Старейший горный инженер России участник Великой Отечественной войны всё ещё в боевом строю!

Интервью с Иваном Михайловичем Паниным, старейшим горным инженером РоссииИнтервью с Иваном Михайловичем Паниным, старейшим горным инженером России (родился в 1918 году, окончил Московский горный институт в июне 1941 года), участником Великой Отечественной Войны (1941-1945), профессором Российского университета дружбы народов (РУДН), почетным членом Академии Горных Наук.

Уважаемый Иван Михайлович! Я знаю Вас и Вашу семью практически всю свою жизнь. Поэтому редакция журнала «Горная промышленность» поручила мне взять у Вас интервью в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мне всегда казалось, что, закончив в июне 1941 г. Московский горный институт (МГИ), на войну Вы ушли в звании офицера...

– Из МГИ я вышел не лейтенантом запаса, как положено, а рядовым необученным... Дело в том, что в 1939 г., когда я успешно завершил 3-й курс института и нас летом должны были отправить в военные лагеря, тогдашний нарком обороны СССР К. Ворошилов отменил военную подготовку в вузах. В 1941 г. ее восстановили, но наш поток вышел из института в «звании» рядовых необученных. Учили нас в институте на артиллеристов.

Как Вы в «звании» рядового необученного оказались на войне?

– 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, а 24 июня я защитил диплом в МГИ. Хотелось сразу пойти в военкомат, но нам перед строем объявили, что есть директива горняков в армию не брать, и нам следует отправляться по месту распределения. А распределили меня на Урал, на Бакальский железный рудник в Саткинском районе Челябинской области. Три месяца я отработал на руднике горным мастером, затем меня назначили начальником участка. В ноябре 1941 г. пришла повестка из Саткинского военкомата. Вот так я оказался почти на войне. Почти потому что два месяца нас обучали в Сатке военному делу.

Вооружения никакого – помню деревянные муляжи минометов, винтовок, два месяца бегали по морозу в своей гражданской одежде. В конце декабря нас посадили в эшелон и прибыли мы под Ярославль, где нас одели в военную форму и выдали оружие. Вот так началась моя жизнь на войне.

На какой фронт Вас направили воевать?

– Отправили на Калининский фронт в район Осташково. Зачислили меня в минометную роту 59 отдельного лыжного батальона, который входил в 33 стрелковую дивизию. Вскоре мы оказались в лесах, окружавших городок Холм, он был занят немцами. Сплошные топи и болота. Позже наша стрелковая дивизия получила звание «Холмской». В этих топях мы участвовали в боях местного значения, жили практически в лесу или окопах, спали в валенках и ушанках. Фронт практически стоял без движения, а задача, поставленная командирами, была проста – «не давать противнику покоя».

В мае 1942 г. я оказался в прифронтовом госпитале, на ногах появились незаживающие открытые раны, все из-за сырости. На излечении я находился май и июнь, а в июле меня направили в 92-й саперный батальон, в котором я прослужил до конца войны. Присвоили мне вначале звание ефрейтора, а затем сержанта. И так до конца 1943 г...

Весной или в самом начале лета 1944 г. мы двинулись в наступление. Помню, как мы взяли Пушкинские горы. Впервые с воздуха нас поддерживала фронтовая авиация, такого мы раньше не наблюдали.

И Вы со своим батальоном двинулись на Запад?

– До конца 1944 г. мы воевали в Прибалтике, затем нас перебросили под Варшаву. Входили мы тогда в состав 1-го Белорусского фронта. Начиная с этого времени, мы гнали отступающих немцев вплоть до реки Одер, и подошли к Берлину в середине апреля 1945 г. В истории взятия Берлина известен «бой с прожекторами» на Кюстринском плацдарме, он начался, по-моему, 17 апреля. Я участвовал в этом бою. Последние дни войны я помню хорошо: 21 апреля 1945 г. мы подошли к Берлину, шли ожесточенные бои и немцы начали потихоньку сдаваться, а 1-2 мая, вошли в разрушенный до основания Берлин. Война для многих из нас практически закончилась.

Война закончилась, Вас сразу демобилизовали?

– Нет! Первая (май 1945 г.) и вторая демобилизация в августе 45-го обошли меня стороной. В поверженной Германии я пробыл до ноября 1945 г. Меня, как инженера, направили в демонтажную бригаду, которая занималась вывозом трофейного оборудования.

Ваши государственные награды за участие в Великой Отечественной войне?

– За участие в войне я был награжден 2 орденами: Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, и 15 медалями. Особенно мне дорога медаль «За отвагу». Ее мне вручили в Берлине.Вручение медали «За отвагу»

Вручение медали «За отвагу»

Началась другая, уже гражданская история жизни?

– Пришел я в свой родной Горный институт к проректору Николаю Михайловичу Покровскому. Спрашиваю, что делать, надо ли возвращаться на Урал на Бакальский рудник? Николай Михайлович посоветовал поступать в аспирантуру, я ведь в институте был отличником, меня запомнили.

В январе 1946 г. стал аспирантом кафедры Технологии и комплексной механизации подземной разработки рудных месторождений. Трудностей после войны я не боялся и через два с половиной года защитил кандидатскую диссертацию. Меня оставили работать в МГИ, вначале ассистентом, а в 1950 г. мне присвоили ученое звание доцента.

Иван Михайлович, об участии в Великой Отечественной войне Вы кратко рассказали, насколько позволяют журнальные полосы. Если можно, немного расскажите о Вашей горняцкой преподавательской деятельности. Я абсолютно уверен в том, что сегодня мы не встретим в России действующего профессора в Вашем возрасте – по крайней мере, в системе горного образования, – который практически каждый день ходит на работу и общается со студентами. Завидное долголетие?!

– 10 лет я был деканом в МГИ, получил орден «Знак Почета». В 1960 г. проректору МГИ В.В. Ржевскому, моему другу, с которым я учился до войны в институте в одной группе, поручили провести подготовительную работу по открытию Университета Дружбы народов им П. Лумумбы (УДН), был такой политический деятель в Африке. В 1962 г. меня пригласили в УДН с целью организовать кафедру горного дела. Заведовал я этой кафедрой 30 лет (с 1963 г.).

Работая в УДН, я был несколько раз в длительных командировках в Индии, Судане, Замбии. В этих странах я содействовал организации горного образования, читал лекции, принимал экзамены, руководил дипломными работами и т.п. За работу в УДН меня наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В 2012 г. кафедру горного дела в РУДН переименовали в кафедру Нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела, там пока и тружусь в должности профессора- консультанта. Передаю молодым преподавателям накопленный опыт научной, учебно-методической и воспитательной работы со студентами.С правнуком

С правнуком

В 2013 г. я был избран почетным членом Российской академии горных наук.

Иван Михайлович, редакция журнала «Горная промышленность» и его читатели от всей души поздравляют Вас с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, желают Вам стойкости, а Вашим близким благополучия!

Грунь В.Д., горный инженер, канд. техн. наук, член Союза писателей России

Ключевые слова: горный инженер, участник Великой Отечественной войны, интервью с Иваном Михайловичем Паниным

Журнал "Горная Промышленность" №2 (120) 2015, стр.8