5% мировых запасов угля. На современном этапе доля угля в общем топливно-энергетическом комплексе ресурсов государства составляет более 85%. Более 80% угля идет на производство кокса и электроэнергии, наибольшим потребителем которых является металлургическая отрасль - основной экспортер государства. В энергетическом балансе Украины уголь еще длительное время будет оставаться одной из основных составляющих, определяя стратегическую политику по развитию горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Однако, несмотря на то, что собственная добыча угля обеспечивает практически все потребности, с 1992 г. импорт превышает экспорт, что обусловлено сложностью обеспечения электроэнергетики, коммунальной сферы и населения углем и брикетами необходимого качества. Такая ситуация приводит к замещению углей природным газом и повышению зависимости страны от импорта энергоносителей.

В докладе перечислены ключевые факторы, влияющие на формирование тенденций в угольной отрасли, среди которых ухудшение горно-геологических условий добычи, морально и физически устаревшее оборудование, хроническая нехватка средств и высокая себестоимость добычи, нерешенность вопроса баланса интересов страны и бизнеса, диспропорции цен на горное оборудование и угольную продукцию, непрестижность шахтерского труда.

Характерной особенностью развития отрасли является противоречие в горнодобывающей и обогатительной подотраслях, выраженное в снижении качества добываемых углей при одновременном росте требований к качеству концентратов. Разрешение этого противоречия докладчик видит в повышении качества рядовых углей за счет восстановления сортировочных комплексов на шахтах.

Для этих целей может использоваться предварительное сухое обогащение, которое позволяет отделить чистую породу и понизить зольность рядового угля, уменьшить нагрузку по породе на обогатительное оборудование. Сухой метод обогащения с применением вибропневматической сепарации может широко применяться при предварительной переработке горной массы угледобывающих предприятий с целью снижения зольности рядового угля, а также для доизвлечения горючей массы из породоугольных отвалов.

Значительная часть доклада посвящена рассказу об участии специалистов ГП «Укруглекачество» совместно с другими организациями в реализации проектов обогатительных установок, в обследовании шахт и в оценке соответствия угля и продуктов его переработки, всего спектра услуг базовой метрологической службы Украины. В докладе отмечена необходимость соответствия менеджмента качества стандарту ISO 9001:2000: «Сегодня, не имея сертифицированной системы менеджмента качества по ISO 9001:2000, предприятие не может реально конкурировать как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Среди зарубежных компаний такая сертификация уже прочно вошла в практику их деятельности, представляя по существу «визитную карточку» компании, свидетельствуя о ее возможностях и надежности».

Статистика показывает, что страны мира, являющиеся экономическими лидерами, занимают первые места по количеству сертифицированных систем менеджмента качества, а отсутствие системы менеджмента качества не позволяет ряду предприятий участвовать в международных проектах. Например, по данным Минэкономики России (2002 г) отсутствие сертификатов на систему менеджмента качества не позволило выполнить заказы примерно на 4.5 млрд. долл. США.

В докладе дана оценка успеха внедрения стандартов ISO 9000 (на 85-90%) от личности высшего руководства (его опыта, знаний, интуиции), от поддержки мер и политики персоналом, от желания сотрудников трудиться. В заключении докладчик сказал: «качество - это проблема, объединяющая всех. Она одинакова важна для всех стран, независимо от размеров и их территорий, социального строя и состояния экономики».
2-я сессия: «Рынок коксующегося угля и кокса»

Во 2-й сессии, самой продолжительной и представительной по числу участников и делегатов конференции, были заслушаны 7 докладов и одно информационное сообщение. Сопоставительные данные о рынках коксующегося угля России и Украины содержал доклад ИА «Металл-Курьер (А. Кашнина). В частности, в диаграммах показана динамика ежегодной общей добычи коксующихся углей за период с 2002 по 2006 г. в России (от 60 до 75 млн.т), в Украине (от 26.5 до 22 млн.т). Приведены 12 основных потребителей угольного концентрата и объемы ежегодного потребления (за 2004-2007 гг.) в России (суммарный объем от 44 млн.т в 2004 г до 47 млн.т в 2007 г.) и 15 потребителей в Украине (суммарный объем от 29.3 млн.т в 2004 г. до 28.3 млн.т в 2007 г). В докладе представлены ежегодные объемы добычи коксующихся углей по основным углепроизводящим предприятиям России (14 предприятий) и Украины (14 предприятий) за период с 2004 по 2006/07 годы. Кроме того, в докладе приведены сведения о географии и структуре экспорта коксующихся углей России, динамика импорта коксующихся углей и концентрата в Украину за 2005-2006 гг., показаны основные предприятия-импортеры в Украине, а также некоторые другие сведения. Динамика цен на коксующийся уголь в России за 2006-2007 гг. характеризуется относительной стабильностью (по марке КО) в районе 50 долл./т (до сентября 2006 г.) и быстрым ростом (к январю 2007 г.) до 60 долл./т. По марке Ж цены были относительно стабильны в районе 80 долл./т с провалом до 65-68 долл./т в период с мая по октябрь 2006 г. и ростом до 84 долл./т с января 2007 г.

Динамика цен на коксующиеся угли в Украине за тот же период времени характеризуется практически стабильным уровнем в период с января по август 2006 г в диапазоне 68-70 долл./т (марка Ж) и 77-75 долл./т (марка К) и резким скачком с ноября 2006 г до 95-94 долл./т и 102-98 долл./т, соответственно, и их сохранением на этих уровнях по февраль-март 2007 г.

Перспективы роста добычи коксующихся углей в России обеспечиваются имеющимися запасами, модернизацией обогатительных и добывающих активов и все большим привлечением частных инвестиций для этих целей. В Украине перспективы роста сдерживаются государственным финансированием отрасли, уровень которого не всегда соответствует ее потребностям.

Другие важные аспекты темы сессии были освещены в докладах «Рынок коксующегося угля в России и возможности экспор~ та» (Шмаков Е.В., «Северсталь»), «Потребление коксующихся уг~ лей Украины. Проблемы и перспективы» (Дроздник И.Д., УХИН), «Независимая инспекция качества продукции, как способ предот~ вращения конфликта интересов» (Околичный Н.В., Instectorate), «Снижение рисков инвестиционных проектов при добыче коксу~ ющихся углей на примере проекта освоения ранее ликвидирован~ ной шахты «Северная» («ШахтИнвестКузбасс», Копылов П.И.); Со~ стояние и перспективы рынка кокса России и Украины (И.А.Ме~ талл-Курьер», Кузьмин А.Н.); ОАО «Кокс» на рынке кокса России, СНГ и дальнего зарубежья (ОАО «Кокс», Курсов В.А.); Рынок кок~ са в Украине. Проблемы - новые требования к качеству (УНПА «Укркокс», Старовойт А.Г.).

3-я сессия: «Транспортная инфраструктура: перспективы развития морских и железнодорожных перевозок угля»

Работа 3-й сессии была полностью посвящена обсуждению современного состояния и перспектив развития железнодорожных и морских перевозок углей.

С подробными докладами о состоянии и возможностях расширения специализированных портовых мощностей выступил зам. нач. порта Южный МТП (Украина) Диденко Р.И., о перспективах увеличения объемов перевалки углей в портах Украинского Дуная (на примере Ренийского МТП) - зам. нач. 3-го грузового района В.И. Меркулов.

Положению дел с надежным обеспечением железнодорожных перевозок углей на экспорт через порты Украины были посвящены доклады «Повышение уровня качества транспортного обслуживания клиентуры и проведение взвешенной тарифной политики при перевозках грузов железнодорожным транспортом Украины» (Укрзализныца, В.В. Красножен) и «Казахстанская железная дорога в европейских странах СНГ и странах Балтии» (АО «НК» Казахстан темiржолы в европейских странах, СНГ и странах Балтии», А.Е. Темиргалиев).

Наибольший накал дискуссий отмечен при обсуждении вопросов обеспечения сохранности углей при их ж.-д. перевозках по Крымскому полуострову и низкого уровня ответственности украинской ж.-д. за сохранность углей, по вопросам предоставления подвижного состава украинским шахтам, его хронического дефицита и низкого качества (высокой изношенности), а также обеспечению экономически оправданных пропорций углей разных марок при производстве кокса на российских и украинских заводах.

Методы и экономические аспекты практического разрешения проблемы нехватки подвижного состава для дальнемаршрутных перевозок углей из России и Украины содержались в докладах «Лизинг подвижного состава» («Инпромлизинг», Бардин Д.В.) и «Перспективы рынка подвижного состава в контексте развития независимых операторских компаний» («Промышленные грузы», А.В. Бондаренко).

Сессия показала, что в России, Украине и Казахстане схожие и одинаково остры проблемы обеспеченности перевозок углей подвижным составом. При предельно высокой (до 70-80%) изношенности подвижного состава его дефицит железнодорожники намерены покрывать в 2007 г. закупкой по 8000-8800 полувагонов, соответственно, для Украины и Казахстана. Вместе с тем, в России т Казахстане уже 40-50% подвижного состава приватизированы грузоотправителями. В Украине, прежде всего, из-за крайней убыточности перевозок углей и руд по железным дорогам в 2007 г. на-
мечено провести ее акционирование. В связи с чем подвижной состав будет передаваться в собственность грузоотправителям, что, по расчетам железнодорожников, обеспечит хозяйское отношение к полувагонам, приведет к увеличению срока их службы и меньшим издержкам на эксплуатацию и ремонт.

4-я сессия: «Технологии и оборудование»

На 4-й сессии перед участниками конференции выступили представители фирм, поставляющих горное, обогатительное и лабораторное оборудование и машины. Были заслушаны презентационные доклады: Западные технологии обогащения угля в России и СНГ (СЕТКО, Новак В.И.); Лабораторное оборудование компании LECO (Leco Instrumente Plzen spolsr.o, Балабин А.Е.); Применение тяжелых горных машин производства компании DRESSTA в добыче и транспортировке угля (DRESSTA Co Ltd., Кшиштоф Скужевски); Новое направление в шахтном транспорте (Ferrit в России, Котиков Е.А.); Автоматизированные лавы маломощных пластов с управлением комбайном и крепью и интегрированным геомеханическим прогнозом опасностей (Marco Systemanalyse und Entwicklung GmbH, Stefan Kutsch); Рынок РТИ для угольной промышленности СНГ (Уральский завод РТИ, Двинин А.Н.); Тенденции развития силовой и управляющей гидравлики в механизированных крепях на основе опыта ООО «Завод горных машин «ГЛИНИК» (GLINIK, Stanislaw Falat).

Во всех докладах представлена информация о масштабах использования, конкретных потребителях продукции этих фирм в России, Украине, Казахстане, а также даны некоторые оценки перспектив и эффективности его применения.

Участники конференции получили возможность убедиться в том, что, несмотря на известные различия и особенности развития угольных отраслей своих стран, открытый рынок угольной продукции объективно консолидирует страны СНГ не только общностью проблем, но и путями их разрешения.

М.Н. Котровский, журнал «Горная Промышленность»

Журнал "Горная Промышленность" №3 2007